ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для эффективной работы компании необходимо анализировать не только рынок, конкурентов, но и другие силы, влияющие на деятельность фирмы.
Тема 7. Маркетинговая среда
Маркетинговая среда – это совокупность активных субъектов и сил, влияющих на способности фирмы устанавливать и поддерживать эффективные связи с целевым рынком. Элементы маркетинговой среды представлены на рис.
Рис. Факторы маркетинговой среды предприятия
Микросреда – это совокупность факторов тесно связанных с компанией, воздействующих на ее способность обслуживать клиентов.
Макросреда – это внешние факторы, оказывающие влияние не только на предприятие, но и на всю микросреду в целом.
Тема 8. Комплекс маркетинга
Комплекс маркетинга (marketing-mix) – совокупность маркетинговых инструментов, которые используются компанией для решения маркетинговых задач на целевом рынке.
Комплекс маркетинга состоит из следующих инструментов:
-
PRODUCT – товарная политика; -
PRICE – ценовая политика; -
PLACE – сбытовая политика; -
PROMOTION – коммуникационная политика.
Модель 4 “Р” применяется в промышленном маркетинге или маркетинге материального производства. В сфере услуг, где имеют место взаимоотношения фирмы с потребителями, используется модель 5 “Р”, т.е. необходим такой элемент, как PEOPLE (персонал, оказывающий услугу).
Тема 9. Виды маркетинга
Внешний маркетинг – маркетинг, направленный на людей, не работающих в компании. Он связан с вопросами ценообразования, коммуникаций и каналами распространения.
Внутренний маркетинг – предполагает применение философии и методов традиционного маркетинга по отношению к персоналу фирмы. Он связан с мотивацией персонала на производство качественных товаров.
Двусторонний маркетинг – маркетинг сферы услуг, который предполагает, что воспринимаемое качество услуги в значительной степени зависит от покупателя и продавца. Он связан с контролем качества оказания услуги в процессе взаимодействия персонала и потребителя.
Рис. 3. Виды маркетинга. Треугольник Котлера
В материальном производстве необходимо использовать инструменты внутреннего и внешнего маркетинга, если же предприятие относится к сфере услуг, то необходимы инструменты всех трех видов маркетинга.
Прежде чем приступать к реализации стратегий маркетинга, необходимо проанализировать маркетинговую среду при помощи маркетингового исследования.
Тема 10. Маркетинговое исследование
-
Понятие маркетинговой информации. Маркетинговая информационная система
Маркетинговая информация – это совокупность сообщений, знаний, сведений о состоянии маркетинговой деятельности и маркетинговой среды, окружающей предприятие.
Маркетинговая информация классифицируется по следующим признакам:
1. по соответствию целям исследования:
- первичная – это данные, которые были собраны специально для решения данной проблемы;
- вторичная – это данные, которые уже были зарегистрированы до начала работа над проблемой.
2. в зависимости от местонахождения источников информации:
- внутренняя – информация, находящаяся в пределах предприятия;
- внешняя – информация, находящаяся вне предприятия.
Для изучения ситуации на рынке необходима информация. Результатом трудоемкой работы по сбору, обработке и анализу является разработка маркетинговой информационной системы, которая на предприятии может быть представлена как:
- простая система учета данных;
- система маркетинговой отчетности.
Маркетинговая информационная система (МИС) – это система, включающая совокупность процедур и методов для регулярного сбора, анализа, интерпретации данных с разных источников.
Структура МИС представлена на рис. 4.
Рис. 4. Маркетинговая информационная система по Ф. Котлеру
МИС позволяет:
- снизить финансовый риск, предупредить кризисы в деятельности предприятия и выявить благоприятные возможности;
- получить конкурентные преимущества;
- оценить эффективность деятельности;
- подкрепить интуицию менеджеров в процессе принятия решений.
-
Технология проведения маркетингового исследования
Маркетинговое исследование – это процесс сбора, обработки и анализа данных с целью уменьшения неопределенности в процессе принятия управленческих решений.
Направления маркетинговых исследований:
-
макросреда; -
внешняя микросреда предприятия; -
исследование комплекса маркетинга предприятия; -
исследование рынка.
Маркетинговые исследования классифицируются по следующим признакам:
-
по виду используемых источников информации:
- полевые (первичное);
- кабинетные (вторичное).
-
по характеру получаемых результатов:
- количественные;
- кабинетные.
Маркетинговое исследование состоит из следующих этапов:
-
определение проблемы; -
анализ вторичной информации; -
сбор первичной информации; -
анализ данных; -
интерпретация данных; -
разработка рекомендаций; -
составление отчета.
Маркетинговое исследование может быть проведено как сотрудниками специализированной компании, так и персоналом собственного отдела маркетинга предприятия. Характеристика способов организации маркетингового исследования представлена в табл. 4.
Таблица 4. Способы организации маркетингового исследования
Оптимальным является комбинированный подход, т.к. это позволяет минимизировать влияние недостатков данных способов.
Для сбора маркетинговой информации используют следующие методы:
-
кабинетные методы – это методы сбора вторичной информации, содержащейся в источниках, подготовленных для других целей. К ним относятся: традиционный анализ документов, информативно-целевой и контент-анализ. -
полевые методы - это методы сбора и оценки информации непосредственно об объекте исследования, регистрируемые путем опроса, эксперимента, наблюдения в момент ее возникновения.
Тема 11. Сегментирование рынка. Позиционирование.
-
Сегментирование рынка
Для правильного выбора стратегии предприятию необходимо провести сегментацию рынка и определить, какими особенностями характеризуется каждый сегмент.
Сегментирование рынка – это деление рынка на сегменты.
Объектами сегментации могут быть потребители, товары, компании.
Сегментирование – это процесс деления потребителей рынка на отдельные группы, каждая из которых предъявляет свой специфических спрос.
Целью сегментации потребителей является выделение сегментов для максимального удовлетворения потребностей в различных товарах.
Достоинства сегментации:
- позволяет в максимальной удовлетворить потребности потребителей в различных товарах и услугах;
- позволяет предприятию грамотно формировать комплекс маркетинга, направленный на потребителей;
- обеспечивает повышение конкурентоспособности как продукта, так и предприятия;
- обеспечивает обнаруживать рыночные окна и тем самым уйти от прямого конкурентного давления;
- дает возможность концентрировать ограниченные ресурсы на наиболее выгодных сегментах.
Недостатком сегментирования являются высокие затраты, связанные с дополнительными исследованиями рынка, с составлением маркетинговых программ, применением различных способов распределения.
Для оценки сегмента используют следующие критерии:
-
количественные параметры сегмента; -
доступность сегмента для компании; -
возможность дальнейшего роста; -
прибыльность; -
конкуренция; -
опыт работы на данном сегменте.
Наиболее выгодный сегмент должен обладать:
- высоким уровнем текущего сбыта;
- высокими темпами роста;
- высокой нормой прибыли;
- слабой конкуренцией.
При сегментации потребителей могут быть использованы разные признаки (см. рис. 5).
Рис 5. Признаки сегментации потребителей
Предприятие может обслуживать один сегмент, несколько или не выделять сегменты и обслуживать рынок массово. Различат следующие стратегии охвата рынка:
-
стратегия концентрированного маркетинга; -
стратегия дифференцированного маркетинга; -
стратегия массового маркетинга.
Характеристика стратегий представлена в табл. 5.
Таблица 5. Стратегии охвата рынка
Позиционирование товаров на рынке
Наряду с сегментацией обязательным элементом изучения рынка являются позиционирование и дифференциация товаров.
Позиционирование – определение с позиций потребителя места товара на рынке в ряду других, аналогичных ему товаров.
Позиционирование выполняется после выбора фирмой сегмента рынка, когда она стремится занять в нем определенное место. Если сегмент является прочным, то в нем уже существует конкуренция и конкуренты внутри сегмента заняли свои «позиции». Определение позиций всех имеющихся конкурентов – первое, что должна определить фирма, решающая вопрос о собственном позиционировании.
Далеко не все отличительные черты продукта является важными или значимыми. Компания должна выбрать свою позицию (отличительные черты) исходя из следующих критериев:
-
ценность отличия для большинства покупателей; -
уникальность отличия; -
сложность воспроизведения данного отличия конкурентами; -
способность покупателя оплатить данный атрибут продукта; -
рентабельность использования данного отличия для компании.
Для правильного выбора позиции необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:
-
осуществить выбор параметров, по которым будет оцениваться продукт; -
определить позиционирование конкурентов; -
выбрать собственную позицию и идентифицировать необходимые и самые убедительные элементы в ее обосновании; -
оценить потенциальную рентабельность выбираемой позиции; -
убедиться в том, что торговая марка обладает достаточным потенциальном, чтобы занять нужную позицию в сознании покупателя; -
убедиться в согласованности выбранного позиционирования с другими маркетинговыми факторами.
Заключение
Приняв одно из решений о позиционировании, предприятие обязательно должно решить вопрос о дифференциации своего предложения за счет качественных особенностей товара и его цены. Необходимо разработать соответствующий комплекс маркетинга, включающий в себя:
-
PRODUCT – товарная политика; -
PRICE – ценовая политика; -
PLACE – сбытовая политика; -
PROMOTION – коммуникационная политика.
Список используемой литературы
-
Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н.
Маркетинг. – СПб.: Питер, 2007.
-
Маркетинг: общий курс: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона. – М.: Изд-во Омега-Л, 2006.
-
Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник / Александр Федорович Барышев. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.