ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обучающая помощь. Необходимость обучающей помощи возникает в тех случаях, когда другие ее виды оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать, что и как следует делать для того, чтобы решить предложенную задачу или исправить допущенную в ходе решения ошибку.
Развитие мелкой моторики кисти рук, навыков каллиграфии.
Использование игр и упражнения, направленных на развитие мелкой моторики и графических навыков.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития, развитие артикуляционной моторики.
Учеными разных стран с незапамятных времен доказано, что руки человека, обладая многообразием функций, являются специфическим органом: известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки - видимой частью полушарий головного мозга. Кисть руки человека считается источником информации о внешнем мире. Именно через развитие моторики ребенка происходит компенсация невостребованных качеств организма и социальная адаптация детей с ЗПР и нарушением интеллекта.
Использую на уроках для всех детей (оказываю индивидуальную помощь ребенку с ЗПР) пластилинографию, оригами, работу с конструктором, работу с мятой бумагой, ватопись.
Очень нравятся детям занятия логоритмикой и кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Истоки этой науки можно проследить в Древней Греции, в индийской йоге, в фольклорных пальчиковых играх в Древней Руси. Все эти системы основаны на основах кинезиологии: специальные движения поддерживают и усиливают активность мозга, с изнашивания которого начинаются отклонения во всех видах здоровья. Результаты научных исследований показали, что трудности первоклассников в усвоении чтения и письма обусловлены недостаточным по возрасту уровнем развития левого полушария, а гиперфункция правого полушария препятствует развитию логико - аналитических способностей левого.
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы.
Далее приведены кинезиологические программы, направленные на:
-
Развитие межполушарных связей -
Синхронизации работы полушарий -
Развитие мелкой моторики -
Развитие способностей -
Развитие памяти, внимания -
Развитие речи, мышления
Продолжительность занятий зависит от возраста (от 5-10 до 20-35 минут в день). Заниматься необходимо ежедневно, длительность занятий по одному комплексу упражнений 45-60 дней. Занятия ведутся по схеме:
-
Комплекс упражнений для развития межполушарных связей (6-8 дней); -
Перерыв 2 недели; -
Комплекс упражнений для развития правого полушария (6-8 недель); -
Перерыв 2 недели; -
Комплекс упражнений для развития левого полушария (6-8 недель).
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
«Уши». Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх - наружу от верхней части к мочке уха (5 раз). Помассировать ушную раковину.
«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.; в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.
«Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, - ладонь ребром – выпрямленная ладонь. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.
«Лезгинка». Ребенок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляют в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений (6-8 раз).
«Лягушка». Положить руки на стол: одна сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Менять положение рук.
«Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить в замок. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.
«Ухо – нос». Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.
Также немаловажную роль в развитии личности играют коммуникативные универсальные учебные действия. К ним относится умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками.
Вовлекать детей в творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых она учится изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
В процессе такой работы дети научатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и отношений с одноклассниками. Внеурочная деятельность соответствующей направленности «Психология общения».
Ориентируюсь на организацию успеха ребёнка в учебной деятельности, путем опоры на его положительные, сильные качества.
Задействовать детей в мероприятиях, например, инсценировках, танцах, художественном творчестве, рисовании и.тд..
Создавать благоприятный психологический микроклимат в классе.
Проводить тематические беседы, классные часы.
Необходимо вести работу по развитию познавательных (познавательные УУД) и творческих способностей у ребенка, а также по формированию адекватной самооценки и учебной мотивации, используя упражнения развивающего характера, а также развивающие игры и задания. Кружки «Шахматная азбука», «Занимательная математика», «РОСТ» (Развитие. Общение. Самооценка. Творчество)
Формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья. Дни здоровья. Занятия на свежем воздухе.
Особую роль в процессе обучения детей с ООП играют взаимоотношения между педагогами и родителями. Родители лучше знают своего ребенка, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить от них ценный совет. Сотрудничество учителей и родителей поможет посмотреть на ситуацию с разных сторон, а, следовательно — позволит взрослым понять индивидуальные особенности ребенка, выявить его способности и сформировать правильные жизненные ориентиры.
Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.
Приложение 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Ф.И. ребенка___________
Дата рождения Возраст поступления в школу
Класс
Состояние здоровья на момент поступления в КГУ Партизанская СШ:
Общие сведения о семье:
мать:
отец:
Готовность к обучению в школе:
Рекомендации ПМПК: Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся ЗПР на 2018-2019 учебный год. Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения: коррекция всех сторон речи, развитие когнитивных способностей, коммуникативной сферы.
Динамическое наблюдение психиатра .
Основные трудности обучения в школе (на начало учебного года):
Организация освоения образовательной программы
на 2018-2019 учебный год:
Образовательные потребности обучающегося: упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним; специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения; специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации; специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов, ограничение физической нагрузки в ходе образовательной деятельности.
Формы организации учебной деятельности: в образовательном классе.
Педагог
Специалисты сопровождения:
Педагог-психолог
Социальный педагог
Учитель физической культуры
Воспитатель предшкольного класса
Приложение 2.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
| Основные направления работы | Цели и задачи | Содержание работы (методы и технологии) | Сроки | Ответственные | ||||||||
| ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА | Оценка состояния физического и психического здоровья | Анализ медицинской статистики в течение всего периода обучения, наблюдение физического развития и физиологического здоровья ребенка | В течение года | Мед. работник Педагог Педагог-психолог | ||||||||
| Психолого-педагогическая диагностика психического развития и психологического здоровья ребенка | Психолого-педагогическое обследование | В течение учебного года | Педагог-психолог | |||||||||
| Исследование адаптивных возможностей ребенка при поступлении в школу, определение социального статуса ребенка в классном коллективе, оценка факторов риска | Наблюдение Психолого-педагогическое исследование адаптации к обучению в 1 классе | октябрь, февраль | Педагог Педагог-психолог | |||||||||
| Наблюдение динамики развития, общения и поведения ребенка в ходе учебной и внеурочной деятельности | Ведение «Дневника педагогических наблюдений за поведением и учебной деятельностью» обучающегося | 1 раз в четверть | Педагог Педагог-психолог | |||||||||
| Оценка динамики успешности обучающегося в освоении образовательной программы | Экспертная оценка педагога по результатам обучения ребенка | 1 раз в четверть | Педагог | |||||||||
| Оценка достижения ребенком личностных, метапредметных и предметных результатов в учебной деятельности в период обучения в 1классе | Ведение «Листа наблюдений достижения обучающегося метапредметных результатов» | В течение учебного года | Педагог Педагог-психолог | |||||||||
| ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Обеспечение возможности освоения обучающимся образовательной программы начального общего образования на доступном уровне | Оказание коррекционно-педагогической помощи при организации совместной со здоровыми сверстниками учебной деятельности на уроке | В течение учебного года | Педагог | ||||||||
| Консультирование родителей по оказанию помощи учащемуся в освоении программного материала. | В течение учебного года | Педагог Родители | ||||||||||
| Формирование умений и навыков, необходимых в деятельности любого вида | Обучение ориентировке в задании, планированию предстоящей работы | сентябрь-ноябрь | Педагог | |||||||||
| Обучение выполнению предстоящей работы в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя | ноябрь-февраль | Педагог | ||||||||||
| Обучение самоконтролю и самооценке в деятельности | февраль-май | Педагог | ||||||||||
| Развитие мелкой моторики кисти рук, навыков каллиграфии | Использование игр и упражнения. направленных на развитие мелкой моторики и графических навыков | В течение учебного года | Педагог | |||||||||
| Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря, овладение техникой речи | Индивидуальные дополнительные занятия. | В течение учебного года | Педагог | |||||||||
| РАЗВИВАЮЩАЯ И ПРОФИЛАКТИ-ЧЕСКАЯ РАБОТА | Формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья, | Дни здоровья Занятия на свежем воздухе. | В течение учебного года | Педагоги Педагоги доп. образования | ||||||||
| Физкультурно-оздоровительные мероприятия | В течение учебного года | Родители | ||||||||||
| Тематические беседы «Правила поведения в школе», «Как организовать рабочее место», « «Правила поведения в общественных местах», «Умей дружить» | 1 раз в четверть | Педагог Родители | ||||||||||
Вовлекать в общественно-значимые мероприятия с детьми и взрослыми по плану воспитательной работы класса | В течение учебного года | Педагоги Родители | | | | | |||||||
Внеурочная деятельность соответствующей направленности: «Занимательная математика», «Занимательная грамматика», «Шахматы», «Здоровейка». | 1-2 четверть | Педагоги Педагоги доп. образования | | | | | |||||||
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА | Компенсация недостатков развития, обучения, воспитания, повышение адаптивных возможностей, формирование социальной компетентности | Создание эмоционально-комфортной атмосферы в классном коллективе, адекватных условий для адаптации обучающегося в школе. | В течение учебного года | Педагог Педагог-психолог | |||||||||
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, проводимые специалистами школы (коррекция индивидуальных пробелов в знаниях) | В течение учебного года | Педагог Педагог-психолог | |||||||||||
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, проводимые смежными специалистами (учитель-дефектолог, логопед) | В течение учебного года | Родители | |||||||||||
Динамическое наблюдение психиатра | В течение учебного года | Родители | |||||||||||
Внеурочная деятельность соответствующей направленности «Психология общения» | В течение учебного года | Педагоги Педагог-психолог | |||||||||||
| | | | | | | | |