Файл: Основные направления деятельности органов прокуратуры и отрасли.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 902

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, конституционно-правовой статус прокуратуры определяется не только правовыми нормами, регламентирующими ее функции и полномочия, но и нормами, закрепляющими ее место и роль в системе органов государственной власти. При этом определение положения, которое занимает прокуратура в государственном механизме, хотя и исходит от ее функций, но имеет самостоятельное правовое значение.
2.Характеристика основных направлений деятельности органов прокуратуры и отрасли прокурорского надзора

В системе действующих правовых актов полагаем обоснованно говорить о функциях и направлениях прокурорской деятельности, которые не являются тождественными понятиями. Использование терминов «подфункции» и «отрасли» прокурорской деятельности не основано на законе, хотя и получило широкое распространение в теории прокурорского надзора

Разграничение рассматриваемых понятий имеет важное теоретическое и практическое значение, заключающееся в обогащении и создании логически последовательного понятийно-категориального аппарата теории прокурорской деятельности, обеспечении дальнейших научных исследований методологической базой, а также в обеспечении установления и развития системы и структуры органов прокуратуры, распределения служебных обязанностей между прокурорскими работниками [4].

Кроме того, характеристика функций прокуратуры позволяет судить о ее типе и месте в механизме государственной власти, а выделение направлений прокурорской деятельности – о проводимой государством политике, расставленных в ней приоритетах.

Приведенные выше определения функций прокурорской деятельности безусловно соответствуют данному семантическому значению понятия «функция», но построены безотносительно к существующим реалиям, действующему нормативному правовому регулированию организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации. В дефинициях не раскрывается цель (предназначение) прокурорской деятельности, установленная в ч. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ».

Следовательно, полагаем, функции прокуратуры Российской Федерации представляют собой установленные федеральным законом виды (области) прокурорской деятельности, обусловленные ее предназначением, состоящем в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.


Логика изложения ч. 1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» позволяет говорить о надзорной функции органов прокуратуры, а также об иных функциях, установленных федеральными законами.

С нашей точки зрения, всю совокупность функций прокурорской деятельности можно классифицировать:

1. В зависимости от периода существования на традиционные и новые;

2. В зависимости от предмета деятельности на надзорную, ненадзорные и организационные [3].

Надзорная функция прокуратуры является традиционной и заключается в осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

К традиционным ненадзорным функциям прокурорской деятельности относятся уголовное преследование и участие в рассмотрении дел судами, поскольку здесь предметом деятельности прокуратуры выступает не исполнение законов, а соответственно изобличение подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК РФ) и защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст. 39 КАС РФ, ст. 45 ГПК РФ, ст. 52 АПК РФ).

Среди традиционных организационных функций следует выделить рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений; координация деятельности по борьбе с преступностью; участие в правотворческой деятельности; международное сотрудничество.

Указанные функции в достаточной мере исследованы и представлены в материалах, посвященных прокурорской деятельности. Еще первым Положением о прокурорском надзоре, утв. Постановлением ВЦИК от 28.05.1922, на прокуратуру возлагались функции осуществления надзора, возбуждения уголовного преследования, поддержания обвинения на суде. Анализ п. а) ст. 13 Положения позволяет утверждать также о выполнении прокуратурой функции рассмотрения и разрешения заявлений и жалоб.

С наделением Генерального Прокурора СССР правом войти в Президиум Верховного Совета СССР с представлением по вопросам, подлежащим разрешению в законодательном порядке или требующим толкования закона, стало возможным говорить о выполнении прокуратурой функции участия в правотворческой деятельности (ст. 9 Положения о прокурорском надзоре в СССР, утв. Указом Президиума ВС СССР от 24.05.1955).

Отдельные же функции представляются новыми для органов прокуратуры. К их числу следует отнести: проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов; ведение государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора [8].



Более того, необходимо отметить, что в настоящее время продолжается тенденция расширения перечня функций прокурорской деятельности, для которых характерно сочетание признаков надзорной, контрольной и организационной деятельности. За последние 10 лет к традиционным видам прокурорской деятельности добавились: контроль за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам; согласование ежегодных планов и формирование ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласование внеплановых выездных проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; согласование и формирование ежегодного сводного плана, ежегодных планов проверки деятельности органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; координация деятельности органов контроля (надзора) по планированию и проведению проверок в отношении органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных органов.

Направления прокурорской деятельности характеризуется не только определенным правовыми средствами, как указывают определенной ее организацией, которая Генеральной прокуратуры РФ – это составная часть функции, которая и предметом, задачами, полномочиями и отдельные исследователи, но и также регламентируется в подзаконных актах

Если функция – это вид прокурорской деятельности, то направление – отдельный участок соответствующего вида прокурорской деятельности, где через предмет находит свою «специализацию» объект прокурорской деятельности [9], конкретизируются задачи, полномочия, правовые средства прокурора и организация деятельности. Указанные категории выступают критериями разграничения рассматриваемых понятий.

Направления прокурорской деятельности существуют и позволяют с наибольшей эффективностью концентрировать усилия прокуроров по укреплению законности, правопорядка, защите прав и свобод граждан в определенных областях общественных отношений. Они со всей полнотой раскрывают и конкретизируют процедуру и особенности реализации того или иного вида прокурорской деятельности, в связи с чем мы не согласны с точкой зрения авторов что направления реализуются через функции.

Считаем не вполне корректной и позицию ученых о том, что направления – это форма выражения функции


Форма – это внешнее проявление чего-либо. Направления прокурорской деятельности не являются ее внешним проявлением, материальным выражением, а составляют часть прокурорской деятельности (часть содержания функции).

Основные направления прокурорской деятельности закреплены в ФЗ «О прокуратуре РФ» и ведомственных правовых актах Генеральной прокуратуры, имеют общероссийский характер, их выделение обусловлено социально-политическими и экономическими факторами, особой значимостью тех или иных прав граждан и организаций, состоянием законности и правопорядка в определенной сфере общественных отношений в конкретный исторический период.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» закрепляет 5 направлений прокурорской деятельности: надзор за исполнением законов и за соответствием законам издаваемых правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

По каждому из данных направлений в федеральных законах и ведомственных актах Генеральной прокуратуры России определены свои предмет, задачи, полномочия, правовые средства и особенности организации надзора. При этом, в рамках отдельных из них прокуроры наделены специфическими полномочиями и правовыми средствами (например, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие).

Определенная обстановка в конкретном субъекте Российской Федерации может потребовать от региональной прокуратуры выделения «своих» дополнительных приоритетных направлений деятельности.

Так, в Российской Федерации учреждены природоохранные прокуратуры, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды и природопользования, прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и др.

Определение государством борьбы с коррупцией в качестве одной из приоритетных направлений деятельности, в том числе органов прокуратуры
, повлекло в 2007 г. развитие строения прокуратур всех видов и уровней, которое выражено в образовании в их составе специализированных подразделений по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Таким образом, представляется возможным сделать следующий вывод. Функции и направления прокурорской деятельности находятся в тесной взаимосвязи и в своей совокупности составляют основное ее содержание. Функции прокуратуры закреплены в федеральных законах, определяют ее общее предназначение, цели и задачи прокурорской деятельности. Направления прокурорской деятельности – составная часть функции, характеризующаяся определенными предметом, задачами, полномочиями и правовыми средствами, а также определенной ее организацией.

Заключение

Таким образом, на основании проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы.

Прокуратура не входит в судебную власть. Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной служ­бы. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за ис­полнением действующих на ее территории законов. Она призва­на обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление за­конности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемые законом интересы общества и государства.

В этих целях прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и испол­нительными органами субъектов РФ, органами местного само­управления, органами военного управления, органами контроля,их должностными лицами, а также за соответствием законам изда­ваемых ими правовых актов. Прокурорский надзор распространя­ется на органы управления и руководителей коммерческих и не­коммерческих организаций, а также на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предваритель­ное следствие, и органы и учреждения, исполняющие наказание и применяющие назначаемые судом меры принудительного харак­тера, судебных приставов, администрации мест содержания задер­жанных и заключенных под стражу.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // http://www.consultant.ru