Файл: Курсовая работа по дисциплине Экономика Тема Анализ конкурентоспособности компании и ее продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«ЛЭТИ» ИМ. В. И. УЛЬЯНОВА (ЛЕНИНА) Кафедра прикладной экономики КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине Экономика Тема Анализ конкурентоспособности компании и ее продукции
Санкт-Петербург
2023 Студентка гр. 1585
Гавриченкова М.Г.
Преподаватель
Голигузова Г.В.

МИНОБРНАУКИ РО ССИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова (Ленина (СПбГЭТУ «ЛЭТИ») ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Курсовая работа по дисциплине Экономика
Студент____________________________________________________Группа____________ Преподаватель ________________________________________________________________ Отзыв _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Показатели
Шкала
Баллы
1
Соответствие требованиям к оформлению курсовой работы
- оформление 2
- наличие ссылок на использованные источники 8 0-10 Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия Полнота характеристики предприятия Анализ технико-экономических и финансовых показателей деятельности
- составление баланса 2
- составление ОФР 2
- расчет коэффициентов 5
- анализ коэффициентов 3 12 Анализ конкурентных преимуществ предприятия
- SWOT анализ 3
- анализ конкурентов 5
- расчет емкости рынка 2 10 Анализ конкурентоспособности продукции предприятия Полнота характеристик выпускаемой продукции и аналогов Оценка конкурентоспособности продукции Предложения по укреплению конкурентных позиций продукции Защита курсовой работы
0-40
ИТОГО
0-100 2
Оценка удовлетворительно − 50-69 баллов хорошо − 70-84 баллов отлично −
85-100 баллов. Подпись преподавателя ____________________ ЗАДАНИЕ НА ПРАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ Студентка Гавриченкова М.Г.
Группа Тема работы Анализ конкурентоспособности продукции Исходные данные различные печатные и интернет-источники.
Содержание пояснительной записки содержание, введение, заключение, список использованных источников, приложение А, приложение Б
Предполагаемый объем пояснительной записки Не менее 15 страниц.
Дата выдачи задания Дата сдачи курсовой работы Дата защиты курсовой работы
Студентка
Гавриченкова МГ
АННОТАЦИЯ В работе рассмотрены основные характеристики компании, осуществлен анализ финансово-хозяйственной деятельности на основе предоставленной бухгалтерской отчетности.
В частности, составлен анализ, который практически применим к решению стратегических вопросов и выбора вектора развития компании. Посчитана примерная емкость рынка.
SUMMARY
The paper considers the main characteristics of the company, carried out an analysis of financial and economic activities based on the provided financial statements.
In particular, a SWOT analysis has been compiled, which is practically applicable to solving strategic issues and choosing a company development vector.
Approximate market capacity was calculated.
Преподаватель
Голигузова Г.В.
4
СОДЕРЖАНИЕ
1. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1. Общая характеристика предприятия ООО "ТехноТерра" является одной из ведущих организаций России, специализирующихся в области экологических исследований, и выполняет оперативную и экспертную оценку состояния окружающей среды, в том числе по заданию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и правоохранительных структур. Данная фирма проводит инженерно-экологические изыскания по всей территории России. Экологические изыскания проводятся для обнаружения вредных веществ в компонентах окружающей среды и определения неблагоприятных техногенных природных факторов. В рамках этих работ исследуются Почва Воздух Водные ресурсы, в том числе и подземные Анализ конкурентных преимуществ предприятия
22 1.3.1 Анализ конкурентоспособности предприятия с использованием анализа
22 5
Геофизические поля. Без проведения экологических изысканий невозможно получить подтверждение проектирования, строительства или реконструкций зданий и объектов на участке. Для прохождения Государственной строительной экспертизы и получения доступа к строительству инженерно-экологические работы являются обязательным пунктом. Изыскания необходимы для понимания текущего состояния окружающей среды, а также составление прогнозов о её изменении в районе строительства под влиянием антропогенных факторов, то есть вашей стройки.
«ТехноТерра» проводит инженерно-экологические обследования для всех видов строительства, включая предпроектные работы, строительство жилых и промышленных зданий, автомобильных дороги других объектов строительства.
Документы, необходимые для проведения экологических изысканий под строительство Техническое задание на проведение исследования Характеристики объекта строительства или реконструкции. В характеристиках должны быть прописаны цели проведения работ, этажность здания, назначение и другие метрики Площадь застройки Площадь участка проведения работ Ситуационный план. В процессе инженерно-экологических изысканий полностью описывается исследуемый природный участок. На выходе будет получена полная информация для составления проектной документации.
Инженерно-экологические изыскания включают в себя Химический и бактериологический анализ природной среды (почва, грунт) территории, где ведется строительство
6
Замеры радиационного фона Геохимическое исследование воздуха и его состава Экологический мониторинг Гидрохимический анализ надземных и подземных вод Радиочастотные, вибрационные и иные физических измерения. Общие сведения о предприятии Общая характеристика предприятия ООО "ТехноТерра" представлена в таблице 1. Таблица 1 Общие сведения об организации
№ Характеристика
Содержание
1 Название предприятия, дата образования, адрес
Общество с неограниченной ответственностью
«ТехноТерра»
11.03.2005 190031, г. Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, длит. А. Помещение Н, Офис 402, 416, 417, 418 2 ИНН, ОГРН
7838318637, 1057810121500 3 Организационно-правовая форма
Общество с ограниченной ответственностью Форма собственности
Частная
7
Продолжение таблицы 1 5 Величина уставного капитала рублей
6 Виды деятельности
Основной вид деятельности по ОКВЭД: Деятельность в области архитектуры, связанная с созданием архитектурного объекта Дополнительные виды деятельности Деятельность брошюровочно-переплетная и отделочная и сопутствующие услуги Ремонт электронного и оптического оборудования Предоставление услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов Торговля оптовая фототоварами и оптическими товарами Характеристика
Содержание
7 Виды продукции (товаров, услуг Комплексные инженерные изыскания
— Геологические изыскания
— Гидрографические изыскания
— Экологические изыскания
— Геофизические изыскания
— Экологическое проектирование
— Судебная экспертиза
— Геодезические изыскания
— Гидрометеорологические изыскания
— Грунтовая лаборатория
8
Окончание таблицы 1 8 Организационная структура Генеральный директор Рудаков Андрей Александрович Исполнительный директор Решетов Владимир Владимирович Начальники отделов Начальник производственно-технического отдела - Пищенюк Олег Анатольевич Начальник отдела экологических изысканий и мониторинга окружающей среды - Ладина Ксения Аркадьевна Начальник отдела геодезии и картографии -
Граевский Павел Александрович Начальник отдела полевых и аналитических работ - Назарова Илина Алексеевна Начальник гидрологического отдела - Штангей Галина Викторовна Руководитель полевой группы ОПиАР - Матвеев Игорь Александрович и.о. Начальника отдела геологии - Шаститко Евгения Николаевна

Характеристика
Содержание
Начальник отдела развития - Костарев Александр Павлович Сотрудников 62 человека Региональные представительства г. Мурманск, г.Калининград, г.Белгород Данные реестра субъектов МСП: Малое предприятие, 16—100 человек

1.2 Анализ технико-экономических и финансовых показателей деятельности
Технико-экономические показатели представляют собой систему измерителей, характеризующую особенности материально производственной базы предприятия и комплексное управление ресурсами. Проведен анализ деятельности ООО "ТехноТерра" на основании данных бухгалтерской и налоговой отчетности.
Расчёт бухгалтерского баланса (в руб) Таблица 2
Расчёт бухгалтерского баланса Продолжение таблицы 2 Наименование показателя
На На На АКТИВ. ВНЕОБОРОТНЫЕ

АКТИВЫ
Основные средства 444 000,00 2 204 000,00 2 660 Прочие внеоборотные активы 000,00 984 000,00 847 Наименование показателя
На На На Итого по разделу I
10 243 000,00 3 188 000,00 3 507 000,00
II. ОБОРОТНЫЕ
АКТИВЫ
Запасы
78 906 000,00 86 239 000,00 80 651 000,00 10
Окончание таблицы 2 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 000,00 5 000,00 17 Дебиторская задолженность 104 000,00 99 311 000,00 89 124 Финансовые вложения за исключением денежных эквивалентов 500 Денежные средства и денежные эквиваленты 563 000,00 8 712 000,00 17 028 Прочие оборотные активы 000,00 851 000,00 482 Итого по разделу II
191 057 000,00 195 118 000,00 187 302 БАЛАНС 300 000,00 198 306 000,00 190 809 ПАССИВ. КАПИТАЛ И
РЕЗЕРВЫ
Наименование показателя
На На На Уставный капитал складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей 000,00 100 000,00 100 000,00 11
Отчет о финансовых результатах (в руб) Таблица 3 Отчет о финансовых результатах Продолжение таблицы 3
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток 768 000,00 124 050 000,00 122 235 Итог по разделу III
137 868 000,00 124 150 000,00 122 335 000,00
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
-
-
-
Заемные средства
-
-
-
Отложенные налоговые обязательства
-
-
-
Оценочные обязательства
-
-
-
Прочие обязательства
-
-
-
Итог по разделу IV
-
-
-
V. Краткосрочные
обязательства
Заемные средства 320 000,00 20 360 000,00 20 754 Кредиторская задолженность 112 000,00 53 796 000,00 47 720 Итог по разделу V
63 432 000,00 74 156 000,00 68 474 БАЛАНС 300 000,00 198 306 000,00 190 809 Наименование показателя
На На 31.12.2020 На Выручка 568 000,00 164 672 000,00 174 418 Себестоимость продаж 064 000,00 134 944 000,00 141 733 Наименование показателя
На На 31.12.2019 На 31.12.2018 12
Финансовая устойчивость показывает, может ли крупный заводили кофейня в бизнес-центре работать без кредитов и займов, какая степень платежеспособности у компании. Если компания устойчива, то даже с кредитами она работает спокойно, а если нет — долги могут привести к разорению и закрытию бизнеса. Коэффициент автономии характеризует долю собственного капитала в общей сумме средств, вложенных в его деятельность (в валюте баланса КА СК/ВБ, Где СК– собственный капитал (итог III раздела баланса ВБ–валюта баланса.
2021 год КА 137 868 000/201 300 000=0,68 2020 год Валовая прибыль убыток 504 000,00 29 728 000,00 32 685 Коммерческие расходы
-
-
-
Управленческие расходы 482 000,00 23 722 000,00 20 924 Прибыль (убыток) от продаж 022 000,00 6 006 000,00 11 761 Доходы от участия в других организациях
-
-
-
Проценты к получению 000,00 3 000,00 29 Проценты к уплате 000,00 426 000,00 240 Прочие доходы 098 000,00 3 845 000,00 1 656 Прочие расходы 613 000,00 6 673 000,00 9 080 Прибыль (убыток) до налогообложения 296 000,00 2 755 000,00 4 126 Прочее 000,00
-10 000,00
-6 Чистая прибыль (убыток 717 000,00 1 815 000,00 3 161 000,00 13
КА 150 000/198 306 000=0,63 2019 год КА 335 000/190 809 000=0,64 Коэффициент автономии к 2021 году, по сравнению см, незначительно увеличился. Также он немного выше рекомендуемого показателя. По результатам исследования выяснилось, что компания снижает свою независимость от заменых источников финансирования. Даже в условиях пандемии 2021 года понижение этого показателя не произошло, следовательно, можно утверждать о стабильности предприятия. Коэффициент соотношения собственного и заемного капиталов финансового рычага) также характеризует финансовую устойчивость предприятия чем выше значение показателя, тем выше зависимость от заемных средств, выше риск, ассоциируемый сданной компанией, и ниже заемный потенциал
К
ФР
=ЗК /СК, где ЗК – заемный капитал как сумма долгосрочных и краткосрочных обязательств (сумма итогов IV и V разделов баланса СК – собственный капитал (итог III раздела баланса.
2021 год
К
ФР
= (63 432 000+0)/137 868 000=0,46 2020 год
К
ФР
= (74 156 000+0)/124 150 000=0,59 2019 год
К
ФР
= (68 474 000+0)/ 122 335 000= 0,56 Низкая величина показателя финансового рычага говорит о незначительной зависимости от заемных средств. В 2019 году показатель достигает критического для компании значения, но находится в пределах рекомендуемого значения. Показатели финансовой устойчивости
14
Таблица 4 Показатели финансовой устойчивости Коэффициенты ликвидности характеризуют платежеспособность компании, исходя из того, что краткосрочные (текущие) обязательства будут постепенно погашаться за счет оборота оборотных активов. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно, за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений
К
АЛ
=ДС КО, где ДС–денежные средства КО краткосрочные обязательства (итог V раздела баланса.
2021 год КАЛ 563 000/63 432 000= 0,40 2020 год КАЛ 712 000/74 156 000= 0,12 2019 год КАЛ 17 028 000/68 474 000= 0,24
Нормальными считаются значения в пределах 0,15-0,5. Именно в этот интервал входят значения коэффициента абсолютной ликвидности за 2019 и
2021 год, в 2020 году он оказался чуть меньше рекомендуемого значения, что говорит о неустойчивой платёжеспособности краткосрочных обязательств на данный год. Слишком высокое значение показателя говорит о неоправданно Показатели 2020 Рекомендуемое значение
Коэффициент автономии КА 0,63 Коэффициент финансового рычага
К
ФР
0,46 0,59 0,56
<1 15
высоких объемах свободных денежных средств, которые можно было бы использовать для развития бизнеса. Коэффициент текущей ликвидности характеризует способность погашать краткосрочные обязательства при условии продажи всех оборотных активов
К
ТЛ
=ОА/КО, где ОА–сумма оборотных активов (итог II раздела баланса КО–
краткосрочные обязательства (итог V раздела баланса.
2021 год
К
ТЛ
=191 057 000/63 432 000= 3,02 2020 год
К
ТЛ
=195 118 000/74 156 000=2,63 2019 год
К
ТЛ
=187 302 000/68 474 000=2,73 Нормальным считается значение коэффициента 2-3. В нашем случае этот показатель выше нижнего значения рекомендуемого значения. Слишком высокий коэффициент текущей ликвидности отражает недостаточно эффективное использование оборотных активов, либо краткосрочного финансирования. Тем не менее, кредиторы предпочитают видеть более высокое значение коэффициента как признак устойчивого положения компании. Показатели ликвидности Таблица 5 Показатели 2020 2019 Рекомендуемое значение
Коэффициент абсолютной ликвидности КАЛ 0,12 0,24 0,15 ... Коэффициент текущей ликвидности К
ТЛ
3,00 2,63 2,73
>2 16
Фондоотдача – показатель эффективности использования основных средств предприятия
Произведём примеры расчётов для 2021 года
Ф
о
= ЧВ / ОС
СР
,
Ф
о
=
194 568 000
/((9 444 000+2 204 000)/2)= 33,40 где ЧВ – годовая чистая выручка предприятия ОС
СР
– среднегодовая стоимость основных средств. Коэффициент оборачиваемости характеризует число оборотов, которое совершают оборотные средства за определенный период времени О = ЧВ / ОбС
СР
, О =
194 568 000
/((191 057 000+195 118 000)/2) = 1,00 где ЧВ – годовая чистая выручка предприятия ОбС
СР
– средние остатки оборотных средств. Период оборачиваемости оборотных активов характеризует длительность одного оборота средств и измеряется в днях Т = ОбС
СР
· 365 / ЧВ. Т ((191 057 000+195 118 000)/2)*365/
194 568 000
= 362,22 Рентабельность продаж характеризует долю прибыли от продаж в выручке Пр = (П
п
/ В) · 100 %, Пр (
16 022 000
/(
194 568 000)
)*100%= 8.23% где П
п
– прибыль от продаж В – выручка-нетто от реализации продукции, товаров, услуг. Рентабельность активов характеризует эффективность использования всего имущества компании, а также всего инвестированного в нее капитала А = (П
н
/ А
СР
) · 100 %, А (
17 296 000
/(
(
201 300 000+198 306 000)/2)*100= 8,65% где П
н
– прибыль до налогообложения А
СР
– средняя стоимость активов за период.
17
Рентабельность основных средств характеризует эффективность использования основных средств компании ОС = (П
н
/ ОС
СР
) · 100 %. ОС
= (
17 296 000
/ (9 444 000+2 204 000)/2)*100%=297,00% Рентабельность оборотных средств характеризует эффективность использования оборотных средств компании
R
ОбС
= (П
н
/ ОбС
СР
) · 100 %.
R
ОбС
=(
17 296 000
/(191 057 000+195 118 000)/2)*100% =8,95% Рентабельность собственного капитала, характеризующая величину чистой прибыли, приходящейся на рубль собственного капитала
R
СК
= (П
ч
/ СК
СР
) · 100 %,
R
СК
= (
13 717 000
/(137 868 000+124 150 000)/2)*100=10,47% где П
ч
– чистая прибыль СК
СР
– средняя величина собственного капитала за период. Показатели рентабельности Таблица 6 Показатели рентабельности (2019-2020 г) Продолжение таблицы 6 Показатели Абсолютное изменение
2021 к Фондоотдача Фо
33,40 21,44 Оборачиваемость оборотных активов О 0,98 Период оборачиваемости оборотных активов Т Рентабельность продаж, Пр,
%
8,23 6,31 3,57 18
Показатели рентабельности (2019-2020 г) Таблица 7 Продолжение таблицы 7 Показатели Абсолютное изменение
2021 к Рентабельность активов, А,
%
8,65 1,41 Рентабельность основных средств ОС, %
297,00 113,28 Рентабельность оборотных средств R
ОбС
, %
8,95 1,44 Рентабельность собственного капитала R
СК
,
%
10,47 1,47 Показатели Абсолютное изменение
2020 к Фондоотдача Фо
21,44 Оборачиваемость оборотных активов О Период оборачиваемости оборотных активов Т 521,32 Рентабельность продаж, Пр,
%
6,31 4,31 2,00 19
С 2020 по 2021 год значение рентабельности продаж увеличилась, что говорит о том, что компания работает эффективнее. Рост показателя фондоотдачи в общем случае свидетельствует о повышении эффективности использования основных производственных фондов. Тенденция стабильного роста коэффициента рентабельности собственного капитала означает повышение способности компании генерировать прибыль собственникам. За год коэффициент рентабельности активов повысился в четыре раза, это свидетельствует об увеличении прибыли предприятия, либо о снижении стоимости активов. Следствием могло стать уменьшение себестоимости продукции или увеличение объемов реализации продукции, а также уменьшение издержек, увеличении количества оказываемых услуг. В таблице 8 представлено сравнение показателей анализируемой компании и компании конкурента. Таблица 8 Показатели Абсолютное изменение
2020 к Рентабельность активов, А,
%
1,41 Рентабельность основных средств ОС, %
113,28 Рентабельность оборотных средств R
ОбС
, %
1,44 Рентабельность собственного капитала R
СК
,
%
1,47 2,61
-1,14 20
Показатели эффективности наг Продолжение таблицы 8
Показатели
«ТехноТерра»
"Экоэксперт" Центр экоаналитических услуг "ОПЫТ"
«Экотехэксперт»
Коэффициент абсолютной ликвидности, КАЛ 0,10 0,15 Коэффициент текущей ликвидности, К
ТЛ
3,00 4,00 1,00 Фондоотдача Фо
33,40 30,33 29,88 Оборачиваемость оборотных активов О 0,67 0,55 Период оборачиваемости оборотных активов Т 543,55 578,99 Рентабельность продаж, Пр, %
8,23 16,30 3,40 Рентабельность активов, А, %
8,65 5,76 1,87 Рентабельность основных средств ОС, %
297,00 156,00 98,00 Рентабельность оборотных средств R
ОбС
, %
8,95 6,88 3,22 4,10 21
На основе данных в таблице можно сделать вывод о том, что предприятие ООО «ТехноТерра» имеет хорошие шансы улучшить своё финансовое положение или получить спонсора за счет неплохих показателей рентабельности собственного капитала, рентабельности оборотных средств или рентабельности продаж, так как по этим параметрам компания занимает лидирующую позицию, следовательно, эффективность использования ресурсов ею выше, чему компаний- конкурентов. Анализ конкурентных преимуществ предприятия
1.3.1 Анализ конкурентоспособности предприятия с использованием анализа Был проведен анализ предприятия, результаты которого представлены в таблицах 9 – 10.
Показатели
«ТехноТерра»
"Экоэксперт" Центр экоаналитических услуг "ОПЫТ"
«Экотехэксперт»
Рентабельность собственного капитала R
СК
, %
10,47 6,77 2,54 4,79 22
Таблица 9 анализ предприятия OOO «ТехноТерра» Продолжение таблицы 9 Возможности
1. Расширение рынка услуг
2. Богатый выбор специалистов на рынке труда
3. Смягчение законодательства
4. Рост экономики Угрозы
1. Выход на рынок новых конкурентов
2. Изменение условий получения лицензии
3. Снижение квалификации специалистов на рынке труда
4. Зависимость от экономической ситуации в стране
5. Консерватизм потребителей
Сильные стороны
1. Надёжность, подтверждённая историей
2. Отсутствие негативных отзывов при предоставлении услуг
3. Большое количество отраслей
4. Более образованное, динамичное, гибкое и молодое руководство среднего звена
Расширение производства – активная роль маркетинга, образованное руководство. Предоставление новых услуг для завоеванных рынков. Выход на города федерального значения, расширение географии предоставления услуг. Продвижение услуг за счет акцентирования на достоинствах, снижение ценза счет увеличения спектра предоставляемых услуг.
23
Слабые стороны
1. Стандартные методы продвижения предоставляемых услуг
2. Отсутствие постоянных клиентов
3. Неэффективная реклама
4. Стрессовый характер работы
Привлечение маркетологов для создания эффективной рекламной интеграции с целью повышения конкурентоспособности. Изменение политики управления персоналом. Улучшение качества предоставляемых услуг для появления постоянных клиентов.
Изменение курса валют приведет к повышению себестоимости предоставляемых услуг, следовательно, конкурент будет вынужден уменьшить свою прибыль или увеличить цену на услуги. Неэффективная реклама приведет к потере клиентов и их уходу к компаниям- конкурентам.
24
Определение типа рынка и сравнительные характеристики конкурентов Рынок сбыта компании ООО «ТехноТерра» можно определить рынок товаров промышленного назначения, которые используются предприятиями для производственного процесса. Таблица 10 Сравнительные характеристики конкурентоспособности предприятия Продолжение таблицы 10 Направление анализа
«ТехноТерра»
"Экоэксперт" Центр экоаналитически х услуг "ОПЫТ"
«Экотехэксперт
»
Потребительски е выгоды
Деятельность кампаний направлена на решение схожих задач, из-за чего потребитель получает практически равный конечный результат
Конкурентные преимущества продукции, товара, услуги
Устоявшееся имя, гарантия качества, относительная дешевизна
Относительна я дешевизна
Более низкая цена, гарантия качества
Относительная дешевизна
Дополнительны е потребительские выгоды
Круглосуточна я виртуальная помощь, бесплатная консультация
Бесплатная консультация
Бесплатная консультация
Бесплатная консультация
Величина клиентской базы
Работают с частными лицами или предприятиями
Направление анализа
«ТехноТерра»
"Экоэксперт" Центр экоаналитичес ких услуг "ОПЫТ"
«Экотехэксперт
»
Отраслевые особенности компании или продукции
Комплексные инженерные изыскания
Обеспечение экологической безопасности предприятий и санитарно- эпидемиологического благополучия населения
Допущены к работам на особо опасных объектах
Разработка и согласование природоохранной документации
(ПДВ,
ПНООЛР)
Способы и методы продвижения продукции
Усиление маркетинговой активности на развивающихся рынках
Реклама в
Интернете
Расширение клиентской базы за счет рекламы в основном в сети
Интернет
Постоянное расширение клиентской базы за счет популяризации информации об услугах
Простота навигации по сайту и удобство интерфейса
Современный приятный дизайн, интуитивно понятный интерфейс
Дизайн, соответствующий экологической компании, удобный интерфейс
Не очень современный дизайн, немного перегруженный интерфейс Устаревший интерфейс сайта
Виды и качество представленного на сайте контента
Предоставлен ие услуги выполнено прекрасно, проработаны все детали
Предоставлены все преимущества услуг
Услуги предоставлены качественно ив срок
Услуги предоставлены качественно ив срок
Окончание таблицы 10 Направление анализа
«ТехноТерра»
"Экоэксперт" Центр экоаналитическ их услуг "ОПЫТ"
«Экотехэксперт
»
Формы обратной связи и скорость ответа
С компанией можно связаться через социальные сети, службу поддержки или официальный сайт
Официальный сайт, служба поддержки
Официальный сайт, служба поддержки
Официальный сайт
Степень использования социальных сетей
Компания имеет аккаунт в социальной сети, для распространения рекламы и продвижению товаров компании
Компания не имеет аккаунты в социальных сетях Компания не имеет аккаунты в социальных сетях
Компания не имеет аккаунты в социальных сетях
Характеристик а активности в отдельных соц. сетях
Наличие новостных постов, а также постов об оказываемых услугах
Нет активности в социальных сетях
Нет активности в социальных сетях
Нет активности в социальных сетях
Определение ёмкости рынка Таблица 11 Емкость рынка за период N (тыс. р) = Численность целевой аудитории рынка (тыс. чел) · норма потребления товара за период N (шт) · средняя стоимость 1 единицы продукции на рынке р)
N=120 000 000 чел. * 100 000 руб. * 1 шт. =12 000 000 000 000 рублей, где N – доступная ёмкость рынка. Присутствие в других средствах массовой информации
Использование баннеров, таргетированна я реклама в интернете
Таргетированна я реклама в интернете
Таргетированная реклама в интернете
Таргетированна я реклама в интернете
Факторы и показатели
Описание
Период
2021 год
Границы рынка
Российская Федерация
Критерии для расчета потенциала
Возможный уровень потребления
Аудитория
Дееспособное население страны
Товарные группы
Инженерно-экологические изыскания
Единицы измерения
Цена
Источники
Федеральная служба государственной статистики
АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
2.1. Характеристика выпускаемой продукции Описание услуги
Таблица 12 Описание услуги Ключевые характеристики
Комментарии
1. Наименование продукции (услуг)
И н жене р но- экологические изыскания. Назначение продукта (услуги)
Подтверждение проектирования, строительства или реконструкций зданий и объектов на участке
Продолжение таблицы 12 3 . Основные характеристики продукта (услуги)

Х ими чески й и бактериологический анализ природной среды (почва, грунт) территории, где ведется строительство Замеры радиационного фона Геохимическое исследование воздуха и его состава Экологический мониторинг Гидрохимический анализ надземных и подземных вод Радиочастотные, вибрационные и иные физических измерения. Ключевые характеристики
Комментарии
30
Окончание таблицы 12 4 . Потребительские свойства продукции (услуг)
ко м пл е кси с следований, проводимых для оценки современного состояния и прогноза возможных изменений окружающей среды под влиянием антропогенной нагрузки с целью предотвращения и уменьшения вредных и опасных экологических последствий и сохранения оптимальных условий природной среды
Инженерно-экологиче ские изыскания могут проводиться нар аз личных стадиях проектирования, вовремя строительства и реконструкции объектов, для организации экологического мониторинга, а также как прединвестиционная оценка территорий
5 . Основные конкурентные преимущества продукции (услуги)
Гарантия качества, широкий спектр услуга также идеальное соотношение цена/качество, наличие собственной лаборатории для экологического анализа, современное оборудование, спецтехника
Ключевые характеристики
Комментарии
31

6 . Основные потребители и направления использования продукции
Крупные корпорации и частные застройщики, Правительство России в лице профильных комитетов субъектов федераций иго спр ед приятия различных министерств и ведомств
7.Ассортимент и структура выпуска продукции Комплексные инженерные изыскания
— Геологические изыскания
— Гидрографические изыскания
— Экологические изыскания
— Геофизические изыскания
— Экологическое проектирование
— Судебная экспертиза
— Геодезические изыскания
— Гидрометеорологические изыскания
— Грунтовая лаборатория. Юридическая защищенность продукции
В ы писка из реестра членов саморегулируемой организации № И - 0 8 3 - 0 3 0 от 2 4 . 0 2 . 2 0 2 2 г. — инженерные изыскания. Выписка из реестра членов саморегулируемой организации № Пот г. — подготовка проектной документации.
32
Таблица 13
№ п/п
Параметр
Коэфф значимости ТехноТе рра»
"Экоэксперт"
Центр экоаналитическ их услуг "ОПЫТ"
«Экотехэкспе рт»
%
1
Соответствие объема оказанных услуг спросу на рынке
Соответс твует
Соответствуе т
Соответствуе т
Не соответствует Цена услуги для потребителей для площадых объектов)
170 т.р./
Га
180 т.р./Га
165т.р./Га
170 т.р./Га
8.3 Наличие сертификатов и лицензий есть есть есть есть Наличие постпродажно го обслуживания есть нет есть нет 33
Продолжение таблицы 13 Наличие претензий или требований к доработке к оказанной услуге
Нет
Нет
Есть отрицательные отзывы
Есть отрицательные отзывы п/п
Параметр
«ТехноТе рра»
"Экоэксперт"
Центр экоаналитичес ких услуг "ОПЫТ"
«Экотехэкспе рт»
Коэфф значимости Сроки оказания услуги рабочих дней рабочих дней рабочих дней рабочих дней Соответствие нормативным актам
Соответ ствует
Соответству ет
Соответству ет
Соответств ует
8.5 Наличие квалицифици рованных кадров
Есть
Есть
Есть
Есть
8.0 34

2.2 Оценка конкурентоспособности продукции Характеристики услуги «Инженерно-экологические изыскания по степени важности Таблица 14 Техническая оснащенность
УРБ А на базе автомобиля
«КАМА
З» - 4 шт
ПБУ-2 на базе автомобиля
КАМАЗ
- 6 шт
АВБ-2М на базе ГАЗ - 1 шт "УБГ-Л ЖУРАВЛЬ Установка буровая гидрофицир ованная легкой серии типа
УБГ-Л Журавль" на гусеничной базе,
ТБСО-55 1000,
ПБУ-2 на базе автомобиля
КАМАЗ, Жидкостный хроматограф
ЛЮМАХРО
М с флуориметр ическим детектором
Флюорат 02; Переносной буровой станок гидрофицир ованный модульный
СБГ-ПМ2
"СТЕРХ",
Cамоходны е буровые установки
ББУ,
ПБУ-2,
УГБ, ЛБУ,
УШ-2Т4,
МБУ,
УРБ-25,
УРБ-40,
УРБ-210.Б
БУ-000 Опенок, Атомно- эмиссионный спектрометр
6,3
Характеристика
Степень важности характеристики
Затрудн я-юсь оценить Нева ж- ная
Мал о- важная Важная Важная в высокой степени Чрезвы- чайнова ж- ная
35

Продолжение таблицы 14 0
1 2
3 Параметрические и экономические характеристики. Соответствие объема оказанных услуг спросу на рынке. Цена услуги для потребителей для площадых объектов. Наличие сертификатов и лицензий. Наличие постпродажного обслуживания. Наличие претензий или требований к доработке к оказанной услуге. Сроки оказания услуги. Соответствие нормативным актам

Степень важности характеристики

Характеристика
Затрудн я-юсь оценить Неважная Мало- важная
Важна я
Важная в высокой степени
Чрезвы- чайнова ж- ная
0 1
2 3
4 5
8. Наличие квалифицированных кадров. Техническая оснащенность

Ценовые характеристики
Соответствие цены платежеспособнос тисегмента

Возможность приобретения в кредит

Методы товародвижения и сбыта
Кол-во сбытовых пунктов

Уровень торгового обслуживания

Методы стимулирования спроса
Степень активности рекламной компании

Уровень качества рекламы
Характеристики услуги «Инженерно-экологические изыскания по степени воплощённости Таблица 15
Характеристика
Степень важности характеристики
Затрудн я-юсь оценить Не воплощена Есть значительные недостатки Есть отдельные недостатки Хорошее воплощение Отличное воплощение Параметрические и экономические характеристики. Соответствие объема оказанных услуг спросу на рынке. Цена услуги для потребителей для площадых объектов. Наличие сертификатов и лицензий
Продолжение таблицы 15 4. Наличие постпродажного обслуживания. Наличие претензий или требований к доработке к оказанной услуге. Сроки оказания услуги

Характеристика
Степень важности характеристики
Затрудн я-юсь оценить Не воплощена Есть значительные недостатки Есть отдельные недостатки Хорошее воплощение Отличное воплощение. Соответствие нормативным актам

8.
Наличие квалифицированных кадров. Техническая оснащенность

Ценовые характеристики
Соответствие цены платежеспособнос тисегмента

39
Уровень конкурентоспособности Таким образом, уровень конкурентоспособности данной услуги в компании ООО «ТехноТерра» составляет 81% Для оценки необходимости совершенствования характеристик услуги выберем шесть наиболее важных из них и проранжируем их по степени потребительских предпочтений. Ранжирование характеристик продукции Таблица 16 Возможность приобретения в кредит

Методы товародвижения и сбыта
Кол-во сбытовых пунктов

Уровень торгового обслуживания

Методы стимулирования спроса
Степень активности рекламной компании

Уровень качества рекламы =
(4*4) + (5*5) + (4*5) + (4*4) + (1*4) + (4*4) + (3*2) + (5*3) + (4*3) + (3*4) + (4*3)+
5*(4 + 5 + 4 + 4 + 1 + 4 + 3 + 3 + 3 + 3 + 4 + 1 + 3)
+(1*5) + (3*4)
K = 0,81 40
Определим уровень потребительских предпочтений, исходя из того, что характеристики, получившие ранги, относятся к 1-му уровню, получившие ранги кому уровню, получившие ранги к 3-му уровню. Таблица 17 Определим строки, соответствующие параметрам каждой из рассмотренных характеристик. Соответствие нормативным актам
Таблица 18
№ Характеристика
Ранг
1
Наличие сертификатов и лицензий Наличие квалифицированных кадров Соответствие нормативным актам Техническая оснащенность Цена услуги Сроки оказания услуги
6
Характеристика
Уровень
Соответствие нормативным актам+наличие сертификатов и лицензий
1
Техническая оснащенность+наличие квалифицированных кадров
2
Цена услуги+сроки оказания услуги 41
Наличие сертификатов и лицензий Таблица 19 Техническая оснащенность Таблица 20 Оценка важности свойства
Оценка воплощения свойства
Ранг предпочтения
Степень необходимости совершенствования
Группа
Уровень
Коэффициент необходимости реализации мероприятий 4
1, 2 5
1 Оценка важности свойства
Оценка воплощения свойства
Ранг предпочтения
Степень необходимости совершенствования
Группа
Уровень
Коэффициент необходимости реализации мероприятий 5
1, 2 5
1 Оценка важности свойства
Оценка воплощения свойства
Ранг предпочтения
Степень необходимости совершенствования
Наличие квалифицированных кадров Таблица 21 Цена услуги Таблица 22 Сроки оказания услуги Таблица 23 важности свойства воплощения свойства предпочтения
Группа
Уровень
Коэффициент необходимости реализации мероприятий 4
3,4 3
2 Оценка важности свойства
Оценка воплощения свойства
Ранг предпочтения
Степень необходимости совершенствования
Группа
Уровень
Коэффициент необходимости реализации мероприятий 5
3,4 5
2 Оценка важности свойства
Оценка воплощения свойства
Ранг предпочтения
Степень необходимости совершенствования
Группа
Уровень
Коэффициент необходимости реализации мероприятий 5
5,6 2
3 Оценка важности свойства
Оценка воплощения свойства
Ранг предпочтения
Степень необходимости совершенствования
Полученные результаты сведём в таблицу Оценка необходимости улучшения характеристик продукции Таблица 24 важности свойства воплощения свойства предпочтения
Группа
Уровень
Коэффициент необходимости реализации мероприятий 4
5,6 3
3 5

Характеристика
Группа
Уровень
Коэффициент необходимости мероприятий
1
Наличие сертификатов и лицензий 1
3 Наличие квалифицированных кадров 1
3 Соответствие нормативным актам 2
6 Техническая оснащенность 2
2 Цена услуги 3
7 44
Предложения по укреплению конкурентных позиций Существует несколько доступных путей для укрепления конкурентных позиций компании на рынке. Характеристики Соответствие нормативным актами Сроки оказания услуги имеют средний коэффициент необходимости реализации мероприятий – 5-6. То есть сроки оказания услуги немного не соответствуют международным стандартам. Для этого необходимо использовать в производстве более высококачественные и экологичные ресурсы, которые по своим характеристикам будут лучше предыдущих, при этом цена на такие ресурсы должна быть оптимальной, все это нужно для того, чтобы ускорить процесс оказания услуги «Инженерно-экологические изыскания. Характеристика Цена услуги имеет наивысший показатель – 7. Чтобы не потерять как поступающих, таки постоянных клиентов, самый лучший вариант – найти неценовые способы воздействия. Возможно, можно предложить более интересный и полезный сервис, более весомую гарантию, более удобные условия оплаты данной услуги. Также можно ввести тарифную систему и предложить урезанную версию услуги более дёшево или же использоватьценовую дискриминацию устанавливать разные цены для разных категорий клиентов, отталкиваясь от их платёжеспособности и потребности в услуге анализируемой компании. Низкое значение имеют характеристики Наличие квалифицированных кадров и Наличие сертификатов и лицензий. Это означает, что компания ООО «ТехноТерра» в полной мере соответствует всем правовым нормам в экологической деятельности, а также принимает в свой штат высококвалифицированных работников. Также порадовал показатель технической оснащенности, у которого коэффициент необходимых мероприятий самый низкий – 2. Но это не значит, Сроки оказания услуги 3
5 45
что ненужно повышать нынешний уровень, а наоборот, стоит улучшить технологии производства путём автоматизации производственных процессов.
46
Заключение Входе исследования компании ООО «ТехноТерра» удалось оценить её финансовое состояние путем расчета необходимых показателей рентабельности, ликвидности и прочих. На основе полученных результатов получилось спрогнозировать дальнейшие тенденции развития «ТехноТерра» на современном рынке. Финансовое состояние компании заметно улучшилось даже на фоне пандемии, и при этом, как показал анализ конкурентоспособности, данное предприятие всё ещё находится в лидерах по оказанию геодезических и экологических услуг, не уступая практически нив чём аналогичным компаниям. Был проведен анализ, на основе которого можно утверждать, что ООО “ТехноТерра” имеет ряд преимуществ перед другими конкурентами, такие как многопрофильная техническая оснащенность, большое количество высококвалифицированных сотрудников, а также наиболее удобный и понятный сайт, на котором можно заказать соответствующую услугу. По определенным характеристикам выбранного товара было проведено сравнение предприятия с конкурентами – «ТехноТерра» имеет отличные показатели относительно других компаний по оказанию услуг, соответствующим профилю компании. По степеням важности и воплощения, присвоенным определенным характеристикам, был рассчитан уровень конкурентоспособности услуги “Инженерно-экологические изыскания, значение которого достигло достойного результата в 80%.
47
Список используемой литературы
1. Проверка и анализ юридических лиц и предпринимателей Электронный ресурс https://www.rusprofile.ru/
2. АО Информационное агентство Интерфакс” Электронный ресурс https://www.spark-interfax.ru/
3. Баланс компании ТехноТерра Электронный ресурс https://
www.list-org.com/company/600478/report
4. Экономика. Методические указания к курсовой работе Текст. –
СПб.: Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ», гс. Кобылецкий, В. Р. Рентабельность собственного капитала Электронный ресурс словарь экономических показателей https://
www.finalon.com/ru/
6. ТехноТерра – история компании https://tterra.ru/
7. Kenton, W. Business-to-Customer (B2C) [Электронныйресурс]:
Business essentials: https://www.investopedia.com/terms/b/btoc.asp
8. Стандарт TIA-942-B. Telecommunications Infrastucture Standard for
Data Centers. – Arlington, Telecommunications Industry Association,
2017. – 151 с.
9. Информация об услуге Инженерно-экологические изыскания Электронный ресурс https://tterra.ru/services/environmental/
48
1>