Файл: Разработка стратегии организации (на примере ООО «Мэйджор Карго Сервис»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 4
•Замедление роста спроса на продукцию:
С развитием экономических отношений с различными регионами страны и странами спрос на перевозки растет. По данным исследовательского агентства M.А. Research, в 2017 году рынок комплексных логистических услуг (3PL) вырос на 11,8% по сравнению с 2016 годом, по итогам 2018 года темпы роста в этом сегменте ожидаются на уровне 5%. У компании «МКС» как и у других компаний-конкурентов есть периоды спада и подъема на услуги. Поэтому руководство расширяет внутри своей отрасли по направлению к покупателям (перевозка негабаритного груза, строительного оборудования, упаковка груза, паллетирование груза, перевозка офисов и складов, оформление документов, сборка мебели, выставочная логистика и др.) с целью сохранить прибыль в периоды замедления роста спроса на услуги.
•Снижение цен и иные приемы увеличения объемов продаж:
Две статьи расходов составляют основную долю в себестоимости услуг и сильнее всего давят на рентабельность бизнеса – это рост стоимости топлива и затрат оплаты труда водителей-международников. Снижение цен возможно при условии перехода на аутсорсинг: аренда автомобилей, услуги водителей и грузчиков со стороны. Увеличение объемов продаж за счет предложений, например: перевозка автотранспортом + паллетирование/упаковка бесплатно; перевозка за рубеж + оформление таможенных документов бесплатно и другие варианты.
•Попытки компаний улучшить свое положение на рынке за счет конкурентов: развивать внутри компании различные направления и услуги для потребителей. компания «МКС» для улучшения своей позиции таможенного оформления документов приобрела компанию, у которой были хорошие связи и отношения в этом направлении.
•Успешность применения стратегических действий: придумать такую услугу, к которой возник бы интерес компаний-конкурентов: например, отслеживание грузов в реальном времени. Компания «Мэйджор Карго Сервис» предоставляет широкий ассортимент услуг в транспортно-логистической сфере, кроме перевозок.
•Большие различия между компаниями-конкурентами: различия могут состоять в видах перевозок, конечных пунктах доставок, услугах, предлагаемых потребителям и др.
•Приобретение крупной компанией из другой отрасли одной из слабых фирм данной отрасли: Компания «МКС» для улучшения своей позиции таможенного оформления документов приобрела компанию, у которой были хорошие связи и отношения в этом направлении.
- Вероятность появления новых конкурентов:
• Входные барьеры: Незначительные барьеры для входа на рынок логистических услуг не препятствуют возникновению новых компаний, которые могут стать конкурентами для «Мэйджор Карго Сервис».
• Ожидаемая ответная реакция со стороны действующих на рынке компаний:
Допускается невысокая вероятность появления новых конкурентов такого масштаба как компания «МКС». Но и компания «МКС» может стать в будущем конкурентом для компаний, которые сегодня занимают более высокие места, чем «МКС». Но чем выше планка, тем сложнее составить конкуренцию для акул бизнеса в этой сфере.
3. Конкуренция со стороны производителей субститутов (товаров-заменителей) из других отраслей:
• Конкурирующие крупные фирмы могут устанавливать потолок цен, превышение которого чревато для компаний высокого и среднего уровня падением объемов продаж и прибыли;
• Конкурирующие крупные фирмы побуждают потребителей сравнивать их по цене и качеству с другими компаниями, вынуждая последних вкладывать дополнительные средства в рекламу.
4.Конкурентное давление со стороны поставщиков:
А) незначительно, так как:
• Компания «Мэйджор Карго Сервис» имеет достаточное количество поставщиков (арендодатели автомобилей, услуги от авиакомпаний, морских перевозчиков) с достаточными мощностями для выполнения всех заказов, при этом компания может выбрать нескольких поставщиков и распределить заказ между ними, заставляя конкурировать их между собой;
• Компания «Мэйджор Карго Сервис» является одним из сильных клиентов для своих поставщиков услуг, и их благосостояние напрямую связано между собой.
Б) сильное, так как:
• предложение авиакомпаний по перевозке грузов, арендодателей вагонов для ж/д перевозок и др. может быть ограничено по каким-либо причинам, а компания «МКС» испытывает в их услугах острую необходимость;
• на услуги поставщиков приходится значительная часть издержек логистических компаний, и она (эта часть) играет решающую роль в процессе предоставления услуг;
• несколько крупных поставщиков услуг контролируют цены на рынке;
• переход к другому поставщику связан со значительными трудностями, поэтому логистические компании заключают договора с несколькими перевозчиками.
- Конкурентное давление со стороны компаний–потребителей зависит от двух факторов:
• Возможности диктовать условия и цены поставок (у потребителей есть выбор среди логистических компаний);
• Уровня и конкурентной значимости взаимодействия с логистическими компаниями.
Потребители могут оказывать значительное конкурентное давление на производителей при условии, что:
• затраты потребителя на смену другой логистической компании такого же масштаба относительно невысоки;
• данный потребитель особо ценен для компании «Мэйджор Карго Сервис»;
• потребители хорошо информированы о ценах и издержках логистических компаний.
5. Карта стратегических групп:
Стратегическая группа – это совокупность конкурирующих компаний с примерно одинаковыми конкурентными стратегиями и положением на рынке либо объединенных признаками: виды перевозок, соотношение цена/качество, карта перевозок по городам и странам, целевая аудитория и методы ее привлечения, уровень сервиса и технической поддержки.
По карте стратегических групп можно определить стремление компаний для роста своего развития.
Например, компании Стратегической группы 1 могут стремиться к увеличению своей территории обслуживания и объединиться со Стратегической группой 2.
Стратегическая группа 3 также может стремиться к Стратегической группе 2 по увеличению видов услуг для потребителей.
Внутри каждой группы происходит также соперничество:
Стратегическая группа 1: Компания МКС имеет более значимый вес перед компаниями ТК МАШПРОЦЕСС и СУРА-ТЕК: численность компании, количество представительств по России и городам СНГ. Поэтому у нее больше шансов пройти в Стратегическую группу 2, тем самым увеличить свою прибыль и расширить возможности внутри отрасли.
Стратегическая группа 3: Все компании являются полноправными конкурентами между собой по видам перевозок и обслуживанию территорий, поэтому их развитие – увеличение видов перевозок и услуг для потребителей, качество предоставления услуг.
Общий итог: главное – это отслеживание положения дел конкурентов в отрасли логистических услуг, добывать информацию и контролировать успешные компании, не забывать, что средние компании могут «выскочить» в определенный момент, и тогда они составят конкуренцию успешным.
Логистическая отрасль как живой организм имеет свой жизненный цикл, на который влияют не только экономические показатели в отрасли и структура конкуренции. Этапы жизненного цикла определяют темп роста отрасли и меняются не только под воздействием перехода от одного этапа к новому этапу, но и под влиянием движущих сил. Движущие силы конкуренции – это факторы, которые вынуждают компании корректировать свои действия. Анализ этих сил можно произвести так: первое, выявить движущие силы; второе, определить степень влияния их на отрасль в целом. Анализ движущих сил конкуренции – это один из важных факторов, на котором строится стратегия компании на ближайший период. Для анализа движущих сил необходимо рассмотреть и предвидеть различные изменения во внешней среде: в законодательстве, в политике, в предпочтениях потребителей (быстрая реакция на изменения и предпочтения в обществе новых товаров, услуг), в технологиях (внедрение новых программ для улучшения работы с посредниками и потребителями), выход из отрасли крупного конкурента или появление нового конкурента с хорошим потенциалом и др.
- Влияние стейкхолдеров:
На развитие организации влияют не только политические, экономические изменения, конкурирующие компании, но и так называемые стейкхолдеры (группы влияния), которые отстаивают свои интересы, взгляды и т.д. Существует 4 типа стейкхолдеров: собственники организации, топ-менеджеры, сотрудники, работающие в организации, экономические партнеры (поставщики, потребители и др.группы влияния).
Собственники предприятия желают: высокий рост прибыли, престиж компании, рост стоимости компании.
Топ-менеджеры: высокие зарплаты, социальный статус в данной компании, премии и др.
Сотрудники (работники): повышение зарплаты, удовлетворение работой, карьерный рост и др.
Поставщики: своевременные оплаты, стабильность заказов на услуги.
Потребители: низкие цены на услуги, высокое качество услуг, большой выбор услуг и т.д.
Банки, гос.службы: выплаты займов, процентов, налогов и т.д.
Социальные группы: защита окружающей среды.
Для того чтобы соблюсти равновесие и направить работу компании на дальнейшее развитие необходимо устанавливать такие отношения с этими группами, чтобы это было выгодно, первично, самому предприятию; необходимо предугадывать возможные всплески агрессии с какой-либо стороны и дать нужный отпор действиям таких групп. Со стороны собственников возможен приказной или угрожающий тон в отношении сотрудников. Сотрудники могут усложнить положение внутри компании своей неполноценной работой, бойкотированием. Поставщики могут ограничить возможности по предоставлению услуг/товаров, например, из-за несвоевременных оплат. Потребители могут уйти к конкурентам из-за качества или высоких цен на услуги. Конкуренты-гиганты могут определить низкую цену на услуги, что невыгодно нашей организации, поэтому необходимо иметь среди конкурентов союзников, с которыми возможно объединиться и в такие моменты дать отпор гигантам. Государственные учреждения могут создать приказы или нормативы, которые нанесут ущерб или ограничат действия компании.
При разработке стратегий необходимо и обязательно учитывать такие воздействия со стороны и внутри компании, разработать механизмы воздействия и вовремя их предупреждать. Таким образом, можно разделить стратегии действий на две категории: внешнюю и внутреннюю.
Внешние: развитие маркетинговых стратегий, ввести «свежую кровь» в руководство компании, заключение контрактов с фиксированными расценками на какой-либо период, лоббировать (партию, компанию …) для создания лучших условий работы на рынке логистических услуг.
Внутренние: при необходимости провести реструктуризацию компании, пригласить в компанию сотрудников из конкурирующих компаний, при падении спроса на основные услуги организовать «подушку безопасности» из других услуг и др.
III. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
-
Цепочка ценности компании «Мэйджор Карго Сервис»
Помимо внешнего анализа среды организации необходимо проанализировать внутреннюю среду анализа. К этому анализу относятся стратегические возможности предприятия и сегодняшнее состояние основных функциональных областей его деятельности.
Внутренний анализ — это большое количество взаимосвязанных переменных, которые могут быть объединены в несколько групп, где важнейшими будут: ресурсы и организация корпорации; рынки и сбыт; финансирование; производство, операции и технические аспекты; персонал.
Компания «Мэйджор Карго Сервис» («МКС») - это компания, которая входит в холдинг «Мэйджор Авто». Компания начинает свое существование с 1998 года, которую основывают пятеро друзей, окончившие МАИ. Изначально это была компания, занимавшаяся продажей автомобилей иностранного производства. В 2001 году создается транспортное подразделение «Мэйджор Карго Сервис», которое начинает заниматься перевозкой автомобилей для «Мэйджор Авто», а затем перевозкой и хранения грузов для потребителей. На сегодняшний день построено 12 складских комплексов класса «А» и «В» на территориях Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда и еще 5 городов России. Изначально компания «Мэйджор Карго Сервис» занималась автоперевозками, затем с развитием отрасли, новыми технологиями, ростом потребностей организаций компания переходит на новые витки своего развития и начинает увеличивать не только площадь своего захвата на рынке в автомобильных перевозках, но и в авиаперевозках, морских перевозках. Границы перевозок расширяются и захватывают страны СНГ и Европы. Одновременно, возникают новые услуги: оформление таможенных документов, упаковка грузов и др. Сегодня компания «Мэйджор Карго Сервис» насчитывает около 20 разных видов услуг, кроме перевозок грузов наземным или воздушным транспортом: аутсорсинг ВЭД, переезд офисов, складов, электронный обмен данными, выставочная логистика, вагонные перевозки, инсталляция торгового оборудования, речные перевозки, страхование грузов и т.д. Несмотря на разнообразие услуг, подготовка высшего руководства находится на высоком уровне. Руководство контролирует обучение персонала, проводится тестирование. Для сотрудников компании имеется возможность расти не только вертикально, но и горизонтально, изучая разные направления в логистической отрасли. Очень серьезно руководство компании относится к продажам услуг. Клиенты не должны быть недовольны сервисом компании. Девиз компании: «Внимание к деталям!» Поэтому на все негативные отзывы, которые могут возникнуть, проявляется реакция со стороны руководства. Такие моменты отслеживаются отделом контроля и качества, потом рассматриваются, чтобы в дальнейшем такие ошибки не повторялись. Несмотря на уже достаточно крупную компанию, решение вопросов происходит быстро, не затягивается. Работа сотрудников, начиная от первых переговоров до получения грузов (или выполнения других услуг) клиентом, контролируется. На качество услуг влияет не только человеческий фактор, но и новые технологии: контроль за перемещением грузов по стране в реальном времени; производственные мощности по перемещению грузов на складах; внедрение и обновление новых программ для оформления заказов, для контроля финансовой отчетности; для хранения грузов на складах и т.д.