Файл: Основные образовательные технологии формирования физической культуры личности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 3
Тем не менее, вне подвластности от всех этих факторов наилучший режим двигательной активности обязан обеспечить поддержание нормального функционирования организма, укрепление жизненно важных органов и функциональных систем, профилактику болезней и т.д., то есть содействовать всему тому, чем снабжает студента полноценный фитнесс. По суждению автора, оптимальный режим умышленно основанной на двигательной активности для разнообразных категорий, занимающихся вне зависимости от возраста, условий, пола, интересов и т. п. должен включать три группы средств:
- упражнения аэробного направления, содействующие повышению и поддержанию значительного уровня функциональных возможностей сердечнососудистой и дыхательной систем;
- упражнения силового направления, содействующие упрочению двигательного аппарата — мышечной системы, костной системы, соединительной ткани — связок, сухожилий;
- упражнения, направленные на развитие гибкости, содействующие совершенствованию состояния мышечной, соединительной и костной тканей, профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Одно из направленностей нынешней системы образования это ориентация на включение студентов в независимую творческую деятельность. В физическом воспитании такой формой деятельности являются самостоятельные занятия.
Включение студентов в независимые занятия физическим воспитанием предполагает коллективную оживленную деятельность преподавателя и студента [6.248].
С. А. Романченко создана программа по коррекции телосложения студентов, включающая средства и методики тренировки с учетом соматотипа на основании применения компьютерных технологий. Софт компьютерной программы включает данные блоки:
- персональные значения соматоскопирования по 20 показателям;
- семибальные шкалы балла для каждого соматотипа;
- нахождение персонального соматотипа (тонкокостный, нормокостный, ширококостный) и установление соответственной педагогической отметки в баллах;
- обнаружение аномалий от нормы внутри соматотипа, определение «проблемных зон» с графическим представлением, показывающим эти отклонения;
- вывод практических советов в виде текста по каждому из показателей с комплексом особых упражнений, методов их использования, сформированных по направленному воздействию на соответствующие биозвенья тела занимающихся.
О.Н. Московченко создана, научно и экспериментально аргументирована концепция оптимизации физической нагрузки на основании персональной диагностики адаптивного состояния занимающихся физическим воспитанием с использованием компьютерных технологий [5.C.326].
В рамках предложенной концепции автором выработаны:
- методология автоматизированного мониторинга, которая спроектирована и исполнена на принципиально новой технологии интегральной системы, что может явиться основанием для организации новой области знания по автоматизации научных исследований в фитнес-клубах и физкультурнооздоровительных центрах;
- педагогическая модель оздоровительной инфраструктуры, устанавливающая комплекс организационно-педагогических и общественных условий, определяющих базис образовательных инноваций и сберегающих здоровье технологиях, включающих научно-педагогическую и воспитательнообразовательную деятельность по вырабатыванию траектории развития двигательной активности молодежи, привитию оснований здорового образа жизни[1.C.284].
В разработке Н.И. Турчиной, апробированы и разработаны модели физической культуры студенческой молодежи, которые строятся на дифференциации целей и задач структурных подразделений кафедры физической культуры, целесообразного подбора физических упражнений и видов спорта. Принципиальными положениями этих моделей физического развития является:
- организация физического воспитания в условиях строгой регламентации (I курс) и частичной регламентации (II курс и старше);
- взаимообусловленность и взаимодействие ценностно- ориентированого, познавательного преобразовывающего и коммуникативного видов спортивно-массовогодела; на I этапе превалируют преобразовательные и познавательные виды; на II - ценностно-ориентированые;
- на I этапе разумно превалирование субъект-объектных отношений при параллельном педагогическом взаимодействии «преподаватель-студент», а на II этапе - субъект-субъектных;
- согласование на I этапе перечня учебных занятий и занятий спортом;
- введение модели формирования у студенческой молодежи самостоятельных занятий физическими упражнениями, которая предусматривает внедрение в процессе обучения когнитивного и мотивационного компонентов;
- индивидуализацию процесса и дифференциацию содержания, форм и методик педагогического влияния.
Согласно рассмотренным данным нынешняя система обучения в вузе характеризуется значительной интенсивностью образовательного процесса и информатизацией. Молодежь много времени проводит в аудиториях, библиотеках, компьютерных классах, большое время занимает подготовка к занятиям дома. Все это не может не влиять отрицательно на состояние разнообразных систем организма.
Обобщая литературу можно констатировать, что обстановка еще усиливается и тем, что у большинства студенческой молодежи со слабым здоровьем нет заинтересованности к физическому воспитанию. Как правило, подобная молодежь не в состоянии осуществлять простые упражнения, сторонятся занятий физического воспитания. В связи с этим, по-прежнему остается значительной задача заинтересованности в занятиях и повышения их двигательной активности.
Одним из перспективных направленностей совершенствования системы физического воспитания студенческой молодежи - это анализ, разработка и внедрение нынешних информационно-методических систем.
Таким образом, в сложившейся ситуации модернизации системы физического воспитания в вузе и повышения роли двигательной активности студента, учета его заболеваний, есть потребность в применении новых, разнообразных форм занятий и дальнейшее изучение их влияния на организм студентов.
Глава 2. Практически анализ особенностей использования основных образовательных технологий формирования физической культуры личности
2.1 Самостоятельная работа студента и современные технологии физического воспитания
В современной психолого-педагогической литературе организация самостоятельной работы по физической культуре рассматривается как становление физической культуры личности будущего выпускника и создание условий на основе построения элективного курса физического воспитания при педагогической поддержке и сопровождении.
Цель данной статьи - обоснование необходимости использования новых образовательных и здоровьесберегающих технологий в процессе подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности, формирования у студентов профессионально необходимых психофизических качеств с использованием средств физической культуры и спорта.
С целью мониторинга качества преподаваемой дисциплины и сформированности ценностного отношения студентов к своему здоровью мы провели анкетирование студентов ВО и СПО основной и специальной группы Энгельсского технологического института (филиал) СГТУ имени Гагарина Ю. А., в котором приняли участие 312 студентов (112 - спецгруппа, 198 - основная) в возрасте 15-20 лет.
Анкетирование проводилось анонимно в конце второго семестра 2017/2018 уч. г.
Результаты анкетирования и их обсуждение:
Вопрос: В чем заключается мотивация посещения занятий физической культуры с четырьмя предложенными вариантами: а) из-за зачета, б) чтобы дома не ругали, в) нравится г) свой вариант ответа.
Результаты: Основная группа: 89,6 % выбрали ответ - нравится, а 10,4 % - из-за зачета.
Специальная медицинская группа: 75,0 % - ответ нравится и 25 % - из- за зачета.
Вопрос: «Повышается ли у Вас интерес к предмету физическая культура по сравнению со школой» из двух вариантов ответов а) да, б) нет
Результаты: Основная группа:_91 % ответили положительно, а 9 % - ответ нет;
Специальная медицинская группа: 97.5 % - да, 2,5 % - нет;
Интересно было для нас узнать: «Повышается или понижается у наших студентов интерес к предмету физическая культура от курса к курсу».
Результаты: Основная группа: 95,1 % - интерес повысился, у 4,9 % остался на прежнем уровне.
Специальная медицинская группа: 89,8 % - повысился, у 10,2 % остался на прежнем уровне.
Отношение студентов к здоровому образу жизни и своему здоровью определялось ниже перечисленными вопросами.
Результаты анкетирования позволили узнать прямой ответ на вопрос: «Считаете ли Вы свой образ жизни здоровым?» а) да, б) нет
Результаты: Основная группа: 65,5 % - да, остальные так не считают.
Специальная медицинская группа: 61,7 % студентов ответили утвердительно. 38,3 % - имеют вредные привычки.
В ответе на вопрос «Отметьте, что более типично для Вас в отношении собственного здоровья» из трех вариантов ответов а) стремлюсь поддерживать свое здоровье постоянно, б) обращаю внимание на здоровье только в ситуации болезни, в) вынужденно забочусь о своем здоровье в силу того, что необходимо по медицинским показателям.
Результаты: Основная группа: 85 % из опрошенных заботятся о своем здоровье постоянно. Остальные 15 % обращают внимание на состояние здоровья только в случае заболевания.
Специальная медицинская группа: 75 % - стремлюсь поддерживать свое здоровье постоянно, и 25 % студентов, стоящих на диспансерном учете - вынужденно забочусь о своем здоровье в силу того, что необходимо по медицинским показателям.
Также для нас важно было узнать и о роли преподавателя как источника информации о здоровье и его критериях при занятиях физической культурой.
На вопрос: «Что является источником получения информации о здоровье, здоровом образе жизни, способах сохранения здоровья?» с тремя предложенными ответами: а) от преподавателя, б) от преподавателя физической культуры, в) от врача
Результаты:_Основная группа: 89,5 % и специальная медицинская группа: 90 % получают информацию от преподавателя физической культуры.
Анализ анкетирования позволяет подтвердить тот факт, что при организации учебной работы необходимо уделять больше внимания развитию мотивационной сферы личности и ценностного отношения к здоровью в процессе собственной активной учебной формы образовательного процесса.
В связи с тем, что образовательная среда технического вуза не только обладает большим потенциалом в профессиональном становлении выпускника, но и способствует повышению уровня развития психофизических качеств, связанных с выполнением будущей профессиональной деятельности будущего инженера, в формировании которых не последнюю роль играет дисциплина «Физическая культура», цель модернизации физической культуры на технологическом уровне связана с повышением эффективности всех её частей: от адаптивной физической культуры до студенческого спорта и активного здорового досуга.
Образование по физической культуре в современных условиях направлено на преобразование студента как субъекта культуры, где важнейшим критерием его качественного развития могут быть поставлены цели и задачи для построения индивидуальной стратегии формирования и развития культуры здоровья.
Трансляция физкультурных ценностей в образовательном пространстве вуза в настоящий момент является наиболее актуальной проблемой.
Опыт технологического воплощения компетентного подхода является репрезентативным, позволяет конвертировать ценности физической культуры в ощутимые результаты с целью изменения модели поведения и предпочтения студентов.
Целью государственной политики в сфере физической культуры, является приоритет развития личности студента, когда создаются условия и возможности заниматься физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью с учетом личных возможностей и интересов по личному выбору, проверить уровень своей физической подготовленности, приняв участие в сдаче норм комплекса ГТО или за счет участия в других массовых соревнованиях в институте, городе, районе.