ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обучение и развитие ребенка с ЗПР
в обычном классе общеобразовательной школы
по адаптированной программе
Авторский коллектив:
КГУ « Партизанская СШ»
Шакубаева И.В.
Гофман С.В.
Дробышева Е.В
Савина А.В.
Васюта О.В
Антошкина Н.В.
Савин Д.В.
Савин С.В
1.Инклюзивное образование
2. Принципы инклюзивного образования
3. Особенности ЗПР
4. Нормативно-правовые основы адаптированной образовательной программы для детей с ЗПР
5 Задачи АОП
6.Принципы реализации АОП
7 . Приоритетные направления АОП
8. Варианты АОП
9. индивидуальный образовательный маршрут обучающегося
10 Приложения
Список литературы
Инклюзивное (франц. inclusif — включающий в себя, от лат. include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, который используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
- это процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования. Они посещают общеобразовательные школы по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, при этом учитываются их особые образовательные потребности. Кроме того, им оказывается специальная поддержка. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей — обеспечивается равное отношение ко всем людям, но создаются особые условия для детей с особыми образовательными потребностями.
Модель инклюзивного образования строится на основании следующего социального подхода — нужно изменять не людей с ограниченными возможностями, а общество и его отношение к инвалидам. Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и здоровых учеников. Она дает право на образование каждому, независимо от степени его соответствия критериям школьной системы. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности. Вместе с тем, дети находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать отношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы.
Принципы инклюзивного образования
Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т.д.
Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам.
Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием.
Самым главным направлением в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики развития психики и здоровья каждого ребенка.
Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя игры со строгими правилами детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.
Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации целенаправленной деятельности.
Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.
У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.
Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития
Таким образом, важной особенностью деятельности современного педагога в условиях инклюзивного образования является многовекторность и разновариантность профессиональных действий. Каждый учитель, организуя образовательный маршрут обучающегося, решает множество полифункциональных педагогических задач. Главной из них является включение каждого ребенка в различные виды деятельности в сочетании с созданием ситуации успеха. Безусловно, это требует от учителя знания особенностей каждого ребенка, умения находить сильные стороны и возможности для реализации его образовательных потребностей.
Каждый педагогический коллектив должен стремиться к тому, чтобы ежедневная практика осуществления принципов инклюзивного образования стала обычной схемой поведения, постепенно формируя культуру взаимодействия.
Рекомендуется использовать все возможные пути повышения квалификации и профессионального мастерства, включая курсы, семинары, обмен опытом, а также самообразование. Методические пособия, разработанные НАО им.И.Алтынсарина (nao.kz), предназначены для расширения знаний и компетенций руководителей, учителей общеобразовательных школ, методистов, специалистов отделов и управлений образования. Ниже приводятся рекомендации для учителей в построении стратегии обучения детей с учетом их психофизических особенностей и особых образовательных потребностей
Адаптированная образовательная программа обучения основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития, основные планируемые конечные результаты. Содержание образования направлено на формирование у обучающихся данной группы жизненно важных компетенций, осуществляя подготовку детей с ООП с задержкой психического развития к жизни в семье и социуме. Программа разработана на основе нормативно-правовой базы: Ø Конвенция ООН о правах ребенка статья 23.28 Закон « О правах ребенка в РК» от 08.08 2002 № 345-2 статья 6, 31. Закон РК « О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ОВЗ» от 11 07 2002 № 343 II. С дополнениями по состоянию на 03.12.2015 Типовыми правилами деятельности специальных общеобразовательных организаций приложение 3(2015г) к приказу МОН РК от 17.05 2013 года № 499. Об утверждении Типовых правил деятельности по видам общеобразовательных организаций (начального, основного среднего и общего среднего образования) Приказ МОНРК от 17мая 2013 года №375.
Закон «О специальных социальных услугах» от 29декабря 2008 года №114-IV.
Об утверждении Правил методики аттестации обучающихся (№166 от 2 марта 2004 г).
Задачи программы совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения, укрепления и коррекции здоровья обучающихся; оптимизация культурно-образовательной функции школы, направленной на коррекцию недостатков развития и формирования навыков учебной деятельности, позволяющих детям с ОВЗ с задержкой психического развития развивать умения учиться и жить в условиях специально организуемого в школе образовательного и воспитательного процессов, а так же участвовать в культурной, спортивной, деятельности школы; усиление регулятивно-воспитательной функции школы, направленной на формирование ценностных установок и отношений; развитие мотивационной культуры личности как основы для формирования механизмов регуляции эмоционально-волевой сферой, нейтрализации дезадаптивных форм поведения у школьников; организация работы по обеспечению социально-психологопедагогического сопровождения обучающихся.
Принципы реализации программы
1) принцип гуманности, предполагающий соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленные законом РК «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважении чести и достоинства личности ребёнка, педагога;
2) принцип личностно-ориентированного подхода, состоящий в признании индивидуальности каждого ребёнка; обучение выступает как средство развития личности каждого обучающегося, воспитанника; самореализация как процесс раскрытия и развития природных возможностей, задатков каждого ребёнка;
3) принцип коррекционно-развивающего компенсирующего обучения и воспитания, состоящий в интеграции действий педагогов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребёнка с ОВЗ на всех этапах обучения в школе;
4) принцип сотрудничества, который регулирует построение взаимоотношений в школе на основе взаимного уважения и доверия учителей, учеников и родителей;
5) принцип целостности деятельности школы на основе единства процессов коррекции, развития, обучения и воспитания обучающихся, воспитанников;
6) принцип научности, предполагающий развитие у обучающихся понимания места и роли человека в современном мире; создание эффективной системы научно-методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции;
7) принцип индивидуализации включающий всесторонний учёт уровня развития способностей каждого ребёнка, формирование на этой основе личных программ стимулирования и коррекции развития обучающихся, воспитанников; повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов ребёнка;
8) принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, который предполагает организацию образовательного процесса на наглядно-действенной основе. Задачи работы школы и основные направления развития образовательного учреждения: - создание условий для индивидуализации образовательного процесса; - обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; - обеспечение доступности получения качественного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного и среднего общего образования всеми обучающимися детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; - обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников; - выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему секций, кружков, организацию общественно полезной деятельности, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей; - организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности; - создание условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечения их безопасности.
Приоритетные направления, цель и задачи работы школы с детьми с ОВЗ с задержкой психического развития Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива с детьми с ОВЗ с задержкой психического развития определяется в зависимости от специфических характеристик образовательного пространства школы, а именно*