Файл: "Социальная структура современного российского общества".doc
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Базовый социальный слой очень массивен. Он охватывает более двух третей российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалификационным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом.
К базовому слою относится основная часть интеллигенции (специалистов), полу-интеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства. Хотя социальный статус, менталитет, интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна. Это, в первую очередь, приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.
4. Структура и функции нижнего слоя, замыкающего основную, социализированную часть общества, представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит либо из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, не заработавших достаточных пенсий, либо из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Определить данный слой можно на основе таких признаков, как очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы.
5. Что касается социального дна, то главной его характеристикой служит изолированность от институтов большого общества, компенсируемая включенностью в специфические криминальные и полукриминальные институты. Отсюда замкнутость социальных связей преимущественно рамками самого слоя, десоциализация, утрата навыков легитимной общественной жизни. Представителями `социального дна` являются преступники и полу-преступные элементы – воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди – алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т. Д.
Социальные группы и их функции:
После довольно общей характеристики российского общества, считаю необходимым подробнее рассмотреть некоторые социальные группы, и их функции в современном российском обществе.
-
Принятие, в своё время, Федерального закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а затем нового Гражданского кодекса РФ, привел к легальному появлению в стране частных компаний таких организационно-правовых форм, как Хозяйственные общества и товарищества (ООО, АОЗТ, АООТ), крестьянские и фермерские хозяйства, сельскохозяйственные производственные кооперативы, благотворительные фонды и т.д. После этого можно говорить о новой страте в жизни российского общества, которое мы называем «стратой предпринимателей», то есть, лиц, осуществляющих коммерческую деятельность на свой собственный страх и риск, направленную на систематическое извлечение прибыли.
А как же соотносится «стабильность социального пространства современной России», с одной стороны и «включённость в него предпринимателей, как социальной страты» – с другой? То есть, речь идёт о нахождении баланса интересов бизнеса и общества. Такого их взаимоотношения между собой, когда интересы друг друга взаимно дополняют, но не противостоят между собой.
Сегодня, говоря откровенно, и это неоднократно говорилось высшим политическим руководством страны, миллионы сограждан страны живут за чертой бедности и нужен, социальный, общественный, наконец, государственный патернализм над этим процессом. Но осуществить его – дело не простое. Нужны гигантские финансовые, денежные средства. В том числе по этой причине нынешняя прослойка предпринимателей вряд ли должна постоянно сибаритствовать, жить только ради себя; с их стороны шире должны практиковаться благотворительные, меценатские мероприятия, они не должны возражать в отношении предложений части российского общества, направленных на принятие закона о прогрессивном налогообложении. В то же самое время, законодатели не должны злоупотреблять своими правами и принимать слишком высокую планку налогообложения, которая, в конечном итоге, может легко задушить отечественный бизнес.
Однако, как показывает жизнь, этот союз между законодателями и предпринимателями в нашей стране ещё не достигнут, так в условиях пандемии, государство постоянно помогало бизнесу посредством разного рода мероприятий экономического характера, однако все эти мероприятия значительно уступают аналогичным в США, где выдавались льготные кредиты с возможностью не выплачивать их обратно, если они, например, потрачены на оплату труда рабочих, закупку оборудования и т.д. Оно и понятно, слишком
велико различие в структуре наших государств, но лично я считаю, что социальная поддержка населения в США значительно лучше, чем в России и нам нужно в этом отношении брать пример с запада, и тогда, предприниматели, как мне кажется, будут гораздо активнее включаться в улучшение жизни остального населения и станут опорой нашего государства.
Предприниматели также нуждаются в дополнительной помощи в связи с тем, что из-за военной операции нашей страны на Украине, направленной на её денацификацию и демилитаризацию, коллективный Запад с США во главе, приняли драконовские санкции в отношении нашей страны, с целью её экономического удушения. Тем более в этих условиях должно быть взаимное сотрудничество между государством и бизнесом, ибо это путь спасения и выхода из трудной жизненной ситуации – один из вариантов гармонизации социального пространства страны, обеспечения его безопасности.
2) Теперь хочу поговорить о существующей в условиях нашей страны социальной прослойке людей – священнослужителей. Известно, что как в советское, так и в постсоветское время, в нашей стране мирно существуют четыре религиозные конфессии – православие, ислам, иудаизм и буддизм.
Священнослужители и миряне всех этих религий в основной своей массе – люди с совестью – «внутренним светильником человеческой души», говоря словами Б. Н. Чичерина, одного из российских мыслителей позапрошлого столетия. Образ жизни россиян, сопровождающийся совестливыми поступками, в том числе был детерминирован обеспечением властью пути свободы совести и вероисповедания. Отходом от богоборчества и преследования священнослужителей и мирян. Это уже поспособствовало гармонизации социального пространства нашей страны.
Но на это можно возразить примером того, как в конце 90-х годов прошлого столетия на территории Северного Кавказа бушевали процессы борьбы государства с религиозно-политическим экстремизмом и терроризмом. Но сегодня все россияне поняли, что ислам и терроризм – вообще несовместимые понятия. Ислам на самом деле, как и все остальные упомянутые религии нашей страны, является религией мира, добра и гуманизма. Речь тогда шла о щедром финансировании со стороны США и др. государств процессов дестабилизации обстановки на Северном Кавказе, их попытках отколоть от России указанный регион [5], то есть, о попытках указанных государств, вслед за Советским Союзом, расшатать и разрушить многонациональную Россию.
Уже сегодня, как никогда, очевидно, что священнослужители всех упомянутых вероисповеданий в нашей стране проводят огромную работу, направленную на вкрапление в сознание россиян идей добра, мира, созидания и гуманизма. А это значит, что они поддерживают действующую в стране власть, право и мораль, стремятся утвердить во всем обществе режим законности и должного правопорядка, генерации нравственного, правового сознания и, детерминированной ими, общей, нравственной и правовой культуры. Вот пример того, как одна из страт социальной структуры современного российского общества способствует установлению в стране стабильности, социального мира, нравственности и правопорядка. И именно по этой причине многие современные предприниматели, иногда и государственные структуры совершенно справедливо и оправданно оказывают помощь в процессе возведения храмов, мечетей, синагог и дацанов.
3) В социальной структуре современного российского общества весьма важное место занимает школьная и студенческая молодёжь, по сути, это – будущее нашей страны. Самое главное для обеспечения стабильности социального пространства нашей страны – это наладить диалог с молодёжью, суметь объяснить и донести политику государства, ведь молодёжь больше других подвержена пропаганде и при этом, в юном возрасте есть жажда действий, перемен, именно интеллигенция и молодёжь зачастую становятся зачинщиками всевозможных возмущений и восстаний. Если не будет союза с молодым поколением, то не будет стабильного и сильного государства.
Наша молодёжь должна расти в полноценных семьях, получать качественное образование, ощущать свою причастность к судьбе страны и разделять политику государства.
4) Нельзя, говоря о молодёжи, не говорить о современной российской интеллигенции – важной прослойке в социальной структуре современного российского общества. Это учителя, преподаватели, научные работники, работники культуры и искусства, средств массовой информации и коммуникации, медицинский персонал, инженерно-технический состав и т.д.
Эти люди предопределяют учебное, научное, творческое и, в целом, жизненное самочувствие страны, человека и гражданина в ней. Благо, что к упомянутой категории граждан у действующей власти большое уважение и заслуженная забота. Хочется верить, что по мере дальнейшего укрепления государства и общества такая забота станет еще сильнее и результативнее, ведь на этих людях держится государство и нужно всячески поддерживать интеллигенцию.
Отношение всей упомянутой прослойки сограждан к обществу и государству весьма уважительное. Каждая из перечисленных групп людей, отдельно взятая личность на своём месте выполняет собственные трудовые обязанности, им своевременно выплачивается заработная плата, они получают со стороны государства положенные социальные гарантии защиты и обеспечения. Вот в таком синкретичном, двуедином, гармоничном тандеме находятся власть и интеллигенция в современном российском обществе. И это – залог стабильности социального пространства страны.
5) Отдельно стоит упомянуть военнослужащих Российской армии и Военно-морского флота. Это необходимая государству страта, которая обеспечивает безопасность и независимость государства. Без боеспособной армии невозможно представить сильное и независимое государство, постоянные переделы территорий и политические интриги вынуждают быть готовыми в любой момент к обороне или нападению.
Поэтому военнослужащие Российской армии и Военно-морского флота, как социальная прослойка современного российского общества, являются гарантом обеспечения гармонии социального пространства нашей страны.
Вывод по главе: Социальная структура современного российского общества весьма разнообразна и содержит в себе все типичные для современного мира слои.
Самозанятые, как новый класс, пока не нашедший места в устоявшейся структуре:
В ходе данной работы мы уже достаточно подробно рассмотрели структуру современного российского общества, но мы совершенно не упомянули о новом классе, который пока что не имеет достаточного закрепления в правовой среде. К нему относятся самозанятые.
Самозанятые работники на рынке труда относятся к так называемому «неформальному сектору» экономики. Неформальный сектор – это совокупность хозяйств, которые осуществляют производство товаров и услуг для реализации на рынке и не являются самостоятельными юридическими единицами. Именно этот институт существенно влияет на гибкость российского рынка труда. В частности, занятость в неформальном секторе в 90-е гг. прошлого века позволила части россиян выжить и тем самым значительно смягчить социальное напряжение в обществе [Маслова и др. 2007].
С точки зрения получения дохода самозанятых работников можно разделить на две группы: а) те, для которых самозанятость является единственной формой получения дохода и б) те, для которых она – дополнительный источник дохода, тогда как основной – официальная легальная деятельность (работа по найму, предпринимательство и т. П.).