Файл: Основные направления деятельности органов прокуратуры и отрасли.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 900
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования
«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Зачетная (экзаменационная) работа
(№ 6 семестра)
Дисциплина: Прокурорский надзор
РЕФЕРАТ
Тема: Основные направления деятельности органов прокуратуры и отрасли
прокурорского надзора
Выполнила:
Вареник А.О
Юриспруденция гр. ЮС-1120(3)
(направление, группа)
Проверил(а):
_____________________________
(Ф.И.О. преподавателя)
_____________________________
(дата)
Омск 2023
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….……3
1.Понятие и полномочия прокуратуры………………………………...…………...5
2.Характеристика основных направлений деятельности органов прокуратуры и отрасли прокурорского надзора…………………………………………………….10
Заключение………………………………………………………………………...…16
Список использованных источников……………………………………….............17
Введение
Актуальность выбранной темы исследования.
Прокуратура Российской Федерации представляет собой централизованное сложное ведомство, которое позволяет выполнять надзорные функции и бороться с нарушениями закона во всех сферах общественной жизни.
Конституционно-правовой статус прокуратуры модернизирован в обновленной главе 7 Конституции РФ «Судебная власть и прокуратура», где законодатель на первое место поставил определение полномочий, организации и порядка деятельности прокуратуры федеральным законом и отказался от характеристики прокуратуры как единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим, регламентировал порядок назначения Генерального прокурора России и подчиненных ему прокуроров (ст. 129 Конституции РФ).
Осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов является в настоящее время одним из ведущих направлений деятельности прокуратуры РФ. Его правовой основой являются: сам Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации», Приказы Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195, от 02.10.2007 № 155 и иные организационно-распорядительные акты. Исследуя деятельность прокуратуры в области надзора за соблюдением Конституции РФ, отметим, что основой алгоритма общенадзорной деятельности является проверка поступившей в прокуратуру информации о факте нарушения закона, что требует принятия мер прокурором. Указанное основание для проведения прокурорской проверки предусматривается в п. 2 ст. 21 Закона.
Из этого логически следует отсутствие оснований для проведения прокурором проверок соблюдения Конституции РФ, поскольку Конституция РФ, несмотря на использование в научной литературе ставшего нарицательным термина «Основной Закон», в силу своей статусной самодостаточности к законодательным актам не относится. В ином случае едва ли является целесообразным разграничение ее с «законами, действующими на территории Российской Федерации» (п. 1 ст. 1 Закона). Аналогичная практика обособления конституций (уставов) прослеживается и в законодательстве субъектов РФ. Это объясняется нормой, закрепленной в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ, о том, что субъекты РФ имеют свои конституции (уставы) и законодательство, чем отграничивают их, от собственно законодательных актов.
Цель данной реферативной работы – определить основные направления деятельности органов прокуратуры и отрасли прокурорского надзора.
В соответствии с данной целью, могут быть выделены следующие задачи исследования:
1)раскрыть понятие и полномочия прокуратуры;
2)дать характеристику основных направлений деятельности органов прокуратуры и отрасли
прокурорского надзора.
Объект исследования – деятельность органов прокуратуры и прокурорского надзора. Предмет исследования – проблемы уголовно-исполнительной системы.
Структура данной работы подчинена логике исследования и включает введение, основную часть, представленную двумя главами, заключение и список использованных источников.
1.Понятие и полномочия прокуратуры
Прокуратура РФ является одним из старейших и важнейших правоохранительных органов нашего государства, это единая централизованная система федеральных органов, уполномоченных осуществлять от имени государства надзор за соблюдением и исполнением законов в РФ, уголовное преследование, а также ряд иных функций.
Органы прокуратуры были созданы в 1822 году по указанию Петра 1 Великого для реализации основной задачи, которая была прописана в указе - «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, взяточничества, неправосудия и беззакония» [5, с. 32]. Далее история прокуратуры претерпевала различные изменения: с 1802 года институт прокуратуры стал частью образованного вновь Министерства Юстиции, а министр юстиции по должности стал именоваться генерал-прокурором, в 1864 г. Судебная реформа провозгласила, что «власть обвинительная отделяется от судебной» [5, c. 45].
В 1922 г. в правовую жизнь государства прокуратура вернулась, спустя 11 лет она закрепилась в статусе Прокуратуры СССР, а в 1936 году, в год «сталинской Конституции», она окончательно отсоединилась от системы юстиции и стала самостоятельным органом.
Со временем меняются многие государства, некоторые из них более отчетливо именуют себя постиндустриальными, прошедшими модернизацию с заметным переходом к демократическому режиму и установившим законность в качестве основного средства развития государственности. Безусловно, органом, непосредственно связанным с реализацией данного принципа, принципа законности, является именно прокуратура.
Стоит отметить, что в системе органов государственной власти прокуратура РФ занимает неоднозначное положение. Исходя из Конституции РФ и федеральных законов, она выполняет роль инструмента сдержек и противовесов в механизме разделения властей, предложенной теорией Джона Локка и закрепившейся в законодательстве нашей страны и в большинстве развитых и развивающихся стран. Не входя ни в одну ветвь власти, она способствует функционированию государственных органов, олицетворяющих традиционные ветви власти, в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Несмотря на то, что прокуратура не входит ни в одну из ветвей власти, она тесно взаимодействует с органами государственной власти в решении общих задач, которые стоят перед государством, что подтверждается обращением к статье 129 Конституции, помещенной в главе 7 «Судебная власть» [1].
В науке конституционное право существует четыре подхода к определению конституционно-правового статуса прокуратуры. Каждый подход научно обоснован и имеет право на своё существование. Нам необходимо отметить лишь отличительные черты существующих точек зрения.
Первый подход основывается на том, что прокуратура является органом, осуществляющим государственный надзор. Так, прокурорский надзор – это самостоятельное направление государственной деятельности, осуществляемое исключительно прокуратурой. Наличие самостоятельности у этого вида деятельности, отличие от прочих типов деятельности, обозначены и рассмотрены в ее содержании. Придерживаемся позиции, что состоит оно не только в проверке точности при соблюдении Конституции РФ и иных законов, но и соответствии законов и прочих нормативно-правовых актов высшему по юридической силе закону нашей страны, а также в принятии мер по устранению выявленных преступлений [6, c. 45]. Стоит отметить, что данный подход рассматривает прокуратуру исключительно как орган, осуществляющий государственный надзор, иным функциям прокуратуры внимание не уделяется.
Вторая позиция заключается в том, что органам прокуратуры отведено особое место в структуре российского государства. Они имеют функциональное отношение к предусмотренным Конституцией России ветвям власти. Не относясь полностью ни к одной из них, прокурорский надзор позволяет уравновешивать их, обеспечивая оптимальное функционирование. Данное обстоятельство обуславливает необходимость уравновесить полномочия органов прокуратуры определенными ограничениями со стороны органов власти [3, c. 55].
Суть третьего подхода состоит в восприятии прокуратуры и российского парламента как двух самостоятельных систем сдержек и противовесов, которые не только сотрудничают друг с другом, но и владеют нужным набором средств, позволяющим сдерживаться от произвола. В частности, Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от нее Советом Федерации по представлению Президента РФ, а прокуратура осуществляет надзор за деятельностью парламента.
Приверженцы этой точки зрения оперируют следующими моментами: законодательные органы издают законы, а прокуратура надзирает за тем, чтобы они соблюдались на всей территории страны, поэтому «прокуратура является одним из механизмов законодательной власти», а «прокурорский надзор – это особый вид власти, который получает полномочия от законодательного органа, им формируется и является подотчетным только ему»[4, c. 61].
Сторонники отнесения прокуратуры к судебной системе утверждают, что прокуратура по направленности своей деятельности не является механизмом законодательной власти, так как ее полномочия абсолютно не помещаются в законодательные прерогативы, а вот в систему судебной власти вполне укладываются.
В-четвертых, прокуратура является не только органом надзора, но и активным участником в уголовном судопроизводстве. Прокурор в уголовном процессе имеет полномочия по проверке законности и обоснованности принятых решений.
Исходным элементом исследования конституционно-правового статуса прокуратуры видится анализ положений о её функциях и полномочиях.
Любая из функций прокуратуры, как основное направление ее деятельности, предопределена социальным назначением прокуратуры, выраженным в ее целях и задачах.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» целями современной российской прокуратуры определены: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности; защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства [2]. На достижение этих целей направлена деятельность прокуратуры, осуществляемая посредством реализации ее конкретных функций, определенных в законе. Помимо упомянутых направлений деятельности прокуратуры можно выделить следующие: уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участие в гражданском и арбитражном судопроизводстве, участие в правотворческой деятельности; а также возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования.
Органы прокуратуры образуют самостоятельную систему, которая не подчиняется ни одному из органов государственной власти. В то же время неподчинение вовсе не означает отсутствия контроля: контроль за деятельностью прокуратуры проявляется в установленном порядке предоставления полномочий прокурорам и отстранения их от должности, а главное – в судебном контроле за действиями прокуратуры. Подробно статус прокуратуры закреплен в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», а также в специальном законодательстве (процессуальном, военном и др.).
Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации является предметом многочисленных дискуссий. Ученые и практики беспокоятся о судьбе российской правовой системы в целом и важнейшего института нашего времени -прокуратуры в частности.
Если подвести черту под всеми размышлениями ученых-правоведов над конституционно-правовым статусом прокуратуры и основах ее деятельности, то размышления ученых сходятся в мыслях о принципе разделения властей, где приверженцы одного лагеря заявляют, что прокуратура является частью судебной системы, так как единственная статья, помещенная в Конституции РФ и говорящая о Прокуратуре, это глава «Судебная власть» [1].
Однако прокуратуру нельзя отнести к судебной системе. В соответствии со статьей 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом; судебная власть осуществляется посредством конституционного, уголовного, административного и гражданского судопроизводства. Прокуратура в данном случае будто сливается с судебными органами, тогда как список осуществляемых ими задач совершенно разный [1]. Судебные органы решают только конкретные индивидуальные дела, не могут обеспечить постоянный и систематический контроль за деятельностью органов государственного управления и их должностных лиц. Очевидно, что верховенство закона обеспечивается контролем за исполнением законов и наказанием за несоблюдение закона. Из этих задач прокуратуре поручается только надзор, а суд, обеспечивающий законность гражданских и уголовных дел, призван решать вторую задачу. Стоит отметить, что включение прокуратуры в состав судебной власти приведет к нарушению основных принципов процессуального права и их деградации (диспозитивность, состязательность, равенство сторон) [1].