Файл: Экономика. Финансы акционерных обществ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сигнальная теория дивидендов (signaling theory of dividends) (или теория сигнализирования) построена на том, что в основу оценки рыночной стоимости акций заложен размер выплачиваемых по ним дивидендов. Следовательно, рост уровня дивидендных выплат вызывает возрастание рыночной стоимости акций, что при их реализации приносит акционерам дополнительный доход. Кроме того, выплата высоких дивидендов сигнализирует о том, что компания находится на подъеме и ожидает рост прибыли в предстоящем периоде. Эта теория основана на высокой прозрачности фондового рынка, на котором информация оказывает существенное влияние на изменение рыночной стоимости акций.

Исследования в области сигнального эффекта дивидендов на фондовых рынках показали, что если в стране основным источником является банковское финансирование, а фондовому рынку уделяется малое внимание, то проблемы информационной непрозрачности смягчаются и значимость уровня дивидендов снижается. Текущие дивиденды компаний таких стран менее чувствительны к прошлым дивидендам и более чувствительны к текущей прибыли.

Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров (clientele theory) (или теория клиентуры) предполагает, что компания должна осуществлять такую дивидендную политик)', которая соответствует ожиданиям большинства акционеров. Если большинство акционеров отдает предпочтение текущему доходу, то дивидендная политика должна исходить из преимущественного направления прибыли на цели текущего потребления. И наоборот, если основной состав акционеров предпочитает увеличение рыночной стоимости акций, то дивидендная политика должна исходить из преимущественной капитализации прибыли в процессе ее распределения. Та часть акционеров, которая не согласна с такой дивидендной политикой, реинвестирует свой капитал в акции других компаний, в результате чего состав клиентуры станет более однородным.

Таким образом, единой дивидендной политики компаний в настоящее время не существует. На разных этапах своего становления и развития, в различных ситуациях, складывающихся на рынке, компании стремятся либо форсировать накопление, либо наращивать дивидендный доход акционеров. По мнению американского экономиста Дж.К. Ван Хорна, безграничное увеличение дивидендных выплат, превышающее размер остающейся после финансирования прибыльных инвестиций прибыли, возможно лишь при условии постоянного спроса на данные акции. Большинство же ученых хотя и считают предпочтительной выплату умеренных дивидендов их полному отсутствию, все же не делают однозначного вывода о прямой зависимости между размером дивидендных выплат и рыночной стоимостью фирмы. Также большинство экономистов высоко оценивает значение снижения налоговых потерь при реинвестировании прибыли.


Выбор проводимой компанией дивидендной политики в каждый отдельный период времени определяется необходимостью решения двух взаимосвязанных задач:

1) максимизации совокупного богатства акционеров в форме дивидендных выплат и прироста стоимости компании;

2) обеспечения достаточного объема собственных финансовых ресурсов компании для осуществления расширенного воспроизводства.

В Методических рекомендациях по разработке финансовой политики предприятия, утвержденных Министерством экономики РФ2, особо отмечается, что при формировании дивидендной политики необходимо учитывать, что классическая формула М. Гордона - курс акций прямо пропорционален размеру дивиденда и обратно пропорционален процентной ставке но альтернативным вложениям - на практике применима не во всех случаях. Инвесторы могут высоко оценить стоимость акций предприятия, не выплачивающего дивиденды, если они хорошо информированы о его программах развития, причинах невыплаты дивидендов и направлениях реинвестирования прибыли.

Формирование дивидендной политики акционерных обществ включают четыре основные этапа:

1) оценку основных факторов, определяющих формирование и реализацию дивидендной политики;

2) определение типа дивидендной политики и методики выплаты дивидендов;

3) разработку механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики;

4) оценку эффективности проводимой дивидендной политики.

Формирование эффективной дивидендной политики предприятия предусматривает определение такого размера дивидендных выплат, который при

удовлетворении прав акционеров на часть прибыли общества обеспечит наличие

достаточного объема инвестиционных ресурсов, как внутренних, так и внешних,

не нарушит финансового состояния предприятия и будет способствовать эффективному взаимодействию участников корпоративных отношений. Поскольку требования различных групп участников корпоративных отношений к дивидендной политике предприятия довольно противоречивые, поэтому формирование эффективной дивидендной политики должно быть осуществлено на основе взаимодействия акционеров, правления, внешних инвесторов и кредиторов и сбалансировании их интересов. Именно соблюдение данной схемы будет способствовать построению взвешенной и максимально эффективной дивидендной политики с учетом интересов акционеров, правления предприятия и инвесторов, оптимизации распределения прибыли на потребление и капитализацию, сохранения финансовой устойчивости.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Акционерным обществом является коммерческая организация, определенный уставный капитал которой поделен на некоторое число акций, которые удостоверяют обязательственные права участников общества (акционеров) именно по отношению к обществу. Имущество общества находится именно в общей собственности акционеров, а отдельный акционер не имеет определенных прав на имущество общества. Акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом подлежат внесению в единый государственный реестр юридических лиц. Акционерные общества, различные акции которых в настоящее время не обращаются на фондовой бирже, в целом, должны иметь возможность самостоятельно определять свою модель управления компанией. Что же касается публичных общества, то они должны подпадать под достаточно жесткий контроль различных государственных органов с детальным регулированием их деятельности на законодательном уровне. Финансы акционерного общества являются денежными отношениями в современной коммерческой организации, именно посредством которых в итоге осуществляется ее активная производственно-хозяйственная деятельность в таких условиях, когда уставный капитал делится на определенное количество акций, непосредственно удостоверяющих права акционеров по отношению к акционерному обществу. На предприятии финансы выполняют две ключевые функции, а это распределительная и контрольная. Особенно значимой стороной всей финансовой деятельности предприятия можно назвать формирование, а также использование разнообразных денежных фондов в процессе проведения различной производственно-хозяйственной деятельности. Сегодня в современных условиях рынка растет значимость различных финансовых ресурсов, именно при помощи, которых и осуществляется формирование наиболее оптимальной структуры, а также наращивание определенного производственного потенциала организации, финансирование некоторой текущей хозяйственной деятельности. Финансовая деятельность корпорации имеет своей ключевой целью именно формирование первоначального капитала, а также последующее обеспечение определенных обоснованных пропорций при формировании, а также использовании доходов, различных финансовых ресурсов, а также создание благоприятных условий для выполнения некоторых обязательств перед государством, поставщиками, а также покупателями. Ключевой целью финансовой деятельности можно назвать обеспечение именно нормального кругооборота средств как ключевого условия бесперебойной деятельности, а также осуществления необходимых расходов, платежей, получения прибыли, а затем денежных средств. Дивидендная политика является политикой акционерного общества непосредственно в сфере распределения всей прибыли предприятия, а именно распределения дивидендов именно между основными держателями акций. Дивидендная политика всегда должна основываться на определенном балансе интересов предприятия и его акционеров непосредственно при установлении размера дивидендных выплат, а также на росте инвестиционной привлекательности компании, капитализации, на строгом соблюдении и уважении прав акционеров, предусматривающихся действующим российским законодательством. Таким образом, общая величина дивидендов не постоянна. Она зависит от определенной суммы прибыли, а также ее доли, которая распределяется между акционерами. Именно поэтому разработка, дальнейшая реализация высокоэффективной дивидендной политики – это важное направление деятельности современного финансового менеджера. Оно требует понимания всех влияющих на нее различных факторов, взаимосвязей с прочими управленческими решениями. Единой дивидендной политики компаний в настоящее время не существует.