Файл: Прекращение участия в предпринимательской деятельности посредством его продажи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРИЯ ПРЕКРАЩЕНИЕ УЧАСТИЯ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ЕГО ПРОДАЖИ

1.1. Подготовка к прекращению участия в предпринимательской деятельности посредством его продажи

1.2. Выбор агентов прекращения участия в предпринимательской деятельности посредством его продажи

1.3. Опрос контрагентов по оптимизации расходов на прекращение участия в предпринимательской деятельности посредством его продажи

1.4. Анкета для проведения опроса инвестиционных аналитиков

2. ПРАКТИКА ПРЕКРАЩЕНИЯ УЧАСТИЯ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ЕГО ПРОДАЖИ

2.1. Реорганизация или продажа компании: как сравнить и выбрать

2.2. Аналитика вопроса: что сложнее – продажа или реорганизация компании в форме слияния

2.3. Что дольше – продажа компании или реорганизация

2.4. Что обойдется дороже – продажа или реорганизация компании в форме слияния

2.5. Что принесет больше денег – продажа или реорганизация компании в форме слияния

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Прогнозируя поступления после слияния с конкурирующим предприятием, финансовый директор учел, что собственнику компании «Плюс» предложили 49 процентов в объединенном бизнесе.

Если предположить, что его рентабельность окажется не ниже, чем у «Плюса», а объем продаж выше, в первый год чистая прибыль составит около 1000 тыс. руб., во второй – 2500 тыс. руб., а в третий – не больше 3000 тыс. руб.

Если дивиденды ежегодные, за три года совокупный доход за вычетом НДФЛ (13%), скорректированный на расходы при реорганизации (750 тыс. руб.), – 2493,86 тыс. руб.:

((1100 тыс. руб. + 2500 тыс. руб. + 3000 тыс. руб. – 750 тыс. руб.) × 0,49 × 0,87).

Реорганизация в форме слияния выгоднее собственнику компании «Плюс», чем продажа: 2493,86 тыс. руб. против 2474,16 тыс. руб. за три года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя исследование особенностей прекращения участия в предпринимательской деятельности посредством его продажи, сравнили этот процесс со слиянием, - можем констатировать практическую значимость нашего исследования: выявили как принять решение – реорганизация или продажа*:

Критерий

Продажа

Реорганизация

(слияние)

Минимальное количество обязательных мероприятий

Краткосрочный период реализации

Минимальная сумма затрат на реализацию**

Максимальная доходность при прогнозном периоде три года

* Сравнивать два способа реализации оправдано, если собственнику не нужна крупная сумма денег сразу.

** Прогнозная сумма расходов на реализацию каждого сценария одинакова.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вдовин, С. М. Стратегия и механизмы устойчивого развития: монография / С. М. Вдовин. - М.: ИНФРА - М, 2015. - 154 с.
  2. Грушенко В. И. Менеджмент: восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений: уч. пособие. М.: ИНФРА-М, 2014. -288 с.
  3. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2014. - 314 с.
  4. Качалов Р.М. Управление экономическим риском. теоретические основы и приложения: монография / Р.М. Качалов; Рос. Акад. наук, Центр. экон. -мат. ин-т. – М.; СПб: Нестор-История, 2013. - 247 с.
  5. Круи М. Основы риск - менеджмента: учебное пособие для подго-товки к экзамену на получение сертификата Associate PRM / М. Круи, Д. Га-лай, Р. Марк. – Москва: Юрайт, 2014. – 390 с.
  6. Ляндау Ю.В. Чигров А.С. Модели архитектуры систем управления. Экономика и предпринимательство часть 2, 2016. - 320 с.
  7. Максимцов М. М. Современный менеджмент: учебник / под ред. М. М. Максимцова, В. Я. Горфинкеля. – Москва: ИНФРА-М, 2014. – 299 с.
  8. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2011. – 288 с.
  9. Сизикин А.Ю., Герасимова Е.Б. Управление качеством: учебное пособие. – М.: Инфра-М, Форум, 2014. – 231 с.
  10. Томпсон-мл. А. А. Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации для анализа: Учебное пособие / А. А. Томпсон-мл, А. Дж. Стрикленд III. – 12-е изд. – М.: Вильямс, 2014. – 315 с.
  11. Чудновская, С. Н. Разработка управленческих решений / С. Н. Чуд-новская. – М.: Эксмо, 2014. – 225 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРЕКРАЩЕНИЯ УЧАСТИЯ

В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОСРЕДСТВОМ ЕГО ПРОДАЖИ

Ликвидация ООО по решению его участников (добровольная ликвидация) – достаточно длительная и сложная процедура, результат которой во многом зависит от правильной работы юриста. Каждый этап требует максимальной собранности и внимательности. Так, нарушение прав участников на общем собрании может стать причиной для признания судом решения о ликвидации ООО недействительным. Составление ликвидационных балансов с нарушением требований закона будет основанием для отказа в регистрации ликвидации. Несоблюдение очередности при расчетах с кредиторами может повлечь предъявление иска к ликвидационной комиссии.

С 01 сентября 2014 года вступила в силу новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ, во многом изменившая процедуру ликвидации.

Положения Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (далее – Закон об ООО) теперь применяются постольку, поскольку они не противоречат новым правилам Гражданского кодекса РФ. Такой вывод следует из части 4 статьи 3 Закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ (далее – Закон № 99-ФЗ).

Решение о ликвидации принимает общее собрание участников (подп. 11 п. 2 ст. 33 Закона об ООО). В обществе с единственным участником решение единолично принимает этот участник (ст. 39 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Вопрос о ликвидации относится к исключительной компетенции общего собрания участников ООО (или единственного участника общества). Другие органы (например, единоличный исполнительный орган) не вправе принимать решение по такому вопросу (абз. 15 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Повестка дня общего собрания участников формируется по предложению:

– совета директоров (наблюдательного совета) общества;

– исполнительного органа;

– участника ООО.

Собрание участников проводится по общим правилам, установленным законом (ст. 36, 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Итоги голосования необходимо оформить в протоколе собрания (п. 6 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Общее собрание участников принимает решения по следующим вопросам:

– о ликвидации общества. Решение о ликвидации считается принятым только тогда, когда за него проголосовали все участники общества (абз. 2 п. 8 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ);

– о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора. Решение считается принятым тогда, когда за него проголосовали участники, обладающие в совокупности более 50 процентами голосов от общего числа голосов (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).


Это следует из абзаца 1 пункта 2 статьи 57 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.

При назначении ликвидационной комиссии в ее состав желательно включить генерального директора (иное лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа), главного бухгалтера, работников юридического, финансового отделов, отдела кадров. Другими словами, управлять делами общества должна комиссия, состоящая из высококвалифицированных специалистов ООО.

Кроме того, должны соблюдаться следующие правила:

– если участником общества является Российская Федерация, то в состав комиссии необходимо включить представителя Росимущества;

– если участником общества является субъект РФ, то в состав комиссии необходимо включить представителя органа по управлению государственным имуществом субъекта РФ;

– если участником общества является муниципальное образование, то в состав комиссии необходимо включить представителя органа местного самоуправления.

Это следует из пункта 4 статьи 57 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.

Функции ликвидационной комиссии может осуществлять одно лицо – ликвидатор (п. 2 ст. 62 ГК РФ). Однако во избежание возможных рисков предпочтительнее назначить комиссию, состоящую из профессионалов разного рода деятельности, а не передать полномочия одному лицу. Ведь ликвидатор зачастую не в силах самостоятельно исполнить все обязанности, возлагаемые законом на ликвидационную комиссию.

Если общее собрание участников проведено с нарушением требований закона, то суд может признать решение о ликвидации недействительным.

В таком случае в соответствии со статьей 35 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ исполнительный орган ООО будет вынужден созвать еще одно (внеочередное) общее собрание участников, что негативно отразится на деятельности общества:

– срок проведения ликвидации увеличится;

– ликвидация может вообще не осуществиться. Ведь лицо, которое обжаловало решение о ликвидации в связи с нарушением требований проведения собрания, скорее всего, в будущем проголосует противликвидации.

Действия ликвидационной комиссии: с момента принятия решения о ликвидации к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами ООО (п. 3 ст. 57 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Комиссия должна:

1. Уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры ликвидации.

2.Опубликовать сообщение о ликвидации в органах печати.

3. Принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности (абз. 2 п. 1 ст. 63 ГК РФ).


4. Уведомить кредиторов ООО о ликвидации.

5. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444).

6. Провести инвентаризацию активов и обязательств перед составлением промежуточного ликвидационного баланса (ч. 3 ст. 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности).

7. Составить промежуточный ликвидационный баланс.

8. Созвать и провести общее собрание участников с целью утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

9. Уведомить налоговую инспекцию о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

10. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.

11. Рассчитаться по долгам ООО с кредиторами.

12. Провести инвентаризацию активов и обязательств перед составлением окончательного ликвидационного баланса (ч. 3 ст. 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности).

13. Составить ликвидационный баланс (окончательный).

14. Созвать и провести общее собрание участников с целью утверждения ликвидационного баланса.

15. Распределить имущество ООО между участниками (при наличии такого имущества).

16. Подать в налоговую инспекцию установленный законодательством комплект документов с целью зарегистрироватьликвидацию ООО.

17. Передать документы постоянного хранения и документы, сроки временного хранения которых не истекли, на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив (п. 8, 10 ст. 23 Закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ).

Промежуточный ликвидационный баланс:

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 ГК РФ). Форма промежуточного ликвидационного баланса законодательно не утверждена. Вместе с тем, документ должен соответствовать требованиям, установленным в отношении бухгалтерской отчетности (ПБУ 4/99). Баланс должен содержать сведения:

– о составе имущества ликвидируемого общества;

– требованиях, предъявленных кредиторами;

– результатах рассмотрения требований кредиторов;

– перечне требований кредиторов, которые удовлетворил суд, причем независимо от того, приняла ли их ликвидационная комиссия. Сведения о таких требованиях необходимо включить в промежуточный ликвидационный баланс, если решение суда в отношении них вступило в законную силу.


Это следует из пункта 2 статьи 63 Гражданского кодекса РФ.

Нужно ли включать в состав кредиторской задолженности задолженность по тем обязательствам, по которым кредиторы не предъявили требований в течение установленного срока? Ответ: нет, не нужно. Потому, что:

Во-первых, с 1 сентября 2014 года закон не предусматривает необходимости удовлетворять требования кредиторов, заявленные после истечения установленного срока (подп. «г» п. 20 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). Фактически это означает, что кредиторы вправе предъявить требования лишь в срок, который установила ликвидационная комиссия.

Во-вторых, суды исходят из того, что если кредитор, извещенный о ликвидации ООО, не предъявил в установленный срок требование по тому или иному обязательству, то задолженность перед кредитором не включается в промежуточный ликвидационный баланс (определение ВАС РФ от 18 мая 2011 г. № ВАС-6618/11, постановления ФАС Уральского округа от 16 ноября 2011 г. № А60-548/2011, Северо-Западного округа от 6 апреля 2011 г. № А56-18180/2010).

Вместе с тем, не будет лишним отразить в промежуточном ликвидационном балансе информацию об обязательствах, требования по которым не предъявлялись. Например, можно составить перечень таких обязательств и указать, что кредиторы по этим обязательствам были надлежащим образом уведомлены, однако не воспользовались правом на предъявление требований.

Промежуточный ликвидационный баланс вступает в силу с момента его утверждения общим собранием участников (подп. 12 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Такое собрание проводится по инициативе ликвидационной комиссии. Комиссия вносит в повестку дня вопрос об утверждении промежуточного ликвидационного баланса. Решение принимается простым большинством голосов от общего числа голосов участников ООО, если устав общества не предусматривает иное (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Другими словами, общее собрание участников утверждает баланс, если соблюдаются два условия:

– на собрании присутствуют участники, обладающие в совокупности более 50 процентами голосов от общего числа голосов. Например, участник «А.» – 51 процент голосов, участник «В.» – 5 процентов голосов;

– за утверждение баланса голосуют участники, присутствующие на собрании и обладающие в совокупности более 50 процентами голосов от общего числа голосов. Например, участник «А.» голосует «за», участник «В.» – «против».

Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания (п. 6 ст. 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). О составлении промежуточного ликвидационного баланса нужно уведомить налоговую инспекцию (п. 3 ст. 20 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).