Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, которые в силу ч. 1 ст. 81 Семейного кодекса Российской Федерации[8] обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.
«Социальная пенсия, в отличие от пенсии как постоянного и основного источника средств к существованию, является помощью, служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии), что, безусловно, сближает ее с пособием»[9].
Основываясь на вышеперечисленных доводах, можно сделать вывод, что данная выплата по своей природе является государственным пособием из средств федерального бюджета, размер которой не ставится в зависимость от иных фактов, кроме наличия статуса «ребенок-инвалид».
Пенсии различных типов и видов выплачиваются за счет средств государственной системы обязательного пенсионного страхования либо за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, т.е. пенсионные средства находятся в собственности государства.
В момент выплаты за счет этих средств пенсии, установленной конкретному физическому лицу (пенсионеру), происходит переход права собственности на часть находящихся в собственности государства пенсионных средств, равную месячному размеру выплачиваемой этому лицу пенсии, от государства к данному лицу, после чего это лицо вступает в права частной собственности в отношении конкретной денежной суммы, полученной им пенсии, которая с этого момента уже может входить в его наследственное имущество.
Что касается оставшейся части пенсионных средств, то она продолжает находиться в собственности государства до момента производства выплаты пенсионеру очередных ежемесячных сумм установленной ему пенсии.
Выплата пенсии прекращается со смертью пенсионера. Оставшаяся часть пенсионных средств, которая не была выплачена пенсионеру в виде пенсии, остается в собственности государства и используется для выплаты пенсий другим пенсионерам.
«В принципе, пенсионные средства, перманентно образующиеся из поступающих налогов или из страховых взносов, вообще невозможно персонифицировать применительно к конкретному пенсионеру»[10]. Индивидуальному учету подлежат не денежные средства, а пенсионные права. Пенсионные права действительно персональны (индивидуальны), а пенсионные средства имеют солидарный (общий) характер и используются государством для обеспечения выплаты пенсий не какому-то конкретному лицу, а всему контингенту пенсионеров.
Таким образом, публичные пенсионные обязательства длящегося характера перед пенсионером невозможно рассматривать с позиции его права собственности на имущество (пенсионные средства), находящееся до момента реализации соответствующих обязательств в государственной собственности.
Принципиально важно, что в соответствии с российским пенсионным законодательством любая пенсия, в том числе и по государственному пенсионному обеспечению, выплачивается гражданину в виде ежемесячной денежной суммы, поэтому пенсию невозможно получить всю сразу, например, в виде единовременной суммы. В силу этого пенсионер не может изначально обладать правом собственности на всю пенсию (до тех пор, пока он ее фактически не получил), что исключало бы возможность последующего изменения ее размера.
В рамках рассмотрения видов государственных пенсий несколько слов хотелось бы отдельно уделить характеристике пенсии за выслугу лет.
Прежде всего необходимо отметить, что «пенсии за выслугу лет» относятся к государственным пенсиям, что прямо закреплено в ст. 5 Закона о государственном пенсионном обеспечении, который среди видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению называет пенсию за выслугу лет.
Пенсия за выслугу лет - это пенсия по государственному пенсионному обеспечению, которая представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, предоставляемую в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы или работы на должностях летно-испытательного состава при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); прекращением ими военной службы или службы в органах и войсках, указанных в Законе о пенсионном обеспечении военнослужащих, а также работы гражданами из числа космонавтов при наличии установленной законом выслуги. Посредством установления и выплаты указанной пенсии реализуется государственная гарантия материального обеспечения определенной законом категории граждан, направленная на поддержание как их особого социального статуса, так и соответствующего уровня материального достатка при оставлении соответствующей службы или работы.
Таким образом, сформулировав понятие «пенсия за выслугу лет» и проведя сравнительный анализ условий назначения и размера пенсий за выслугу лет военнослужащим и другим категориям граждан, мы пришли к следующим заключениям.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим условия назначения пенсий за выслугу лет и размеры этих пенсий для военнослужащих, является Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих (распространяющий свое действие также на граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и устанавливающий для указанных граждан аналогичные условия для назначения пенсии за выслугу лет), для остальных категорий - Закон о государственном пенсионном обеспечении.
Только для военнослужащих предусмотрено безусловное (без всяких дополнительных условий) и вне зависимости от пола назначение пенсии за выслугу лет в случае наличия минимального стажа 20 лет военной службы (и (или) службы в органах и войсках, перечисленных в Законе о пенсионном обеспечении военнослужащих). Для федеральных государственных служащих и граждан из числа космонавтов, кроме минимального стажа в 25 лет (для женщин-космонавтов - 20 лет), установлены и дополнительные условия (основания увольнения, срок службы на определенных должностях).
Только для военнослужащих при назначении пенсии за выслугу лет по совокупности трудового стажа и стажа военной службы (общий трудовой стаж должен составить не менее 25 лет) одним из условий является достижение конкретного возраста - 45 лет. Для федеральных государственных гражданских служащих и граждан из числа работников летно-испытательного состава, помимо определенной выслуги (рассмотренной нами выше), необходимым условием является не достижение определенного возраста, а наступление определенного события, а именно назначение страховой пенсии по старости (инвалидности).
Только для военнослужащих размер пенсии исчисляется исходя из совокупного размера оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию и месячной надбавки за выслугу лет на момент увольнения военнослужащего с военной службы.
Таким образом, на основании всего вышесказанного, можно вывести следующее определение государственной пенсии.
1.3. Круг лиц, имеющих право на получение пенсии
Право на пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют:
1) федеральные государственные гражданские служащие;
2) военнослужащие;
3) участники Великой Отечественной войны;
4) граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
6) граждане из числа космонавтов;
7) граждане из числа работников летно-испытательного состава;
8) нетрудоспособные граждане.
Начнем изучение государственной пенсионной системы с пенсии, которая по своей природе не может быть страховой, так как предоставляется, как правило, лицам, не подлежащим обязательному пенсионному страхованию. Речь идет о пенсии за выслугу лет, представляющей собой ежемесячную государственную пожизненную денежную выплату, предоставляемую гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением военной и приравненной к ней службы, деятельности в качестве космонавтов при достижении установленной законом выслуги, деятельности в летно-испытательном составе, а также федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности) (абз. 2 ст. 2, подп. 1 п. 1 ст. 5 Закона о государственном пенсионном обеспечении).
К получателям пенсии за выслугу лет относятся:
- федеральные государственные гражданские служащие;
- военнослужащие;
- граждане из числа космонавтов;
- граждане из числа работников летно-испытательного состава.
Федеральные государственные гражданские служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии трех условий. Прежде всего, необходимо наличие стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии в соответствующем году определяется согласно приложению к Закону о государственном пенсионном обеспечении.
Рассмотрим более детально круг лиц, имеющих право на получение пенсии в рамках пенсионного обеспечения.
Итак, пенсия за выслугу лет назначается, в частности, лицам, проходившим государственную гражданскую службу и муниципальную службу, а также военную службу при наличии необходимого стажа (выслуги лет) на соответствующей службе. «Так, для федеральных государственных гражданских служащих данный стаж в 2019 г. составляет 16,5 лет с последующим ежегодным увеличением на 6 месяцев до достижения в 2026 г. стажа 20 лет»[11].
Для назначения пенсии имеет значение срок замещения должности непосредственно перед увольнением, основание увольнения со службы и, по общему правилу, наличие оснований для назначения страховой пенсии по старости (инвалидности) (п. 2 ст. 5, п. п. 1 - 2 ст. 7 Закона N 166-ФЗ[12]; Приложение 2 к Закону N 166-ФЗ; ст. ст. 1, 3, 4, п. «а» ст. 5, ч. 1 ст. 13 Закона от 12.02.1993 N 4468-1[13]).
Пенсия по старости назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, достигшим определенного возраста и при наличии стажа не менее пяти лет (п. 3 ст. 5, п. 2 ст. 10 Закона N 166-ФЗ).
Пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, гражданам из числа космонавтов, ставшим инвалидами (п. 4 ст. 5, п. 4 ст. 7.1, ст. 9, п. 3 ст. 10 Закона N 166-ФЗ; п. «б» ст. 5, ст. 19 Закона N 4468-1).
Пенсия по случаю потери кормильца назначается в случае смерти военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, граждан из числа космонавтов членам их семей (п. 5 ст. 5, п. 5 ст. 7.1, п. 3 ст. 8, п. 4 ст. 10 Закона N 166-ФЗ; ст. ст. 5, 28 Закона N 4468-1).
Социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, детям, оба родителя которых неизвестны) назначается при определенных условиях постоянно проживающим в РФ нетрудоспособным гражданам. Как правило, эти лица по разным причинам не имеют права на получение соответствующих страховых пенсий, например из-за отсутствия необходимого страхового стажа (п. 6 ст. 5, ст. 11 Закона N 166-ФЗ; ч. 3 ст. 9, ч. 11 ст. 10 Закона N 400-ФЗ
[14]).
Важно обратить особое внимание, что «гражданам, имеющим право на страховые пенсии различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору»[15].
Вместе с тем допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению и страховой пенсии. Например, граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, вправе получать пенсию по инвалидности и страховую пенсию по старости (пп. 1 п. 3 ст. 3 Закона N 166-ФЗ; ч. 1, 2 ст. 5, п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона N 400-ФЗ).
Таким образом, резюмируя все вышесказанное, важно сделать следующие выводы.
Итак, пенсия в рамках государственного пенсионного обеспечения назначается лицам, которые по каким-то причинам не могут реализовать свое право на получение страховой пенсии.
На основании правового анализа положений российского законодательства, а также положений доктрины, можно говорить о том, что право на пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют:
1) федеральные государственные гражданские служащие;
2) военнослужащие;
3) участники Великой Отечественной войны;
4) граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
6) граждане из числа космонавтов;
7) граждане из числа работников летно-испытательного состава;
8) нетрудоспособные граждане.
2. Проблемы практики реализации государственного пенсионного обеспечения
2.1. Актуальные проблемы государственного пенсионного обеспечения
В данной части исследования рассмотрим актуальные проблемы государственного пенсионного обеспечения, проанализировав положения действующего законодательства и доктрины.
Итак, разделение пенсионной системы на страховую и государственную, оформившееся в начале 2000-х годов, заложило в основу каждой подсистемы в качестве фундамента федеральный закон, который условно можно именовать системообразующим. Но если страховая пенсионная система достаточно логична по своей структуре, то система государственного пенсионного обеспечения дискретна, что «затрудняет формирование целостного представления о государственном пенсионном обеспечении, а также реализацию права на пенсионное обеспечение гражданами в случае работы на различных государственных должностях»[16].
Реформирование пенсионной системы Российской Федерации является важным моментом в реализации конституционных правоотношений. Опасения, связанные с реформированием пенсионного законодательства, явились поводом для целого ряда протестных движений, проводимых в самых разных городах Российской Федерации, однако влияние на ранее объявленные планы властей они не оказали. В целях реализации принципа правового государства, а также во избежание нарастания социальной напряженности в обществе воплощение в жизнь изменений действующего пенсионного законодательства должно осуществляться в русле конституционных правоотношений.
«Социальная пенсия, в отличие от пенсии как постоянного и основного источника средств к существованию, является помощью, служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии), что, безусловно, сближает ее с пособием»[9].
Основываясь на вышеперечисленных доводах, можно сделать вывод, что данная выплата по своей природе является государственным пособием из средств федерального бюджета, размер которой не ставится в зависимость от иных фактов, кроме наличия статуса «ребенок-инвалид».
Пенсии различных типов и видов выплачиваются за счет средств государственной системы обязательного пенсионного страхования либо за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, т.е. пенсионные средства находятся в собственности государства.
В момент выплаты за счет этих средств пенсии, установленной конкретному физическому лицу (пенсионеру), происходит переход права собственности на часть находящихся в собственности государства пенсионных средств, равную месячному размеру выплачиваемой этому лицу пенсии, от государства к данному лицу, после чего это лицо вступает в права частной собственности в отношении конкретной денежной суммы, полученной им пенсии, которая с этого момента уже может входить в его наследственное имущество.
Что касается оставшейся части пенсионных средств, то она продолжает находиться в собственности государства до момента производства выплаты пенсионеру очередных ежемесячных сумм установленной ему пенсии.
Выплата пенсии прекращается со смертью пенсионера. Оставшаяся часть пенсионных средств, которая не была выплачена пенсионеру в виде пенсии, остается в собственности государства и используется для выплаты пенсий другим пенсионерам.
«В принципе, пенсионные средства, перманентно образующиеся из поступающих налогов или из страховых взносов, вообще невозможно персонифицировать применительно к конкретному пенсионеру»[10]. Индивидуальному учету подлежат не денежные средства, а пенсионные права. Пенсионные права действительно персональны (индивидуальны), а пенсионные средства имеют солидарный (общий) характер и используются государством для обеспечения выплаты пенсий не какому-то конкретному лицу, а всему контингенту пенсионеров.
Таким образом, публичные пенсионные обязательства длящегося характера перед пенсионером невозможно рассматривать с позиции его права собственности на имущество (пенсионные средства), находящееся до момента реализации соответствующих обязательств в государственной собственности.
Принципиально важно, что в соответствии с российским пенсионным законодательством любая пенсия, в том числе и по государственному пенсионному обеспечению, выплачивается гражданину в виде ежемесячной денежной суммы, поэтому пенсию невозможно получить всю сразу, например, в виде единовременной суммы. В силу этого пенсионер не может изначально обладать правом собственности на всю пенсию (до тех пор, пока он ее фактически не получил), что исключало бы возможность последующего изменения ее размера.
В рамках рассмотрения видов государственных пенсий несколько слов хотелось бы отдельно уделить характеристике пенсии за выслугу лет.
Прежде всего необходимо отметить, что «пенсии за выслугу лет» относятся к государственным пенсиям, что прямо закреплено в ст. 5 Закона о государственном пенсионном обеспечении, который среди видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению называет пенсию за выслугу лет.
Пенсия за выслугу лет - это пенсия по государственному пенсионному обеспечению, которая представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, предоставляемую в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы или работы на должностях летно-испытательного состава при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); прекращением ими военной службы или службы в органах и войсках, указанных в Законе о пенсионном обеспечении военнослужащих, а также работы гражданами из числа космонавтов при наличии установленной законом выслуги. Посредством установления и выплаты указанной пенсии реализуется государственная гарантия материального обеспечения определенной законом категории граждан, направленная на поддержание как их особого социального статуса, так и соответствующего уровня материального достатка при оставлении соответствующей службы или работы.
Таким образом, сформулировав понятие «пенсия за выслугу лет» и проведя сравнительный анализ условий назначения и размера пенсий за выслугу лет военнослужащим и другим категориям граждан, мы пришли к следующим заключениям.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим условия назначения пенсий за выслугу лет и размеры этих пенсий для военнослужащих, является Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих (распространяющий свое действие также на граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и устанавливающий для указанных граждан аналогичные условия для назначения пенсии за выслугу лет), для остальных категорий - Закон о государственном пенсионном обеспечении.
Только для военнослужащих предусмотрено безусловное (без всяких дополнительных условий) и вне зависимости от пола назначение пенсии за выслугу лет в случае наличия минимального стажа 20 лет военной службы (и (или) службы в органах и войсках, перечисленных в Законе о пенсионном обеспечении военнослужащих). Для федеральных государственных служащих и граждан из числа космонавтов, кроме минимального стажа в 25 лет (для женщин-космонавтов - 20 лет), установлены и дополнительные условия (основания увольнения, срок службы на определенных должностях).
Только для военнослужащих при назначении пенсии за выслугу лет по совокупности трудового стажа и стажа военной службы (общий трудовой стаж должен составить не менее 25 лет) одним из условий является достижение конкретного возраста - 45 лет. Для федеральных государственных гражданских служащих и граждан из числа работников летно-испытательного состава, помимо определенной выслуги (рассмотренной нами выше), необходимым условием является не достижение определенного возраста, а наступление определенного события, а именно назначение страховой пенсии по старости (инвалидности).
Только для военнослужащих размер пенсии исчисляется исходя из совокупного размера оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию и месячной надбавки за выслугу лет на момент увольнения военнослужащего с военной службы.
Таким образом, на основании всего вышесказанного, можно вывести следующее определение государственной пенсии.
1.3. Круг лиц, имеющих право на получение пенсии
Право на пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют:
1) федеральные государственные гражданские служащие;
2) военнослужащие;
3) участники Великой Отечественной войны;
4) граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
6) граждане из числа космонавтов;
7) граждане из числа работников летно-испытательного состава;
8) нетрудоспособные граждане.
Начнем изучение государственной пенсионной системы с пенсии, которая по своей природе не может быть страховой, так как предоставляется, как правило, лицам, не подлежащим обязательному пенсионному страхованию. Речь идет о пенсии за выслугу лет, представляющей собой ежемесячную государственную пожизненную денежную выплату, предоставляемую гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением военной и приравненной к ней службы, деятельности в качестве космонавтов при достижении установленной законом выслуги, деятельности в летно-испытательном составе, а также федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности) (абз. 2 ст. 2, подп. 1 п. 1 ст. 5 Закона о государственном пенсионном обеспечении).
К получателям пенсии за выслугу лет относятся:
- федеральные государственные гражданские служащие;
- военнослужащие;
- граждане из числа космонавтов;
- граждане из числа работников летно-испытательного состава.
Федеральные государственные гражданские служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии трех условий. Прежде всего, необходимо наличие стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии в соответствующем году определяется согласно приложению к Закону о государственном пенсионном обеспечении.
Рассмотрим более детально круг лиц, имеющих право на получение пенсии в рамках пенсионного обеспечения.
Итак, пенсия за выслугу лет назначается, в частности, лицам, проходившим государственную гражданскую службу и муниципальную службу, а также военную службу при наличии необходимого стажа (выслуги лет) на соответствующей службе. «Так, для федеральных государственных гражданских служащих данный стаж в 2019 г. составляет 16,5 лет с последующим ежегодным увеличением на 6 месяцев до достижения в 2026 г. стажа 20 лет»[11].
Для назначения пенсии имеет значение срок замещения должности непосредственно перед увольнением, основание увольнения со службы и, по общему правилу, наличие оснований для назначения страховой пенсии по старости (инвалидности) (п. 2 ст. 5, п. п. 1 - 2 ст. 7 Закона N 166-ФЗ[12]; Приложение 2 к Закону N 166-ФЗ; ст. ст. 1, 3, 4, п. «а» ст. 5, ч. 1 ст. 13 Закона от 12.02.1993 N 4468-1[13]).
Пенсия по старости назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, достигшим определенного возраста и при наличии стажа не менее пяти лет (п. 3 ст. 5, п. 2 ст. 10 Закона N 166-ФЗ).
Пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, гражданам из числа космонавтов, ставшим инвалидами (п. 4 ст. 5, п. 4 ст. 7.1, ст. 9, п. 3 ст. 10 Закона N 166-ФЗ; п. «б» ст. 5, ст. 19 Закона N 4468-1).
Пенсия по случаю потери кормильца назначается в случае смерти военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, граждан из числа космонавтов членам их семей (п. 5 ст. 5, п. 5 ст. 7.1, п. 3 ст. 8, п. 4 ст. 10 Закона N 166-ФЗ; ст. ст. 5, 28 Закона N 4468-1).
Социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, детям, оба родителя которых неизвестны) назначается при определенных условиях постоянно проживающим в РФ нетрудоспособным гражданам. Как правило, эти лица по разным причинам не имеют права на получение соответствующих страховых пенсий, например из-за отсутствия необходимого страхового стажа (п. 6 ст. 5, ст. 11 Закона N 166-ФЗ; ч. 3 ст. 9, ч. 11 ст. 10 Закона N 400-ФЗ
[14]).
Важно обратить особое внимание, что «гражданам, имеющим право на страховые пенсии различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору»[15].
Вместе с тем допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению и страховой пенсии. Например, граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, вправе получать пенсию по инвалидности и страховую пенсию по старости (пп. 1 п. 3 ст. 3 Закона N 166-ФЗ; ч. 1, 2 ст. 5, п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона N 400-ФЗ).
Таким образом, резюмируя все вышесказанное, важно сделать следующие выводы.
Итак, пенсия в рамках государственного пенсионного обеспечения назначается лицам, которые по каким-то причинам не могут реализовать свое право на получение страховой пенсии.
На основании правового анализа положений российского законодательства, а также положений доктрины, можно говорить о том, что право на пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют:
1) федеральные государственные гражданские служащие;
2) военнослужащие;
3) участники Великой Отечественной войны;
4) граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
6) граждане из числа космонавтов;
7) граждане из числа работников летно-испытательного состава;
8) нетрудоспособные граждане.
2. Проблемы практики реализации государственного пенсионного обеспечения
2.1. Актуальные проблемы государственного пенсионного обеспечения
В данной части исследования рассмотрим актуальные проблемы государственного пенсионного обеспечения, проанализировав положения действующего законодательства и доктрины.
Итак, разделение пенсионной системы на страховую и государственную, оформившееся в начале 2000-х годов, заложило в основу каждой подсистемы в качестве фундамента федеральный закон, который условно можно именовать системообразующим. Но если страховая пенсионная система достаточно логична по своей структуре, то система государственного пенсионного обеспечения дискретна, что «затрудняет формирование целостного представления о государственном пенсионном обеспечении, а также реализацию права на пенсионное обеспечение гражданами в случае работы на различных государственных должностях»[16].
Реформирование пенсионной системы Российской Федерации является важным моментом в реализации конституционных правоотношений. Опасения, связанные с реформированием пенсионного законодательства, явились поводом для целого ряда протестных движений, проводимых в самых разных городах Российской Федерации, однако влияние на ранее объявленные планы властей они не оказали. В целях реализации принципа правового государства, а также во избежание нарастания социальной напряженности в обществе воплощение в жизнь изменений действующего пенсионного законодательства должно осуществляться в русле конституционных правоотношений.