Файл: Методические рекомендации по организации занятий с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях 38 Выводы по 2 главе 44.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 4

Глава 1. Теоретические основы воспитания и обучения детей раннего возраста 6

1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста 6

1.2.Особенности воспитания и обучения детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении 13

1.3. Методы и приемы в процессе воспитания и обучения детей раннего возраста 19

Глава 2. Эмпирическое исследование психологических основ воспитания и обучения детей раннего возраста 27

2.1. Процедура и методы исследования 27

2.2. Анализ результатов исследования 35

2.3. Методические рекомендации по организации занятий с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях 38

Выводы по 2 главе 44

Заключение 46

Список использованной литературы 47



Введение

Актуальность исследования. Раннее детство - уникальный период в жизни человека, это время установления базовых отношений ребенка с миром. В раннем детстве ребенок проходит гигантский путь развития. В этот период закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Это время зарождения форм общения с взрослыми, появления первых социальных эмоций, время формирования потребности в общении, развития памяти, воображения, освоения пассивной и активной речи, установления связей слова с предметом, возникновения предпосылок игровой и продуктивной деятельности.

В связи с этим необходимо правильно организовать процесс воспитания и обучения ребенка, с помощью педагогически грамотных форм и методов воздействия. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека. В раннем возрасте у малыша наблюдаются наиболее быстрые темпы как физического, так и психического развития.

В последние годы психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет. Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности. Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей.


Образовательная программа, учитывающая психофизиологические особенности ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет, является базой для развития интеллектуального потенциала ребёнка. Обучение погружает ребёнка в мир информации по всем разделам человеческих знаний в оптимальный возрастной период (от 1 года до 3 лет). 

Проблема: каковы психологические основы воспитания и обучения детей раннего возраста.

Цель работы: изучить психологические основы воспитания и обучения детей раннего возраста.

Объект исследования: обучение и воспитание детей раннего возраста.

Предмет исследования: психологические основы воспитания и обучения детей раннего возраста.

Гипотеза исследования: процесс воспитания и обучения детей раннего возраста будет проходить эффективнее, если учитывать психологические основы.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей раннего возраста и особенности воспитания и обучения детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.

2.Рассмотреть методы и приемы в процессе воспитания и обучения детей раннего возраста.

3. Провести эмпирическое исследование психологических основ воспитания и обучения детей раннего возраста.

4.Разработать методические рекомендации по организации занятий с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, методики психологической диагностики (методика для обследования умственного развития детей 2-3 лет (Стребелевой Е.А.).

Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть использованы педагогами дошкольной образовательной организации в вопросах использования психологических основ в процессе воспитания и обучения детей раннего возраста.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы воспитания и обучения детей раннего возраста

1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста

Ранний возраст – это период от года до трех лет, который отличается активным исследованием ребенком окружающего мира. Именно в эти пару лет происходит очень много качественных изменений как в физическом, так и в психическом развитии малыша, поэтому родителям важно обратить внимание на ключевые моменты и создать необходимые условия для эффективного освоения новых навыков во всех сферах деятельности детей раннего возраста [11, с.25].



В исследованиях М.Ю.Кистяковской, Е.О.Смирновой, С.Л.Новоселовой, М.И.Лисиной, Л.Н.Павловой, Е.Б. Волосовой, Э.Г.Пилюгиной и др. психолого-педагогические особенности рассматриваются под углом зрения генетической задачи развития. Данная задача отражает систему отношений «ребенок -взрослый». Поэтому алгоритм раскрытия психолого-педагогических особенностей начинается с характеристики ведущей деятельности. Затем дается содержательная характеристика четырех направлений развития ребенка, где эти особенности проявляются, совершенствуются, складываются.

Отличительными особенностями раннего возраста является:

- темпы роста и физического развития ребенка по сравнению с младенческим возрастом несколько снижается;

- интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно -психического развития;

- увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность;

- увеличивается период активного бодрствования (до 4 - 4,5 часов);

- организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды; овладевает основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, мазание, действия с предметами);

- элементарные гигиенические навыки и навыки самообслуживания;

- активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, много и активно экспериментирует, наблюдает; закладываются основы наглядно -образного и символического мышления;

-владение родным языком, использует основные грамматические категории и словарь разговорной речи.

- проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками;

- осознает свою половую принадлежность («Я - мальчик», «Я - девочка»);

- испытывает повышенную потребность в эмоциональных контактах со взрослыми, ярко выражает свои чувства;

- появляется фундаментальная характеристика ребенка 3 лет («Я сам», «Я могу»), что находит выражение в самостоятельности и инициативности;

- у детей появляется стремление к достижению результата, продукта своей деятельности [7, с.128].

По мнению Л.Ф.Обухова, конец этого периода знаменуется кризисом 3-х лет, в котором поражается возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий. Основными симптомами этого кризиса является негативизм, упрямство, строптивость и своеволие, бунт против окружающих. За этим стоят личностные новообразования: «система Я», личное действие, сознание «Я сам», чувство гордости за свои успехи и достижения. При правильном поведении взрослого протекание кризиса можно смягчить. Необходимо помнить, что при всем стремлении к самостоятельности, у взрослого остается важнейшая функция, которую ребенок еще не освоил сам и ждет ее от взрослого. Это функция ценителя достигнутых ребенком результатов. Отсутствие у ребенка интереса к оценке взрослого, потребность только вположительной оценке независимо от достигнутого, отсутствие переживания неуспеха в деятельности - признаки неправильно складывающихся взаимоотношений. Оценка взрослого способствует возникновению и развитию «Системы Я», потребность в одобрении, признании, поддерживает уверенность в себе, своих силах, в том, что он хороший, его любят. При затруднениях взрослый незаметно помогает ему, воздерживаясь от негативных оценок. Отрицательные оценки влияют на взаимоотношения ребенка с другими детьми и могут привести к эмоциональному неблагополучию в группе[16, с.77].


Л.С. Выготский подошел к проблеме периодизации психического развития с позиций культурно-исторического (конкретно-исторического) подхода к возрастным изменениям личности. По Л.С. Выготскому, периоды онтогенетического развития человека неразрывно связаны с конкретно-исторической ситуацией его развития (социальной ситуацией развития). Реальной основой классификации по Выготскому есть только внутренние (психологические) изменения самого развития, ибо только внутренние изменения, а не внешние позволяют определить объективно периоды развития ребенка[8, с.65].

Самое важное в детской психологии – понимание переходов от одного возраста (или периода) к другому. Д.Б. Эльконин определял возраст как относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего местом на общей кривой детского развития. Каждый возраст характеризуется следующими главными показателями:

1) определенной социальной ситуацией развития – той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период;

2) основным, или ведущим, типом деятельности;

3) основными психическими новообразованиями, приобретаемыми на данном этапе развития (от отдельных психических процессов до свойств личности)[18, с.33].

Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. В раннем возрасте происходит активное овладение собственным телом.

По мнению Г.В.Пантюхина, раннее детство - период бурного речевого развития. Автономная речь ребенка довольно (обычно в течение полугода) быстро исчезает. Большие успехи делает ребенок в овладении родной речи, дети овладевают как фонетической, так и семантической ее стороной. Произношение становится более правильным. Самое важное в изменении речи ребенка - то, что слово приобретает для него предметное значение[19, с.29].

В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя предметы окружающего мира. Интенсивно развивается и активный словарь. Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10-12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200-300, а к трем - до 1500 слов. В развитии психических функций ребенка раннего возраста доминирует восприятие. Ребенок максимально связан с наличной ситуацией, все его поведение импульсивно; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации его не привлекает.


В раннем возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет, ребенок не способен солгать, что-то выдумать. В этот период в процесс активного восприятия включается память. В основном, это узнавание, хотя ребенок может и непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное. Мышление в этот возрастной период - наглядно действенное.

Источник интеллектуального развития - предметная деятельность. Во взаимодействии со взрослым ребенок усваивает способы действий с разнообразными предметами. В это время у ребенка зарождается самосознание. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале - это простейшая первичная форма самосознания.

Как утверждает К.Л.Печора, к началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована, по крайней мере, в отношении тех предметов домашнего обихода, которыми ребенок пользуется. В отличие от младенца ребенка раннего возраста начинают гораздо больше интересовать новые вещи. Ребенок раннего возраста сначала должен выяснить функциональное назначение вещи, прежде чем употреблять ее, поэтому он часто задает окружающим вопрос «что это?», рассчитывая в ответ получить как раз такую информацию[18, с.71].

С первого полугодия второго года жизни дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых. Куклу малыш укладывает спать, кормит ее, водит на прогулку, везет машину, коляску, моет, чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу, стирает и т. д. Около трех лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому изображению.

Благодаря совершенствованию символической функции дети не только используют в игре предметы по их прямому назначению, но подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям и замыслу игры. Однако в этом возрасте функциональное назначение предмета устанавливается еще с ориентацией на его физические качества и свойства.

По Д.Б. Эльконину, ведущий тип деятельности ребенка раннего возраста - предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов взаимодействия с предметами. Предметная деятельность развивает ощущения, восприятие, внимание, память, мышление (действенное, практическое), элементы воображения. Она возникает постепенно из манипулятивной и орудийной деятельности младенцев. Эта деятельность подразумевает, что предмет используется в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам и нормам, например, ложной едят, лопаткой копают, а молотком забивают гвозди [22, с.234].