ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 351
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На протяжении нескольких веков роль варяжского (норманнского) фактора в образовании Древнерусского государства была предметом острых дискуссий. Одни авторы (Г.Миллер и др.) считали, что сами славяне не могли создать государственности, ее принесли на Русь варяжские князья и дружинники во главе с Олегом. Другие (М.В. Ломоносов и др.) полагали, что славяне к моменту прихода варягов уже имели государственность. Варяги, как отмечают летописи, жили на южных берегах Балтики и воевали со славянами в районе озера Ильмень. Практика приглашения князя из близких земель была распространена в Европе. Эта традиция сохранилась и в Древней Руси. В IX веке известны варяжские княжества на Юге (Аскольда и Дира в Киеве) и Рюриково на Севере. Так, согласно «Повести временных лет» в Новгород под 862 год был «призван» варяжский князь Рюрик– родоначальник русской княжеской династии. Он заключил договор как наемный воин (оборонять землю, вершить справедливый суд). Позднее Рюрик каким-то образом захватил единодержавную власть. С помощью варягов была создана новая государственная машина и образовалась Северная Русь во главе с Рюриком. Современные исследования показывают, что государство Русь, формировалась на территории заселенной преимущественно славянами, но правящая династия и часть ее дружинного окружения имели варяжское (норманнское) происхождение.
В 882 году преемник Рюрика, новгородский князь Олег захватил Киев и сделал его центром древнерусских земель. Установив свою власть в Киеве, Олег обложил данью словен, кривичей, северян и радимичей, нанес поражение Хазарии, заключил союз с венграми. В 907 г. Олег предпринял поход на Византию и заключил с ней мирный договор, согласно которому Византия должна была выплатить денежную контрибуцию, ежегодно платить дань, предоставить право беспошлинной торговли русским купцам. В 911 г. Олег подтвердил свой мирный договор с Византией, который стал первым в истории Восточной Европы развернутым письменным договором между Русью и Византией. Олег принимает на себя титул великого князя, придавая княжеской власти огромный авторитет и международный престиж.
С момента возникновения четко проявились задачи молодого государства: 1) объединить все восточнославянские земли; 2) обеспечить безопасность торговых путей на Восток; 3) овладеть важными военно-стратегическими территориями – устьями Днепра и Дуная, Керченским полуостровом.
Во времена князя Игоря в состав Киевской Руси вошли племена уличей и тиверцев. Игорь подавил восстание древлян, предотвратил нападение печенегов, заключив с ними союз. Была основана русская колония на Таманском полуострове, близ Керченского пролива и тем самым русские владения подступили вплотную к хазарским границам и византийским колониям в Крыму. С 941 по 944 года русское государство ведет новую войну с Византией. Она закончилась заключением нового мирного договора, подтвердившего многие статьи договора 911 года и вводившего новые статьи, в частности была отменена право беспошлинной русской торговли. Во времена князя Игоря сбор дани осуществлялся в форме объезда князем своих владений –
полюдья. В состав дани входили, прежде всего, меха, продукты питания и другие присущие местности виды продукции. Размер дани не был фиксированным, что приводило к всяким произвольным поборам. Во время такого насильственного сбора дани в 945 году князь Игорь был убит древлянами.
В критической ситуации государство возглавила княгиня Ольга. Она подавила восстание древлян и провела реформу взимания дани. Для местного населения в различных землях была установлена норма уплаты дани и места, куда она должна была свозиться. Это был конец полюдья и начало организованной системы обложения налогами Русской земли. В 957 году княгиня Ольга отправилась в Константинополь, где подтвердила действия договора между Русью и Византией, военный союз двух государств, направленный против арабов и Хазарии. В храме святой Софии Ольга приняла крещение, положив этому начало процессу в княжеской среде. Крещение было религиозно-политическим актом, приобщавшим Русь к новой цивилизации, поднимавшим престиж государства.
Сын Игоря, князь Святославпродолжил дело централизации власти и внешнюю политику своих предшественников. Он подчинил себе княжество вятичей, отправляясь на войну, посадил своих сыновей в качестве наместников в наиболее важных землях Руси – старшего сына, Ярополка в Киеве, второго сына, Олега у древлян, а младшего, Владимира в Новгороде. В ходе Восточного похода 964-967 гг. Святослав разгромил Волжскую Булгарию, Хазарию, разбил на Дону племена ясов и касогов, захватив огромную территорию от окских лесов до Северного Кавказа. В 967 г. Святослав наносит поражение Болгарии, в 970 г. начинает войну с Византией. Русско-византийская война закончилась мирным договором 971 г., согласно которому руссы должны были покинуть Дунай и не нападать на эти земли, сохранялись завоевания Руси в Причерноморье и Поволжье. Весной 972 г. князь Святослав был убит на днепровских порогах печенегами.
После гибели Святослава возникла первая усобица на Руси между его сыновьями Святополком, Олегом и Владимиром. В 980 г. Владимир стал единоличным правителем Руси. Укрепляя единство страны, Владимир посылает своих сыновей в роли наместников в различные земли. Во внешней политики он не только продолжает походы на Дунай (Болгария), но и открывает новое западное направление. Война с Польшей завершилась присоединением к Руси на юго-западе Червенской Руси с городами Перемышль, Червен и др. Стремясь оградить границы Руси от постоянных набегов печенегов, Владимир строит оборонительную систему: четыре линии крепостей на расстоянии 15-20 км на днепровском левобережье, вдоль рек, впадающих в Днепр, близ бродов на границе со Степью. Для предупреждения об опасности Владимир ввел систему светового оповещения – сигнальные башни на высоких холмах.
Важнейшим историческим событием правления Владимира стало принятие Русью христианства. В X веке в результате экономического развития страны, имущественного и социального расслоения идеологическая основа интеграции славянского общества начинает размываться. Провал языческой реформы Владимира (980 г.), по которой общерусским богом становился местный киевский бог Перун, и вызвал принятие нейтральной религии со стороны. В летописи рассказывается об историческом выборе Владимира между иудаизмом, исламом, католичеством в пользу православного (византийского) христианства. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси: 1) новая религия выступила идеологическим инструментом обоснования и укрепления государственной власти и территориального единства страны; 2) христианская идея равенства всех людей перед Богом, личной ответственности за посмертное существование в известной степени смягчала остроту социальных конфликтов; 3) приобщение к христианству способствовало развитию русской культуры; 4) крещение было религиозно-политическим актом, приобщавшим Русь к сообществу европейских стран, поднимавшим международный престиж государства.
В 988 году в Херсонесе (в Крыму) Владимир принял крещение. Эта дата становится официальной датой введения христианства на Руси в православной церковной традиции. В 990 году происходит крещение Киева и Новгорода. Христианство распространялось очень медленно. На юге оно внедрялось мирным путем, потому что было результатом сознательного решения полянской общины и возвышало Киев, подтверждало его лидирующую роль и служило инструментом объединительной политики. В другие русские земли христианство приходило уже из Киева и поэтому воспринималось не столько как новая вера, сколько как инструмент давления и подчинения Киеву. Так, в Новгороде лишь после 1136 года, когда город стал независимым от Киева, начинается интенсивное церковно-монастырское строительство. С большим трудом христианство вводилось в других городах Руси, а в сельских и лесных районах язычество еще долго сохраняло свои позиции. Лишь в течение нескольких веков при поддержке государственной власти церковь формально возьмет вверх над язычеством, так до конца и не победив его в народной среде. Христианство было усвоено в русском обществе главным образом со стороны внешней обрядности, а не мировоззренческих установок. Это привело к возникновению феномена двоеверия– сочетанию положений христианского вероучения и языческих представлений.
Историческое значение христианства было связано с развитием церкви и его влиянием на все сферы общественной жизни. Церковь как социальный институт помогла становлению Древнерусского государства и взяла на себя часть его функций. Суд по семейно-брачным и наследственным делам, хранение документов, забота о нищих и обездоленных находились в ведении церкви. Церковь выступала против языческих обычаев унижающих человеческую личность (многоженство, насильственная выдача замуж, обычай кровной мести и др.). Нормы церковного права были направлены на поддержание христианских начал в обществе, прежде всего, в сфере семейного быта: человеколюбия, уважения детей к родителям, уважение к женщине как личности, терпимость, защита обиженных и угнетенных. Церковь была хранителем знаний, содействовала распространению грамотности (организация школ) и созданию произведений искусства (архитектура и иконопись). Церковь активно участвовала в процессе распространения христианства: с расширением границ княжеских владений строились новые церкви, основывались в городах епископские кафедры.
В свою очередь, княжеская власть материально обеспечивала церковь: в X-XI вв. за счет десятины (отчислений от десятой части доходов всего населения страны), а затем предоставляя земельные владения церковным иерархам и монастырям. Во главе Русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.
Наибольшего расцвета Древнерусское государство достигает при сыне Владимира, Ярославе Мудром (1019-1054). В его правлении завершается процесс воссоздания единства Руси, концентрации власти в руках великого князя, подчинение Киеву отдельных русских земель путем направления туда сыновей-наместников. По инициативе Ярослава был введен первый на Руси свод законов – «Русская Правда». Он отражал эволюцию Древнерусского государства в сторону феодальных отношений и затрагивал, прежде всего, вопросы общественной жизни, защищал людей от насилия и произвола.
В области внешней политики Ярослав окончательно разгромил печенегов в 1036 г., утвердил власть Руси на берегу Чудского озера (основан город Юрьев) и вывел русские границы к Прибалтике. Войны с Византией закончились заключением нового мирного договора. Рост международного авторитета Руси подтверждали и династические браки княжеского дома (Византия, Польша, Германия, Франция, Венгрия, Норвегия).
Во времена Ярослава происходит упорядочение и развитие церковной организации. В больших городах и сельской местности повсеместно появляются монастыри. В 50-х гг. XI в. под Киевом возник знаменитый Печерский монастырь. У его истоков стоял будущий митрополит Иларион, Ему принадлежит блестящий памятник идеологии и культуры «Слово о законе и благодати». В нем обосновывается учение о закономерной связи России с мировой историей и трактовка Руси как наследницы римского величия и царства. Эту линию продолжают и другие авторы этого времени: Иаков Мних в «Памяти и похвале Владимиру», Нестор в «Повести временных лет».
Курс на сохранение внутренней целостности русских земель и их защиту, несмотря на кратковременные периоды междоусобной борьбы за власть, был продолжен великими князьями Всеволодом Ярославовичем (1075-1093) и Владимиром Мономахом (1113-1125) во второй половине XI – первой трети XII вв. Всеволод и Мономах мощно противостояли центробежным тенденциям, подавляя мятежи родственников Ярослава Мудрого. Они организовали успешную оборону страны от новых врагов – торков и половцев. Так, Владимир Мономах осуществил масштабные походы против половцев в 1103, 1111 и 1116 годах. Важнейшим политическим событием в жизни страны стал съезд русских князей в городе Любечев 1097 году. Весь пафос съезда был направлен на выработку решений, которые помогли бы устроить порядок на Руси и объединить ее силы в борьбе с половцами. Основной смысл договоренности князей состоит в утверждении единства Русской земли («Да ноне отселе имеемся въ едино сердце, и блюдемъ Рускые земли»), которое закрепляет порядок наследования («каждому да держить отчину свою»), установленный Ярославом Мудрым (старший сын получает власть).
С точки зрения политического строя Древнерусское государство представляло собой раннефеодальную монархию. Территориальная организация Древней Руси строилась по принципу верховенства старшего города. Киев рассматривался как «матерь городов русских», поэтому во главе государства стоял великий киевский князь как полноправный правитель страны, но единства в древнерусском обществе не было. Русь состояла из собрания волостей, городов-государств, городских общин или «земель». Каждая волость была системой соподчиненных общин, в основе которых лежал принцип вечевой непосредственной демократии. Волости связывал между собой общий княжеский род Рюриковичей, церковная организация, этничность и историческая память. Термин «княжество» вообще не существовал, был термин «княжение». Но он обозначал правление князя в том или ином городе или волости и не имел территориально-политического смысла. Таким смыслом он начинает наполняться только в конце XIII в., а в XIV- XV столетиях волости и земли превращаются в княжества, власть в них становится монархической.