Файл: Высшего профессионального образования новосибирский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нейрофизиологический подход

Нейрофизиологический подход основывается на том, что процесс ощущения и восприятия можно объяснить нейронными и физиологическими механизмами функционирования сенсорных систем. Нервные клетки разных элементов зрительной системы способны избирательно реагировать на специфические признаки предметов – форму, длину, цвет, расположение в пространстве. При изучении ощущения и восприятия нейрофизиология играет немаловажную роль. Однако нейрофизиологические механизмы недостаточны для объяснения процесса между раздражением сетчатки глаза и возникающим восприятием.

Восприятие

  1. Определение восприятия, физиологический механизм

Восприятие – это систематизация, интерпретация и осмысление информации, поступающей от органов чувств. Восприятие – это форма познания действительности. Воспринимая, мы не только видим, но и смотрим, всматриваемся, не только слышим, но и слушаем, прислушиваемся.

Различают следующие основные свойства процесса восприятия:

• осмысленность и обобщенность: мы осознаем, понимаем то, что воспринимаем;

  • предметность: психические образы предметов мы осознаем как реальные предметы;

  • целостность: отдельные признаки и свойства явлений имеют устойчивую связь;

  • структурность: мы узнаем объекты по устойчивой взаимосвязи его компонент;

  • избирательность: из множества предметов и явлений мы выделяем некоторые;

  • константность: объективные качества предметов воспринимаются в неизменном виде, но одно и то же явление может быть воспринято по-разному.

Физиологической основой восприятия являются условно-рефлекторные процессы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полу­шарий мозга при воздействии предметов окружающего мира на органы чувств. В корковых отделах анализаторов осуществляется анализ и синтез комплексных раздражений. Анализ выделяет объект восприятия из фона, на его основе все свойства объекта объединяются в целостный образ.

Процесс восприятия включает в себя ряд стадий:

1. Первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и
принятие решения об отнесении их к одному и тому же объекту.

2. Поиск в памяти аналогичного комплекса признаков, позволяющих
судить о характере воспринимаемого объекта.

3. Поиск характерных для воспринятого объекта дополнительных при­

знаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения.

4. Окончательный вывод о виде объекта, приписывание объекту еще не воспринятых свойств, присущих объекту данного вида.

Схематично структуру приема и обработки информации в процессе восприятия можно выразить следующим образом: раздражитель - органы чувств - нервные импульсы - головной мозг - отдельные ощущения - це­лостное восприятие - эталоны памяти - опознание предмета – мыслительная деятельность - осмысление предмета - внимание.

Таким образом, восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых для формирования образа и его осмысле­ния.

  1. Классификация восприятия

Выделяю следующие виды восприятия:

  1. В зависимости от анализаторов:

    • зрительное;

    • слуховое;

    • осязательное;

    • обонятельное;

    • вкусовое.

  1. В зависимости от активности:

    • произвольное;

    • непроизвольное;

  1. В зависимости от форм существования материи:

  • восприятие пространства;

  • восприятие времени;

  • восприятие движения.

  1. В зависимости от воспринимаемых объектов:

    • восприятие речи;

    • восприятие предметов;

    • восприятие ситуаций;

    • восприятие музыки;

    • восприятие человека.

  1. В зависимости от продолжительности и степени охвата воспринимаемой информации:

    • Симультанное - одномоментное восприятие (длительность акта восприятия очень короткая, почти мгновенная, особенно, когда объект восприятия хорошо знаком);

    • Сукцессивное- длительное восприятие (длительность восприятия существенно увеличивается, если человек сталкивается с неизвестным объектом восприятия – требуется время на сенсорный анализ.).

Виды восприятия:

Первичное восприятие (внешние чувства) формирует образ ситуации на основе обработки ощущений от органов чувств. Вторичное восприятие создает представление о происходящем на основе самой разнообразной информации, включая не только ощущения, но и воспоминания, фантазии, рассказы окружающих.




Личное восприятие - направленность и способ определяется самим человеком. Социальное восприятие (социальная перцепция) - восприятие, направленность и способ которого определяется окружающими людьми и обществом в целом. Это восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и явлениях.

Восприятие по модальности (визуал, аудиал, кинестетик, дигитал), в зависимости от используемого канала восприятия и последующей переработке в той или иной репрезентативной системе.

Произвольность (управляемость) восприятия: первичное восприятие - непроизвольная функция.
Теории восприятия всегда отражали общие позиции их авторов, а также уровень развития, достигнутый психологической наукой.

Ассоциативная психология во второй половине XIX века: И. Мюллер, Э. Мах, Г. Гельмгольц, Э. Геринг, В. Вундт, Г. Э. Мюллер и Э. Б. Титченер. По их мнению, воспринимаемый образ является сложным объединением первичных элементов сознания — ощущений (ощущение = осознанное состояние органа чувств, подвергнувшегося воздействию изолированного внешнего раздражителя). В основе теории - принцип специфических энергий органов чувств и рецепторная концепция ощущений. Объединение ощущений в восприятие осуществляется посредством ассоциаций по смежности или по сходству. Этот ассоциативный механизм определяет ведущую роль прошлого опыта для возникновения восприятия. Вундт и Гельмгольц привлекали для объяснения синтеза ощущений в восприятие и внутреннюю активность субъекта.

Одной из центральных проблем была проблема восприятия пространства - в определении первичных ощущений, из которых строится восприятие пространства, и способов этого объединения. Нативисты (Мюллер и Геринг): определяющие пространственные восприятия характеристики являются врожденными и связаны с раздражением определенных участков органов чувств. По мнению эмпиристов (Гельмгольц и Вундт значение этих характеристик ассоциируется с ощущениями по мере накопления прошлого опыта).

Гештальтпсихология (М. Вертхаймер, В. Кёллер, К. Коффка): все процессы в природе изначально целостны. Поэтому процесс восприятия определяется не элементарными ощущениями, а всем "полем" действующих раздражителей, структурой воспринимаемой ситуации в целом.


Методу аналитической интроспекции противопоставили феноменологический метод - непосредственное описание наблюдателем содержания своего восприятия. Психология восприятия должна ответить на вопрос — "почему мы видим мир таким". Гештальтисты отказались от изучения восприятия в связи с выполняемой им функцией. Другим недостатком этого подхода было отрицание историчности восприятия (прошлый опыт не способен изменить восприятие объектов, раз они образуют "хорошую" структуру).

Теория швейцарского психолога Ж. Пиаже. По мнению Ж. Пиаже, помимо постулирования атомизма или изначальной сформированности восприятия есть и другая возможность — рассмотрение развития восприятия как постепенной организации деятельности по установлению отношений между отдельными деталями сенсорного поля.

Экспериментальные данные показывают, что у ребенка первых месяцев жизни еще нет подлинного восприятия предметов и пространства, он даже не дифференцирует объекты и себя, не различая изменения вида предметов, вызванные собственными движениями, от изменений, возникших в результате движения предметов. Постоянный характер объекта - следствие организованности пространственного поля, т.е. внутренней схемы непосредственного окружения, с помощью которой ребенок получает возможность предвосхищать последствия собственных движений в среде. Пространственное поле формируется в связи с координацией движений ребенка. Таким образом, основу восприятия составляют интериоризованные сенсомоторные схемы локомоций и манипуляций с предметами.


Методики изучения восприятия:

1) методика «Классификация предметов» - для выявления зрительной агнозии;

2) таблицы Поппельрейтера, которые представляют собой изображения, наложенные друг на друга, и которые нужны для выявления зрительной агнозии;

3) таблицы Равена - для исследования зрительного восприятия;

4) таблицы, предложенные М.Ф.Лукьяновой (движущиеся квадраты, волнистый фон), - для исследования сенсорной возбудимости (при органических нарушениях головного мозга);

5) тахистоскопический метод (идентификация прослушиваемых магнитофонных записей с различными звуками: звон стекла, журчание воды, шепот, свист и т.д.) - для исследования слухового восприятия.