ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 350
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОРИЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, ИСТОРИИ И ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
ДЕМЧЕНКО О.Н.
ИСТОРИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Норильск 2021
Предлагаемое учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и с учетом современного уровня исторической науки. В нем рассматриваются все основные исторические события, происходившие в нашем стране с древнейших времен до начала XXI века. Последовательно анализируются сложные и противоречивые процессы зарождения и становления российской цивилизации, формирования ее уникального культурного наследия.
Материал излагается в сжатой и доступной форме. Удобная периодизация отражает как ключевые этапы социально-экономического и культурного развития России, так и трансформацию государственных институтов. Учебное пособие предназначено для студентов технического вуза, а также всех кто интересуется отечественной историей.
Рецензенты:
Обыденнова Г.Т., доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории и культурного наследия ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы».
Сидорук Е.М., кандидат исторических наук, директор муниципального казенного учреждения «Норильский городской архив».
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем в сложное и динамичное время. Как не потерять себя в вихре кардинальных перемен, не оторваться от глубинных основ собственной культуры и одновременно обрести новые основы жизнедеятельности? История может служить нам компасом в изменяющемся мире. Без знания истории своего народа нельзя иметь будущего. Знать историю своей страны нужно, чтобы не делать ошибок в грядущем, гордиться достижениями России и быть уверенными в своих силах, понять место России в современном мире. В этом смысле историческая память это ключевое условие поддержания социального диалога, объединения российского общества на единой духовной основе.
Понятие Родины обязательно включает представление об истории страны и народа, то, что называется исторической памятью. Любой образованный человек, гражданин своей страны должен знать историю своего отечества, жизнь и дела своих отцов, дедов и прадедов. Усвоение исторического опыта и знаний, выработанных предшествующими поколениями, позволяет на этом фундаменте направлять всю практическую деятельность настоящего и строить будущее. В статье 67 Конституции нашей страны подчеркивается, что «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняет память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога». Наше прошлое – это наше интеллектуальное и духовно-нравственное богатство, с которым нужно обращаться так же бережно, как и с материальным. Задача преподавания истории в настоящее время заключается в том, чтобы показать действительную историю во всех ее сложностях и противоречиях, строго соблюдая объективность, историческую правду, противостоять пересмотру и фальсификации истории.
История России рассматривается в учебном пособии как неотъемлемая часть мирового исторического процесса, имеющая в то же время выраженные национальные черты, самостоятельность и самобытность. Основное внимание уделяется рассмотрению сложных и противоречивых исторических процессов России. Концептуальное осмысление тем в учебном пособии сочетается с высокой фактологической насыщенностью текста. Конкретные факты являются основой исторического знания. Это дает возможность лучше понять и усвоить обширный фактический материал по истории нашего Отечества.
Изучение предмета должно способствовать формированию у обучаемых современного научного представления об особенностях российской цивилизации на различных исторических этапах в контексте основных закономерностей и направлений мирового исторического процесса. Пособие ставит своей целью не только углубление знаний студентов в области истории России, но и формирование навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой, умения анализировать важнейшие исторические события и явления, грамотно и аргументировано излагать свою позицию по тем или иным проблемам исторического развития российского государства и общества.
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОССИИ.
1. Сущность, структура, формы и функции исторического знания.
2. Методология, методы и источники изучения истории.
3. Российская историография.
1. История (от греч. historia) означает повествование, рассказ о прошедшем. Во все времена и у всех народов существовал интерес к истории. История это социальная память человечества. Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни людей. Давно признано, что нельзя объяснить настоящее и предвидеть будущее не зная прошлого. Роль исторического знания возрастает в условиях кризиса общества, при кардинальном изменении курса развития страны. В этот период происходит создание новой системы ценностей и начинается «переписывание» истории.
История это наука, которая изучает прошлое во всей взаимосвязи конкретных фактов, стремясь раскрыть причины и следствия происходящих событий, понять и оценить ход исторического процесса. При характеристике сущности историческое знание можно выделить следующие основные моменты.
1) Относительность исторического знания. История лишена возможности проверки своих положений и выводов на практике, историю нельзя переделать заново. Прошлое не знает сослагательного наклонения («если бы»). Заинтересованность людей в изучении своего прошлого выражает субъективная позиция историка. Она проявляется в выборе исторических фактов, а еще в большей степени в их интерпретации. Одни и те же факты историки могут оценивать по-разному. В истолковании тех или иных исторических событий прослеживается постоянная борьба различных идей и мнений.
Возможности исторического знания ограничены неполнотой сохранившихся свидетельств о прошлом и отсутствием гарантий отражения в них достоверным образом изучаемого исторического времени. Наконец, историк в реконструкции прошлого всегда опирается на мировоззренческие и идеологические установки собственной эпохи, руководствуется личными предпочтениями и субъективным выбором тех или иных теоретико-методологических принципов исследования. Однако, несмотря на многообразие ответов на вопросы развития человечества, объективная истина существует. Не обвинять, а изучать и объяснять прошлое – важнейшая задача исторической науки.
2) Для исторического знания принципиальное значение имеет специфика предмета и методов исторического исследования. Современной историческое знание признает возможность различных подходов к изучению явлений прошлого и их оценки, рассматривая исторический процесс как продукт сложного и противоречивого взаимодействия различных политических и экономических сил, социальных групп и отдельных исторических личностей.
3) Историческое знание никогда не было чисто академическим знанием, оторванным от реальной жизни общества. Его содержание всегда в той или иной степени получает отражение в мировоззрении и деятельности людей Историческое знание всегда выступало ключевым компонентом социальной памяти как сложного и изменчивого явления. Смысл исторической науки состоит в понимании тех реально значимых для национальной и зачастую мировой истории событий для того, чтобы извлечь из этого перспективу на будущее. История является хранилищем социального опыта человечества и передает его от поколения к поколению. Научное осмысление этого опыта делает его достоянием современности. Уроки истории имеют смысл, только если они живут в душе народа. Народ же хранит в своей памяти то, что помогает выжить, и это, прежде всего, мир культуры.Роль истории заключается во введении в повседневную жизнь, культуру общества Правды как высшей моральной ценности. Историческая наука должна быть слугой общества, а не правящих элит.
В ходе развития общества историческое знание может принимать форму мифа, хроники или науки. Исторический миф – представление об исторической реальности основанное на эмоционально-образном отношении, вымышленный образ, замещающий действительность в сознании. Исторические мифы являются продуктом коллективного воображения или навязываются массовому историческому сознанию извне, формируя определенное историческое мироощущение, обусловливающее желаемый образ социального поведения.
Историческая хроника, в отличие от исторического мифа, направлена на фиксацию реальных событий прошлого. Однако, она не раскрывает причинно-следственные связи, замещая их анализ изложением хронологической последовательности исторических событий, исходя из определенных идеологических и моральных установок.
Научное историческое знание требует рассмотрение исторических событий в противоречивом развитии, во взаимосвязи с другими явлениями, с учетом конкретных условий определенного этапа эволюции общества. Научное историческое знание имеет специализированный характер, его источником и носителем выступает научное сообщества.
Структуру исторической науки образует широкий круг специальных исторических дисциплин. Историография изучает развитие исторических знаний и самой исторической науки. «Отцом» исторической науки считается греческий мыслитель Геродот (V в. до н.э.). Первый известный исторический труд в России – «Повесть временных лет» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора (начало XII в.). Источниковедение разрабатывает теорию, методику и технику изучения исторических источников. Основным центром хранения источников являются архивы. Первый исторический архив в России – Московский архив коллегии иностранных дел был создан в 1724 году. Археология изучает историю по предметам и сооружениям прошлого путем раскопок. Археография занимается собиранием, описанием и изданием рукописных, печатных и других документальных источников. Генеалогия изучает родственные связи отдельных лиц, семей. Геральдика изучает гербы, правила их составления и описания. Краеведение изучает историю конкретного населенного пункта или района. Нумизматика изучает историю монет и бумажных денежных знаков.
Историческое знание играет важную роль в жизни общества, которую выражают его главные функции.
Мировоззренческая функция исторического знания заключается в разработке научных воззрений на мир, общество и законы его развития на основе осмысления документально точных данных о событиях прошлого. Фактологическая сторона истории делает её фундаментом науки об обществе.
Общество заитересовано в формировании непротиворечивого взгляда на свое прошлое и связь его с настоящим и будущим. Целостное историческое знание выступает одним из факторов социальной стабильности, выполняя функцию интеграцииразличных поколений, социальных групп и индивидов, на основе осознания общности своей исторической судьбы.
Идеологическая функция исторического знания состоит в его тесной связи с господствующей в обществе идеологией. Нормативное историческое знание, отражает официальную точку зрения на прошлое, санкционируется, как правило, государством и выступает составным компонентом его идеологии. Следует подчеркнуть, что манипулирование историей превращает ее в орудие государственной власти, действующей по формуле: «История – это политика, опрокинутая в прошлое» (М. Покровский). Если история начинает обслуживать текущие политические интересы, это неизбежно уничтожает убеждение общества в правде как моральной ценности.
Определяя социальное поведение людей, историческое знание выполняет регулятивную функцию. Она усиливается в переломные моменты развития общества, когда стремясь постичь смысл происходящих событий, люди обращаются к прошлому. Кризис официальной идеологии и связанной с ней системы нормативного исторического знания сопровождается ломкой исторического сознания, может порождать ситуацию раскола общества.
2. История России это часть мировой истории. Объективное изучение истории России обеспечивается научной методологией. Методология истории России это система принципов и методов исторического исследования, которая основывается на теории исторического познания. Принципы научного исследования – теоретические положения, выступающие в роли методологических требований познания. Ведущие принципы исторического познания:
– принцип историзма требует рассмотрение любых исторических событий, явлений и фактов в соответствии с конкретно-историческими условиями места и времени, в их взаимосвязи и процессе развития;
– принцип объективности требует опираться на достоверные исторические факты, раскрывать их внутреннюю логику;
– принцип социального подхода требует рассмотрение исторических процессов и явлений с учетом социальных интересов различных слоев общества, различных форм их выражения в общественной жизни;
– принцип альтернативности требует определения степени вероятности осуществления того или иного исторического события на основе объективных возможностей, признания вариативности исторического процесса.
Под методом научного исследования понимается совокупность правил и норм, регулирующих познавательную деятельность. К методам исторического исследования относятся – общенаучные, общелогические, частнонаучные, специально-исторические.
Широко применяются в современном историческом познании такие общенаучные методы как: описание (фиксация результатов изучения явлений в знаковой форме); системный подход (изучение исторических объектов как систем, что позволяет раскрыть их сущность, принципы функционирования и развития); исторический метод (изучение процесса возникновения и этапов развития исторических событий) в единстве с логическим методом (раскрытие внутренней логики движения исторических объектов); метод сравнительного анализа (сопоставление исторических явлений по какому-либо признаку); структурно-функциональный метод (выявляет структурные компоненты исторических объектов, их взаимосвязи, значимость и роль); метод типологизации (группировка исторических объектов на основе обобщения их признаков).
Большое значение для исторической науки имеют общелогические методы научного познания. Анализ – мысленное разделения объекта на составные части, и синтез – объединение частей, выделенных в результате анализа, в органическое целое. Индукция – движение мысли от единичного к общему, дедукция – обратное восхождение познания от общего к единичному. Абстрагирование есть мысленное отвлечение от ряда свойств объекта с одновременным выделением интересующих исследователя свойств. Обобщение – установление общих признаков предмета. Аналогия это вывод о сходстве объектов в одних признаках на основе их сходства в других признаках. Моделирование – изучение предметов и явлений путем исследования замещающей их копии.
В ходе исторического исследования используются и частные методы конкретных дисциплин. Это, в первую очередь, методы филологии, психологии и социологии, связанные со сбором, обработкой и анализом различной исторической информации (наблюдение, опрос, контент-анализ, тестирование, истолкование текстов, биографический и автобиографический методы и др.).
В исторической науке применяются и специально-исторические методы: метод диахронического анализа (изучение существенно-временных изменений исторической реальности); метод ретроспективного анализа (последовательное погружение в прошлое с целью выявление причины событий) и др.
Историческая наука оперирует точно установленными фактами. Исторический факт – событие или явление исторической действительности. Исторические факты извлекаются из исторических источников, Они составляют основу исторического познания. Исторические источники – это все то, что непосредственно отражает исторический процесс и дает возможность изучать прошлое человеческого общества. Историк не провозглашает абсолютную истину, а предлагает свой, по возможности, непротиворечивый и научно обоснованный взгляд на историческое явление. Но он изучает и наблюдает не само явление, а то, как оно отражено в различных источниках. Поэтому главная задача историка – собрать насколько возможно более полную и всестороннюю информацию об авторе источника, установить, когда и при каких обстоятельствах был создан источник, где, когда и кем был опубликован. При этом историк должен не исключать возможности, что какая-та часть информации все равно окажется ему не доступной.
В настоящее время выделяют четыре типа исторических источников: 1) вещественные (остатки материальной культуры); 2) письменные 3) изобразительные (графические и художественные); 4) фонические. В XX веке большое распространение получили новые методы фото, кино, графического и фонового запечатления действительности. Использование компьютерных технологий делает исторические источники общедоступными. Одна из ведущих задач исследователя – установить максимальное количество источников. Достижения исторической науки прямо связанны с введением в научный оборот новых источников, повышения их информационной отдачи, их новым прочтением и совершенствованием методов обработки, хранения, анализа и передачи исторической информации.
3. Историография России это описание российской истории и исторической литературы. В Древней Руси знания о прошлом фиксировались в летописях («Повесть временных лет» Нестора и др.) и иных традиционных для этого времени формах историографии, которые основывались на религиозных представлениях об историческом процессе.
Научное освещение российской истории начинается с XVIII века. Первый научный труд по истории России принадлежит «отцу русской историографии» В.Н. Татищеву(1686-1750), дворянскому историку эпохи Петра I. В своей работе «История Российская с самых древнейших времен» в 5 томах он сформулировал государственную схему отечественной истории. У истоков русской исторической науки стоял и М.В. Ломоносов (1711-1765). В работах «Краткий российский летописец с родословием», «Древняя российская история», он положил начало борьбы против норманнской теории образования древнерусского государства, доказывающей неспособность славян создать свою государственность и призвавших для этого варягов. Среди известных ученых этого времени – Г.Ф. Миллер, М.М. Щербатов, И.Н. Болтин.
Выдающейся вклад в развитие русской исторической мысли внесли видные историки XIX века. Первый фундаментальный труд по истории России принадлежал Н.М. Карамзину (1766-1826), видному историку и писателю. Главная идея «Истории государства Российского» в 12 томах – необходимость для России мудрого самодержавного правления. Своеобразную энциклопедию русской истории создал С.М. Соловьев (1820-1879), зав. кафедрой русской истории МГУ. В его капитальном труде «История России с древнейших времен» (29 томов, выходивших регулярно с 1851 по 1879 г.) проводится принцип историзма, обобщаются новейшие для его времени идеи и огромный фактический материал. Крупный русский историк В.О. Ключевский (1841-1911) основное внимание уделяет социальной истории. Всемирную известность получила его работа «Курс русской истории», в которой он обосновывает необходимость изучения всей совокупности факторов (географический, политический, этнический и др.), определяющих особенность исторического периода. Видными представителями исторической науки XIX являлись Н.И. Костомаров, С.Ф. Платонов, А.С. Лаппо-Данилевский, И.Е. Забелин и др.
В советской историографии успешно изучались проблемы социально-экономического развития общества, движения народных масс. Несмотря на господство марксистской идеологии в Советской России продолжали развиваться традиции дореволюционной историографии. Советские историки Н.М. Дружинин, Е.В. Тарле, Б.Д. Греков, М.Н. Тихомиров, Б.А. Рыбаков, А.А. Зимин и др. ввели в научный оборот новые источники, создали блестящие исторические труды. В современный период развития отечественной историографии открываются новые возможности для освещения проблем России.
Тема 2. ЗАРОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (IX-XVвв.).
1. Восточные славяне в V-VIII веках.
2. Формирование государственности Древней Руси.
3. Феодальная раздробленность Руси в XI-XIII вв.
4. Борьба русских земель с иноземными завоевателями в XIII в.
5. Возвышение Москвы и образование Российского государства.
1. Славяне относятся к индоевропейской семье народов. Их предки заселяли огромные территории Евразии. Прародиной индоевропейцев большинство ученых считают большой район Юго-Восточной и Центральной Европы (Балканский полуостров и предгорья Карпат, юг России и Украины). В ходе переселения в IV-III тыс. до н.э. единая общность индоевропейцев распадается и возникают крупные языковые группы. В середине II тысячелетия до н.э. образуется славянская языковая группа (восточные, западные и южные славяне). Центром расселения славянских народов стал бассейн реки Висла. В ходе своего расселения они заняли огромные пространства, границами которых стал – Одер на западе, Днепр на востоке, Карпатские горы на юге, Балтика на севере. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I в. до н.э.
Соседями восточнославянских племен были рабовладельческие государства Северного Причерноморья, которые возникли как результат греческой колонизации в конце V- начале IV вв. до н.э. Это Ольвия, Херсонес, Боспорское государство (Пантикапей), которые занимались посреднической торговлей, производили зерно, масло, вина, ремесленные изделия. В VI-IV в. до н.э. ираноязычные скифы захватили Северное Причерноморье и в III в. до н.э. создали мощное государство со столицей Неаполь Скифский (около Симферополя). Соседями славян были и угро-финские племена (предки мордвы, марийцев, коми, зырян и др.), населявшие огромные территории северо-восточной Европы (вдоль рек Оки, Волги, Камы, Белой и др.) вплоть до Уральских гор и Зауралья. К северу от славянских племен (от берегов Балтики и до междуречья Оки и Волги) обитали племена балтов (предки литовцев, латышей).
С конца IV в.н.э. начинается Великое переселение народов, их движение на Запад по всему Евразийскому континенту. Вначале германские племена готов двинулись от берегов Балтики через земли балтов и восточных славян и вторглись на Балканы, в Малую Азию, в Северное Причерноморье, нападая на римские владения и греческие колонии. Но наиболее крупным явлением в истории переселения народов было нашествие тюркского народа –
гуннов. Они пришли из Центральной Азии и заняли территорию между Волгой и Дунаем. В середине V века вождь гуннов Аттила попытался завоевать всю Западную Европу, но потерпел поражение от римской армии на Каталаунских полях во Франции. После его смерти (453 г.) гуннская держава распалась и они были отброшены на восток.
Участниками Великого переселения стали и славянские племена. Причины миграции славян в VI веке: 1) значительный рост их численности; 2) начавшийся процесс социального расслоения, появление знати, которой требовалась земля. Славянское население, которое укрылось от нашествия гуннов за Карпатами, в лесах Центральной и Северной Европы начинает возвращаться на юг – в районы Среднего Поднепровья, бассейны рек Днестр и Буг. Из Повисленья и из-за Карпат славяне движутся на плодородные земли по Дунаю. Они занимают территории покинутые германцами, продвигаются до реки Эльбы на западе и из Среднего Поднепровья распространяются на восток. В V-VI вв.н.э. в юго-восточной части Европы, как указывают древнегреческие авторы, складываются два мощных славянских племенных образования. Племенной союз антов – в бассейнах Днепра и Днестра и племенной союз склавинов – в северной части Балканского полуострова.
В VI в. в Восточную Европу вторглись тюркские кочевники авары, которые осели в дунайских долинах. На протяжении VI-VII вв. славяне вели с аварами постоянные войны. В конце VII в. начинается упадок кочевой державы аваров: они потерпели поражение от франков, а затем хазар. Тюркская орда хазар пришла через Нижнее Поволжье в Северное Причерноморье и заняла в предгорьях Кавказа. В устье Волги была основана столица Хазарии город Итиль. На долгие века эти кочевники стали опасными соседями восточных славян. Часть славянских племен (левобережье Днепра, Окско-Волжского междуречья) на несколько десятилетий попала в зависимость от Хазарского каганата. Через Хазарию шла славянская торговля с Востоком. В конце VI – начале VII вв. в Причерноморье, в районе греческих городов-колоний другим тюркским народом болгарами было создано государство Великая Болгария. Под ударами хазар оно распалось и часть болгар, продвинувшись на север, создало на Средней Волге и низовьях Оки и Камы новое государство – Волжскую Булгарию с центром в городе Булгар.
В VI-VII вв. у восточных славян сложился общинный уклад жизни. В состав общины входило 50-60 домохозяйств, каждое из которых жило большой семьей. Все владения общины делились на личные (приусадебный участок, инвентарь, скот) и общественные (земля, луга, лес). Существовало самоуправление (сход мужского населения), для ведения общих дел избирали старейшин.
Основу хозяйства восточных славян составляли земледелие, оседлое скотоводчество, охота, рыболовство. Главными возделываемыми культурами были пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха, конопля. Почва первоначально обрабатывалась с помощью мотыги и сохи. Применение плуга с железным лемехом позволило резко увеличить производительность труда. Волы и лошади были основной тягловой силой в хозяйстве. В VII- VIII вв. подсечное земледелие, сменяется двухпольным и трехпольным севооборотом, широко стало практиковаться унавоживание почвы. Восточные славяне разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, кур. Важным промыслом была охота на лосей, оленей, лесную и озерную птицу, особенно добыча пушного зверя (бобры, куницы и др.). Большое место в хозяйстве занимало бортничеству.
Получило развитие у восточных славян ремесленное производство, которое постепенно отделяется от сельского труда. Зарождаются поселения ремесленников (посады), которые располагались на торговых путях и постепенно превращались в укрепленные города («грады») – политические, экономические, религиозные и военные центры. Развивается торговля, которая способствовала контактам славян с окружающим миром и связывала воедино славянские земли. Хлеб, воск, мед, меха – традиционные товары восточных славян.
Религией восточных славян было язычество. Они обожествляли силы природы и поклонялись им, проводя обряды жертвоприношения. Во главе стоял великий Сварог – бог неба и огня. Дажьбог – бог солнца. Перун – бог грозы и молнии. Велес – бог скота. Род и рожаницы – бог и богини плодородия. Мокошь – богиня жизни. Языческая религия включала представления и о других сверхъестественных существах (берегинях и упырях, леших, русалках, домовых). Среди событий и праздников, связанных с религиозными обрядами отметим праздник Коляды (накануне Нового года), день весеннего равноденствия (в марте Масленица), праздник Купалы (летний солнцеворот 23 июня), рождение, свадьба, похороны.
Постоянное улучшение хозяйства восточных славян привело к разрушению родовой общины и появлению соседской, где каждая семья имела право на свою долю общинной собственности. Так зарождалось право частной собственности, появлялась возможность для отдельных сильных семей освоить большие участки земли, получить больше продуктов в ходе промысловой деятельности, создать их излишки и использовать наемную силу.
В V-VIII вв. у восточных славян происходит процесс формирования устойчивых общностей, уже не носивших племенной характер и являвшихся территориально-политическими образованиями (союзами). Согласно «Повести временных лет» в VIII в. существовало 15 крупных союзов, со своими центрами. В Среднем Поднепровье обитали
поляне (Киев). На севере от полян жили новгородские словене (Новгород и Ладога). К северо-западу располагались древляне (Искоростень). В лесной зоне, на территории современной Беларуси, проживали дреговичи (болотные жители). На северо-востоке, в междуречье Оки, Клязьмы и Волги жили вятичи (Ростов и Суздаль). Между вятичами и полянами, в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины, расселились кривичи (Смоленск). В бассейне Западной Двины обитали полочане (Полоцк). По реке Десна, Сейм, Сула, к востоку от полян проживали северяне (Чернигов). По рекам Сож и Сейм обитали радимичи. В бассейне реки Буг, к западу от полян расселились волыняне и бужане. Между Днестром и Дунаем обитали уличи и тиверцы, граничившие с Болгарией. В Подунавье и Прикарпатье жили хорваты и дулебы.
В VIII в. у восточных славян начинает складываться общественное устройство, которые называют «военной демократией». Племя и племенные союзы возглавляли вожди (князья), которые возвышаются над обществом благодаря своим богатствам, поддержке военных отрядов. Рядом с князем выделяется воеводы – предводитель племенного войска. Все большую роль начинает играть дружина, которая отделяется от племенного ополчения и превращается в профессиональных воинов, лично преданных князю. Выделяется племенная знать – главы родов, сильных патриархальных семей. Окружение князя и представители родовой знати стремятся усилить власть над свободными общинниками, захватывая земли, принадлежащие общине.
Основную часть племени составляли «люди» или «смерды». Среди «смердов» стали выделяться «вои», имеющие право и обязанность участвовать в войске и народном собрании – вече. Появляется слой людей, находящийся в услужении – «слуги». На нижних этажах общества обретались «сироты», «холопы», которые не имели семейных связей, а также беднейшая часть соседской общины – «убогие», «нищие» люди. На самом низу социальной лестницы располагались «рабы», как правило, пленные, занимающиеся принудительным трудом. Вместе с тем в условиях укрепления княжеской власти сохранялись относительная самостоятельность общинников, родоплеменные нормы (кровная месть), вече еще остается верховным органом племенного самоуправления и суда. Таким образом, племя перестает быть единым – в нем четко намечаются социальные различия. Все это создавало объективные предпосылки для формирования Древнерусского государства.
2. К концу VIII – началу IX в. экономические и социальные процессы у восточных славян привели к образованию двух межплеменных группировок – Новгород (центр словен, кривичей и части финно-угорских племен) и Киев (центр полян, северян и вятичей). Между ними шла напряженная борьба, которая завершилась победой Новгорода.