ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 245
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наиболее характерной является сама деятельность. У детей с глубокой умственной отсталостью (имбецилов) наблюдается лишь бездумное манипулирование объектами (картинками, которые надо разложить последовательно; кубиками, которые требуется положить в определенном порядке; колечками пирамиды и т. д.). Имбецил бесцельно перекладывает эти предметы, бросает их, берет в рот, кладет в карман и т. п. После того как экспериментатор начинает раскладывание (например, строит из палочек заборчик с учетом цветовой последовательности), ребенок кладет палочки, но не учитывает образец, «соскальзывая» на простое перебирание палочек, не следит за правильностью выполнения. Он не может оценить свою работу, потому что не понимает ее смысла.
Деятельность детей-дебилов по сравнению с деятельностью имбецилов характеризуется определенной направленностью, хотя в отличие от нормальных сверстников их деятельность находится на более низком уровне развития. Дети способны понять конечную цель и с помощью взрослого оценить результат своей работы (это достигается в процессе обучения).
Таковы некоторые наиболее типичные различия, которые могут быть выявлены при обследовании детей.
Приведенные выше задания не исчерпывают всего обследования. Подробнее они освещены в специальной литературе.
В связи с тем что психолого-педагогическая диагностика глубокой умственной отсталости (имбецильности) очень сложна, необходимо длительное динамическое изучение этих детей. Возможность такого изучения предоставляется в подготовительных и диагностических классах, которые могут создаваться на базе специальных школ VIII вида. В детских домах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наличие подготовительных классов является обязательным. В них уточняется диагноз и определяется возможность обучения в условиях специальной школы VIII вида или иного типа учреждений. Целесообразно также создавать диагностические группы в домах-интернатах для глубоко умственно отсталых, в которых вновь поступающие проходят дополнительное обследование во избежание, ошибочного зачисления детей в эти учреждения. В случаях необоснованного направления детей следует добиваться их перевода в учреждения просвещения или здравоохранения. Вопрос о выводе ребенка из учреждения решается специалистами ПМПК.
Основным методом изучения является наблюдение. Оно осуществляется во время занятий, в перемены и в другие режимные периоды. Используются и специальные экспериментально-психологические методики. На каждого ребенка заводится специальная тетрадь (дневник), в которой фиксируются материалы изучения.
Состав учащихся в диагностических классах может быть подвижным. Если в процессе занятий устанавливается, что ребенок может обучаться по программе вспомогательной школы, то на основе развернутой характеристики и заключения специалистов он переводится в соответствующий класс вспомогательной школы. На детей, не способных овладеть программой вспомогательной школы, документы представляются в ПМПК для решения вопроса о переводе их в учреждения социальной защиты (детские дома-интернаты) или специальные школы для детей-имбецилов. В то же время дети, начавшие обучение в первом классе вспомогательной школы и не усваивающие программу, могут быть переведены в диагностический класс для более тщательного изучения и уточнения диагноза.
Контрольные вопросы
1. Каковы принципы и организация обследования детей с глубоким нарушением интеллекта?
2. Что выявляет обследование в ПМПК?
3. Какие задания используются для изучения отдельных психических процессов?
Литература
обязательная
1. Методические указания к психолого-педагогическому изучению детей-имбецилов/Сост. С. Д. Забрамная.— М.: ЦБНТИ Минсобеса РСФСР, 1979.
2. Программно-методические рекомендации по организации и содержанию работы в диагностических классах (для отграничения детей с глубокими формами умственной отсталости)/Сост. С. Д. Забрамная, В. Ф. Мачихина. —М.: Просвещение, 1976.
3. Программно-методические рекомендации по организации и содержанию работы в подготовительном классе вспомогательной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. — М.: Мин. образования РСФСР, 1990.
§ 7. Пути изучения детей,
дополняющие работу
психолого-медико-педагогических
консультаций (ПМПК)
Как мы уже отмечали, сама организация работы ПМПК обеспечивает тщательное динамическое изучение детей, и тем не менее в ряде случаев (нежелание родителей идти с ребенком в консультацию, территориальная отдаленность и др.) более целесообразными оказываются иные пути изучения, которые дополняют исследование, проводимое в консультации. Схематически эти пути, дополняющие работу МПК и ПМПК, можно представить следующим образом:
| | | | Изучение в диагностических группах на базе ПМПК |
| | | | |
| | | | Изучение в диагностических группах при спец. школах в течение 6-12 дней |
| | | | |
Изучение в детских садах | | | | Изучение в классах спец. школы в течение 5-6 дней |
| | | | |
| | ПМПК | | Изучение в диагностических классах при спец. школах в течение 1 года (отграничение легких форм умственной отсталости от нормы) |
| | | | |
Изучение в общеобразовательных школах | | | | Изучение в диагностических классах при спец. школах в течение 1 года (отграничение дебилов от имбецилов) |
| | | | |
| | | | Изучение в подготовительных классах спец. Школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Характеристика путей, дополняющих работу
психолого-медико-педагогических консультаций
Известно, что уже в детском саду некоторые дети обращают на себя внимание рядом особенностей в развитии. В одних случаях беспокойство воспитателей оказывается напрасным, но иногда помощь дефектолога бывает необходимой. Дефектолог помогает вскрыть причины отклонений в поведении, а также организовать правильную коррекционно-воспитательную работу с этими детьми. Изучение ребенка проводится в процессе наблюдения за его деятельностью, главным образом в игре. Важно проследить за тем, может ли он самостоятельно организовать игру, носит ли она творческий характер, стойкий ли интерес к игре. Следует проанализировать, как ведет себя ребенок в коллективных играх, понимает ли правила игры и подчиняется ли им, какова устойчивость эмоционально-волевых процессов, особенности моторики и другие качества.
Наряду с наблюдением за игровой деятельностью ребенка используются и такие методы, как исследование понимания содержания картин, текстов, умение сравнивать предметы, проводить обобщение, усвоение понятий величины, формы, цвета, количества и т. д. Материал для обследования подбирается красочный, привлекающий внимание ребенка. Инструкции должны быть четкими, понятными, задания небольшими, так как дети дошкольного возраста не способны к длительному напряжению. В тех случаях, когда у ребенка нарушен темп развития (имеет место при различных задержках развития), не следует торопиться с устройством его в школу. Целесообразнее бывает оказать необходимую медико-педагогическую помощь ребенку в условиях детского сада. Если же в процессе изучения выявится явная умственная отсталость, то такой ребенок должен быть как можно раньше помещен в учреждение соответствующего типа.
Помощь в изучении детей в естественных условиях детского сада может оказать дефектолог ПМПК.
Особенно большое значение имеет целенаправленное изучение неуспевающих детей в условиях общеобразовательной школы. Обычно уже в первой четверти у некоторых детей выявляются трудности в обучении. Дефектолог должен помочь учителю общеобразовательной школы установить характер и причины неуспеваемости детей, наметить пути работы с ребенком, показать учителю приемы наиболее эффективной помощи в каждом отдельном случае. Учитель ведет наблюдение по предложенной дефектологом программе. Повторное изучение неуспевающих детей проводится в начале четвертой четверти. Па основе бесед с учителем и анализа успехов и неудач решается вопрос о месте их дальнейшего обучения. Изучение детей проводится в контакте с районным психоневрологом и школьным психологом. При проведении подобного изучения многие дети будут избавлены от моральных переживаний, связанных с преждевременным направлением их в консультацию. Если же
необходимость в направлении все-таки возникает, материалы наблюдений, которые в течение учебного года по совету дефектолога тщательно собирал учитель, облегчат обследование ребенка в консультации.
Если состояние ребенка оказывается настолько сложным, что члены ПМПК сомневаются в диагнозе, необходимо продолжить его изучение. В зависимости от количества детей, нуждающихся в дополнительном изучении, их возраста и состояния могут быть использованы разные пути.
В тех случаях, когда вопрос не ясен в отношении 8— 10 детей, можно создать диагностические («отборочные») группы.
Впервые такие группы были организованы в 1960— 1962 гг. во вспомогательных школах Москвы, Свердловска, Казани, Ульяновска, Каунаса, Киева и др. Опыт работы этих групп был обобщен и опубликован в 1964 г.1.
Диагностические группы создаются на базе специальной школы VIII вида, лучше интернатного типа. Они могут функционировать и на базе ПМПК. Срок работы группы от 6 до 12 дней. Для проведения занятий в группе назначается педагог-дефектолог, владеющий методикой обучения детей в начальных классах.
Периодически наблюдение за детьми и их обследование проводят психолог, логопед и врач-психоневролог. Все наблюдения тщательно фиксируются, а по окончании работы обобщаются и передаются в ПМПК.
В зависимости от контингента детей в группе составляется расписание занятий на каждый день. Каждый день проводится четыре урока, а в первый и последний дни по три урока с переменами по 15 и 20 минут. Перемены увеличены, чтобы дети могли отдохнуть, поиграть, поесть и т. д. Поведение детей в это время также изучается и фиксируется. Важно получить сведения о различных сторонах их психической деятельности.
Для того чтобы полнее выявить особенности познавательной деятельности ребенка, его эмоционально-волевые качества, помимо наблюдений за поведением в свободное время используются специальные уроки, которые по своему характеру отличаются от обычных обучающих уроков. Они являются продолжением той работы, которая была начата в комиссии, поэтому на каждом этапе урока ставится определенная диагностическая задача. При этом выявляется не только то, чего достиг ребенок к моменту обследования, но и его потенциальные возможности, умение пользоваться помощью в процессе обучения, динамика развития. Основное место на уроке отводится индивидуальным формам занятий с детьми. Учитель стремится максимально точно определить возможности каждого ребенка, применяя с этой целью различный раздаточный материал психолого-педагогического характера. Хотя каждый урок имеет свою специфическую направленность (выявление навыков счета, письма, чтения и т. д.), он не является «чистым» уроком только письма или только чтения и т. п. На каждом таком уроке исследуются различные стороны психики детей.