Файл: Методические указания для студентов третьего курса лечебного факультета к проведению практического занятия по дисциплине Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7 гипотеза об их различии. Если t < 2,04 – гипотеза равенства средних подтверждается.
В нашем примере получаем:
t = 1,65 < 2,04.
Если в сравниваемых вариационных рядах равное число наблюдений
(n
1
=n
2
), программа Excel позволяет выполнить вычисления при помощи функции
ТТЕСТ. =ТТЕСТ(Диапазон1;Диапазон2;H;Тип), где:
Диапазон1 – первый вариационный ряд (множество данных);
Диапазон2 – второй вариационный ряд (множество данных);
H – число хвостов распределения (1 или 2), как правило, используется число 2. Если Н = 1, то функция ТТЕСТ использует одностороннее распределение, при Н = 2 используется двустороннее распределение.
Тип – цифра модификации теста 1, 2 или 3. Как правило используется цифра 3. Если указана цифра 1 – это парный тест для связанных выборок, 2 – двухвыборочный с равными дисперсиями, 3 – двухвыборочный с неравными дисперсиями.
В большинстве задач статистической обработки медицинских данных эта функция применяется с параметрами =ТТЕСТ(Диапазон1;Диапазон2;2;3), что считается более грубой оценкой, но вполне достаточной для опровержения нулевой гипотезы.
Функция ТТЕСТ возвращает уровень значимости основной гипотезы при сравнении 2-х числовых массивов, вычисленный по критерию Стьюдента. Он выражает вероятность того, что две выборки взяты из генеральных совокупностей, которые имеют одно и то же среднее.
В нашем случае можно выполнить вычисление этой функцией на основе данных 16-и человек в каждой группе. Получаем опытный уровень значимости
0,12. Это означает, что выдвинутая гипотеза о равенстве средних в генеральной совокупности подтверждается с вероятностью 12%. Поскольку значение опытного уровня значимости больше принятого критического уровня (p = 0,05 или 5%), то альтернативная гипотеза о различии средних величин не может быть принята, и значит, различия не подтверждены. В такой ситуации можно провести дополнительное исследование с теми же условиями опыта, но с увеличенным числом единиц наблюдения, что на более качественном уровне подтвердит или опровергнет рабочую гипотезу.
Вывод: Различия средней частоты пульса пациентов 1-го и 2-го отделений
НЕдостоверны. Значит, более высокая средняя частота пульса во 2-м
отделении больницы (126,2 уд/мин) по сравнению с ЧСС в 1-м отделении
(121,9 уд/мин) не подтверждается при уровне значимости p=0,05.
Пример сравнения относительных величин и определения достоверности
различий между ними по критерию Стьюдента
Условие задачи: группа животных в количестве 120 особей получала препарат А.
Из них у 98 животных произошло восстановление функций организма.
Контрольная группа животных в составе 50 особей содержалась в аналогичных


8 условиях без применения этого препарата, из них восстановление наблюдалось у
15 особей.
Задание: а) вычислить показатели частоты восстановления функций организма животных (интенсивные относительные величины) в 1-ой и 2-ой группах животных; б) вычислить ошибки репрезентативности относительных величин; в) определить доверительные границы колебаний относительной величины в каждой группе; г) вычислить критерий Стьюдента для оценки достоверности различий относительных величин в изучаемых группах; д) сделать вывод о проявления эффекта препарата в генеральной совокупности с вероятностью более 95%.
Решение: необходимо запустить программу Excel и выполнить вычисления, как показано на рис. 2, сохранить файл.
Рис. 2. Вычисление критерия Стьюдента для относительных величин а) расчет относительных величин частоты восстановления функций организма животных в 2-х группах по формуле:
P

Уровень явления
* основание
,
Уровеньсреды
P
1
= 98/120*100 =
81,7%;

9
P
1

P
2
m
2

m
2 1
2
P
2
= 15/50*100 =
30,0%. б) вычисление ошибок репрезентативности относительных величин:
???? =

????????
,
????−1
m
1
=
m
2
=

3,53%;

4
,63%. в) определение доверительных границ относительных величин в каждой группе: при уровне значимости p < 0,05, т.е. с вероятностью прогноза более 95%, границы вычисляют по формуле P ±2m, где P – относительная величина, m – ошибка репрезентативности.
По условию задачи в 1-й группе животных P
1
= 81,67, m
1
= 3,53.
Следовательно, 81,7 ± 2*3,53 = 81,7 ± 7,06%. Получаем доверительные границы колебаний относительных величин в 1-й группе от 74,6% до 88,7%, во 2-й группе от 20,7% до 39.3%. Поскольку доверительные границы не пересекаются, с вероятностью 95% справедливо утверждение, что полученная разница относительных величин не случайна. г) вычисление критерия Стьюдента для относительных величин:
t

,
t = ABS((81,7 – 20,7) / КОРЕНЬ(3,53^2 + 4,63^2)) = 8,9 > 2.
Вывод: восстановление функций организма животных на фоне действия
препарата А проявляется в 81,6%. Этот показатель достоверно выше, чем в
контрольной группе животных, не получавших препарат, при уровне
значимости p<0,05.
81,67 *(100

81,67)
120

1 15,31 * (100

15,31)
50

1