ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 198

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: Числа от 1 до 20.

Цели: познакомить учащихся с новой учебной книгой «Математика. 2 класс»; повторить изученное в 1 классе о числах 1–20; закреплять знания учеников о задаче; развивать навыки счета, мышление.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Знакомство с учебной книгой.

– Рассмотрите ваш учебник математики.

– Что привлекло ваше внимание?

– Что особенно заинтересовало?

Далее обращается внимание детей на авторов, создавших учебник, на условные обозначения, данные в книге, на то, что следует беречь учебник и как работать с ним.

III. Устный счет.

1. «Цепочка».



2. Задание 2 (с. 4 учебника).

Выполняя это задание, учащиеся повторяют термины «увеличить», то есть сделать данное число больше, и «уменьшить», то есть сделать данное число меньше. (Лучше, если задание будет записано на доске.)
IV. Развитие навыков счёта. Повторение нумерации чисел от 1 до 20.

1. Назови соседа.

Учитель просит учеников назвать «соседей» чисел: 15, 18, 2, 7, 10, 13. (Данную работу целесообразнее проводить с использованием сигнальных карточек.)

2. Какое число пропущено?

На доске записаны пары чисел, дети должны назвать (показать сигнальной карточкой) число, стоящее между данными числами:

17 * 19

15 * 17

8 * 10

6 * 8

18 * 20

3. На доске записаны числа: 19, 15, 8, 3, 17, 1, 20, 6, 12.

– Что хотите сказать?

– Расположите данные числа в порядке увеличения.

– Проверьте работу друг друга. (1, 3, 6, 8, 12, 15, 17, 19, 20.)

– Можно ли полученную запись назвать отрезком числовой прямой?
(Нет.)

– Почему? (Потому что числа записаны не по порядку следования друг за другом.)

– Вставьте недостающие числа таким образом, чтобы у вас получился отрезок числовой прямой.

– Проверьте работу друг друга. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.)
Далее учитель предлагает учащимся внимательно рассмотреть выражения, записанные на доске:

6 + 3

2 + 8

9 – 6

10 – 2

3 + 6

8 + 2

9 – 3

10 – 8

– Что увидели?


– На какие две группы можно разделить данные выражения?

(Учителю следует добиваться от учащихся того, чтобы они нашли несколько вариантов ответа на поставленный вопрос. В данном случае можно разделить выражения следующим образом:

а) суммы и разности

суммы разности

6 + 3 9 – 6

2 + 8 10 – 2

3 + 6 9 – 3

8 + 2 10 – 8

б) выражения, связанные между собой

6 + 3 2 + 8

3 + 6 8 + 2

9 – 3 10 – 8

9 – 6 10 – 2.)

Физкультминутка.

V. Работа над задачами.

Учитель предлагает учащимся прочитать в парах текст из задания 4 (с. 4 учебника, ч. 1).

– Является ли прочитанный вами текст задачей? (Да.)

– Почему так считаете? (Потому что в нём есть условие, т. е. то, что известно, и вопрос, т. е. то, о чём спрашивается; есть данные числа и искомое число.)

– Сколько действий следует выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи? (Одно.)

– Каким действием будете решать задачу? (Сложением.)

– Почему? (Потому что нужно узнать, сколько всего карандашей в двух коробках.)

– Запишите решение. (10 + 6= 16 (к.).)

– Дайте ответ на вопрос задачи. (В двух коробках 16 карандашей.)
– Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась вычитанием. (На сколько во второй коробке карандашей меньше, чем в первой? На сколько в первой коробке карандашей больше, чем во второй?)

– Запишите решение. (10 – 6 = 4 (к.).)

– Дайте ответ на вопрос задачи. (Во второй коробке на 4 карандаша меньше, чем в первой. В первой коробке на 4 карандаша больше, чем во второй.)
Затем учитель читает учащимся задачу 5 (с. 4 учебника, часть 2). (Лучше, если учитель прочитает детям только второй вопрос задачи, это заставит детей вспомнить о том, что задачи бывают простые и составные.)

– Я прочитала вам задачу?

– Докажите.

– Назовите условие.

– О чём в задаче спрашивается?

– Назовите данные числа.
Далее под руководством учителя выполняется краткая запись задачи.

Было – 5 т. и 5 т.

Отдал – 2 т.

Осталось – ?
– Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)

– Почему? (Так как неизвестно, сколько тетрадей было у Васи.)

– Можно ли узнать, сколько тетрадей было у Васи сначала? (Да.)

– Как вы это сделаете? (Нужно к пяти тетрадям в клетку прибавить пять тетрадей в линейку.)

– Запишите первое действие.



– Зная, сколько тетрадей у Васи было, можно узнать, сколько тетрадей у него осталось? (Да.)

– Какое действие следует выполнить? (Вычитание.)

– Запишите второе действие.

– Дайте ответ на вопрос задачи. (Ответ: у Васи осталось 8 тетрадей.)

– Задача, которую вы сейчас решили, простая или составная? (Составная, так как решается двумя действиями.)
VI. Работа с геометрическим материалом.

Учитель просит учеников рассмотреть линии, изображённые в задании 6 (с. 4 учебника, ч. 1).

– Что хотите сказать?

– Почему считаете, что данные линии – отрезки?

– Что можно сказать о длине отрезков по сравнению друг с другом?

– Как проверить ваши предположения? (Измерить отрезки.)

– Как правильно пользоваться линейкой при измерении длины отрезков?

– Измерьте отрезки.

– Что можно сказать о длине розового отрезка по сравнению с длиной голубого отрезка?

– Что можно сказать о длине голубого отрезка по сравнению с длиной розового?
Далее учитель предлагает учащимся рассмотреть фигуры в задании на смекалку (с. 4 учебника, ч. 1).

– Что заметили?

– Чем похожи все изображённые фигуры? (Все фигуры являются многоугольниками.)

– Какая из данных фигур может быть «лишней» по какому-либо признаку?

(Лишней может быть любая из фигур: треугольник, потому что у него три угла, а у двух других фигур – четыре; квадрат, потому что он розового цвета, а две другие фигуры голубого; трапеция, потому что у неё стороны неравны, а у треугольника и квадрата все стороны равны.)
VII. Самостоятельная работа учащихся.

В заключение урока учащиеся самостоятельно выполняют задание 7 (с. 4 учебника, ч. 1), в котором находят значения выражений.

Самопроверка.
VIII. Итог урока.

– Что хотите сказать о сегодняшнем уроке?

– Что особенно запомнилось, понравилось?

– Что было трудным? Как вы думаете, почему?

Тема: Числа от 1 до 20.

Цели: повторить табличные случаи сложения и вычитания однозначных чисел без перехода и с переходом через десяток, изученные в 1 классе, совершенствовать навыки счёта, продолжать работу над задачами изученных видов, развивать мышление учеников.

Ход урока.


I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Дополните до 10 числа: 8, 7, 6, 9, 5.

2. Уменьшите на 4 числа: 10, 14, 8, 9, 4.

3. Узнайте число.

– Это число меньше 20, но больше 18. (19.)

– Назовите число, если оно меньше 16, но больше 14. (15.)

– «Соседями» этого числа являются числа 12 и 10. (11.)

– Это число меньше десяти, но больше восьми. (9.)

4.Назовите«соседа».





III. Повторение изученных случаев табличного сложения и вычитания.

С этой целью учащимся могут быть предложены задания 4, 5, 6 (с. 5 учебника, часть 1).
На д о с к е записаны суммы:

8 + 6 9 + 7 6 + 8 7 + 9

– Что заметили? (Все выражения являются суммами; значениями данных сумм будут двузначные числа больше десяти; значения первой и третьей сумм, второй и четвёртой сумм будут равны, так как в них переставили слагаемые местами, а от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется.)
– Объясните, как будете находить значения данных сумм.



Дополним число восемь до десяти. Для этого к восьми прибавим два. Осталось прибавить четыре, так как шесть – это два и четыре. К десяти прибавить четыре – получится четырнадцать. Значение суммы чисел восемь и шесть равно четырнадцати.)

Аналогично рассматриваются остальные суммы.
Затем учитель предлагает учащимся рассмотреть разности, записанные на д о с к е:

12 – 4 13 – 5 11 – 6 11 – 8.

– Что хотите сказать?

– Как по-разному можно найти значения данных разностей?



Можно из двенадцати вычесть сначала два, получится десять, а затем из десяти вычесть ещё два (так как четыре – это сумма чисел два и два), получится восемь. Значение разности чисел двенадцать и четыре равно восьми.

12 – это сумма чисел 4 и 8, значит, если из 12 вычесть 4, останется 8. Значение разности равно восьми.

Аналогично разбираются остальные разности.)

Далее с комментированием выполняется задание 5 (с. 5 учебника, часть 1).
Физкультминутка.

IV. Работа над задачами.

Учитель читает задачу из задания 7 (с. 5 учебника, часть 1). (Лучше, если будет прочитан только второй вопрос задачи.)

– Это задача? (Да.)

– Почему так считаете? (Есть условие и вопрос, данные и искомые числа.)

– Прочитайте условие задачи. (В первом ряду кинотеатра занято 8 мест, а во втором – на 2 места больше.)

– О чём в задаче спрашивается? (Сколько мест занято в этих двух рядах?)

– Составим краткую запись. (Один из учеников выполняет работу на доске.)



– Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, т. к. неизвестно, сколько мест занято во втором ряду.)

– Можем это узнать? (Да.)

– Зная, сколько мест занято во втором ряду, можем ответить на вопрос задачи? (Да.)

– Запишите решение задачи самостоятельно.

(Один или два ученика выполняют задание на закрытой доске.)

Сравните решение, записанное вами, с работой, выполненной на д о с к е.

(1) 8 + 2 = 10 (м.) – во втором ряду.

2) 10 + 8 = 18 (м.) – всего.)

– Запишите ответ задачи. (Ответ: в двух рядах занято 18 мест.)

V. Работа с геометрическим материалом.

На данном этапе урока учащимся могут быть предложены задание 8 и задание на смекалку (с. 5 учебника, часть 1).
Выполняя задание 8, учащиеся повторяют понятие ломаной линии, вспоминают, что в 1 дециметре содержится 10 сантиметров.

Задание на смекалку способствует развитию у детей внимания, наблюдательности.
– Какая фигура изображена на чертеже? (Трапеция, четырёхугольник.)

– Из каких фигур она состоит?

– Сколько на чертеже четырёхугольников? (7.)

– Сколько треугольников? (3.)

– Придумайте своё задание к этому чертежу.
VI. Итог урока.

– Что вспомнили, повторили сегодня на уроке?

– Какое задание было для вас самым интересным?

– Какое самым сложным?

– Что бы вам хотелось выполнить ещё?

– Какова ваша роль на этом уроке?

Тема: Десятки. Счёт десятками до 100.

Цели: повторить изученное в первом классе о десятке как о единице счёта; показать, как образуются числа, состоящие из десятков, познакомить учеников с названиями данных чисел; продолжать работу над задачами изученных видов; развивать навыки счёта учащихся.

Ход урока.