Файл: Основные образовательные технологии формирования физической культуры личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тем не менее, вне подвластности от всех этих факторов наилучший режим двигательной активности обязан обеспечить поддержание нормального функционирования организма, укрепление жизненно важных органов и функциональных систем, профилактику болезней и т.д., то есть содействовать всему тому, чем снабжает студента полноценный фитнесс. По суждению автора, оптимальный режим умышленно основанной на двигательной активности для разнообразных категорий, занимающихся вне зависимости от возраста, условий, пола, интересов и т. п. должен включать три группы средств:

  • упражнения аэробного направления, содействующие повышению и поддержанию значительного уровня функциональных возможностей сердечно­сосудистой и дыхательной систем;
  • упражнения силового направления, содействующие упрочению двигательного аппарата — мышечной системы, костной системы, соединительной ткани — связок, сухожилий;
  • упражнения, направленные на развитие гибкости, содействующие совершенствованию состояния мышечной, соединительной и костной тканей, профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Одно из направленностей нынешней системы образования это ориентация на включение студентов в независимую творческую деятельность. В физическом воспитании такой формой деятельности являются самостоятельные занятия.

Включение студентов в независимые занятия физическим воспитанием предполагает коллективную оживленную деятельность преподавателя и студента [6.248].

С. А. Романченко создана программа по коррекции телосложения студентов, включающая средства и методики тренировки с учетом соматотипа на основании применения компьютерных технологий. Софт компьютерной программы включает данные блоки:

  1. персональные значения соматоскопирования по 20 показателям;
  2. семибальные шкалы балла для каждого соматотипа;
  3. нахождение персонального соматотипа (тонкокостный, нормокостный, ширококостный) и установление соответственной педагогической отметки в баллах;
  4. обнаружение аномалий от нормы внутри соматотипа, определение «проблемных зон» с графическим представлением, показывающим эти отклонения;
  5. вывод практических советов в виде текста по каждому из показателей с комплексом особых упражнений, методов их использования, сформированных по направленному воздействию на соответствующие биозвенья тела занимающихся.

О.Н. Московченко создана, научно и экспериментально аргументирована концепция оптимизации физической нагрузки на основании персональной диагностики адаптивного состояния занимающихся физическим воспитанием с использованием компьютерных технологий [5.C.326].


В рамках предложенной концепции автором выработаны:

  1. методология автоматизированного мониторинга, которая спроектирована и исполнена на принципиально новой технологии интегральной системы, что может явиться основанием для организации новой области знания по автоматизации научных исследований в фитнес-клубах и физкультурно­оздоровительных центрах;
  2. педагогическая модель оздоровительной инфраструктуры, устанавливающая комплекс организационно-педагогических и общественных условий, определяющих базис образовательных инноваций и сберегающих здоровье технологиях, включающих научно-педагогическую и воспитательно­образовательную деятельность по вырабатыванию траектории развития двигательной активности молодежи, привитию оснований здорового образа жизни[1.C.284].

В разработке Н.И. Турчиной, апробированы и разработаны модели физической культуры студенческой молодежи, которые строятся на дифференциации целей и задач структурных подразделений кафедры физической культуры, целесообразного подбора физических упражнений и видов спорта. Принципиальными положениями этих моделей физического развития является:

  1. организация физического воспитания в условиях строгой регламентации (I курс) и частичной регламентации (II курс и старше);
  2. взаимообусловленность и взаимодействие ценностно- ориентированого, познавательного преобразовывающего и коммуникативного видов спортивно-массовогодела; на I этапе превалируют преобразовательные и познавательные виды; на II - ценностно-ориентированые;
  3. на I этапе разумно превалирование субъект-объектных отношений при параллельном педагогическом взаимодействии «преподаватель-студент», а на II этапе - субъект-субъектных;
  4. согласование на I этапе перечня учебных занятий и занятий спортом;
  5. введение модели формирования у студенческой молодежи самостоятельных занятий физическими упражнениями, которая предусматривает внедрение в процессе обучения когнитивного и мотивационного компонентов;
  6. индивидуализацию процесса и дифференциацию содержания, форм и методик педагогического влияния.

Согласно рассмотренным данным нынешняя система обучения в вузе характеризуется значительной интенсивностью образовательного процесса и информатизацией. Молодежь много времени проводит в аудиториях, библиотеках, компьютерных классах, большое время занимает подготовка к занятиям дома. Все это не может не влиять отрицательно на состояние разнообразных систем организма.


Обобщая литературу можно констатировать, что обстановка еще усиливается и тем, что у большинства студенческой молодежи со слабым здоровьем нет заинтересованности к физическому воспитанию. Как правило, подобная молодежь не в состоянии осуществлять простые упражнения, сторонятся занятий физического воспитания. В связи с этим, по-прежнему остается значительной задача заинтересованности в занятиях и повышения их двигательной активности.

Одним из перспективных направленностей совершенствования системы физического воспитания студенческой молодежи - это анализ, разработка и внедрение нынешних информационно-методических систем.

Таким образом, в сложившейся ситуации модернизации системы физического воспитания в вузе и повышения роли двигательной активности студента, учета его заболеваний, есть потребность в применении новых, разнообразных форм занятий и дальнейшее изучение их влияния на организм студентов.

Глава 2. Практически анализ особенностей использования основных образовательных технологий формирования физической культуры личности

2.1 Самостоятельная работа студента и современные технологии физического воспитания

В современной психолого-педагогической литературе организация самостоятельной работы по физической культуре рассматривается как становление физической культуры личности будущего выпускника и создание условий на основе построения элективного курса физического воспитания при педагогиче­ской поддержке и сопровождении.

Цель данной статьи - обоснование необходимости использования новых образовательных и здоровьесберегающих технологий в процессе подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности, формирования у студентов профессионально необходимых психофизических качеств с исполь­зованием средств физической культуры и спорта.


С целью мониторинга качества преподаваемой дисциплины и сформированности ценностного отношения студентов к своему здоровью мы провели анкетирование студентов ВО и СПО основной и специальной группы Энгельсского технологического института (филиал) СГТУ имени Гагарина Ю. А., в котором приняли участие 312 студентов (112 - спецгруппа, 198 - основная) в возрасте 15-20 лет.

Анкетирование проводилось анонимно в конце второго семестра 2017/2018 уч. г.

Результаты анкетирования и их обсуждение:

Вопрос: В чем заключается мотивация посещения занятий физической культуры с четырьмя предложенными вариантами: а) из-за зачета, б) чтобы дома не ругали, в) нравится г) свой вариант ответа.

Результаты: Основная группа: 89,6 % выбрали ответ - нравится, а 10,4 % - из-за зачета.

Специальная медицинская группа: 75,0 % - ответ нравится и 25 % - из- за зачета.

Вопрос: «Повышается ли у Вас интерес к предмету физическая культура по сравнению со школой» из двух вариантов ответов а) да, б) нет

Результаты: Основная группа:_91 % ответили положительно, а 9 % - ответ нет;

Специальная медицинская группа: 97.5 % - да, 2,5 % - нет;

Интересно было для нас узнать: «Повышается или понижается у наших студентов интерес к предмету физическая культура от курса к курсу».

Результаты: Основная группа: 95,1 % - интерес повысился, у 4,9 % остался на прежнем уровне.

Специальная медицинская группа: 89,8 % - повысился, у 10,2 % остался на прежнем уровне.

Отношение студентов к здоровому образу жизни и своему здоровью определялось ниже перечисленными вопросами.

Результаты анкетирования позволили узнать прямой ответ на вопрос: «Считаете ли Вы свой образ жизни здоровым?» а) да, б) нет

Результаты: Основная группа: 65,5 % - да, остальные так не считают.

Специальная медицинская группа: 61,7 % студентов ответили утвердительно. 38,3 % - имеют вредные привычки.

В ответе на вопрос «Отметьте, что более типично для Вас в отношении собственного здоровья» из трех вариантов ответов а) стремлюсь поддерживать свое здоровье постоянно, б) обращаю внимание на здоровье только в ситуации болезни, в) вынужденно забочусь о своем здоровье в силу того, что необходимо по медицинским показателям.

Результаты: Основная группа: 85 % из опрошенных заботятся о своем здоровье постоянно. Остальные 15 % обращают внимание на состояние здоровья только в случае заболевания.

Специальная медицинская группа: 75 % - стремлюсь поддерживать свое здоровье постоянно, и 25 % студентов, стоящих на диспансерном учете - вынужденно забочусь о своем здоровье в силу того, что необходимо по медицинским показателям.


Также для нас важно было узнать и о роли преподавателя как источника информации о здоровье и его критериях при занятиях физической культурой.

На вопрос: «Что является источником получения информации о здоровье, здоровом образе жизни, способах сохранения здоровья?» с тремя предложенными ответами: а) от преподавателя, б) от преподавателя физической культуры, в) от врача

Результаты:_Основная группа: 89,5 % и специальная медицинская группа: 90 % получают информацию от преподавателя физической культуры.

Анализ анкетирования позволяет подтвердить тот факт, что при организации учебной работы необходимо уделять больше внимания развитию мотивационной сферы личности и ценностного отношения к здоровью в процессе собственной активной учебной формы образовательного процесса.

В связи с тем, что образовательная среда технического вуза не только обладает большим потенциалом в профессиональном становлении выпускника, но и способствует повышению уровня развития психофизических качеств, связанных с выполнением будущей профессиональной деятельности будущего инженера, в формировании которых не последнюю роль играет дисциплина «Физическая культура», цель модернизации физической культуры на технологическом уровне связана с повышением эффективности всех её частей: от адаптивной физической культуры до студенческого спорта и активного здорового досуга.

Образование по физической культуре в современных условиях направлено на преобразование студента как субъекта культуры, где важнейшим критерием его качественного развития могут быть поставлены цели и задачи для построения индивидуальной стратегии формирования и развития культуры здоровья.

Трансляция физкультурных ценностей в образовательном пространстве вуза в настоящий момент является наиболее актуальной проблемой.

Опыт технологического воплощения компетентного подхода является репрезентативным, позволяет конвертировать ценности физической культуры в ощутимые результаты с целью изменения модели поведения и предпочтения студентов.

Целью государственной политики в сфере физической культуры, является приоритет развития личности студента, когда создаются условия и возможности заниматься физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью с учетом личных возможностей и интересов по личному выбору, проверить уровень своей физической подготовленности, приняв участие в сдаче норм комплекса ГТО или за счет участия в других массовых соревнованиях в институте, городе, районе.