Файл: Курсовая работа по дисциплине Психология направления 44. 03. 01 Педагогическое образование профиля Технология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)

Институт технологии, экономики и сервиса

Кафедра технологии, экономики образования и сервиса

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ТЕХНОЛОГИИ)
курсовая работа

по дисциплине «Психология»

направления 44.03.01 Педагогическое образование

профиля «Технология»


«Прошла защиту»

Оценка____________________

Дата ______________________



Исполнитель:

Хлиманенко И. В. (гр. ТЭ-ТБZ-32)

Преподаватели

___________________________

___________________________


Научный руководитель:

Передельская С. А., канд. пс. наук, доц.

Волгоград 2020

СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………….

3

Глава 1. Теоретические основы развития воображения у учащихся посредством учебного предмета (технологии). ………………………….

5

1.1. Сущность и особенности развития воображения у учащихся ……..

5

1.2. Психолого-педагогические условия развития воображения у учащихся посредством учебного предмета (технологии) ………………

9

1.3. Роль уроков технологии в развитии воображения у учащихся.……

12

Глава 2. Эмпирическое исследование развития воображения у учащихся средствами учебного предмета (технологии) ………………

16

2.1. Возможности психолого-педагогической диагностики уровней развития воображения у учащихся ……………………………………….

16

2.2. Реализация комплекса заданий по развития воображения средствами учебного предмета (технологии) ………………...……...…...

22

Заключение………………………………………………………………….

29

Список использованной литературы ……………………………………...

32




ВВЕДЕНИЕ
Проблемa развития воображения школьников актуальна и обусловлена потребностью общества в творчески развитой личности, способной эффективно и нестандартно решать актуальные задачи. Воображение-это широкое понятие, оно выводит человека за пределы его существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек способен "происходить "в разных временных рамках, " жить " в другом времени, чего не может сделать ни одно другое живое существо в нашем мире.

Воображение создает новую комбинацию существующей информации. Оно позволяет расширить процесс познания, играя значительную роль в преобразовании объективного мира. Прежде чем что-то изменить практически, человек изменяет это мысленно. Если бы человек утратил способность воображать, то человечество утратило бы способность завершать колоссальную и утомительную работу в области науки, искусства и практической жизни, и все потому, что мы просто не могли бы представить себе конечный продукт нашей деятельности [35].

Воображение человека всегда направлено на его практическую деятельность. То есть, создавая что-то, человек мысленно воссоздает образ того, что он хочет получить в итоге. Таким образом, человек уже заранее создает образ материальной вещи, который будет произведен в последующей практической деятельности. Эта тенденция охватила практически все сферы жизни и деятельности общества, в том числе и систему образования. Это требует совершенствования учебного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов [7].

Одним из направлений развития воображения и творческих способностей учащихся является формирование творческой личности на уроках технологии.

Данная работа также имеет ярко выраженный педагогический уклон, так как рассматривает воображение учащихся не только в развитии, но и в прямой зависимости от определенного вида школьной деятельности, а именно в зависимости от уроков технологии. На этих уроках используются самые разнообразные материалы для развития творческого воображения учащихся [7].

Объектом исследования является процесс развития воображения учащихся через учебный предмет (технологию).

Предметом исследования являются особенности воображения, использование диагностического комплекса упражнений как средства развития воображения у учащихся.

Цель выявить особенности развития воображения у учащихся на основе теории и методики; изучить и экспериментально проверить возможности развития воображения у учащихся посредством учебного предмета (технологии).



Задачи:

- раскрыть понятие воображения и изучить теоретические закономерности его развития у учащихся;

- подобрать и апробировать диагностическую программу по изучению воображения учащихся с помощью уроков технологии;

- провести диагностику по результатам изучения особенностей воображения учащихся,

- проанализировать их влияние на уровень развития воображения у учащихся посредствам учебного предмета (технологии).

Глава 1. Теоретические основы развития воображения у учащихся посредством учебного предмета (технологии)
1.1. Сущность и особенности развития воображения у учащихся

Согласно периодизации психического развития, предложенной Л. С. Выготским, в младшем школьном возрасте центральным психическим процессом является воображение. Процесс формирования воображения происходит через игру, обучение и межличностное общение. Воображение в психологии рассматривается как одна из форм рефлексивной деятельности сознания. Отечественные психологи считают, что воображение отражает действительность не как существующую реальность, а как возможность, вероятность.

Исходя из вышесказанного, воображение - это психический познавательный процесс, в котором отражение действительности происходит в особой форме – объективно или субъективно новой, созданной на основе образов восприятия, памяти и знаний, приобретенных в процессе речевого общения [29].

Воображение - это особая форма человеческой психики, которая стоит особняком от других психических процессов и в то же время занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Воображение - это особая форма человеческой психики, которая стоит особняком от других психических процессов и в то же время занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью [34].

Воображение может быть четырех основных типов:
- активное воображение характеризуется тем, что, используя его, человек по собственной воле, усилием воли вызывает соответствующие образы;
- пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека;


- продуктивное воображение отличается тем, что в нем реальность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. В то же время эта реальность творчески трансформируется в образе;
- репродуктивное воображение при его использовании задача состоит в том, чтобы воспроизвести реальность такой, какая она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше похоже на восприятие или память, чем на творчество.

Много известно о значении воображения в жизни человека, о том, как оно влияет на его психические состояния, процессы и даже на организм. Благодаря воображению человек творит, рационально организует свою деятельность и управляет ею. Почти вся духовная и материальная культура человека является продуктом творчества и воображения людей, и то, какое значение эта культура имеет для умственного развития и совершенствования вида "homosapiens", уже достаточно хорошо известно. Воображение выводит человека за пределы его непосредственного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее [34].

Обладая богатым воображением, человек может "жить" во множестве времен, чего не может позволить себе ни одно живое существо в мире. Прошлое фиксируется в образах памяти, произвольно воссоздается силой воли, будущее передается в мечтах и фантазиях ... Воображение-это особая форма рефлексии, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки существующих представлений и понятий.

Воображение часто называют фантазией. Главная задача - представить ожидаемый результат до его реализации. Процесс визуализации носит глубоко личностный характер, и его результатом является формирование особого внутреннего мироощущения, способности видеть "глазами другого" и личностного облика новообразований: желания изменить наличную ситуацию, умения находить новое известное, игрового мироощущения [35].

Суть в том, что человек создает в своем сознании образ, которого еще нет в реальном мире. Основой для создания такого образа является наш опыт, который мы получили при взаимодействии с реальностью. Этот процесс - процесс создания новых мысленных психических образов - был назван воображением. Ранее увиденное, усвоенное и сохраненное в памяти позволяет человеку оперировать имеющейся информацией и создавать различные представления и образы. Иными словами, эти образы всегда составляются на основе частей или элементов, которые человек уже наблюдал в своей жизни. Психический процесс, в котором создаются такие образы объектов и явлений, называется воображением [27].


Советский психолог С. Л. Рубинштейн писал: " Воображение - это уход от прошлого опыта, это трансформация настоящего и порождение на этой основе новых образов" [34].

Благодаря воображению, которое занимает значительное место в жизни
человечества, мы способны воображать и мечтать, мы способны "выйти" за пределы границы вашего "существования сейчас" и окунитесь в прошлое или увидите частички будущего.

Советский психолог Л. С. Выготский отмечал: "воображение не повторяет впечатлений, которые были накоплены ранее, а выстраивает какие-то новые ряды из предыдущих наколенных впечатлений. Таким образом, введение новых вещей в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что новый образ, которого раньше не было, является основой того, что называется воображением [11].

Окружающая среда - это многогранный проблемный мир для человеческого сознания, которое также невозможно без достаточно развитого воображения. Наше воображение, как основа визуального и образного мышления, позволяет человечеству ориентироваться в ситуациях и решать проблемы без вмешательства практических действий. Оно во многом помогает человеку в тех случаях, когда практические действия либо невозможны, либо затруднены или просто нежелательны.

Благодаря воображению человек способен творить, грамотно планировать свою деятельность и управлять ею. Этот мыслительный процесс давал человеку возможность увидеть результат своей деятельности еще до ее начала.

В работах Л. С. Выготского раскрываются основные характеристики воображения вообще и детского воображения в частности. Он считал, что воображение ребенка развивается относительно независимо от ума и поэтому недостаточно контролируется ребенком.

Л. С. Выготский также отмечал, что образы воображения строятся из
элементов, взятых из реальности, из человеческого опыта. В то же время
он отметил и объяснил яркость, свежесть и эмоциональную насыщенность
образов воображения у детей, и большое доверие ребенка в продуктах
своего воображения. Сравнивая воображение ребенка с воображением взрослых, он подчеркивал, что у ребенка не только беднее материал для образов, но и качество и разнообразие сочетаний уступают таковым комбинациям взрослого. В отличие от взрослого, у которого много знаний,
опыт, интуиция, представления ребенка еще недостаточно ясны.