Файл: Высшего профессионального образования новосибирский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет психологии

Кафедра специальной и практической психологии

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Выполнила студентка группы 3.082.1.22

Каморникова Лаура Александровна

Специальность: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Форма обучения заочная

Новосибирск 2023

Ощущения

1.Определение ощущения, физиологический механизм

Ощущения – простейший познавательный психологический процесс, состоящий в отражение отдельных свойств предметов, а также внутренних состояний организма человека при непосредственном воздействие на органы чувств. Ощущения является первичной формой познания человеком окружающей среды.

Ощущение возникают как реакция нервной системы н тот или иной раздражитель, соответственно имеет рефлекторную природу, т.е. возникают по механизму рефлекторной дуги ( анатомо- физиологический механизм рефлекторной деятельности).

Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств. И. П. Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений, - анализаторами. Анализатор состоит из трех специфических отделов:

  • Периферического (рецепторного);

  • Передающего (проводникового);

  • Центрального (мозгового).



  1. Классификация ощущений

Выделяют следующие основания классификации ощущения:

  1. По наличию или отсутствую непосредственного контакта с раздражителем, вызывающий ощущение;

  2. По времени возникновения в ходе эволюции;

  3. По модальности (виду) раздражителя.

Классификация ощущений:

  • Зрительные ощущения. Возникают в результате воздействия электромагнитных волн определенной длины (от длины волн зависит цвет: ахроматические волны – черное, белое и серое изображение, хроматические – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый) на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку.


Цветовое и черно-белое зрение обеспечивается также наличием палочек и колбочек. На периферии расположены палочки, которые отвечают за черно-белое изображение, в центре – колбочки – отвечают за цветное зрение. Нарушение палочек и колбочек является приводит к зрительным аномалиям. Например: нарушение палочек является причиной возникновения куриной слепоты, а колбочек – дальтонизма.



  • Вкусовые ощущения. Вызываются действием на вкусовые рецепторы языка веществ, растворенных в слюне или воде. Выделяют следующие вкусы:

    • кислый (определяют рецепторы боковой области языка),

    • сладкий (определяют рецепторы кончика языка),

    • горький (определяют рецепторы основания языка),

    • соленый (определяют рецепторы боковой области языка).

  • Слуховые ощущения возникают при воздействии на ухо звуковых волн. Характер звуковых волн зависит от амплитуды частоты, колебания, вследствие чего, звуковые ощущения классифицируются на музыкальные звуки (пение, слух, звуки музыкальных инструментов и т.д.) и шумы (стуки, шорохи и т.д.).

Эти ощущения также относятся к дистантным и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им, человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми.

  • Обонятельные ощущения. Они относятся к дистантным ощущениям, которые отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости. Возникают при проникновении в нос вместе с вдыхаемым воздухом некоторых газообразных веществ. Выделяют следующие запахи:

  • эфирный (ацетон),

  • камфорный (масло),

  • мускатный (пряности),

  • цветочный (цветы),

  • ментоловый (мята),

  • острый (уксус),

  • гнилостный.

Роль обоняния – оценка потребляемой пищи, создание положительного или отрицательного самочувствия.

  • Кожная чувствительность. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем, которые вызывают следующие виды кожной чувствительности:

  • тактильные ощущения - ощущения прикосновения и давления. Ощущения возникают при прикосновениях и раздражениях рецепторов, находящихся на поверхности кожи. Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Более всего скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах;

  • температурные ощущения – ощущения холода и тепла; данные ощущения имеют большое значение в терморегуляции человека;

  • болевые ощущения – возникают при воздействии на рецептор раздражителя, разрушительного по силе. Болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон;

  • осязание – ощупывание человеком окружающих его предметов. Осязание – специфически человеческая, выработавшаяся в труде система познавательной деятельности руки.


  • Органические ощущения. Ощущения, отражающие состояние нашего организма, так как связаны с органическими потребностями. К ним относятся голод, жажда.

  • Статические и кинестетические ощущения. Данные ощущения сигнализируют о положении тела в пространстве. Рецепторы статистической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Пример ощущений: ощущение равновесия, ощущения движений отдельных частей тела.

Классификация ощущений, в зависимости от места расположения рецепторов:

– экстероцептивные – ощущения, которые возникают от рецепторов, находящихся на поверхности тела;

– интероцептивные – ощущения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека;

– проприоцептивные – отражают импульсы рецепторов, идущих из мышц и суставов.

3.Теории ощущений

Теория И. Мюллера и Г. Гельмгольца «специфическая энергия органов чувств»

Согласно этой теории каждый из органов чувств не отражает воздействия внешнего мира, не дает информации о реальных процессах, протекающих в окружающей среде, а лишь получает от внешней среды толчки, возбуждающие их собственные процессы. Каждый орган чувств, согласно этой теории, обладает своей собственной «специфической энергией», которая возбуждается любым воздействием, доходящим из внешнего мира. Так, достаточно нажать на глаз, воздействовать на него электрическим током, чтобы получить ощущение света. Значит, органы чувств не отражают внешних воздействий, а лишь возбуждаются от них, и человек воспринимает не объективные воздействия внешнего мира, а лишь свои собственные субъективные состояния, отражающие деятельность его органов чувств. Иначе говоря, это значит, что органы чувств не соединяют человека с внешним миром, а наоборот, отделяют человека от него.

На противоположных позициях стоят представители материалистического направления, считающие возможным объективное отражение внешнего мира. Изучение эволюции органов чувств убедительно показывает, что в процессе длительного исторического развития сформировались особые воспринимающие органы, которые специализировались на отражении особых видов объективно существующих форм движения материи: слуховые рецепторы отражают звуковые колебания, зрительные отражают определенные диапазоны электромагнитных колебаний.


Рецептивная. Согласно этой теории орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители. Этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения, то есть ощущение есть чисто механический отпечаток внешнего воздействия в соответствующем органе чувств. В настоящее время эта теория признана несостоятельной, поскольку отрицается активный характер ощущений.

Диалектико-материалистическая. Согласно этой теории «ощущение - есть действительная непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания» (В.Л. Ленин).

Рефлекторная. В рамках рефлекторной концепции И.М. Сеченова и И.П. Павлова были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим механизмам ощущение является целостным рефлексом, который объединяет прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализатора.

  1. Методы изучения ощущения

Для изучения ощущения существуют разнообразные подходы, рассмотрим некоторые из них.

Структурализм

В конце XIX в. основное внимание науки было сосредоточено на изучении структуры базовых элементов материи – атомов, молекул, клеток. Поэтому для создания экспериментальной психологии Вильгельм Вундт тоже использовал методологию структурализма. Существенный вклад в структурализм внёс также Эдвард Титченер. В соответствии с представлениями структуралистов каждый из составных элементов вызывает одиночное элементарное ощущение, и восприятие объекта создается как результирующее воздействие этих ощущений.

Гештальтпсихология

В начале XX в. в Германии возникло направление под названием гештальтпсихология (нем. gestalt – личность, образ, форма). Оно было основано немецкими психологами Максом Вертхаймером, Куртом Коффке и Вольфгангом Кёлером. Они предложили изучать психику с точки зрения целостных структур – гештальтов. Выступая против структурализма, они предлагали не сводить идею целостности образа к сумме свойств его элементов. Если, посмотрев на произвольные три точки на плоскости, мы увидим треугольник, значит, у нас восприятие гештальта. Вместо простой суммы элементов воспринимается единая, интегрированная фигура. Воспринимаемый треугольник обладает уникальными свойствами, отсутствовавшими у его структурных элементов. Кредо гештальтистской психологии: «Целое не является простой суммой его частей».


Конструктивистский подход

Конструктивистский подход связан с эмпиризмом, в процессе восприятия активную роль играет наблюдатель. Основная идея конструктивистского подхода заключается в том, что воспринимаемое нами в любой момент представляет собой ментальную конструкцию, основанную на наших познавательных способностях, нашем предшествующем опыте, ожиданиях, мотивации. Появлению восприятия предшествует конструирование, осознание связи между явлениями и событиями. Вокруг нас окружающие предметы расположены определенным образом, одни расположены ближе, чем другие, потому что передний перекрывает задний предмет. В соответствии с конструктивистским подходом при восприятии мы принимаем во внимание некие пространственные ориентиры. В изучение конструктивистского подхода внесли вклад работы Ирвина Рокa, Джулиана Xoxберга, Ричарда Грегори.

Экологический подход

Экологический подход был разработан Джеймсом Гибсоном. Согласно этому подходу, при восприятии внутренние мыслительные процессы играют незначительную роль. Наблюдатель непосредственно усваивает информацию, перемещаясь в окружающем пространстве. Поступающий из внешнего мира сигнал содержит все необходимые сведения для непосредственного восприятия физического мира. По мнению Гибсона, изменение визуальной текстуры поверхностей является важным источником пространственной информации. Постепенное изменение текстуры поверхности в зависимости от расстояния называется градиентом текстуры.

Согласно экологическому подходу, восприятие является естественным процессом, оно сформировалось в результате эволюции для оценки окружающего мира.

Информационный подход

Информационный подход создан Дэвидом Марром, основан на точном анализе процесса визуального восприятия на основе компьютерных имитаций и искусственного интеллекта. Восприятие формы связано с извлечением из зрительного образа предмета его составляющих признаков: линий, краев, границ, контуров, движения. В соответствии с информационным подходом поступающая информация обрабатывается и трансформируется в представления, отображающие изменения в затененности, освещенности, аналогично компьютерной имитации. Информационный подход является сравнительно недавним достижением науки, и его влияние не столь велико, как влияние других подходов. Он может оказаться плодотворным для установления связей между ощущением и восприятием, искусственным интеллектом и теорией информации.