Файл: Основные образовательные технологии формирования физической культуры личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Поиск новых технологий образования с целью формирования духовного и физического потенциала студентов в современной социо-культурной ситуации требует от преподавателей технологии профессионального образования и технологии здоровья при организации самостоятельных занятий студентов.

Понятие физическая культура включает в себя физическое воспитание и выражается в определении уровня физической подготовки и развития обучающихся, которые должны иметь высокий уровень физической подготовки.

Система физической культуры и спорта в контексте микросистемы в общей системе образования не функционирует в полную силу. Мы солидарны с мнением В.К. Бальсевич в том, что педагогика в целом не может верно сформулировать ценность и цель физического воспитания личности как одну из наиболее важных сторон нашей жизни. Физическая культура имеет ценность только тогда, когда объединяются физическое, нравственное и интеллектуальное развитие компонентов личности. Психофизическое состояние уровня культуры обучающихся не полностью обеспечивает противостояние неблагоприятным факторам внешней среды. Причинами вышеуказанной проблемы являются отсутствие взаимосвязи профессиональной подготовленности с профессиональной деятельностью и игнорирование физической культуры как образовательного процесса на уровне научных представлений о предмете физической культуры и спорта [2; 3].

Цель научного исследования: провести теоретический и практический анализ особенностей основных образовательных технологий формирования физической культуры личности.

Объект исследования: процесс формирования физической культуры личности.

Предмет научного исследования: Основные образовательные технологии формирования физической культуры личности.

Задачи:

– описать теоретические аспекты основных образовательных технологий формирования физической культуры личности;

– изучить основные образовательные технологии;

– провести анализ и применение разнообразных технологий в физическом воспитании студентов;

– провести практический анализ особенностей использования основных образовательных технологий формирования физической культуры личности;

– охарактеризовать самостоятельную работу студента и современные технологии физического воспитания;

– проанализировать методические рекомендации по внедрению инновационных технологий в учебном процессе по физической культуре.


Глава 1. Теоретические аспекты основных образовательных технологий формирования физической культуры личности

1.1 Основные образовательные технологии

Важным аспектом является то, что физическое воспитание, обучение движениям и развитие физических качеств личности - это фонд умений, навыков и знаний физической культуры. Данный аспект упоминается в учебнике по теории и методике физического воспитания под редакцией Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова.

Мы разделяем мнение В.А. Ашмарина, указанного в учебнике «Теория и методика физического воспитания», который высказывает свою точку зрения о том, что физическая культура - это не социальный феномен, а совокупность духовных и материальных ценностей общества, которые в своей совокупности реализуются для физического совершенства личности, формирования навыков и умений. В образовательных организациях, военных и гражданских вузах такое положение было правилом. К сожалению, изначально роль физической культуры в интеллектуальном и нравственном смысле только декларировалась, что негативно отразилось и деформировало систему воспитания физической культуры обучающихся [ 1 ].

В связи с вышеизложенным отметим, что практическая деятельность, разработка образовательных технологий с использованием средств и методов физической культуры имеют большое значение для развития физической активности молодого поколения.

Технология в педагогике - это техника реализации учебного процесса, по мнению В.П. Беспалько. Нельзя не согласиться с мнением ученого в данном контексте. Педагогическая технология содержит в себе средства, методы, формы, мотивацию деятельности преподавателя и обучаемого.

В настоящее время основными образовательными технологиями формирования физической культуры личности являются:

  1. Использование в учебном процессе методов, технологий научного поиска, формирование знаний о физической культуре.
  2. Повышение эффективности процесса обучения физической культуре с помощью информационных технологий, информационных ресурсов, который обеспечивается свободным доступом к Интернету.
  3. Получение результатов в технологии обучения в сфере дополнительного и профессионального образования.
  4. Создание комфортной в психологическом аспекте среды обучения, широкий выбор методов и средств обучения.

Обеспечение обучающихся спортивными залами, площадками, спортивным инвентарем, тренажерами, компьютерами и специальной аппаратурой для проведения научных исследований, а также учебными пособиями играет большую роль в развитии образовательных технологий в области физической культуры и спорта [4].

По нашему мнению, кадры - это основное звено системы образования, и успех в образовательной деятельности зависит от правильного подбора таких кадров. Это звено является социальной составляющей образовательных технологий. Важными свойствами личности педагога является профессиональное мастерство, наличие эмоционально-волевых качеств, психолого-педагогического мышления, наличие знаний, умений, навыков, модели обучения в профессиональной деятельности.

Причинами практического использования технологий являются как необходи­мость активации учебно-познавательной деятельности, так и потребность в мотивации и взаимодействии педагога и обучающегося, которые обеспечиваются профессионализмом преподавателя.

Психологическая технология включает в себя научный аспект, процессульно-описательный аспект (методы и средства для достижения результата обучения), процессуально-действенный аспект (осуществление технологического процесса в функционировании методико-педагогических средств) [5].

Таким образом, на основании применения образовательных технологий в формировании физической культуры личности возможно осуществление механизма физкультурного образования обучающегося, воспитания и уровня физической подготовленности. Стоит отметить, что совокупность условий, методов, требований есть необходимость в установлении компонентов личности в системе образования вуза.

1.2 Анализ и применение разнообразных технологий в физическом воспитании студентов

Физическое культура студентов является неразрывной составной частью высшей гуманитарной организации, результатом комплексного педагогического влияния на него, как будущего специалиста в процессе развития его профессиональных компетенции.

С целью модернизации процесса физического воспитания в вузе есть необходимость в привлечении большего числа студентов к физкультурно­оздоровительным занятиям, организованным на наиболее распространенных, современных видах двигательной деятельности. Именно разнообразные формы занятий по физическому воспитанию способны поднять эмоциональную составляющую, общую и моторную плотность занятия, повышая результативность процесса обучения, осуществляя профилактику заболеваний и заботу о здоровье студента.


В свое время на кафедре студентов заставляли самим наблюдать за своим здоровьем и вести журнал здоровья. Старая методика, судя по всему, оказалась не действительна, поэтому преподавательский состав кафедры решил проанализировать и внедрить разнообразные технологии в образовательный процесс.

Появившиеся фитнес трекеры именуемые как электронные механизмы, способные фиксировать ваши движения в течение дня и проверять ваш сон ночью. Плюс контроль добавочных параметров: интенсивность потоотделения, температура тела, пульс, артериальное давление и т.д. Вся эта информация передается на смартфон или компьютер по блютусу в особое приложение, который ведет журнал достижений, а так же выдает разнообразные отчеты. В частности, реорганизует движения в сожженные калории. Вследствие этого такой гаджет иногда зовут трекером калорий или браслет для подсчитывания калорий или даже браслет для похудания.

При помощи него можно поддерживать баланс калорий в организме. Рассчитав принятые с пищей калории, программа подскажет вам, сколько необходимо двигаться, чтобы например, похудеть. После чего вам остается едва лишь задать в трекере достижимую цель в численности шагов на день и ваш спорт - трекер начнет показывать процент достижения цели, а после ее достижения поздравит вас с данным событием - это своего рода стимулирование двигательной активности. К тому же это еще и прекрасный трекер для занятий спортом. Очень часто спортсмены применяют его как монитор сердечного ритма для бега, то есть как пульсометр.

На сегодняшний день фитнес является динамично развивающейся средой физкультурной отрасли Российской Федерации, в которой появляются новые виды и типы здоровьесберегающих технологий. Этому содействовало интенсивное развитие фитнес индустрии, появление нового оборудования, занимательных видов двигательной активности.

Нынешнее разнообразие видов фитнеса дает студентам свободу выбора более приемлемых форм занятий. В образовательной системе нашего университета фитнес-программы представлены такими видами, как фитбол- аэробика, оздоровительная аэробика, ритмическая гимнастика, стэп- аэробика, аква-аэробика и др. В любом из данных видов собран высокий практический и теоретический опыт. Они продолжают свое развитие, расширяя педагогическую теорию и практику. Сочетание разнообразных направлений фитнеса с такими видами искусства, как музыка и танец разных национальных и культурных традиций, содействует гармоническому развитию будущих специалистов.


Анализ современных подходов к программированию и содержанию фитнес-программ для студенческой молодежи показывает необходимость их дальнейшего усовершенствования и внедрения в образовательный процесс. На сегодняшний день уже существуют разработанные авторские программы необходимые для студентов.

Ряд экспертов под инновационной образовательной технологией разумеют воссоздаваемую в массовой педагогической практике целеустремленную систему воздействий по разработке иерархии диагностируемых учебных целей и заданий по установлению целесообразных способов их достижения в виде конкретных итогов учебы [4.C.173].

Рассмотрим ряд инновационных подходов, технологий, моделей применяемых на практике физического воспитания студентов. В данный комплекс педагогических организационных условий входят: средства и методы контроля, мотивационные факторы, нормативы физической подготовки, отвечающие «стабильному» уровню здоровья, алгоритмы разработки программ обучений [3.C.384].

Например, на основе выявления нарушений двигательной функции позвоночника, Т.В. Колтошовой, теоретически аргументирована и опытным путем апробирована методика профилактики этих нарушений. Автором создана программа профилактики «школы оздоровления позвоночного столба». Опытным путем аргументирована результативность созданной программы профилактики нарушения функций позвоночника. Главной особенностью данной разработки послужило расширение информированности о факторах риска, увеличении мотивации к оздоровлению и совершенствованию качества жизни [2.C.184].

В работе А.Т. Литвина реализована классификация средств двигательной активности, разобрана их результативность, представлены наилучшие модели двигательной активности для всевозможных групп населения. В основании разработанных моделей лежит наилучшее совмещение разнообразных видов двигательной активности, органически сообразованное с запросами здорового образа жизни разных групп.

По суждению А. Т. Литвина, в зависимости от целевой установки, организационных форм, используемых средств виды двигательной активности в системе физического воспитания могут быть разделены на надлежащие главные группы: оздоровительная двигательная активность, повседневная двигательная активность, подвижные игры, профессионально сориентированная двигательная активность, соревновательный спорт, рекреационно-оздоровительный спорт [7C.75].

Преимущественное применение средств, которые относятся к той или другой группе может устанавливаться массой факторов — состоянием здоровья и физической подготовленностью, возрастными и половыми особенностями занимающихся, их заинтересованностями, материально-техническим потенциалом и др.