Файл: Основные образовательные технологии формирования физической культуры личности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 3
Современные технологии физкультурного образования и физического воспитания студентов по дисциплине «Физическая культура» определяют стратегию управления физической подготовкой студентов. Мы поддерживаем определение понятия «физкультурное образование» А. В. Лотоненко [1]. Общее физкультурное образование строится на реализации трех основных функций:
- обучение, которое сообщает специальные знания и формирует двигательные умения и навыки;
- воспитание, которое формирует сознательное отношение к своим физическим силам и вырабатывает потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом;
• управленческое педагогическое воздействие, которое способствует развитию физических и нравственных качеств, повышению уровня функциональных и социальных возможностей человека [2]. Современное физкультурное образование направлено на сочетание традиций и новаций с выходом на новый уровень обучения.
На наш взгляд смешанное обучение приемлемо в работе со студентами СПО и студентами I курса ВО при изучении нового материала. Смешанное обучение позволяет сделать процесс обучения более эффективным и продуктивным, повысить интерес обучаемых к процессу освоения материала и формирования профессиональных компетенций, внедряя новые технологии в учебный процесс, но в тоже время, не отказываясь от традиционных методов обучения.
Разновидностью смешанного обучения является «перевернутое» обучение на занятиях (Graney, 2013) [3], которое имеет некоторое сходство с опережающей самостоятельной работой, когда студенты сами знакомятся с новым материалом до изложения его преподавателем на занятиях. Исходя из опыта работы, мы можем с уверенностью сказать, что перевернутое обучение зарекомендовало себя в работе со студентами специальной медицинской группы, которая работает в рамках Спартианского проекта и спартианской гуманистической системы профессора В. М. Столярова, при подготовке к зачетам и оформлению дневников самонаблюдения (самоконтроля), разработанным кафедрой «Физическая культура и спорт» ЭТИ (филиал) СГТУ имени Гагарина Ю. А. в 2008 г. Работа с дневником самоконтроля является неотъемлемой частью самостоятельной работы студента. Памятка студента спецмедгруппы и образец Дневника самоконтроля выставлены на сайте института, дополнительную информацию студенты могут найти на других сайтах.
При изучении разделов дневника самоконтроля, распределенным по модулям, технология «перевернутое обучение» дает хороший эффект и мотивацию к самостоятельной работе студентов как на теоретическом, так и на методико-практическом и практическом разделах, ставя перед каждым студентом элементы поиска и этапные цели.
Еще одним элементом технологии является интерактивное обучение - способ познания, ориентированный на более широкое взаимодействие не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование студентов в процессе обучения, а именно, интерактивные методы осуществляются в формах совместной деятельности студентов, в данном случае подготовке и показу презентаций по тематике ЗОЖ, технике и тактике игровых видов спорта, проведению комплексов оздоровительной гимнастики, общеразвивающих упражнений.
Основными аргументами в пользу компьютерных технологий являются индивидуализация, наглядность, интерактивность, возможность использования комбинированных форм представления информации и реализация самостоятельного обучения.
В связи с глобальным распространением цифровых технологий открывается новый горизонт инновационного развития и применения информационных систем при организации физкультурно-спортивной среды, что может подтолкнуть молодежь к большей физической активности.
Преимущество разработки и внедрения современных информационных технологий, в частности гаджетов, в отличие от мобильных приложений заключается не только в более низкой цене, но и в том, что они дополняют реальность и интегрированы в повседневную жизнь и осуществляют оценку функционального состояния его владельца [4]. Студенческая молодежь начинает использовать личностно-ориентированные технологические инновации, что должно заставлять нас, преподавателей, двигаться в этом направлении, заново пересматривая традиционные формы работы и шире использовать лично- ориентированный подход в работе со студентами.
Перенос акцента на самостоятельную работу в образовательной деятельности человека является веянием времени. В рамках институциональных форм самостоятельная работа и свободный выбор личности в поисках повышения образовательного, профессионального и культурного уровня становится актуальной. Эта проблема становится первоочередной для преподавателей и педагогов в сфере физической культуры и спорта, которые с акцентом на физкультурное образование должны направить процесс самостоятельной работы на творческое усвоение материала, формирование общекультурных и профессиональных компетенций, на умение применять полученные знания при решении оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.
2.2 Методические рекомендации по внедрению инновационных технологий в учебном процессе по физической культуре
На сегодняшний день, инновационный поиск стал частью имиджа любой уважающей себя школы, элементом «штатной ситуации» в системе жизнедеятельности многих образовательных учреждений.
Однако в условиях быстро меняющегося мира, восприимчивость школы к инновациям является условием её конкурентоспособности как образовательной организации. Существует огромное множество нововведений, которые применяются к образованию вообще и к школе. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии школы [17].
Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в X I X веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства.
Инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становится предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
Применительно к педагогическому процессу в области физической культуры, инновация является введением нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. В целом, под инновационным процессом, понимают комплексную деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия «новация» и «инновация». Эти различия показаны в приложении 1.
В развитии инновационного процесса выделяют следующие действия:
- определение потребности в изменениях;
- сбор информации и анализ ситуации; предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения; принятие решения о внедрении (освоении);
- собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;
- длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.
Совокупность всех этих этапов образует единый инновационный цикл.
Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы.
В качестве содержания инновации могут выступать: научнотеоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению.
Основные этапы работы по методическим рекомендациям внедрения инновационного процесса в систему физической культуры:
- Рассмотрение положения об инновационной деятельности в школе и на уроках физической культуры;
- Создание инициативной группы по инновационной деятельности;
- Приказ по школе о начале инновационной работы;
- Разработка положения о школьной инновационной площадке на уроках физической культуры;
- Оформление заявки в управление образования на открытие инновационных изменений;
- Составление программы экспериментального введения инноваций (срок реализации программы не менее 3-х лет).
Заключение
Инновационная деятельность в преподавании физической культуры предполагает такой процесс и результат учебной деятельности, который стимулирует вносить изменения в существующую культурную и социальную среду. Это позволяет рассматривать инновационную деятельность как прогрессивное преобразование, приводящее к положительным изменениям в учебном процессе, ведущее к разрешению конфликта между традиционными и новыми формами образовательной деятельности [17].
Инновационный тип образования стимулирует активное решение возникающих проблем, как перед отдельным человеком, так и перед обществом. В связи с этим, принципиальные требования к инновационному образованию, заключается в развитии и применении методов прогнозирования и проектирования, основанных на многокритериальности решений и системы общих понятий.
Инновации в преподавании физической культуры охватывают не только сам процесс обучения, но и содержание образования, а также технологии обучения, организацию учебно-воспитательного процесса, систему управления, образовательную экологию.
Исходя из поставленных задач и проанализированного материала об инновационных процессах в образовании физической культуры, позволяют сделать вывод о том, что они являются закономерными в развитии современного образования. Их возникновение связано с пересмотром процесса приобретения знаний, а также разработкой нового стиля обучения.
Такой пересмотр предполагает:
- переход от экстенсивно-информативного обучения к интенсивнофундаментальному;
- развитие и создание реально функционирующей системы непрерывного образования;
- решение системы задач содержательной стороны учебного процесса с разработкой технологий обучения.
Список использованной литературы
- Ананьев Б.Г. Теория ощущений. - Л.: Издательство ЛГУ, 2017. - 201 с.
- Ашмарин Б.А., Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт. 2019. - 235с.
- Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 2016.
- Берн Эрик. Лидер и группа. О структуре и динамике орг. групп. Пер. с англ. А. А. Грузберга Екатеринбург ЛИТУР. 2017.
- Богатова, И.Б. Интеграция учебных дисциплин в контексте ноосферного мышления (на примере обучения в средних профессиональных учебных заведениях): дис. ... канд. пед. наук / И.Б. Богатова. - Тольятти: ТГУ, 2014. -205 с.
- Волков Ю.Г. Социология. М., 2016. С. 165-166.
- Джуринский, А.Н. История педагогики: учебное пособие для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. - М.: Гуманитарное издание центр «ВЛАДОС», 2017. - 432 с.
- Дмитриев А.А. «Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания». - Красноярск, 2016 - 151 с.
- Зайцев И. А., В. С. Кукушин, Г. Г. Ларин «Коррекционная педагогика: учебное пособие для пед. специальностей вузов» Ростов-на- Дону: МарТ, 2016. - 304 стр.
- Иванченко В. Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие / В. Н. Иванченко. — Ростов н/Д: Феникс, 2018. — 341 с. — (Сердце отдаю детям).
- Казаков С. В. «Спортивные игры. Энциклопедический справочник», 2014 - 107 с.
- Кленикова, В.А. Интегрированная система обучения как средство подготовки студентов к исследовательской деятельности: дис. ... канд. пед. наук/В.А. Кленикова. -М.: МГИУ, 2013. -150 с.
- Коменский, А.Я. Избранные сочинения / А.Я. Коменский. - М.: Учпедиздат, 2018. -287 с.
- Пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под ред. З.И. Вастьевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 432 с.
- Потенциал молодых учёных: взгляд в будущее: сборник материалов III региональной научно-практической конференции аспирантов, соискателей и молодых учёных - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2017. - С. 44-45.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М., 2018. С. 226.
- Хохлов, Н.Г. Интегрированная система обучения в высшей школе за рубежом / Н.Г. Хохлов. -М.: МАСИ, 2019. - 111 с.
- Чернышевский, Н.Г. Избранные педагогические сочинения / Н.Г. Чернышевский. -М.: Педагогика, 2013. - 336 с.