Файл: организация игровых методов в начальной школе как способа коррекции трудностей обучении младших школьников школьников.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение
«Жирновский педагогический колледж»
Дипломная работа
Тема: «организация игровых методов в начальной школе как способа коррекции трудностей обучении младших школьников школьников»
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................3
ГЛАВА 1. Теоретический аспект проблемы коррекции трудностей в обучении у детей младшего школьного возраста …………………… ......................................................................5
1.1.Психологические причины трудностей в обучении у младших школьников………………………………………………………………………5
1.2. Игры и упражнения как средство коррекции трудностей в обучении у детей младшего школьного возраста..............................................................13
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА по коррекции трудностей в обучении у детей младшего школьного возраста. …………....................................................................................22
2.1. Использования диагностического инструментария по определению уровня развития психических процессов ……………………………………22
2.2.Содержание работы по коррекции трудностей в обучении…….....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .………………………………….....................................37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...............39
ВВЕДЕНИЕ
Проблема данного исследования заключается в том, что на современном этапе у многих учащихся начальной школы возникают трудности в обучении, которые возможно разрешить путем использования дидактических игр.
Актуальность данного исследования заключается в том, что использование дидактических игр в настоящее время в обучении учащихся начальной школы имеет высокую эффективность.
Проблемы методов обучения в настоящее время становятся все более актуальными. Данной области посвящено большое количество работ в педагогике и психологии. Известно, что результативным и продуктивным процесс обучения будет лишь при активном участии в нем самих школьников. Методисты, педагоги-практики ищут максимально эффективные методы обучения для стимуляции и развития у младших школьников познавательной активности. Результатом этого является столкновение мнений по поводу применения на занятиях занимательного материала, среди которых ведущая роль отводится дидактическим играм.
Использование дидактических игр на уроках в начальной школе позволяет значительно повысить уровень усвояемости материала, активности учащихся, позволяет увеличить эффективность обучения, а соответственно, снизить трудности в обучении, возникающие у младших школьников.
Проблема: какие игры и упражнения способствуют коррекции трудностей в обучении у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс коррекции трудностей в обучении у детей младшего школьного возраста
Предмет исследования: Игровые методы в процессе коррекции трудностей в обучении детей младших школьных возрастов
Цель исследования: Обосновать влияние игровых методов на коррекцию трудностей в обучении.
Задачи исследования:
1.Изучить психологическую характеристику школьников с трудностями в обучении
2.Рассмотреть игры и упражнения как средство коррекции трудностей в обучении детей.
3.Описать опытно-практическую работу
Гипотеза: Использование игровых методов в начальной школе способствует коррекции трудностей в обучении.
При написании работы использовались методы: теоретические - эмпирические - тестирование. Структура работы: введение,две главы: теоретическая и практическая, заключение, список информационных источников, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Психологические причины трудностей в обучении у младших школьников
Каждому учителю в своей практике приходится сталкиваться с категорией трудных детей. Обычно, трудными детьми являются обучающиеся некоторыми отклонениями в нравственном развитии; наличием отрицательных форм поведения; проблемами с дисциплиной;
Работа с такими детьми приносит затруднения для учителя, а иногда и вовсе загоняет в тупик.Трудными детьми являются дети в отношении которых был педагогический просчет или ошибка, возможно, был игнорирован принцип индивидуального обучения, а также дети страдающие от дефицита внимания дома, непосильный объём знаний; отсутствие правильной мотивации к обучению, интеллектуальная пассивность, отсутствие правильных навыков и способов учебной работы .
Закладывание правильных ценностей с первых дней обучения сделает будущее обучение более эффективным и успешным.
История развития зарубежной и российской педагогики и психологии неразрывно связана с изучением различных аспектов затруднений в обучении. По данным многих авторов (Н. П. Вайзман, Г. Ф. Кумарина, С. Г. Шевченко и др.), число детей, которые уже в начальных классах оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от общего числа учащихся. Являясь умственно сохранными, не имея классических форм аномалий развития, такие дети испытывают трудности в социальной и школьной адаптации, проявляя неуспешность в обучении .Так для чего же выявлять причины неуспеваемости младших школьников? Если в младших классах не устранить причины плохой успеваемости,
трудности будут накладываться, как снежный ком. Необходимо найти верный путь решения данной проблемы.
Под трудностями учебной деятельности младшего школьника С.Н. Костромина понимает ]:
- пропуски букв в письменных работах;
- орфографические ошибки, при хорошем знании правил;
- невнимательность и рассеянность;
- трудности при решении математических задач;
- трудности в пересказе текста;
- неусидчивость;
- трудности в усвоении новых знаний;
- постоянная грязь в тетради;
- плохое знание таблицы сложения (умножения);
- трудности в выполнении заданий для самостоятельной работы.
В большей степени указанные трудности относятся к детям с отклонениями от индивидуального оптимума учебной деятельности.
Также определяется несколько видов неуспеваемости школьников в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания :
1. Общее и глубокое отставание (по многим или всем учебным предметам длительное время). Данный тип школьников характеризуется низким уровнем обучаемости из-за сниженного уровня мыслительных операций. Здесь мы наблюдаем слабое развитие всех процессов мышления: синтез, анализ, сравнение, обобщение и конкретизация. Таким учащимся приходится приспосабливать учебные задания к своим ограниченным способностям и избегать умственной работы. В результате мы можем наблюдать задержку умственного развития и несформированные учебные навыки. Также такие ученики охотно пользуются сторонней помощью - одноклассников и учителя.
2. Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость (по одному - трем наиболее сложным предметам - обычно к ним относятся русский и иностранный языки, математика). Учащиеся этого типа приходят в школу с хорошей умственной подготовкой, с желанием учиться на отлично. Однако, на качестве учебы отражается непосредственно то, что они хотят заниматься лишь тем, что им нравится при этом отсутствует более широкая и устойчивая мотивация учебного труда. Такие ученики избегают более активной умственной работы, при усвоении которой потребуется систематический и напряжённый труд: иностранный язык и математика. По этим предметам у таких учеников происходит поверхностное усвоение устных заданий. Вместе с этим у обучающихся складывается определенный подход в учебе: небрежное выполнение работ, низкий темп. У школьников этого типа неуспех в учении часто приводит к моральному конфликту. Он возникает из-за противоречия между более широкими интеллектуальными возможностями школьников и слабой реализацией этих самых возможностей. Такое противоречие объяснимо тем, что навыки самостоятельной учебной работы слабо развиты. непосредственно ведет к отстранению от классного коллектива и может быть причиной отрицательной моральной направленности.
3. Неуспеваемость эпизодическая (то по одному, то по другому предмету), относительно легко преподаваемая. Этот типа тоже отличается низкой успеваемостью, как и первый, характеризуется слабыми мыслительными процессами, которые создают трудности в усвоении учебного материала. Такие дети отличаются отсутствием критичности; им сложно работать с цифрами. Полученные результаты не могут сравнивать с результатами других ребят. Выполнение работ таким образом говорит о неумении работать и сложностях в усвоении, а также о равнодушном отношении к просьбам учителя и обучению в целом. У таких школьников отчетливо проявляется узость мышления. Слабая мотивация, отсутствие познавательного интереса в совокупности определяет отрицательное отношение к школе, к учителям, к знаниям, желание бросить школу. Соответственно и интересы таких учеников выстроены на отрицательном отношении. Положительное отношение обычно проявляется только к таким предметам как уроки труда и физкультуры.
Список трудностей при обучении младших школьников и возможные психологические причины выделили психологи А.Ф. Ануфриев и С.Н. Костромина :
22% школьников всего класса пропускают буквы при письменных работах. Это явление обуславливается несколькими причинами - слабой концентрацией внимания, низким уровнем фонематического слуха, индивидуально-типологические особенности личности, несформированность приемов самоконтроля.
18 % ребят периодически допускают орфографические ошибки. Однако, при этом могут наизусть ответить любое правило, такой случай можно назвать “неразвитость орфографической зоркости”. Так может произойти из за несформированности приемов учебной деятельности, низкого уровня развития кратковременной памяти, низкого уровня развития произвольности, низкого уровня, объема и распределения внимания, слабого развития фонематического слуха.
16 % школьников невнимательны и рассеянны. Чаще всего причинами являются: слабая способность к концентрации и устойчивости внимания, низкий уровень объема внимания, низкий уровень развития произвольности.
Около 14,4% детей испытывают трудности в решении математических задач из-за плохо развитого логического мышления, слабого понимания грамматических конструкций, неумения ориентироваться в системе признаков, находящегося на низком уровне развития образного мышления.
13,3% встречают трудности пересказывая текст. Причинами могут быть: слабое логическое запоминание, неумение планировать свои действия, заниженная самооценка.
13 % детей являются неусидчивыми. Чаще всего из за низкого уровня развития произвольности, индивидуально-типологические особенности личности, низкий уровень развития воли.
12,4 % детей сложно понимать с первого раза объяснения учителя. Психологи выделили следующие причины: произвольность внимания и восприятие на низком уровне, слабая концентрация внимания, прием учебной деятельности не сформирован.
У 11,7 % детей обычно грязь в тетради. Недостаточный объем внимания и слабая мелкая моторика рук могут быть первопричинами..
10,4 % ребят плохо справляются с таблицами сложения и умножения. Возможно, долговременная и механическая память находятся на низком уровне развития, а также слабая концентрация внимания.
9,5% детей не могут справиться с самостоятельной работой. Причины - несформированные приемы учебной деятельности, развитие произвольности тоже на низком уровне.
9,4% детей всегда забывают дома учебники и другие школьные принадлежности. Причина этому - произвольность внимания и восприятие на низком уровне, слабая концентрация внимания и основная причина – повышенная импульсивность и высокая эмоциональная неустойчивость.
8,9% - не смогли научиться работать по образцу. А 8,3% детей дома выполняют работу отлично, а в классе работают плохо. Причины могут быть разными - протекание психических процессов с низкой скоростью, произвольность внимания и восприятие на низком уровне, слабая концентрация внимания.
6,9% -учителю приходится повторять задания несколько раз, до того как ученик начнет его выполнять. Вероятно, произвольность внимания и восприятие на низком уровне, слабая концентрация внимания, не могут выполнять задания по устной инструкции, в этом может помочь инструкция письменная.
5,3% школьников ориентируются в тетради плохо. Причины - низкий уровень пространственного ориентирования и слабое развитие мелкой моторики рук.
4,4% - могут поднимать руку, но когда учитель спрашивает молчат. Возможно заниженная самооценка, либо невосприятие себя в роли школьника, так же бывают трудности в семье или стрессовое состояние.
0,91% - вставляют свои комментарии в ответ на оценки и поступки учителя. Так происходит из-за трудностей в семье, возникает эффект проекции на учителя функции матери.
0,7% школьников долго могут искать свою парту. Некоторым мешает слабое развитие ориентировки в пространстве, в таком случае образное мышление и самоконтроль находятся на низком уровне.Учитель должен учитывать данную классификацию трудностей младших школьников в обучении, исходя из этого знать индивидуальные особенности своего класса и руководствоваться основными принципами индивидуальных особенностей, при организации учебного процесса с этими детьми, важно построить индивидуальный подход к ним .