Файл: организация игровых методов в начальной школе как способа коррекции трудностей обучении младших школьников школьников.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как видно из таблицы, с диагностической работой лучше справились обучающиеся 1 «Б» класса. Поэтому в качестве экспериментального класса будет выступать 1 «А» класс, в качестве контрольного - 1 «Б» класс.
На основании выявленных в теоретической части исследования педагогических условий, предопределяющих развитие познавательных и предметных умений у младших школьников на уроках русского языка и результатов констатирующей стадии эксперимента нами был разработан комплекс дидактических игр на базе учебной программы начальной ступени образования «Школа России».
Формирующая стадия эксперимента проводилась с октября по декабрь 2017 года. Применение дидактических игр реализовывалось непосредственно на уроках русского языка. Был составлен комплекс дидактическая игр на тему «Слова с непроверяемым написанием». Игры были включены в уроки по разным темам. Уроки проводились во 2 «А» классе, который выбран как экспериментальный.
Экспериментальная работа осуществлялась на протяжении трех месяцев, с октября по декабрь 2017 года. Организация экспериментальной работы осуществлялась поэтапно и таких этапов мы условно выделили два: подготовительный и основной.
На подготовительном этапе работы нами были подобраны и систематизированы дидактические игры, способствующие развитию познавательных навыков и предметных результатов.
На основном этапе подобранные дидактические игры проводились с целью развития познавательных навыков и предметных результатов у младших школьников.
Далее предлагается комплекс дидактических игр, которые рекомендуется использовать на уроках русского языка при изучении темы «Слова с непроверяемым написанием». Данные игры можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы в классе с целью формирования познавательных универсальных учебных действий на этапе знакомства или закрепления написания словарных слов.
Дидактическая игра «Лото».
Оборудование для игры. В комплект лото входит несколько больших листов, расчерченных на клетки, в каждой из которых крупным шрифтом написаны слова с непроверяемым написанием (желательно, чтобы непроверяемое написание в слове было каким-либо образом выделено), например,
кАпуста кАртофЕль
Огурец пОмИдор
На маленьких карточках, совпадающих по размерам с клеткой большого листа, записываются загадки, соответствующие словам-отгадкам, занесенным в клетки. Количество маленьких карточек должно соответствовать общему количеству клеток на больших листах.
Дидактическая задача - запомнить графический образ слов с непроверяемым написанием.
Основная задача игры - заполнить поле карточками со словами.
Действия во время игры - отгадывают загадки, ищут и запоминают слова- отгадки. заполняют свою карточку словами-отгадками.
Игровые правила. Участники получают одинаковое количество больших листов (1-2). Ведущий берет себе маленькие карточки и зачитывает загадки. Играющие ищут на своих листах слова-отгадки. Игрок, правильно отгадавший свою загадку, берет у ведущего карточку и закрывает ею соответствующую клетку на листе.
Игровые результаты - выигрывает тот, кто первым закроет карточками все слова своею листа, зрительное восприятие и запоминание слов с непроверяемым написанием.
Развиваемые познавательные навыки и умения: логические - анализ и синтез.Эту дидактическую игру можно проводить не только на уроках, но и на занятиях во внеурочной деятельности.
После того, как дети освоили простые варианты игры, учитель их усложняет. На больших листах вместо выделенных букв делаются пропуски, которые школьник будет заполнять простым карандашом или накладывать букву из разрезной азбуки, например:
К... пуста ... гурец к... ртоф... ль п... м ... дор
Наконец, можно сделать и так: на маленьких карточках с загадками следует начертить схемы слов-отгадок, например,
Лежит меж грядок зелен и сладок_ _ _ _ _ (арбуз)
Игрок в таком случае должен не только правильно закрыть маленькими карточками клетки большого листа, но и вписать простым карандашом отгадку в заданную схему.
Чтобы не наступило такого момента, когда учащиеся потеряют интерес к игре (потому что выучили все загадки), надо своевременно обновлять содержание маленьких карточек, т.е. подбирать на те же слова другие загадки, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности класса. Загадка не должна быть очень простой или, наоборот, очень сложной.
Отбирая слова для заполнения больших листов, следует по мере возможности группировать их по тематическим группам: овоши-фрукты- ягоды, животные-птицы и т.п. Лото лучше сделать красочным: рисунки, вырезки из журналов, открытки украсят игру, сделают её более привлекательной и интересной.
Дидактическая игра «Подели на группы».
Дидактическая задача - сформировать умение делить слова на группы по каким-либо свойствам, содействовать запоминанию слов с непроверяемым написанием.
Основная задача игры - разделить слова на группы и подписать эти группы.
Действия во время игры - учитель предлагает обучающимся набор слов. Обучающиеся должны разделить эти слова на группы, выбирая основание для классификации.
Игровые правила: обучающиеся самостоятельно определяют основание для группировки, количество групп и проводят классификацию.
Даны слова: январь, воробей, заяц, сорока, февраль, ворона, медведь, апрель, обезьяна, снегирь, декабрь, лисица.
Эти слова разделяются на следующие группы:
по принципу «Месяцы»: январь, февраль, апрель, декабрь.
по принципу «Звери»: заяц, медведь, обезьяна, лисица.
по принципу «Птицы»: воробей, сорока, ворона, снегирь.
Игровые результаты - после разделения на группы учащиеся должны аргументировать свой выбор, что позволяет развивать умение рассуждать, доказывать правильность своих действий.
Развиваемые познавательные навыки и умения: логические - умение классифицировать объекты и понятия по определенным свойствам, общеучебные - осознанное построение устного высказывания.
Дидактическая игра «Нарисуй рисунок».
Дидактическая задача - сформировать умение правильно вставлять буквы в словах с непроверяемым написанием.
Основная задача игры - вставить пропущенные буквы в столбике со словарными словами, в тон же строке закрасить все клетки с буквой, которую вставили.
Действия во время игры - вставить букву, найти букву в столбике и ее раскрасить.
Игровые правила - у каждого ученика лежит карточка с таблицей, вспомнить словарные слова, правильно закрасить вставленную букву.
Игровые результаты - при правильном выполнении получается рисунок.
Развиваемые познавательные навыки и умения - логические (анализ).
Д е и о л В..рона
Л е о и е Т..вар..щ
А л и о е С..п..ги
Я а о л и 3..вод
И а е я е За..ц
И е а о а С..бака
О е и а е К..ртина
Дидактическая игра «Найди лишнее».
Дидактическая задача - сформировать умение находить слова с непроверяемым написанием.
Основная задача игры - вычеркнуть лишнее слово в каждом ряду
Действия во время игры - у каждого ряда на доске висит своя карточка. К доске выбегают по очереди от каждого ряда и вычеркивают лишнее слово.
Игровые правила вычеркнуть лишнее слово из каждого ряда.
Игровые результаты - чей ряд быстрее и правильно выполнит задание.
Развиваемые познавательные навыки и умения - общеучебные (поиск и выделение необходимой информации).
Тарелка, вечер, товарищ, щавель.
Январь, февраль, картина, апрель.
Город, улица, Россия, отец.
Топор, месяц, мебель, сахар.
Яблоня, береза, дорога, осина.
Морковь, яблоко, капуста, щавель.
Суббота, класс, снегирь русский.
Месяц, город, топор, улица.
Дидактическая игра «Синонимы».
Дидактическая задача - сформировать умение подбирать синонимы к слову.
Основная задача игры - назвать синонимы к определенному слову.
Действия во время игры называют синонимы к слову «Дорога».
Игровые правила - Писатель М.Горький считал, что у слова «хороший» 30 синонимов (с тем же значением). Попробуй за 3 минуты назвать как можно больше синонимов к слову дорога. (Путь, трасса, шоссе, улица, тротуар, путешествие, тропа, тракт, магистраль, аллея, тропинка и т.д).
Игровые результаты - научатся подбирать синонимы к определенному слову.
Развиваемые познавательные навыки и умения - общеучебные (осознанное построение речевого высказывания в устной речи).
Дидактическая игра «Слово на ладошке»
Дидактическая задача - сформировать умение называть слова по определенному признаку.
Основная задача игры - вспомнить и записать как можно больше слов по теме.
Действия во время игры - ищут слова в определенном месте (например, в огороде: морковь, капуста, щавель; в школе: карандаш, пенал, дежурный и т.д).
Игровые правила - учитель говорит слова и дает задание. Обучающиеся должны вспомнить и записать как можно больше слов по теме.
«Я найду слова везде, и на небе, и в воде, на полу, на потолке, на носу и на руке. Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слова!» Давайте поищем слова в огороде (морковь, капуста, щавель...), в школе (карандаш, пенал, дежурный, ученик, ученица, учитель, учительница, алфавит, девочка...).
Игровые результаты - научатся называть слова по определенному признаку.
Развиваемые познавательные навыки и умения - общеучебные (осознанное построение речевого высказывания в устной речи).
Дидактическая игра «Сравни».
Дидактическая задача - сформировать умение выбирать слова с непроверяемым написанием и сравнивать его с чем-либо, называя основание для сравнения.
Основная задача игры - играющие выбирают какое-либо словарное слово, называющее предмет, явление или действие. Затем все по кругу начинают сравнивать сто с чем-либо.
Действия во время игры - выбрать словарное слово и привести убедительное сравнение.
Игровые правила - игра идёт по кругу, то есть каждый должен знать, после кого он отвечает. Играющие выбирают какое-либо словарное слово, называющее предмет, явление или действие. Затем все по кругу начинают сравнивать его с чем-либо, называя при этом основание для сравнения. Например, играют со словом ГРУША. Возможны варианты: Она похожа на лампочку, такой же формы. Задача каждого следующего игрока - привести убедительное сравнение, повторяться запрещено.
Игровые результаты - тот, кто не сумел ответить, выходит из игры. Побеждает тот, кто не выбыл из игры.
Развиваемые познавательные навыки и умения - логические (выбор оснований для сравнения, классификации объектов)
Дидактическая игра «Слово потерялось»
Дидактическая задача - сформировать умение подбирать слова с непроверяемым написанием к фразеологизмам и пословицам.
Основная задача игры - правильно составить фразеологизмы и пословицы с пропущенными словами с непроверяемым написанием.
Действия во время игры - работа с таблицей, правильно вставить слова с непроверяемым написанием в предложение.
Игровые правила - найти пропущенное слово в фразеологизмах и пословицах. Провести стрелочки.
Игровые результаты - запомнят фразеологизмы и пословицы, в которых встречаются слова с непроверяемым написанием. Чей ряд быстрее выполнит задание.
Развиваемые познавательные навыки и умения - логические (синтез)
Не .... красит человека, а его добрые дела. Язык
...любит чистоту. Русский
Не велик...., да краснеет нос.
Одежда....человек добро помнит. Ворон
Проглотить.... Посуда
Считать.... Мороз
Игра может быть проведена на любом этапе урока. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра решает задачу усвоения темы; в конце урока игра носит поисковый характер. На любом этапе урока игра включает разные виды деятельности детей.
Дидактическая игра используется также на уроках разного типа. Так. на уроке объяснения нового материала в игре запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления материала используются игры на воспроизведение уже известных алгоритмов. В системе уроков по теме можно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, преобразующую, поисковую.