Файл: Курсовая работа Московское долголетие, как инновационная программа социальной работы с пожилыми людьми.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Со временем стало понятно, что существующие подходы общественного здравоохранения к вопросам старения населения оказались недостаточно эффективными и для положительного результата требуется что-то менять. Здоровье пожилых людей часто находится на уровне несоответствующем их настоящему возрасту. Другой стороной проблемы активного долголетия является то, что увеличение продолжительности жизни, обусловленное, например, изменениями в образе жизни человека может приводить к новым социальным и медицинским проблемам, в том числе росту возраст-зависимых патологий и повышению риска возникновения новых заболеваний. Это требует внимания научного сообщества, так как уровень современной науки не дает однозначных ответов для решения проблем, замедляющих старение, а также раскрытия механизмов физиологического и патологического старения, также как способов их эффективной профилактики и лечения.
Проблема увеличения продолжительности жизни является комплексной, так как на процесс старения влияет множество, связанных между собой факторов и причин. В связи с этим, исследования здорового долголетия и продления периода активной жизни актуальны и очень важны для человека, общества и государства в частности.
В целом, при существующем уровне развития междисциплинарных исследований, как основы формирования интегративных наук, старение организма невозможно предотвратить, но время его появления и скорость охвата всего организма человека возможно, в известных пределах, регулировать.
Однако требуются новые подходы и методы, позволяющие использовать
превентивную персонализированную медицину в технологиях активного долголетия.
Для решения всеобъемлющей проблемы активного долголетия требуются не только новые научные данные, но и структурные преобразования, позволяющие внедрить наилучшие методы и подходы в жизнь старшего поколения. Данное обстоятельство необходимо учитывать при развитии отечественной системы здравоохранения, внедрении инновационных медицинских технологий, персонализированного подхода в лечении и профилактики, обеспечения ведения пациента между различными уровнями системы здравоохранения и между службами здравоохранения и социальной защиты, а также изменении модели взаимодействия пациент-врач на пациент-ориентированный подход. Сам человек из пассивного субъекта оказания медицинской помощи должен стать его активным участником.
Для анализа и решения сложившейся ситуации необходимы инновационные подходы и методы. Одним из перспективных является использование технологий активного долголетия. Поэтому поставленная в настоящей работе цель – изучить и научно обосновать влияние технологий активного долголетия на качество и продолжительность жизни людей пожилого возраста является актуальной
1.2. Нормативная правовая база социальной программы
«Московское долголетие»
Настоящая Концепция определяет цели, принципы, основные направления и содержание политики активного долголетия в Российской Федерации.
Концепция разработана в соответствии:
- с Конституцией Российской Федерации,
- федеральными конституционными законами,
- федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации во взаимосвязи с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351,
- стратегией действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164-р,
- стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р,
- транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р,
- стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683,
- национальными проектами «Демография» и «Здравоохранение» и другими документами стратегического планирования, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права в области активного долголетия, и с учетом отечественного и зарубежного опыта.
Старение населения сегодня признано всеми экспертами одним из основных глобальных вызовов развитию. Политика РФ в сфере активного долголетия направлена на повышение качества жизни граждан преклонного возраста, обретение ими большей самостоятельности и независимости, увеличение продолжительности здоровой жизни населения, сохранение и укрепление здоровья, улучшение социального и психологического благополучия граждан старшего поколения, расширение возможностей их участия в различных сферах жизни общества и улучшение благодаря этому социально-экономической ситуации в стране.
Для целей настоящей Концепции используются следующие основные понятия:
политика активного долголетия — целостная система принципов, задач и мер, направленная на повышение качества жизни граждан старшего поколения благодаря расширению возможностей для физического, социального, экономического и психологического благополучия на протяжении всей жизни;
активное долголетие — состояние социального, экономического, физического и психологического благополучия граждан старшего поколения, которое обеспечивает им возможность для удовлетворения потребностей, включение в различные сферы жизни общества и достигается при их активном участии;
качество жизни — удовлетворение потребностей человека, обусловленных культурой и системой ценностей. «Это широкое понятие, которое комплексно отражает физическое здоровье человека, психологическое состояние, уровень автономности, социальные отношения, личные убеждения и связь с характерными особенностями окружающей среды» (Всемирная организация здравоохранения, 1994). С возрастом качество жизни во многом определяется способностью сохранять самостоятельность и независимость в удовлетворении потребностей и полноценно участвовать в жизни общества;
ожидаемая продолжительность здоровой жизни — ожидаемая продолжительность жизни без инвалидности (Всемирная организация здравоохранения);
граждане старшего поколения — граждане Российской Федерации 55 лет и старше.
Вывод по главе 1
Все люди имеют большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения физической активности, трудоспособности и хорошего самочувствия до глубокой старости.
Исследования, статистика, наблюдения свидетельствуют о положительном влиянии занятий пожилых людей на организм человека, а следовательно, на продолжительность жизни.
В качестве инструмента согласования интересов государства и пожилого населения рассмотрена концепция активного долголетия. С одной стороны, такой инструмент может составить основу для обеспечения защиты государственных интересов в экономической сфере от демографической угрозы за счет снижения экономической нагрузки и привлечения дополнительных трудовых ресурсов на рынок труда. С другой же стороны, реализация трудового потенциала пожилых людей повысит качество их жизни за счет самореализации
, сохранения социальных связей, улучшения самочувствия и повышения доходов, что позволит защитить их интересы.
2.Изучение и практическое применение программы
«Московское долголетие»
2.1. Основные проблемы реализации программы «Московское долголетие».
В 2018 года на территории г.Москвы стартовал проект мэра «Московское долголетие».
«Московское долголетие» нацелено на граждан, проживающих в городе Москве, достигших пенсионного возраста, в т.ч. досрочно вышедшие на пенсию по выслуге лет. Московский проект предусматривает активный образ жизни за счет организации и проведения культурных, образовательных, физкультурных, оздоровительных и иных досуговых занятий для граждан старшего поколения в каждом районе города Москвы без привлечения
средств граждан [25].
Вместе с тем, в ходе реализации пилотного проекта «Московское долголетие» выявлены ряд проблем [26]:
- сезонный спад участников «Московское долголетие» в период май-сентябрь; узкий перечень услуг рядом с домом;
- отсутствие мотивационных стимулов для участия;
- низкий уровень подготовки специалистов отдела социальных коммуникаций и активного долголетия (ОСКАД) и текучесть кадров;
- неэффективное межведомственное взаимодействие с поставщиками услуг;
- организационно-управленческие проблемы реализации проекта.
Несмотря на это реализация такого масштабного проекта может привести к трансформации системы социального обслуживания пожилых людей и смене формата деятельности центров социального обслуживания. Внедрение новых подходов к организации работы в сфере социального обслуживания и формирование нового качества социального работника среди возможных изменений реализации, данной программ.
Перенос досуговых мероприятий за пределы организаций социального обслуживания на «новые» площадки поставщиков услуг привел к изменению модели организации активностей для участников программы. Пожилые москвичи традиционно посещавшие отделения дневного пребывания за многие годы привыкли к своим встречам на «занятиях» в организациях социального обслуживания, с месторасположением, которых они были знакомы. Люди преклонного возраста, имеющие право на бесплатные социальные услуги, координировались сотрудниками ОДП, имелся постоянный канал связи. Открытый формат проведения мероприятий на площадках привлек значительное количество новых участников пилотного проекта «Московское долголетие», но к сожалению не в достаточной мере было уделено внимание поддержанию оперативных контактов и сопровождению их к месту проведения активностей.