Файл: Практическое задание 1 по учебному курсу Элективные дисциплины по физической культуре и спорту Спортивные игры в системе физического воспитания.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Современные школьники страдают и от недостатка двигательной активности (гипокинезия) и от ее избытка (гиперкинезия). Последняя отмечается чаще всего у детей, занимающихся спортом, когда двигательная деятельность превышает половозрастные гигиенические нормативы в связи с нерациональным режимом тренировок. Обе имеют существенное негативное воздействие на состояние здоровья ребенка и проявляются в дефектах осанки, неврозах, плоскостопии, близорукости, функциональной несостоятельности различных органов и систем, признаках переутомления, перенапряжения, перетренированности. [2, c. 21]
Следует отметить неодновременность развития двигательных качеств организма. Увеличение скоростных свойств зависит от состояния ЦНС и заметно увеличивается от 7 до 16 лет (в 1,5 раза). Ловкость заметно меняется в 7-10 лет, способность переносить тело в пространстве повышается с 4 до 17 лет, точность попадания в цель - в младшем школьном возрасте. Сила мышц наиболее существенно возрастает с 11 до 16 лет, выносливость к статическим усилиям (вис, упор) - в 14-16 лет (мальчики) и 11-13 лет (девочки). Поэтому физическое воспитание в начальных классах направлено на развитие и совершенствование координации движений, дыхательной системы, выработку правильной осанки. В 5-8 классах акцент делается на воспитание скоростных качеств и ловкости движений, в старших - на воспитание выносливости и силы.
При длительном дефиците движений возможно развитие предпатологических состояний, которые проявляются в снижении общей неспецифической устойчивости организма, в быстрой утомляемости при выполнении физических нагрузок, в низкой функциональной активности внутренних органов, в отставании в развитии двигательных качеств, изменениях в физическом развитии (чаще избыточная масса тела за счет жироотложений).
Двигательная активность школьника должна рационально, но не равномерно распределяться в режиме дня в соответствии с суточным и недельным биоритмом школьника. Элементы двигательного режима школьника должны быть разнообразными и соответствовать возможностям организма. Они должны также разумно сочетаться с другими элементами режима дня. [10, c. 67]
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель и задачи
Цель: выявить теоретические основы, разработать и определить эффективность методики, направленной на всестороннее развитие, занимающихся под влиянием спортивных игр.
Задачи:
1. Проанализировать современное состояние формирования физической культуры школьников.
2. Разработать теоретическую модель воздействия на организм занимающихся спортивных игр.
2.2 Методы и организация исследования
Среди методов научно-исследовательской работы мы использовали следующие методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, математико-статистические методы.
Анализ и обобщение научно-методической литературы (используется для постановки проблемы и нахождения путей её решения, для разработки теоретической модели, для разработки технологии), является начальным этапом научного исследования.
Обобщение передового педагогического опыта (используется, для того чтобы изучить состояние формирования здорового образа жизни в педагогической практике). В последнее время для проверки и оценки знаний, учащихся в более широко используется такая инновационная методика, как тестирование, когда учащимся в письменном виде или с помощью компьютера предлагаются вопросы, по ответам на которые судят о качестве усвоения изучаемого материала. Тест -- это стандартизованное испытание, позволяющее количественно выразить оценку тех или иных результатов учебной деятельности учащихся.
Педагогическое тестирование (тест разработан, для того чтобы определить уровень системы знаний учащихся проживающих в эколого-неблагоприятных условиях.)
Педагогический эксперимент (используется для определения эффективности разработанной методики).
Математико-статистические методы обработки результатов (используется для обработки результатов исследования).
Контрольные работы. Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель водит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний умений и навыков учащихся.
В заключение следует сказать, что в системе учебной работы должны использоваться все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.
В соответствии с планом исследовательской работы и решаемыми задачами исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе изучалась научно-методическая литература по решаемой проблеме, разрабатывалась методика исследования, конкретизировался план и программа работы.
На втором этапе была проведена апробация педагогического инструментария данного исследования, после этого был проведен педагогический эксперимент.
На третьем этапе исследования проводилась экспериментальная проверка предлагаемой методики.
Глава 3. Теоретико-методические основы влияния спортивных игр на физическое развитие занимающихся
3.1 Спортивные игры как средство гармоничного развития форм и функций организма занимающихся
Период обучения в подростковом и юношеском возрасте совпадает с формированием духовных и физических качеств человека, с подготовкой к выполнению социальных функций в условиях демократического общества.
Физическое воспитание - неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса и не может быть рассмотрено как второстепенный его компонент. Успехи системы физического воспитания не исключают необходимости дальнейшего ее развития и совершенствования.
Проблема нормирования двигательной активности учащихся имеет важное гигиеническое значение, т.к. в последнее время отмечается прогрессирующая гиподинамия у молодежи, что обусловлено большим объемом учебных занятий не только в аудиториях, но и дома. В результате среди школьников и студентов велик процент с неудовлетворительным состоянием здоровья, избыточной массой тела, предрасположенности к частым заболеваниям. Для сохранения здоровья и высокого уровня физических качеств школьникам необходим двигательный режим в который должны входить не только физические упражнения и специальная гигиена и диета, но и развивающие ловкость спортивные игры.
Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на многих функциях растущего организма и является патогенетическим фактором в возникновении ряда заболеваний. Отрицательное влияние дефицита в двигательном режиме подростков усугубляется явлением акселерации, свойственной этому возрасту. Неадекватность норм физического воспитания на рост и развитие организма складывается либо в стимуляции этих процессов, либо в их угнетении в зависимости от величины нагрузки. [12, c. 146]
Нормированная двигательная активность учащихся общеобразовательных школ разработаны профессором А.Т. Сухаревым (1972 г.). Им определено, что произвольная двигательная активность не столько биологическая потребность в движении (кинезофилия) сколько физического воспитания, а так же от местных климатических условия. Программа для высших учебных заведений по физическому воспитанию предусматривает изучение учащимися не только теоретических, но и практических вопросов; овладевание ими ряда практических физических упражнений из различных видов спорта и игр. Основное содержание программы физического воспитания составляют жизненно важные двигательные упражнения, общеразвивающие и прикладные. В программу физического воспитания включены и спортивные игры - баскетбол, волейбол, ручной мяч, пользующиеся большой популярностью среди учащихся, а также отдельные подвижные игры. Все эти игры направлены на физическое совершенствование подростка, на развитие двигательной системы, приспособленности к меняющимся жизненным обстоятельствам, закаленности не только физической, но и психологической. С одной стороны они развивают человека физически за счет жизненных состояний человеческого организма, а с другой - раскрывают и проявляют определенные черты характера, личные качества и способности.
Идеи всестороннего гармонического развития человека, воспитания его личности всегда волновали передовые узлы человечества. Некоторые ученые (Коробейников А.Н., Михеев А.А., Николенко И.Т.) наглядно показали невозможность всестороннего развития человека только посредством спортивных игр. Для развития таких качеств, как сообразительность, смекалка, точная координация движений, ловкость, быстрота - необходимы специальные спортивные игры. Принцип осознанного и чувственного мышления и контроля в процессе игры основан на закономерной связи движений и психики человека, в частности на зависимости успеха двигательной деятельности человека от способности контролировать движения в процессе игры. В процессе выполнения определенных условий удается осознанно контролировать их структуру только в отношении начальных подсистем. Основную же функцию контроля берет на себя сам двигательный аппарат.
Таким образом, овладеть двигательными действиями, развить двигательные способности (в частности ловкость) можно, развив способность контролировать соответствие своих движений решаемым задачам, правилам игры и складывающейся ситуации и вносить в них поправки посредством осознанного и чувственного контроля. На уроках физического воспитания необходимо чередовать академическую форму упражнений с игровой. [10, С. 76]
Академическая характеризуется тем, что внимание человека сосредоточено на точном выполнении упражнений и фиксируется главным образом на форме выполняемых движений, на строгом соблюдении их структуры.
Игровая содержит сюжетность, определенность двигательных задач и показатели их достижения. Под игровым методом не следует понимать организацию соревнований или игр в прямом смысле слова. Он направлен на поиски дополнительных стимулов, помогающих решать поставленные задачи. Физические упражнения в целом и их отдельные подсистемы разучиваются, а упражнения для развития двигательных качеств выполняются в форме состязаний. Соревнования проводятся по произвольным правилам, установленным преподавателем и занимающимися. Для этого метода характерно использование различных снарядов, приборов игровых упражнений. Соревновательный метод представляет большую свободу действия занимающимся, повышает их интерес, дает возможность проявить инициативу в поисках целесообразных форм движений. Кроме того развитие двигательных способностей идет с большей интенсивностью, когда человек заинтересован в выполнении большего объема физической нагрузки. Человек овладевает не только спортивной техникой, но и развивает функциональные возможности организма. В занятиях видами спорта и в спортивных подвижных играх соревновательный (игровой) метод является основным. [11, c. 132]
3.2 Методы воздействия спортивных игр на формирование жизненно важных двигательных умений и навыков занимающихся в физическом воспитании.
Методы воспитания - это пути (способы) достижения заданной цели педагогического процесса. Применительно к школьной практике можно сказать, что методы воспитания - это способы воздействия на сознание, волю, чувства, действия, поведение воспитанников с целью выработки у них социально-ценностных качеств; способы педагогического взаимодействия с учащимися. В практике воспитания используются прежде всего те из них, которые разработали и внедрили в педагогический процесс воспитатели, жившие до нас. Эти апробированные, достаточно результативно воздействующие на воспитанников в целостном педагогическом процессе методы называются общими методами воспитания. Общие методы воспитания классифицируются по группам, включают в себя приемы и средства воспитания. Следует четко разграничивать понятия "метод воспитания", "прием воспитания" и "средство воспитания".