Файл: Практическая работа к теме Страна патриотизм Тема занятия Наша страна россия Класс 3 Ключевые слова (тезисы), используемые разработчиками для раскрытия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Практическая работа к теме 2.2. «Страна: патриотизм»

Тема занятия: «Наша страна -Россия»

Класс: 3

Ключевые слова (тезисы), используемые разработчиками для раскрытия

ценности патриотизма:

Патриотизм, любовь к Родине, самореализация, развитие.

Опорный конспект разговора о ценности «Патриотизм»

Часть 1. Мотивационная (4-5 минут).

Доброе утро, дорогие ребята! Сегодня понедельник, и мы продолжаем разговоры о

важном. А о чем же пойдет речь?

II. Основная часть.

1.Сообщение темы занятия. Мотивационная часть.

Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим об очень важной теме для каждого человека.

Чтобы вы быстрее догадались, о чем речь, я загадаю вам загадку:

Где белоствольные берёзки

Растут везде под небом синим?

Они милы и так неброски,

Берёзки родом из (России).

И так тема нашего классного часа-разговора звучит так: «Наша страна -Россия».

2. А сейчас я предлагаю посмотреть видеоролик.

(Просмотр видеоролика https://razgovor.edsoo.ru/video/369/

Учитель: Ребята, вам понравился ролик?

Какие кадры из этого ролика вам запомнились больше всего? Какая же она наша Россия?

Какие ассоциации у Вас возникают при этом слове?

Р-

О-

С-

С-

И-

Я-

Часть 2. Основная: беседа о том, что любовь к Родине передается от поколения поколению (18-20 минут).

Учитель: Давайте сегодня вместе еще раз поразмышляем о том, что значит любить свою Родину, и о том, как этому научиться. Для этого нам важно ответить на вопрос «Что мы Родиной зовём?». Это и простой, и очень сложный вопрос. Конечно, Родина для нас — это наша страна Россия. А что ещё? Хотелось бы услышать ваши ответы.

Примерные ответы детей: «Родина – это и люди, которые живут в нашей стране, и наша семья, и то место, где мы родились, и культура страны».

Учитель: Давайте послушаем текст песни «С чего начинается Родина» Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского. Совпадут ли наши ответы?

Учитель: А как мы открываем для себя с вою Родину? Как учимся ее любить?

Примерные ответы детей: «Сначала мы открываем для себя очень маленькую частичку Родины – свою семью, потом то место, где мы живем. Постепенно мы понимаем, что Родина – это наша страна Россия, что это люди страны. Мы начинаем сначала любить маму, семью, людей, родной край, а потом именно и страну».


Учитель: Мне было очень интересно выслушать ваши мнения. Соглашусь с вами, что человек открывает для себя Родину постепенно. Для малыша Родина – это его семья, потом он понимает, что это и то место, где он живет, его город, село, деревня, посёлок, станица. А потом он узнает, что живет в стране, которая называется Россия, что Родина – это страна с ее историей, культурой, великие и самые обычные люди этой страны. Именно поэтому любовь к Родине начинается с любви к маме, к семье, к людям, к природе родного края, к литературе и живописи, к прошлому и настоящему.

А у кого мы можем научиться любви к нашей Родине? И как этому учиться?

Примерные ответы детей: Мы можем поучиться у своих родителей, бабушек, дедушек. А еще мы можем, наверное, поучиться любви к Родине у тех, кто очень давно жил.

Учитель: Мы с вами знаем, что мудрость народа отражена в пословицах

и поговорках. Давайте вспомним пословицы о Родине и о любви к ней.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Много разных стран, а Родина одна.

Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

Родину-мать ничем не заменишь.

Всякому мила своя Родина.

Счастье Родины дороже жизни.

Постоим горой за свойкрай родной.

За Родину-мать не страшно умирать.

Родину любить — Родине служить.

Учитель: А в каких из этих пословиц отражена мысль, что любовь к Родине это не только умение восхищаться ее красотой, но и готовность постоять за свою Родину, работать, чтобы Родина стала еще краше и богаче?

Примерные ответы детей: «Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Счастье Родины дороже жизни.

Постоим горой за свой край родной.

За Родину- мать не страшно умирать.

Родину любить — Родине служить».

Учитель: Предлагаю вам выполнить задание в парах: посоветуйтесь друг

с другом и подготовьте объяснение, как вы понимаете пословицу «Родину любить —Родине служить».

Даю вам небольшую подсказку: на доске записаны некоторые значения

слова «служить».

Служить:

–исполнять воинские обязанности, быть на военной службе.

–работать, трудиться во имя чего-либо, на благо чего-либо, кого-либо.



Учитель: Мы можем с вами сделать вывод, что любовь к Родине с давних

времен наши предки понимали и как преклонение перед красотой родной природы, и как готовность к делам на пользу Родине. А кроме пословиц и поговорок, как еще мы можем узнать, как раньше люди понимали любовь к Родине?

Примерные ответы детей: «Можно узнать из легенд, из художественных произведений».

Учитель: Предлагаю вам прочитать перевод на современный русский язык текста, который был написан почти восемьсот лет назад на древнерусском языке.

О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская...!

(Цитируется по книге «Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М.: Художественная литература 1981.)

Учитель: Какие чувства испытывает человек, который пишет эти строки? Какие чувства вызывают эти строки у читателей?

Примерные ответы детей: «Автор передает свое восхищение страной,

чувство гордости. Читатели испытывают чувство восхищения и гордости».

Учитель: Автор восхищается красотой природы, городов и храмов, прославляет своих соотечественников, пишет о богатстве страны: «Всем ты преисполнена, земля Русская...!». Как вы думаете, а от кого зависит сохранение всего этого? Согласитесь ли вы с тем, что из чувства гордости за страну, из любви к ней вырастает и забота о стране?

Примерные ответы детей: «Зависит от людей. Любить –это значит и заботиться».

Учитель: А теперь предлагаю послушать текст Константина Дмитриевича Ушинского, написанный сто пятьдесят лет назад.

Наше Отечество, наша Родина —матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина.


Учитель: Поработаем в парах. Прочитайте этот текст еще раз и найдите в нем ответы на вопросы:

Как К.Д. Ушинский объясняет, почему люди свою страну называют Родиной?

Почему Родину называют матушкой, матерью?

Почему для любви к Родине важна связь с отцами и дедами?

Учитель: Вы обсудили в парах, а теперь давайте обсудим эти вопросы вместе. Кто готовначать?

Примерные ответы детей: «Родина, потому что это та страна, где человек родился, где родились его родные. Родину называют матерью или ласково матушкой, потому что как мама дает человеку все самое необходимое, так и Родина дает всё самое необходимое, Родина, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов. Родина – это то место, где жили и прадеды, и деды, и родители, любовь к Родине передается от поколения к поколению».

Учитель: А теперь давайте прочитаем текст, написанный Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым в 1994 году.

А в чём самая большая цель жизни? Я думаю, увеличивать добро в окружающем нас. А добро —это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в

близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое

чувство...

Учитель: Попробуем определить, на какие два очень важных вопроса отвечает Дмитрий Сергеевич Лихачев в этом фрагменте книги «Письма о добром и прекрасном».

Поработайте в группах. Постарайтесь определить вопрос для каждого абзаца. А потом мы обсудим мнения групп.

Примерные ответы детей: «Первый вопрос: «Что для человека является главной целью жизни?»

Второй вопрос: «Как человек учится любви к Родине?»

Учитель: А теперь попробуем определить, как связаны эти вопросы и ответы на них. Какой вывод мы можем сделать?

Примерные ответы детей: «Любовь к самым близким людям, к школе, к месту, где живешь, и ко всей стране проявляется в том, чтобы делать всем добро, совершать добрые поступки. Это могут быть и небольшие добрые дела, и какие- то очень важные добрые дела. И еще он говорит, что учиться этому нужно именно с детства».


Часть 3. Заключительная (5-6 минут)

Учитель: Мы с вами прочитали три текста, написанные в разное время: один написан восемьсот лет назад, второй сто пятьдесят лет назад, третий не так давно. А что объединяет эти тексты? И почему нам важно было обратиться не только к современным текстам?

Примерные ответы детей: «Эти тексты о Родине. Эти тексты помогают нам понять, что люди всегда любили и любят свою Родину, и те люди, которые жили давно, и те, кто живет сейчас».

Учитель: Да, мы прочитали три текста, написанные в разное время, чтобы убедиться, что в нашей стране есть многовековые традиции отношения к Родине. Объединяет эти тексты мысль о Родине, о ее красоте, о важности для человека чувства сопричастности с прошлым и настоящим Родины, ответственности за нее в будущем. А есть ли связь пословиц, с которыми мы поработали, с этими текстами?

Задание для творческой работы: обсудите с вашими родными, как они понимают любовь к Родине, какие есть в семье примеры служения Родине добрыми делами.

Попробуйте вместе с близкими составить небольшой устный рассказ «Как в нашей семье от поколения к поколению проявляется любовь к Родине».

Продолжение беседы в свободной форме о единстве страны, о том, как необходимо сохранять и защищать свою культуру, свой народ.

Работа с интерактивным заданием № 1.

Задание №1. Филворд.

Найдите слова, связанные с тем, что мы с вами обсуждали сегодня.

Слова: РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, МАТУШКА, РОССИЯ

Отечество, родная страна, место рождения. (РОДИНА)

Так называют Родину, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды.(ОТЕЧЕСТВО)

Родная страна помогает нам стать сильными, защищает и бережет нас,

поэтому так народ ласково называет Родину. (МАТУШКА)

Так называется наша Родина. (РОССИЯ)

Критерий оценивания

Баллы

В плане беседы учтены





Характеристика целей и задач внеурочных занятий «Разговоры о важном»

1/0

Ценностные установки курса «Разговоры о важном»

1/0

Педагогические задачи, стоящие перед классным руководителем.

1/0

Возможные форматы организации деятельности обучающихся на занятии, практические советы из вашего опыта проведения внеурочных занятий «Разговоры о важном». Характеристика предлагаемых разработчиками материалов.

1/0

Организационно-техническое обеспечение проведения внеурочных занятий «Разговоры о важном».

1/0