Файл: Практическое задание 1 по учебному курсу Элективные дисциплины по физической культуре и спорту Спортивные игры в системе физического воспитания.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Иногда общие методы воспитания могут быть малоэффективными, поэтому перед учителем всегда стоит задача найти пути воздействия и взаимодействия с детьми, максимально соответствующие конкретным условиям, позволяющие быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания - вершина педагогического профессионализма. [10, c. 49]
Метод строго регламентированного упражнения
Методы данной группы характеризуются многократным воспроизведением двигательных действий или элементов их в условиях строгой регламентации, что выражается:
- в твёрдо предписанной программе движений (состав движений, порядок их изменения и связи друг с другом);
- в строгом нормировании нагрузки и полном управлении её динамикой в процессе упражнения;
- в строгом регулировании интервалов отдыха и точно установленном порядке чередования их с нагрузкой.
Деятельность занимающихся регулируется при этом так, чтобы создать оптимальные условия для освоения новых умений, навыков или обеспечить точно направленное, часто избирательное воздействие на развитие определённых качеств и способностей.
Метод упражнения
Начальное освоение двигательных действий может идти в целом и по частям. В первом случае движение с самого начала выполняется в той же целостной структуре, которая типична для данного действия. Во втором - действие подразделяют на основные элементы и осваивают их поочерёдно.
Учитывая сказанное, можно выделить два основных метода строго регламентированного упражнения в процессе разучивания:
1. метод расчленённого упражнения с последовательным объединением частей в целое (назовём его условно методом расчленённо-конструктивного упражнения);
2. метод целостного упражнения с избирательным вычленением деталей (кратко - метод целостного упражнения).
Игровой метод
Значение игры как общественного явления далеко выходит за рамки физического воспитания и даже воспитания в целом.
Понятие игрового метода в области воспитания отражает методические особенности игры, что отличает её в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся и руководстве) от других методов воспитания.
Для игрового метода физического воспитания характерны следующие черты:
- организация деятельности на основе образного или условного сюжета (замысла, плана игры), который предусматривает достижение определённой цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуаций;
- разнообразие способов достижения цели и комплексный характер деятельности;
- широкая самостоятельность действий занимающихся, высокие требования к их инициативе, находчивости, двигательному творчеству, ловкости;
- взаимная обусловленность поведения занимающихся, яркая эмоциональность;
- ограничение возможности дозировки нагрузки.
Игровой метод в силу присущих ему особенностей является методом совершенствования двигательной деятельности.
Соревновательный метод
Соревнование подобно игре, оно относится к числу широко распространённых общественных явлений. Оно имеет существенное значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни - в производственной деятельности, искусстве, спортзале. [1, c. 58]
В области физического воспитания соревновательный метод используется как в процессе проведения занятий, так и в виде самостоятельных форм (прикидок, контрольных и спортивных состязаний).
Наиболее яркая черта, характеризующая соревновательный метод - это сопоставление сил в борьбе за первенство или достижение высокого результата.
Соревновательный метод используется для решения разнообразных педагогических задач - воспитания физических, волевых моральных качеств, совершенствования умений и навыков, а также способность рационально использовать их в усложнённых условиях.
Метод наглядности
Отличительная черта метода данной группы - воздействие преимущественно через первую сигнальную систему, создание конкретных образов действительности. Следует различать при этом методы, характеризующиеся непосредственной наглядностью, и методы использования посредственной наглядности.
Метод слова
Характерная черта методов этой группы - воздействие преимущественно через вторую сигнальную систему, посредственное воссоздание действительности в понятиях, суждениях, умозаключениях.
Функции слова в процессе физического воспитания многообразны: посредством слова сообщают знания, активизируют и углубляют восприятие, ставят задание, формируют отношение к ним и руководят процессом их выполнения, анализируют и оценивают достигнутые результаты, осуществляют нравственное и эстетическое воздействие. [15, c. 46]
3.3 Воспитание моральных, волевых и эстетических качеств личности у занимающихся посредством спортивных игр
К воспитательным задачам относятся:
- формирование мировоззрения, убеждений, установок, ценностных ориентации, потребностей, мотивов, интересов, активного и осознанного отношения к деятельности, определенной сферой физической культуры;
- формирование нравственных, эстетических, волевых и иных свойств и качеств, отражающих социально-психологические особенности личности, обусловливающих ее физкультурно-спортивную активность.
При формировании физической культуры необходимо учитывать, что духовное и физическое начало в развитии человека составляют неразделимое целое и поэтому позволяют в ходе различных организационных форм физической культуры, на примере спортивных игр, эффективно решать и эти задачи.
Данные группы задач представлены здесь в самой общей форме.
В такой формулировке они относятся ко всем звеньям системы физического воспитания. Вполне очевидно, что общие задачи конкретизируются в соответствии с особенностями контингента занимающихся (возрастными, половыми, индивидуальными, состоянием здоровья), временем, необходимым для их решения, а также в зависимости от профилирующих направлений физкультурной деятельности как основы формирования физической культуры человека.
В частности, по видам деятельности выделяются рекреационные, реабилитационные, адаптивные, спортивные, образовательно-кондиционные, профессионально-прикладные задачи; по срочности решения задачи могут быть перспективными (долгосрочными), рассчитанными на отдаленные сроки, календарными (связанными со сроками мероприятий), текущими и оперативными (задачи повседневной деятельности).
Как же формируется личность спортсмена? Аспекты ее формирования представлены на схеме 1.
Известно, что средства и методы физического воспитания способствуют решению нравственных, волевых, эстетических и интеллектуальных задач формирования личности человека. Но эти возможности остаются только возможностями, если не реализовывать их путем соответственно направленной деятельности.
На современном этапе развития науки существует понятие "общее направление воспитания в физической культуре и спорте". [13, С. 12]
Спортивные игры, решая воспитательные задачи, выступают как универсальным средством физического воспитания человека.
В этом можно убедиться, рассмотрев схему 1.
Cхема 1
Немаловажную роль спортивные игры значат в формировании личности как спортсмена.
Формирование идейных основ поведения, этических норм и навыков. Эти задачи предусматривают:
- формирование нравственного сознания, идейной убежденности и мотивов деятельности, согласующихся с идеалами высокой морали;
- воспитание моральных чувств, характерных для передовых членов общества и мирового сообщества (любви к Родине, чувств дружбы, товарищества, коллективизма, общественного долга, миролюбия, гуманизма и т.п.);
- формирование нравственного опыта, твердых привычек соблюдать этические нормы;
- развитие навыков общественно оправданного поведения, в том числе и конкретных норм спортивной этики.
Интеллектуальное воспитание. В задачи умственного воспитания входят:
- обогащение специальными знаниями, относящимися к сфере физической культуры и спорта, систематическое расширение и углубление их, формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной, спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения;
- развитие познавательных способностей, качеств ума, содействие творческим проявлениям личности, в том числе в самопознании и самовоспитании.
Эстетическое воспитание. Задачи состоят в том, чтобы:
- воспитывать способность чутко воспринимать, глубоко чувствовать и правильно оценивать красоту в сфере физической культуры и спорта и в других областях ее проявления;
- формировать эстетически зрелое стремление к физическому совершенству;
- формировать эстетику поведения и межличностных отношений в физкультурной, спортивной деятельности;
- вырабатывать активную позицию в утверждении прекрасного и непримиримость к безобразному в любых его проявлениях.
Воспитание воли. Известно, что воля есть внутренний источник деятельных проявлений человека и регулятор его активности. Основные задачи, относящиеся к воспитанию воли в процессе физического воспитания, состоят в том, чтобы обеспечить:
- формирование мотивационных, интеллектуальных и нравственных основ, которые обеспечат волевые проявления применительно к требованиям физкультурной, спортивной деятельности;
- всестороннее развитие волевых качеств, необходимых в каждом виде деятельности (целеустремленность, инициативность, решительность, смелость, самообладание, настойчивость, стойкость), формирование на этой основе стержневых черт характера, которые проявлялись бы не только в условиях физического воспитания, но и в многообразных ситуациях жизненной практики. [3, С. 32-34]
Выводы :
Исходя из данной работы мы можем сделать следующие выводы:
Термин "средство" происходит от слова "средний", "серединный". Средство - это то, что создано человеком для достижения определенных целей. К средствам физического совершенствования относят физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.
Компонентами воздействия на организм занимающихся спортивными играми являются; воспитание коллективизма, дружба, единство выбора к достижению поставленной цели, эмоциональный заряд.
К основным методам физического воспитания, посредством спортивных игр, относятся: соревновательный и игровой метод. Второстепенными являются: метод упражнения, слова, наглядности.
Цель работы достигнута. Спортивные игры широко применяются в тренировке спортсменов практически всех видов спорта как эффективное средство общей физической подготовки, развития физических качеств и обогащения двигательного опыта спортсменов, особенно юных.