Файл: Практическое задание 1 по учебному курсу Элективные дисциплины по физической культуре и спорту Спортивные игры в системе физического воспитания.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Институт мошина-строение
(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1______________________
(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
(код и наименование направления подготовки, специальности)
(направленность (профиль) / специализация)
Практическое задание №1
по учебному курсу «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту»
Спортивные игры в системе физического воспитания.
Вариант ____ (при наличии)
Студент | А.Ш. Арзумамадов | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ЭМСб-2203а | |
| | |
Преподаватель | | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2022
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Средства физического воспитания как основной действующий источник всестороннего воздействия на организм занимающихся…………….5
1.1 Физические упражнения как средство физического воспитания…………….5
1.2 Оздоровительные силы природы как средство физического воспитания….10
1.3 Гигиенические факторы как средство физического воспитания……………12
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования……………………16
2.1 Цель и задачи…………………………………………………………………16
2.2 Методы и организация исследования…………………………………………16
Глава 3. Теоретико-методические основы влияния спортивных игр на физическое развитие занимающихся……………………………………………18
3.1 Спортивные игры как средство гармоничного развития форм и функций организма занимающихся…………………………………………………………18
3.2 Методы воздействия спортивных игр на формирование жизненно важных двигательных умений и навыков занимающихся в физическом воспитании…20
3.3 Воспитание моральных, волевых и эстетических качеств личности у занимающихся посредством спортивных игр…………………………………....24
Заключение………………………………………………………………………….29
Список используемой литературы………………………………………………30
Введение
Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком возрастном диапазоне.
Практически во всех образовательных учреждениях спортивные игры включены в учебные программы. Они широко практикуются во внеклассной и внешкольной работе, используются в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, в подготовке спортсменов. На основе спортивных игр сформировались игровые виды спорта, занимающие достойное место среди других видов на всех уровнях, включая Олимпийские игры.
В структуре образования в сфере физической культуры и спорта спортивные игры входят в цикл базовых физкультурно-спортивных дисциплин в соответствии с государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами.
Спортивные игры наряду с другими базовыми дисциплинами имеют существенное значение в становлении профессиональной готовности студентов факультетов физической культуры. Главная задача работы - содействовать формированию у занимающихся целостного представления о профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта на предметной основе той или иной спортивной игры.
Педагог по физической культуре должен обладать также необходимыми личностными качествами и высокой общей культурой.
Непременным условием успешной деятельности педагога, преподавателя физической культуры и спорта является уверенное овладение навыками спортивных игр, знание структуры игры, техники и тактики. В школе должны быть созданы все условия для изучения базовых спортивных игр, включенных в различные учебные программы физического воспитания: волейбола, баскетбола, гандбола, хоккея, футбола, тенниса.
Следовательно, воспитание коллективизма, способности жертвовать собственными интересами ради командной победы, желание видеть и понимать коллективный интерес в каждый данный момент состязания есть одна из важнейших задач процесса подготовки в командных играх. Практика показывает, что сами условия командной состязательной деятельности способствуют воспитанию данной установки через воздействие коллектива на участников игры. Часто такое воздействие бывает весьма жестким, сильным, действенным, что способствует развитию у человека соответствующих личностных качеств.
Объект исследования: Спортивные игры в системе физического воспитания.
Предмет исследования: Влияние спортивных игр на физическое развитие занимающихся.
Цель иследования: выявить теоретические основы, разработать и определить эффективность методики, направленной на всестороннее развитие, занимающихся под влиянием спортивных игр.
Задачи:
1. Проанализировать средства физического воспитания.
2. Выявить компоненты воздействия на организм занимающихся при занятиях спортивными играми.
3. Разработать методику развития физических качеств под воздействием спортивных игр.
Методы исследования: Для решения поставленных задач мною были использованы следующие методы исследования:
1. Изучение и анализ научно-методической литературы
2. Педагогические наблюдения
Глава 1. Средства физического воспитания как основной действующий источник всестороннего воздействия на организм занимающихся
1.1 Физические упражнения как средство физического воспитания
Термин "средство" происходит от слова "средний", "серединный". Средство - это то, что создано человеком для достижения определенных целей. К средствам физического совершенствования относят физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.
Физическое упражнение - это основное и специфическое средство физического совершенствования, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающегося.
Физические упражнения - двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития. Многократное выполнение двигательных действий образует двигательную деятельность.
Естественные силы природы, факторы гигиены являются вспомогательными средствами. С их помощью полнее и лучше используется основное средство, создаются условия для эффективного влияния физических упражнений на занимающихся, успешной организации и проведения занятий. Основные и вспомогательные средства физического воспитания должны применяться в единстве.
При выполнении отдельно взятого физического упражнения практически невозможно достичь педагогических целей и задач формирования физической культуры личности. Необходимо многократное повторение упражнения (наличие двигательной деятельности) с тем, чтобы усовершенствовать движение или развить физические качества. При этом двигательная деятельность сопровождается целым рядом происходящих в организме процессов и явлений (биохимических, физиологических, психических, интеллектуальных и др.):
Выполнение физических упражнений, как говорилось выше, активизирует деятельность различных систем и функций организма и тем самым оставляет свой "след" (эффект) в организме человека. В процессе многократного повторения действий "следовые" двигательные эффекты по открытому Ж.Б. Ламарком закону упражнений -- "работа строит орган в меру его употребления" накапливаются и способствуют процессу морфологического, функционального, социально-психологического развития личности занимающихся. Однако воздействие движения на организм не ограничивается развитием его телесных и духовных способностей. [1, c. 13]
В той мере, в какой движение воздействует на организм и личность человека, сам организм посредством упражнений строит свои движения. Эту вторую сторону закона упражнения "организация определяет и строит функцию по мере ее выполнения" впервые сформулировал Д. Дидро. Научно ее обосновал Н.А. Бернштейн (1947), который показал, что с каждым новым уровнем нейрофизиологической организации, возникшей в связи с изменением условий жизни, появляется возможность реализации не существовавших ранее форм двигательных действий.
При этом организм строит свои движения не только по закону Ж.Б. Ламарка, не в порядке простого повторения и накопления эффекта упражнения, а путем модифицированного повторения и отбора наиболее рациональных способов решения возникших двигательных задач (Г.Г. Наталов, 1976).
Выделяют разные виды эффектов, которые возникают в организме и психике человека в результате применения физических упражнений:
- в зависимости от решаемых задач различают образовательный, оздоровительный, воспитательный, функционально-развивающий, рекреационный, реабилитационный эффекты;
- в зависимости от характера применяемых упражнений эффект может быть специфическим и неспецифическим (общим);
- в зависимости от преимущественной направленности на развитие и совершенствование какой-либо способности (функции) существует: силовой, скоростной, скоростно-силовой, аэробный, анаэробный и другие виды эффектов;
- в зависимости от достигнутых результатов эффект может носить положительный, отрицательный или нейтральный характер;
- в зависимости от времени, в рамках которого осуществляются адаптационные (приспособительные) изменения в организме, эффект может подразделяться на срочный, который возникает после выполнения одного или серии упражнений в одном занятии; отставленный (текущий), появляющийся после нескольких занятий; кумулятивный (суммарный), который проявляется после какого-то длительного этапа, периода занятий. [3, c. 464]
Одновременно физические упражнения рассматриваются и как метод обучения и воспитания. Важнейший признак физических упражнений как метода повторяемость их применения, что позволяет педагогу оказывать необходимое воздействие на занимающихся. С помощью физических упражнений, с одной стороны, осуществляется биологическое воздействие на организм человека, изменяется его физическое состояние, с другой - происходит передача общественно-исторического опыта одного из видов физической деятельности, то есть осуществляется социальное воздействие.
Характерной чертой физических упражнений является то, что они связаны с активной двигательной деятельностью людей. Физические упражнения представляют собой целенаправленные и сознательные действия, они связаны с целым рядом психических процессов, с представлением о движениях, мыслительной работой, переживаниями и т.п., развивают интересы и чувства, волю и характер и являются, таким образом, одним из средств духовного развития человека. Физические упражнения можно рассматривать как один из показателей единства физической и психической деятельности человека. Они влияют не только на организм, но и на личность занимающихся.
Кроме физических упражнений, которые исторически выделились из трудовой, боевой и бытовой деятельности (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метания, переноска тяжестей, плавание и т.д.) и условно называются естественными, существуют упражнения, специально созданные в процессе развития теории и практики физического воспитания. Это так называемые аналитические упражнения, применяемые для обучения основам движения, создания "школы движения", развития основных физических способностей (качеств), решения специальных педагогических и лечебных задач. Сюда относятся упражнения на большинстве гимнастических снарядов, упражнения с разнообразными снарядами и предметами и др. Характерной особенностью этой группы физических упражнений является их значительная отвлеченность от движений и действий, встречающихся в практической повседневной жизни.