Файл: Педагогическая.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наиболее характерной является сама деятельность. У детей с глубокой умственной отсталостью (имбецилов) наблюдается лишь бездумное манипулирование объек­тами (картинками, которые надо разложить последова­тельно; кубиками, которые требуется положить в опре­деленном порядке; колечками пирамиды и т. д.). Имбецил бесцельно перекладывает эти предметы, бросает их, берет в рот, кладет в карман и т. п. После того как экспериментатор начинает раскладывание (например, строит из палочек заборчик с учетом цветовой последо­вательности), ребенок кладет палочки, но не учитывает образец, «соскальзывая» на простое перебирание пало­чек, не следит за правильностью выполнения. Он не мо­жет оценить свою работу, потому что не понимает ее смысла.

Деятельность детей-дебилов по сравнению с деятель­ностью имбецилов характеризуется определенной на­правленностью, хотя в отличие от нормальных сверст­ников их деятельность находится на более низком уровне развития. Дети способны понять конечную цель и с по­мощью взрослого оценить результат своей работы (это достигается в процессе обучения).

Таковы некоторые наиболее типичные различия, ко­торые могут быть выявлены при обследовании детей.

Приведенные выше задания не исчерпывают всего обследования. Подробнее они освещены в специальной литературе.

В связи с тем что психолого-педагогическая диагнос­тика глубокой умственной отсталости (имбецильности) очень сложна, необходимо длительное динамическое изу­чение этих детей. Возможность такого изучения предо­ставляется в подготовительных и диагностических клас­сах, которые могут создаваться на базе специальных школ VIII вида. В детских домах для детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, наличие под­готовительных классов является обязательным. В них уточняется диагноз и определяется возможность обуче­ния в условиях специальной школы VIII вида или ино­го типа учреждений. Целесообразно также создавать диагностические группы в домах-интернатах для глу­боко умственно отсталых, в которых вновь поступающие проходят дополнительное обследование во избежание, ошибочного зачисления детей в эти учреждения. В слу­чаях необоснованного направления детей следует доби­ваться их перевода в учреждения просвещения или здравоохранения. Вопрос о выводе ребенка из учрежде­ния решается специалистами ПМПК.

Основным методом изучения является наблюдение. Оно осуществляется во время занятий, в перемены и в другие режимные периоды. Используются и специальные экспериментально-психологические методики. На каждо­го ребенка заводится специальная тетрадь (дневник), в которой фиксируются материалы изучения.


Состав учащихся в диагностических классах может быть подвижным. Если в процессе занятий устанавлива­ется, что ребенок может обучаться по программе вспо­могательной школы, то на основе развернутой характе­ристики и заключения специалистов он переводится в соответствующий класс вспомогательной школы. На де­тей, не способных овладеть программой вспомогатель­ной школы, документы представляются в ПМПК для решения вопроса о переводе их в учреждения социаль­ной защиты (детские дома-интернаты) или специальные школы для детей-имбецилов. В то же время дети, на­чавшие обучение в первом классе вспомогательной шко­лы и не усваивающие программу, могут быть переведе­ны в диагностический класс для более тщательного изучения и уточнения диагноза.
Контрольные вопросы

1. Каковы принципы и организация обследования детей с глубоким нарушением интеллекта?

2. Что выявляет обследование в ПМПК?

3. Какие задания используются для изучения отдель­ных психических процессов?
Литература

обязательная

1. Методические указания к психолого-педагогиче­скому изучению детей-имбецилов/Сост. С. Д. Забрамная.— М.: ЦБНТИ Минсобеса РСФСР, 1979.

2. Программно-методические рекомендации по орга­низации и содержанию работы в диагностических клас­сах (для отграничения детей с глубокими формами ум­ственной отсталости)/Сост. С. Д. Забрамная, В. Ф. Мачихина. —М.: Просвещение, 1976.

3. Программно-методические рекомендации по орга­низации и содержанию работы в подготовительном клас­се вспомогательной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. — М.: Мин. образования РСФСР, 1990.


§ 7. Пути изучения детей,

дополняющие работу

психолого-медико-педагогических

консультаций (ПМПК)
Как мы уже отмечали, сама организация работы ПМПК обеспечивает тщательное динамическое изуче­ние детей, и тем не менее в ряде случаев (нежелание родителей идти с ребенком в консультацию, территори­альная отдаленность и др.) более целесообразными ока­зываются иные пути изучения, которые дополняют ис­следование, проводимое в консультации. Схематически эти пути, дополняющие работу МПК и ПМПК, можно представить следующим образом:















Изучение в диагностических группах на базе ПМПК




























Изучение в диагностических группах при спец. школах в течение 6-12 дней
















Изучение в детских садах










Изучение в классах спец. школы в течение 5-6 дней























ПМПК






Изучение в диагностических классах при спец. школах в течение 1 года (отграничение легких форм умственной отсталости от нормы)
















Изучение в общеобразовательных школах









Изучение в диагностических классах при спец. школах в течение 1 года (отграничение дебилов от имбецилов)




























Изучение в подготовительных классах спец. Школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей



Характеристика путей, дополняющих работу

психолого-медико-педагогических консультаций
Известно, что уже в детском саду некоторые дети обращают на себя внимание рядом особенностей в развитии. В одних случаях беспокойство воспитателей оказывается напрасным, но иногда помощь дефектолога бывает необходимой. Дефектолог помогает вскрыть при­чины отклонений в поведении, а также организовать правильную коррекционно-воспитательную работу с этими детьми. Изучение ребенка проводится в процессе наблюдения за его деятельностью, главным образом в игре. Важно проследить за тем, может ли он самостоя­тельно организовать игру, носит ли она творческий ха­рактер, стойкий ли интерес к игре. Следует проанали­зировать, как ведет себя ребенок в коллективных играх, понимает ли правила игры и подчиняется ли им, какова устойчивость эмоционально-волевых процессов, особенности моторики и другие качества.

Наряду с наблюдением за игровой деятельностью ребенка используются и такие методы, как исследование понимания содержания картин, текстов, умение срав­нивать предметы, проводить обобщение, усвоение поня­тий величины, формы, цвета, количества и т. д. Матери­ал для обследования подбирается красочный, привлека­ющий внимание ребенка. Инструкции должны быть чет­кими, понятными, задания небольшими, так как дети дошкольного возраста не способны к длительному на­пряжению. В тех случаях, когда у ребенка нарушен темп развития (имеет место при различных задержках развития), не следует торопиться с устройством его в школу. Целесообразнее бывает оказать необходимую медико-педагогическую помощь ребенку в условиях дет­ского сада. Если же в процессе изучения выявится яв­ная умственная отсталость, то такой ребенок должен быть как можно раньше помещен в учреждение соот­ветствующего типа.

Помощь в изучении детей в естественных условиях детского сада может оказать дефектолог ПМПК.

Особенно большое значение имеет целенаправленное изучение неуспевающих детей в условиях общеоб­разовательной школы. Обычно уже в первой четверти у некоторых детей выявляются трудности в обучении. Дефектолог должен помочь учителю обще­образовательной школы установить характер и причины неуспеваемости детей, наметить пути работы с ребен­ком, показать учителю приемы наиболее эффективной помощи в каждом отдельном случае. Учитель ведет наб­людение по предложенной дефектологом программе. Повторное изучение неуспевающих детей проводится в начале четвертой четверти. Па основе бесед с учителем и анализа успехов и неудач решается вопрос о месте их дальнейшего обучения. Изучение детей проводится в контакте с районным психоневрологом и школьным пси­хологом. При проведении подобного изучения многие дети будут избавлены от моральных переживаний, свя­занных с преждевременным направлением их в консуль­тацию. Если же
необходимость в направлении все-таки возникает, материалы наблюдений, которые в течение учебного года по совету дефектолога тщательно собирал учитель, облегчат обследование ребенка в консультации.

Если состояние ребенка оказывается настолько слож­ным, что члены ПМПК сомневаются в диагнозе, необхо­димо продолжить его изучение. В зависимости от ко­личества детей, нуждающихся в дополнительном изуче­нии, их возраста и состояния могут быть использованы разные пути.

В тех случаях, когда вопрос не ясен в отношении 8— 10 детей, можно создать диагностические («от­борочные») группы.

Впервые такие группы были организованы в 1960— 1962 гг. во вспомогательных школах Москвы, Свердлов­ска, Казани, Ульяновска, Каунаса, Киева и др. Опыт работы этих групп был обобщен и опубликован в 1964 г.1.

Диагностические группы создаются на базе специ­альной школы VIII вида, лучше интернатного типа. Они могут функционировать и на базе ПМПК. Срок работы группы от 6 до 12 дней. Для проведения заня­тий в группе назначается педагог-дефектолог, владею­щий методикой обучения детей в начальных классах.

Периодически наблюдение за детьми и их обследо­вание проводят психолог, логопед и врач-психоневро­лог. Все наблюдения тщательно фиксируются, а по окон­чании работы обобщаются и передаются в ПМПК.

В зависимости от контингента детей в группе состав­ляется расписание занятий на каждый день. Каждый день проводится четыре урока, а в первый и последний дни по три урока с переменами по 15 и 20 минут. Пере­мены увеличены, чтобы дети могли отдохнуть, поиграть, поесть и т. д. Поведение детей в это время также изу­чается и фиксируется. Важно получить сведения о различных сторонах их психической деятельности.

Для того чтобы полнее выявить особенности позна­вательной деятельности ребенка, его эмоционально-во­левые качества, помимо наблюдений за поведением в свободное время используются специальные уроки, ко­торые по своему характеру отличаются от обычных обу­чающих уроков. Они являются продолжением той ра­боты, которая была начата в комиссии, поэтому на каж­дом этапе урока ставится определенная диагностическая задача. При этом выявляется не только то, чего достиг ребенок к моменту обследования, но и его потенциаль­ные возможности, умение пользоваться помощью в про­цессе обучения, динамика развития. Основное место на уроке отводится индивидуальным формам занятий с детьми. Учитель стремится максимально точно опреде­лить возможности каждого ребенка, применяя с этой целью различный раздаточный материал психолого-пе­дагогического характера. Хотя каждый урок имеет свою специфическую направленность (выявление навыков счета, письма, чтения и т. д.), он не является «чистым» уроком только письма или только чтения и т. п. На каж­дом таком уроке исследуются различные стороны пси­хики детей.