Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Декларирование построения правового государства обязывает Российскую Федерацию не только объявлять ценность прав и свобод человека, но и решать вопросы государственного значения исходя из приоритета прав и свобод. В то же время современные конституционные правоотношения в Российской Федерации отличаются «целым рядом черт, связанных с историческими особенностями развития, прежде всего государственно-правовых отношений. К ним относятся приоритет государственных интересов, традиционные методы принятия государственных решений»[17].
Следовательно, политика, проводимая государством в области реформирования пенсионного законодательства, должна отражать прежде всего интересы самого населения. В свете проводимой государством реформы необходима проработка целого ряда конституционно-правовых направлений, ориентированных на включение старшего поколения в экономику государства.
Проблема дискриминации старшего поколения признается международным сообществом[18] «наряду с дискриминацией других незащищенных категорий, таких как дети, инвалиды»[19]. При этом она является не только правовой, но и социальной. В обществе сложились устоявшиеся штампы, связанные с социальной активностью, материальными и духовными потребностями, отношению к труду данной группы лиц.
Базовыми направлениями реализации конституционных правоотношений в области борьбы с дискриминацией должны стать: правоотношения по охране здоровья населения (в рамках ст. ст. 41 и 42 Конституции РФ); реализации трудовых прав и права на переподготовку и/или повышение квалификации (в рамках ст. ст. 37 и 43 Конституции РФ); в области социального обеспечения (в рамках ст. 39 Конституции РФ).
В свете актуальных проблемы государственного пенсионного обеспечения ключевыми являются правоотношения, направленные на охрану здоровья и медицинскую помощь. Правоотношения в области охраны здоровья должны не только содержать механизм реализации права, но и стимулировать работников сохранять здоровье путем профилактики, выявления и своевременного лечения выявленных заболеваний. А также содержать механизм стимулирования работодателей к сохранению здоровья работников, в том числе соблюдая требования к нормированию, гигиене и безопасности труда, техническому переоснащению производства с целью дальнейшего сокращения вредных и физически тяжелых профессий, загрязняющих окружающую природную среду выбросов.
На данный момент следует констатировать некую разрозненность действующего законодательства, регламентирующего основные аспекты государственного пенсионного обеспечения России. Отсутствует действенная система государственного управления и контроля в исследуемой сфере отношений, отсутствуют также целевые источники финансирования различного рода программ в сфере государственного пенсионного обеспечения, и ряд других проблем практического характера.
Огромной проблемой, на которую обращают большинство исследователей на настоящий момент, является коррупция в государственных органах. Данное явление настолько сильно проникло в деятельность государственных органов, что бороться с масштабом ее распространения крайне затруднительно. Коррупционные преступления в деятельности государственных органов выражаются в следующих видах преступной деятельности: отступление должностным лицом того или иного государственного органа от правовых основ деятельности; незаконные действия по отказе в выплате государственной пенсии; и другие факты коррупционных проявлений в деятельности органов государственной власти.
Раскрыть на практике факты коррупции в деятельности органов государственной власти, является крайне затруднительным.
Далее рассмотрим актуальные проблемы более частного характера, связанные с государственным пенсионным обеспечением граждан отдельных видов государственных пенсий.
Рассмотрим основные актуальные проблемы выплаты пенсии по инвалидности как вида государственной пенсии в Российской Федерации.
В семье, воспитывающей ребенка-инвалида, остро стоит вопрос материального обеспечении, что обусловлено как особыми потребностями ребенка-инвалида в питании, развитии и лечении, так и отсутствием либо снижением дохода от трудовой деятельности, которую многие родители вынуждены прекратить или минимизировать ввиду необходимости ухода за ребенком с ограниченными возможностями. Обязанность государственной поддержки таких семей вытекает из ст. 7 Конвенции о правах инвалидов[20], согласно которой государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми.
Государства - участники данной Конвенции признают не только право инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, включающий достаточное питание, одежду и жилище, но также и на непрерывное улучшение условий жизни; признают право инвалидов на социальную защиту и на пользование этим правом без дискриминации по признаку инвалидности и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права, включая меры по обеспечению инвалидам доступа к пенсионным пособиям и программам.
Каждое государство выстраивает свою стратегию решения проблем социального обеспечения инвалидов, в том числе выстраивая собственную систему пенсионного обеспечения.
Резюмируя сказанное, можно выделить следующие актуальные проблемы государственного пенсионного обеспечения.
Итак, размер пенсий по государственному пенсионному обеспечению, ориентированный на установленный государством прожиточный минимум, не обеспечивает достойный уровень жизни. Указанные обстоятельства повышают актуальность поиска путей совершенствования правового регулирования пенсионного обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной пенсии.
При определении необходимого прожиточного минимума в рамках выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению должно быть уделено отдельное внимание нуждам граждан, заключающимся в вынужденно завышенных потребностях, необходимых для нормальной жизни и развития.
Исходя из расчета выявленных нужд граждан, стоит увеличивать размер той или иной государственной пенсии не только с учетом повышения цен на минимальный набор потребительской корзины, но и с учетом перспективы качественного повышения уровня жизни граждан, не имеющих возможности сделать это самостоятельно и как никто другой нуждающихся в поддержке государства.
2.2. Перспективы совершенствования государственного пенсионного обеспечения
В данной части исследования рассмотрим основные перспективы совершенствования государственного пенсионного обеспечения в России.
Даже при столь беглом анализе видно, что проблем в государственном пенсионном обеспечении накопилось очень много. Необходим комплекс мер, при этом следует четко продумать последовательность применения этих мер в зависимости от приоритета решаемых задач. Попытаемся сформулировать перечень возможных шагов, а затем определить, какие из них на данный момент имеют первостепенный характер. При этом хотелось бы заметить, что меры эти должны иметь отношение к государственному пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет бюджетных денежных средств.
Итак, переходим к вопросу о комплексе возможных мер, в том числе уже реализуемых, таких как, в частности, последовательное повышение МРОТ. Можно отказаться от существующего верхнего потолка взносооблагаемой базы и использовать принцип, согласно которому страховые взносы уплачиваются по единому тарифу применительно к любой сумме оплаты труда, независимо от ее размера.
Исходя из применяемого в Российской Федерации принципа универсализма, пенсионное обеспечение распространяется на всех граждан Российской Федерации независимо от осуществления ими трудовой деятельности.
И здесь мы уже подходим к другому весьма важному вопросу, имеющему непосредственное отношение:
1) к реализации права гражданина на достойное пенсионное обеспечение;
2) к финансовому обеспечению этого права;
3) к системе льгот и поощрений.
Прежде всего, следует признать социальную ценность как для гражданина, так и для общества самого факта осуществления трудовой деятельности. Социальное иждивенчество должно иметь характер исключения, обусловленного действием обстоятельств, не зависящих от человека, а не правила.
«Принцип справедливости требует учета вклада каждого лица в обеспечение богатств страны и индивидуального благополучия, и чем больше этот вклад, тем большим должен быть объем прав в сфере социального обеспечения»[21].
Теперь зададимся вполне правомерным вопросом о том, от чего в большей мере должны зависеть пенсионные права лица, если мы имеем целью подвигнуть его к целенаправленному формированию своих пенсионных прав. Причина невысокой эффективности предпринимаемых попыток реформирования государственной пенсионной системы заключается, как справедливо утверждают Ю. Воронин (руководитель Центра международного сотрудничества в сфере труда и социального обеспечения МГЮА им. О.Е. Кутафина) и А. Сафонов (проректор Академии труда и социальных отношений), «в «мифологизации», искажении сути проблемы, что приводит к неверным выводам о способах ее решения»[22].
Заметим, что изучение вопроса о мерах пенсионного реформирования наиболее продуктивно в контексте системных проблем самой пенсионной системы, всей сферы социального обеспечения и, что самое главное, социально-экономического развития. Стало очевидным, что лишь выявление истинной сути проблемы позволяет определить наиболее оптимальные способы ее решения, и наоборот.
«При этом любое пенсионное реформирование не должно искажать принципы, изначально положенные в основу системы пенсионного страхования, умалять права застрахованных лиц и снижать уровень гарантированности их реализации»[23].
Система социального обеспечения, призванная обеспечить реализацию конституционных прав граждан, носит государственный характер. В такой ситуации усиление роли и повышение ответственности государства неизбежно и правомерно.
Как видится правильным и целесообразным предложить следующие направления по разрешению проблем правового регулирования в исследуемой сфере:
1. Государственные органы и учреждения должны систематически принимать участие в международных конференциях, круглых столах, обмениваться опытом, подводить итого статистики судебной практики в сфере правового режима государственного пенсионного обеспечения;
2. Проводить научные исследования и изыскания и другие меры.
Так, суммируя точки зрения авторов – правоведов на указанную проблематику, можно говорить также о том, что для разрешения всех имеющихся основных проблем правового регулирования государственного пенсионного обеспечения, необходимо, чтобы государства, заинтересованные в том, чтобы успешно бороться с данным явлением, смогли отложить свои внутренние политические амбиции и интересы, а добивались основных направлений совершенствования указанной сферы отношений сообща.
Правовая база, регламентирующая положения основных направлений государственного пенсионного обеспечения, представлена достаточно внушительной системой нормативно-правовых актов.
Однако в европейских государствах, а также и в России, принимаются новые нормативно-правовые акты.
Также следует сформировать основные задачи государственных органов и учреждений России, которые должны быть всецело направлены на борьбу с нарушениями прав граждан в сфере государственного пенсионного обеспечения, необходимо изложить их:
1. Необходимо совершать профилактическую деятельность, по предупреждению и распространению нарушений прав граждан в данной сфере. Это комплексное изучение причин и условий, которые стали толчком для совершения того или иного акта прав на выплату того или иного вида государственной пенсии;
2. Непосредственная борьба с нарушениями в сфере реализации права граждан на выплату государственной пенсии. Здесь в числе основополагающих задач государственных органов и учреждений можно обозначить следующие: необходимо выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать такого рода действия;
3. «Необходимо минимизировать и (или) ликвидировать последствия каких-либо проявлений нарушений прав граждан на выплату государственной пенсии»[24].
Как видится правильным и целесообразным предложить следующие направления по разрешению проблем правового регулирования в исследуемой сфере:
1. Государственные органы и учреждения по защите семьи и детства должны систематически принимать участие в международных конференциях, круглых столах, обмениваться опытом, подводить итого статистики судебной практики в сфере правового режима государственного пенсионного обеспечения;