Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Принципы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации
1.1. Принципы организации судебной системы в Российской Федерации
1.2. Международные принципы правосудия: отражение в российском судопроизводстве
2. Основные проблемы судебной власти Российской Федерации и пути их решения
2.1. Совершенствование структуры, организаци и деятельности судебной системы Российской Федерации
2.2. Проблемы качества и доступности правосудия в Российской Федерации
Для более детального рассмотрения можно обратиться к ст. 6 Европейской конвенции по правам человека.
1. Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних, или для защиты частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, - при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.
2. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления считается невиновным, до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком.
3. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет как минимум следующие права:
a) быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения;
b) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты;
c) защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника, или, при недостатке у него средств для оплаты услуг защитника, пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия;
d) допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, что и для свидетелей, показывающих против него;
e) пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке.
Как видно, в соответствии со ст. 6 Европейской конвенции по правам человека, основные гарантии справедливого судебного рассмотрения дела и впоследствии вынесения решения касаются уголовно-правового аспекта, затрагивающего права и свободы человека. Соответственно, и в практике суда существенно повышена планка требований к соблюдению судами процессуальных гарантий обвиняемых. Кроме того, эти гарантии не есть некий эксклюзив, содержащийся только лишь в Европейской конвенции: такого рода гарантии можно найти и в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года (ст. 14), в Американской конвенции о правах человека 1969 года (ст. 8), в Африканской хартии прав человека и народов 1981 года (ст. 7), и в Арабской хартии прав человека 2004 года (ст. 13 и 16).
Стандарты справедливого правосудия являются необходимой составной частью идеологии прав человека, которая в современном демократическом обществе не может не определять его основные нравственные, философские, социальные, политические и правовые ценности. Известная триада составляющих правового государства: подчинение государства праву, признание личности, ее прав и свобод высшей ценностью и независимая судебная власть - также с очевидностью исходит из неразрывной связи прав человека и правосудия.[12]
В завершении, хотелось бы отметить, что международные принципы, касающиеся судебной ветви власти, осуществления правосудия, являются частью тех основных положений, тех основополагающих принципов, которые сейчас имеют место в судебной системе Российской Федерации. Возможно, какое-либо государство может не входить в число тех, которые присоединились к тому или иному международному акту, прописывающему основные положения, касающиеся осуществления судебной функции государства, а именно отправление правосудия. Но любое государство может перенять, интерпретировать данные положения в свою национальную систему принципов организации и деятельности судебной власти.
2. Основные проблемы судебной власти Российской Федерации и пути их решения
2.1. Совершенствование структуры, организаци и деятельности судебной системы Российской Федерации
С принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации начался новый виток в развитии и функционировании судебной власти. Существование судебной власти в качестве отдельной и самостоятельной предусмотрено статьей 10 и главой 7 Конституции. Статья 10 Основного закона закрепила: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную действует в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица[13].
Самостоятельность судебной власти не является абсолютной. Разделение властей существует в форме взаимодействия, взаимоконтроля между всеми ветвями власти. Данное взаимодействие выражается в следующем: законодательная власть издает законы, на основе которых действуют и функционируют исполнительная и судебная власти. В отношении судебной власти Федеральное Собрание Российской Федерации учредило ряд законов, судебные институты, а также иерархию судебных органов[14].
Взаимоотношения судебной и исполнительной властей более разнообразны. Исполнительная власть обеспечивает материальную базу деятельности судов.
Судебная власть также взаимодействует с Президентом Российской Федерации. Так, например, согласно статье 128 Конституции Российской Федерации судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
К исключительной функции, составляющей содержание судебной власти, закон (ч.1 ст. 118 Конституции Российской Федерации) относит правосудие. Помимо правосудия, содержанием судебной власти по Конституции являются и другие функции[15]:
- конституционный контроль;
- контроль за незаконными действиями и актами должностных лиц и органов при обжаловании их в суд в порядке статьи 46 Конституции Российской Федерации;
- судебная защита чести и достоинства личности (статья 21 Конституции Российской Федерации);
- судебная защита свободы и личной неприкосновенности (статья 22 Конституции Российской Федерации);
- судебная защита неприкосновенности частной жизни (статья 23 Конституции Российской Федерации);
- суд как гарант неприкосновенности жилища (статья 25 Конституции Российской Федерации).
Принятый в 1996 году Федеральный Конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» частично дублирует положения Конституции Российской Федерации о судебной власти. Так, статья 1 гласит: «Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства». А часть 1 статьи 4 закрепляет: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается».
Новые глобальные информационные процессы вызывают ещё более неизученные глобальные информационные системы, которые оказывают существенное воздействие на правовые, государственные и политические системы большинства стран мира, в том числе и Российской Федерации. До настоящего времени у нас нет ясного представления о том, как всё это может быть реализовано на федеральном, региональном и местном уровнях. Какие новации эти информационные процессы и системы внесут в организационно-управленческие структуры государственного и муниципального управления. Достаточно напомнить, что к глобальной информации допущены тысячи межправительственных, универсальных, региональных независимых общественных организаций. Компьютерная сеть Государственной Думы подключена к большому числу международных, общенациональных, региональных и ведомственных центров правовой и иной информации и содержит множество нормативных правовых актов.
Как обращает внимание некоторые авторы, в зарубежной и отечественной литературе и высказываниях нет однозначного ответа на возможные результаты воздействия глобализма на национальные государства. Спектр мнений имеет широкий разброс: «от утверждения о полном исчезновении национального государства и права» до предположения о сохранении национального государства и права на любом этапе процесса глобализации. Это – один из ключевых вопросов, затрагивающих интересы многих государств, в том числе США и её ближайших союзников, хотя на ближайшую перспективу вполне очевидно, что возможности, представляемые глобализацией, ими используются сполна, повсеместно наращивая свой экономический, социально-политический и военный потенциал.
Существует ещё один уровень проблем, которые напрямую влияют на государственно-правовые институты национальных государств, на формирование гражданского общества и строительство правового государства, завершенность которого немыслимо без развитого местного самоуправления. Среди них следует выделить недостаточную изученность объективных и субъективных факторов этапов процесса глобализации, это – экономические и технологические. Ускоренная глобализация финансовых рынков, глобализация средств массовой информации и их направленность на межгосударственный уровень разделения труда, возрастающая безработица на мировом рынке труда – и это возможная судьба, так называемых, стран, «обречённых» на отставание. Различные технологические факторы, которые на данном этапе глобализации уже оказывают влияние на национальное государство и право, а в будущем они, по мере своего усиления, будут оказывать всё большее влияние на развитие национальных государств вообще и их правовые системы.
Обобщая можно выделить мысли о том, что современный мир уже трудно представлять только поделённым на классические государственные границы, которые пересекаются множеством экономических, политических, научных, информационных связей и потоков; поэтому следует признать, что глобальные изменения в мире привели к трансформации традиционных признаков государства и права. Иными становятся функции государства, которые частично адресует их местному самоуправлению, гражданскому обществу. Процесс глобализации оказывает влияние на современное государство, на внутренние экономические, политические и правовые процессы, которые происходят в пределах каждого национального государства, что не может не влиять на формы и методы осуществления государственного и муниципального управления. На современном этапе одной из важнейших задач российской государственности является поддержание на основе верховенства права собственных экономических интересов в жесткой конкуренции на всемирном рынке. Различные модели в процессе развития глобализма, его конкурсные образцы, претендующие на наиболее точные проекты будущего мира человека, детерминированы состоянием современного мирового экономического пространства и противоречиями между основными игроками на политической карте мира. При перспективном моделировании следует исходить из ясного осознания того, что процесс глобализации имеет амплитуду затухания. Поэтому каждая страна не только вправе, но и обязана избирать такое интеллектуально-правовое, «спортивное» поведение, которое позволит ей успешно и комфортно развиваться в условиях глобализма и безболезненно, а, быть может, и с большими перспективами, продолжить свой путь уже в неизбежных постглобалистских реалиях. Российская Федерация, как участник сложного процесса глобализации, является экономически интегрированной, устойчивой, уникальной многонациональной целостной цивилизацией, для которой предопределенной целесообразностью является сохранение единства на основе федеративных начал. Достаточно очевидна тенденция в совершенствовании федерализма путём углубления результативной демократии и формирования эффективной государственности на основе принципа верховенства права и понимания того, что сила государства - в сильных регионах, благоустроенности человека. Учёт факторов глобализации в дальнейшем развитии государственности и гражданского общества Российской Федерации должен осуществляться на основе научного конструктивного подхода в любой сфере ее многонациональной общественной жизни.