Файл: Экономический угроза безопасность.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение


экономический угроза безопасность

Актуальность темы. Потребность в безопасности - это главная, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, так и государства и общества. В условиях формирования рыночной экономике сфера безопасного существования настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционирования граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности.

Национальная экономическая безопасность - это защищенность экономики страны от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование экономики, подрывают достигнутый уровень жизни населения.

Проблемы обеспечения экономической безопасности страны стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира Современное социально-экономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны российского общества и каждого гражданина в отдельности Можно без преувеличения утверждать что разработка проблем обеспечения гарантированной внутренней и внешней безопасности страны всех ее аспектов и особенно экономической безопасности является приоритетной задачей специалистов в области менеджмента

В настоящее время исследовать явления связанные с проблемой экономической безопасности как в теоретическом так и практическом плане не представляется возможным с той степенью эффективности которая уже сегодня может быть востребована обществом Это связано со слабой разработанностью методологического обеспечения методов и методик проведения исследований Различные подходы авторов работ не носят системного характера предлагают частные узко применимые варианты и требуют существенной доработки которая должна привести к появлению единой теории экономической безопасности и ее обеспечения

Объект исследования - национальная экономическая безопасность предмет исследования - экономическая безопасность в системе национальной безопасности России

Целью работы является изучение проблем экономической безопасности РФ


К задачам изучения относится

- понятие и сущность экономической безопасности

содержание и структура экономической безопасности страны,

классификация угроз экономической безопасности,

механизм обеспечения экономической безопасности страны,

пути решения экономической безопасности в РФ.

1. Понятие и сущность экономической безопасности



.1 Понятие и сущность экономической безопасности



Экономическая безопасность - часть общей системы национальной безопасности страны. Она затрагивает практически все стороны жизни государства общества экономики Ее развитие необходимо рассматривать в общем контексте формирования системы национальной безопасности государства.

С распадом системы государственной безопасности СССР была утрачена концептуальная стратегическая и институционально-организационная основа защиты национально-государственных интересов России как наследницы Советского Союза Старая парадигма государственной безопасности с ее идеологией особым пониманием национально-государственных интересов и системой стратегических приоритетов уже не могла соответствовать новым представлениям о структуре национальной безопасности

Политические социально-экономические геополитические и международные изменения происходящие в ходе реформирования постсоциалистического экономического пространства носят фундаментальный характер и затрагивают весь комплекс отношений и структур в области национальной и международной безопасности Если рассматривать их долговременные стратегические аспекты то объективно складываются следующие элементы формирующейся в условиях перехода к рыночной экономике новой парадигмы

переход в системе международных отношений от концепции баланса сил к концепции баланса интересов

движение от идеологии и структур национальной безопасности конфронтационного типа в сторону моделей основанных на отношениях партнерства и равноправного международного сотрудничества

дополнение принципа защиты территории принципом обеспечения безопасности личности

Концепция национальной безопасности нового демократического суверенного великого государства начала складываться сразу после распада СССР В 1992 г. был принят закон Российской Федерации «О безопасности», определивший ее базовые понятия и элементы В нем были сформулированы понятия безопасности жизненно важных интересов выявлена триада основных объектов безопасности (личность общество государство. В качестве основного субъекта обеспечения безопасности названо государство действующее в этой области через органы законодательной исполнительной и судебной ветвей власти Угрозы безопасности определены как совокупность условий и факторов создающих опасность жизненно важным интересам личности общества государства Разделены реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности исходящие от внутренних и внешних источников опасности



В законе определено что безопасность обеспечивается проведением единой государственной политики в этой области системой мер экономического политического организационного и иного характера адекватно отражающих угрозы жизненно важным интересам личности общества государства в целом

В качестве основных принципов обеспечения безопасности законом от определены:

законность

соблюдение баланса жизненно важных интересов личности общества государства взаимная ответственность личности общества государства по обеспечению безопасности

интеграция с международными системами безопасности

Необходимо отметить что попытки сформировать новую парадигму государственной безопасности в первые годы становления суверенной России базировались на романтических и в некоторой степени примитивных представлениях об отсутствии реальных вызовов и угроз в современном мире Игнорировались факты ожесточенной международной экономической конкуренции конфликтность и противоречивость современной мировой системы где столкновение сил и интересов не затухает но меняет свои конфигурации Попытки выстроить реальную политику на основе концепции баланса интересов моделей партнерства и международного сотрудничества принципов защиты прав человека и безопасности личности при идеализации данных положений и отсутствии необходимых ресурсов и механизмов для защиты собственных национальных интересов привели к серьезной сдаче геополитических и геоэкономических позиций страны

В то же время возник целый шлейф принципиально новых и опасных угроз как в политической так и в экономической сферах Поэтому работа над формированием новой парадигмы национальной безопасности России не прекращалась.

С середины 1994 г. под эгидой созданного и набравшего необходимый государственный авторитет Совета безопасности начинается разработка концепции экономической безопасности которая была обнародована в начале 1995 г. как Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации и введена в действие Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. №608.

В период 1995-1997 гг. был уточнен ряд принципиальных положений объявленной ранее парадигмы национальной безопасности Разработанная система включает определение концепции национальной безопасности как опорной конструкции непосредственно связанной с национальной идеей национальными ценностями и традициями вековыми интересами населения и государства На базе этой концепции и сформировалась стратегия национальной безопасности в которой отражаются фундаментальные цели приоритеты весь комплекс жизненно важных интересов страны Временные горизонты охватываемые стратегией простираются на период до 50 лет


Руководствуясь концепцией и стратегией государство и его соответствующие органы получили возможность разрабатывать долгосрочные прогнозы и программы обеспечения национальной безопасности по основным направлениям их реализации через проведение политики национальной безопасности.



.2 Содержание и структура экономической безопасности страны



Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Необходимость обеспечения экономической безопасности как составной части национальной безопасности существенно возрастает в условиях кризисной фазы развития Значимость макроэкономических аспектов экономической безопасности заметно повышается также в условиях крупных национально-государственных преобразований затронувших в последние несколько лет Россию

Экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру решения этой проблемы позволяет вычленить три ее важнейших элемента

экономическую независимость которая в условиях современного мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами достижение такого уровня производства эффективности и качества продукции который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле кооперационных связях и обмене научно - техническими достижениями

стабильность и устойчивость национальной экономики предлагающие защиту собственности во всех ее формах создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности сдерживание факторов способных дестабилизировать ситуацию

способность к саморазвитию и прогрессу что особенно важно в современном динамично развивающемся мире

В переходный период государственная стратегия экономической безопасности должна быть ориентирована в первую очередь на поддержание достаточного уровня жизни населения обеспечение социально-политической безопасности общества сохранение основ конституционного строя государства и формирование устойчивой системы национальных ценностей и интересов


Важнейшей проблемой характеристики экономической безопасности на макроуровне является определение ее основных критериев

В условиях глубокого кризиса разнообразия переходных процессов таким критерием может быть «минимум совокупного ущерба наносимого обществу экономике человеку» конкретизацией такого подхода выступает принятие в качестве критерия безопасности особой пограничной «черты» как признака критического или порогового состояния социально-экономической системы за пределами которого возникает угроза или даже фактически происходит деградация и разрушение этой системы

Понятие безопасности тесно связано с категорией риска Долгое время в теории и практике управления экономикой учитывались неизбежные факторы экономического риска Между тем использование категории риска позволяет значительно повысить эффективность управления особенно в случае когда на смену методам административно-командного хозяйствования приходит система преимущественно рыночных взаимосвязей в экономике когда происходит резкая децентрализация управления хозяйственными и социальными процессами в обществе

Следует различать оценку риска и управление риском Оценка риска носит как правило экспертный вероятностный характер в силу неопределенности многих негативных последствий как действия объективных факторов так и принимаемых хозяйственных решений Управление риском предполагает предвидение возможных чрезвычайных (критических социально-экономических ситуаций с тем чтобы предотвратить ослабить и смягчить их последствия оценка уровня экономической безопасности предполагает наряду с анализом факторов риска также использование категорий потерь (ущерба - фактических ожидаемых потенциальных компенсируемых и некомпенсируемых.

В зависимости от характера возникновения потерь и ресурсов требуемых для их возмещения негативные последствия факторов риска или связанных с их действием критических социально-экономических ситуаций могут проявляться на локальном уровне мезоуровне общенациональном и традиционном (глобальном уровнях

Экспертные прогнозы издержек необходимых для возмещения ущерба от тех или иных критических ситуаций дают возможность оценить и своевременно сформировать ресурсы общества ориентированные на восстановление и обретение стабильности и устойчивости социально-экономического развития а также на предупреждение последствий дестабилизации В этих целях концепцией экономической безопасности вводятся принципиально новые для нашей системы экономического анализа расчетов и информации показатели «компенсационные ресурсы» и «компенсационный потенциал». Компенсационные ресурсы как узкое понятие близки по своему значению к традиционному страхованию резервному или «аварийному» запасу Они корреспондируют с понятием потерь или ущерба (ожидаемого фактического, который в каждом конкретном случае ограничен определенными рамками Компенсационный потенциал - характеризует общую способность экономики страны реагировать на критические ситуации предупреждать и преодолевать их восстанавливать стабильность и устойчивость процессов хозяйственного социального и экологического развития в случае их нарушения в том или ином ключевом секторе народного хозяйства в том или ином крупном регионе