Файл: Прекращение участия в предпринимательской деятельности посредством его продажи.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРИЯ ПРЕКРАЩЕНИЕ УЧАСТИЯ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ЕГО ПРОДАЖИ
1.1. Подготовка к прекращению участия в предпринимательской деятельности посредством его продажи
1.2. Выбор агентов прекращения участия в предпринимательской деятельности посредством его продажи
1.4. Анкета для проведения опроса инвестиционных аналитиков
2. ПРАКТИКА ПРЕКРАЩЕНИЯ УЧАСТИЯ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ЕГО ПРОДАЖИ
2.1. Реорганизация или продажа компании: как сравнить и выбрать
2.2. Аналитика вопроса: что сложнее – продажа или реорганизация компании в форме слияния
2.3. Что дольше – продажа компании или реорганизация
2.4. Что обойдется дороже – продажа или реорганизация компании в форме слияния
2.5. Что принесет больше денег – продажа или реорганизация компании в форме слияния
Целесообразно не ограничиваться единой анкетой, а составить разные для каждой из охваченных аудиторий.
Подготовленные анкеты согласуются с инициаторами опроса. Без окончательного утверждения текста и последовательности вопросов они не должны использоваться.
Составление перечня финансовых структур и представляющих их респондентов. Подготовку списка контактов для опроса может взять на себя его инициатор. Как вариант, это можно поручить подрядчику. Во втором случае должны быть учтены предпочтения компании по набору целевых IR-аудиторий и конкретных респондентов. Подрядчик должен также располагать доступом к международным инвесторским базам. Например, для этой цели может быть использована информация ежеквартально обновляемой базы Thomson One Investor Relations.
Thomson One Investor Relations содержит более 144 000 контактов инвесторов и фондов по всему миру, а также подробное описание финансовых показателей потенциальных инвесторов, почти всех публичных компаний мира, а также финансовые прогнозы и отчеты от брокеров и аналитиков по ним.
Перечень респондентов должен быть составлен с запасом в 30-50 процентов относительно требующегося числа результативных интервью (анкет), поскольку в ходе любого опроса, как правило, удается опросить лишь часть инвесторов (аналитиков), контакты которых известны (причины – отпуска, увольнения, корпоративная политика no comments, нежелание участвовать).
Разработка шаблона ведения беседы. Речь идет о шаблоне ведения беседы, от начала (объяснение причины и тематики звонка, побуждение к участию в интервью, юридические примечания) и до завершения общения с респондентом. Такой шаблон поможет не ошибиться в названии инициатора опроса, правильно употреблять основные понятия, верно озвучить «легенду».
Проведение опроса. Лучше начать опрос с наименее известных респондентов. Так, после первых разговоров можно будет скорректировать опросники, выяснить общее понимание тематики опрашиваемой аудиторией и подойти к интервью с наиболее важными респондентами максимально подготовленными, с более адекватными вопросами. Не стоит жестко придерживаться последовательности вопросов анкеты в ходе интервью. Оптимально выстроенное общение – то, в результате которого от каждого респондента интервьюер смог получить наиболее развернутые и нешаблонные ответы по вопросам (темам), знакомым ему в наибольшей степени.
В ходе каждого интервью желательно вести аудиозапись. Это важно для последующей точной расшифровки формулировок респондента (живые цитаты необходимы для итогового отчета).
Подведение итогов опроса. Этот этап включает подбор и анализ статистики ответов, формирование отчета и аналитических рекомендаций. Итоговый отчет должен содержать подробный обзор и анализ мнений инвесторов по темам [8, с.119]:
- понимание рынком деталей стратегии развития компании, степень доверия к ней, сильные и слабые места на фоне компаний-аналогов;
- сценарии дальнейшего развития ситуации в самой компании и на ее рынке, ожидания относительно ценных бумаг компании;
- области бизнеса, которые следует улучшить для повышения инвестиционной привлекательности компании;
- отношение инвесторов к топ-менеджменту компании: уровень доверия, понимание логики принимаемых решений;
- предложения участников рынка по наилучшим методам повышения ликвидности акций компании;
- опасения инвесторов, то есть факторы, которые мешают приобрести ценные бумаги компании или ведут к их продаже;
- факторы, которые побудили нынешних инвесторов приобрести ценные бумаги компании;
- ключевые вопросы, которые есть у инвесторов к компании, а также их пожелания в отношении работы IR-службы.
Типичный итоговый отчет по результатам опроса состоит примерно из четырех разделов (число страниц приведено условно, для сравнения объемов):
- пояснительная записка (Executive summary). Включает важнейшие выводы опроса в сжатой форме (для максимально быстрого ознакомления) и может занимать до двух страниц отчета;
- рекомендации аналитика по итогам опроса, отражаются не более чем на пяти страницах;
- анализ мнений респондентов, собранных в ходе исследования, описывается на 10 страницах отчета;
- мнения респондентов (живые цитаты), собранные в ходе опроса, структурированные по темам (не более чем 60 страниц).
1.4. Анкета для проведения опроса инвестиционных аналитиков
Анкета для опроса инвестиционных аналитиков может состоять из пяти разделов: оценка государственного регулирования отрасли, стратегии развития компании, инвестиционная программа, производственные и финансовые результаты деятельности компании, корпоративное управление, качество взаимодействия с инвестиционным сообществом (см. таблицу № 1. Вопросы для опроса инвестиционных аналитиков).
Таблица 1. Вопросы для опроса инвестиционных аналитиков
№ |
Вопросы |
|
---|---|---|
Оценка государственного регулирования отрасли |
||
1 |
Могли бы Вы высказать Ваше отношение к решениям в области государственного регулирования отрасли: как они влияют на инвестиционную привлекательность компаний отрасли? Почему? На Ваш взгляд, какой должна быть идеальная система госрегулирования данной отрасли в России? |
|
Стратегия развития компании |
||
2 |
Насколько хорошо Вы знакомы со стратегией развития компании? Насколько она для Вас убедительна? (В зависимости от того, знаком респондент со стратегией компании или нет, далее интервьюер выбирает определенное направление вопросов по ветке «А» или «Б») |
|
Ветка «A». Если респондент знаком со стратегией: из какого источника Вы в основном получили представление о стратегии компании? как Вы оцениваете понимание ключевых элементов стратегии компании по 5-балльной шкале (где 5 – наилучшая оценка)? Например, к ключевым элементам можно отнести выбор рынков сбыта, состав продуктовой линейки, инвестиционную программу, стратегию M&A, программу финансирования, уровень команды менеджмента |
Ветка «Б». Если респондент не знаком со стратегией: почему Вы не знакомы со стратегией компании: пока не анализировали компанию в принципе или не видите возможности получить нужные сведения (из материалов раскрытия компании, с ее сайта)? какой информации о компании не хватает именно Вам? |
|
Инвестиционная программа |
||
3 |
Понятны ли Вам общие параметры инвестиционной программы компании? |
|
4 |
Насколько полно представлена информация по инвестиционной программе, какой информации Вам не хватает? |
|
Производственные и финансовые результаты деятельности компании |
||
5 |
Как Вы оцениваете производственные и финансовые результаты деятельности компании в 201_ году? |
|
6 |
С какими компаниями-аналогами Вы сравниваете компанию в России и за рубежом? Почему? |
|
7 |
Как Вы оцениваете качество материалов раскрытия компании по финансовым результатам (полнота, оперативность, ответы на вопросы) на фоне конкурентов по 5-балльной шкале (где 5 – наилучшая оценка)? |
|
Корпоративное управление |
||
8 |
Оцените, пожалуйста, качество корпоративного управления в компании по 5-балльной шкале (где 5 – наилучшая оценка) |
|
9 |
Насколько, по Вашему мнению, эффективна действующая система принятия решений и контроля их реализации? |
|
10 |
Какие моменты в деятельности компании, связанные с корпоративным управлением, вызывают у Вас беспокойство? |
|
Качество взаимодействия с инвестиционным сообществом |
||
11 |
Как бы Вы оценили работу IR-службы на фоне компаний-аналогов по 5-балльной шкале (где 5 – наилучшая оценка)? Что необходимо улучшить? |
|
12 |
Как Вы оцениваете структуру и наполнение годового отчета, IR-презентации, какой информации не хватает, если сравнивать с зарубежными аналогами? |
|
13 |
Какие форматы IR-взаимодействия были бы для Вас наиболее предпочтительны: непосредственные: день инвестора (аналитика), участие в конференциях инвестбанков, проведение круглых столов, личная встреча с топ-менеджментом, посещение сайта; дистанционные: пресс-релизы, справочник аналитика, рассылка информации? |
|
14 |
Пользовались ли Вы веб-сайтом компании? Какой информации недостаточно? |
|
15 |
Какую информацию годового отчета компании Вы наиболее активно используете? |
|
16 |
Какие пожелания хотели бы высказать в адрес компании? |
1.5. Анкета для опроса инвесторов компании
Анкета для опроса инвесторов компании может состоять из шести разделов: источники получения информации о компании, акции (депозитарные расписки) компании, оценка регулирования отрасли, производственные и финансовые результаты компании, корпоративное управление, качество взаимодействия с инвестиционным сообществом (см. таблицу № 2. Вопросы для опроса инвесторов компании).
Таблица 2. Вопросы для опроса инвесторов компании
№ п/п |
Вопросы |
---|---|
Источники получения информации о компании |
|
1 |
С какими компаниями-аналогами Вы сравниваете компанию в России и за рубежом? Почему? |
2 |
Какие источники получения информации Вы преимущественно используете (сайт компании, сайт агентства Reuters, Bloomberg, отчеты инвестбанков)? |
3 |
Удобно ли Вам получение информации непосредственно от компании в виде информационной рассылки? |
4 |
Удобна ли для Вас английская версия сайта для получения необходимой информации о компании? Это вопрос для иностранных фондов |
Акции (депозитарные расписки компании) |
|
5 |
Являетесь ли Вы в настоящее время держателем акций или депозитарных расписок компании? |
6 |
Если Вы продали акции компании, каковы были основные причины решения о продаже? |
7 |
Планируете ли Вы снова купить акции компании в среднесрочной перспективе? Если да, то что может повлиять на принятие решения о покупке? |
8 |
По Вашему мнению, насколько комфортно работать с ценными бумагами компании (доступность на рынке – число котирующих брокеров, ликвидность, стоимость совершения операций и стоимость хранения, легкость мониторинга данного вложения)? |
9 |
Чьи аналитические отчеты по ценным бумагам компании Вы считаете лучшими и наиболее полезными? Каких инвестбанков (инвесткомпаний)? |
Регулирование отрасли |
|
10 |
Могли бы Вы высказать Ваше отношение к решениям в области государственного регулирования отрасли: как они влияют на инвестиционную привлекательность компаний отрасли? Почему? на Ваш взгляд, какой должна быть идеальная система госрегулирования данной отрасли в России? |
Производственные и финансовые результаты деятельности компании |
|
11 |
Как Вы оцениваете производственные и финансовые результаты деятельности компании за 201_ год? |
Корпоративное управление |
|
12 |
Оцените, пожалуйста, качество корпоративного управления в компании по 5-балльной шкале (где 5 – наилучшая оценка) |
13 |
Насколько, по Вашему мнению, эффективна действующая система принятия решений и контроля их реализации? |
14 |
Какие моменты в деятельности компании, связанные с корпоративным управлением, вызывают беспокойство? |
Качество взаимодействия с инвестиционным сообществом |
|
15 |
Как бы Вы оценили работу IR-службы на фоне компаний-аналогов по 5-балльной шкале (где 5 – наилучшая оценка)? Что необходимо улучшить? |
16 |
Как Вы оцениваете структуру и наполнение годового отчета, IR-презентации, какой информации не хватает, если сравнивать с зарубежными аналогами? |
17 |
Какие форматы IR-взаимодействия были бы наиболее предпочтительны (непосредственные: день инвестора (аналитика), участие в конференциях инвестиционных банков, проведение круглых столов, личная встреча с топ-менеджментом, посещение сайта или дистанционные: пресс-релизы, справочник аналитика, рассылка информации)? |
18 |
Пользовались ли веб-сайтом компании? Какой информации недостаточно? |
19 |
Какую информацию годового отчета компании Вы наиболее активно используете? |
20 |
Какие пожелания хотели бы высказать в адрес компании? |
В рамках исследования мнений участников инвестиционного сообщества о компании ключевая роль отводится ее финансовому аналитику. До начала опросов о продаже компании, его задача – детально изучить ситуацию в отрасли и дополнительную информацию по тематике исследования, предложить респондентам интересный диалог.
Нельзя задействовать для общения с серьезной инвестиционной аудиторией низкоквалифицированных сотрудников (особенно это касается проведения личных и телефонных интервью). К примеру, телефонист из колл-центра не получит от респондентов и 30 процентов той информации, которую сможет собрать квалифицированный аналитик за то же время.
Опрашивать финансистов должны профессионалы в этой же области. Кроме того, интервьюеру следует быть морально готовым к общению с самыми разными типами респондентов, уметь контролировать свою реакцию на неоднократные требования перенести интервью, не реагировать на провокационное поведение.
2. ПРАКТИКА ПРЕКРАЩЕНИЯ УЧАСТИЯ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ЕГО ПРОДАЖИ
2.1. Реорганизация или продажа компании: как сравнить и выбрать
Ситуация:
Собственник компании не планирует больше ей заниматься и хочет избавиться от этого бизнеса. Доступны два варианта действий: продать компанию, а вырученные деньги положить в банк на депозит, или реорганизовать ее в форме слияния с конкурирующим предприятием. Как сравнивали и выбирали – подробнее в этом решении.
Параметры выбора:
Длительность и сложность реализации, расходы и доходы.
Собственник компании «Плюс» решил заняться другим направлением бизнеса, а действующее производство закрыть. Он рассматривает два возможных сценария:
- объединить компанию с конкурирующим предприятием (реорганизация в форме слияния). Собственник «Плюса» не собирается участвовать в руководстве вновь созданным юридическим лицом, рассчитывает только на дивиденды;
- продать производство конкурентам, а деньги положить на банковский депозит.