ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: «Покормите птиц зимой»
Проект разработан воспитателем МБДОУ «Ясли-сад комбинированного типа № 351 г.Донецка»
Цель: Формировать представление детей о зимующих птицах, об их образе жизни, о том чем их кормить. Создавать условия для развития познавательного интереса.
Ключевой вопрос: Всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях?
Задачи проекта:
-
Расширить представление детей о зимующих птицах. -
Обобщить знания детей о повадках птиц. -
Воспитывать заботливое отношение к птицам, способствовать возникновению желания помогать им в трудных зимних условиях. -
Прививать детям любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней. -
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности. -
Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь. -
Привлечь внимание детей и родителей к проблемам сохранения природы. -
Стимулировать совместную деятельность родителей и детей.
Формы, методы и приёмы:
-
Беседы, занятия; -
Развивающие дидактические игры; -
Рассматривание иллюстраций, открыток; -
Изготовление кормушек
Механизмы реализации:
Образовательные области | Мероприятия |
| Утренний круг «Зимующие птицы» Комплекс утренней гимнастики «Птицы зимой» |
Познавательное развитие | 1. «Трудно птичкам зимовать, надо птахам помогать» Конспект НОД 2. «Какой корм любят зимующие птицы?» Конспект НОД 3. «Зимующие птицы» презентация |
Социально-коммуникативное развитие | 1.«Покормите птиц зимой» Экологический досуг на прогулке 2. Цикл наблюдений за птицами на участке детского сада в зимний период времени 3. Развивающие игры: пазлы «Зимующие птицы», загадки «Зимующие птицы», лото «Зимующие птицы», головоломка «Зимующие птицы», «Найди тени». |
Речевое развитие | 1.Составление рассказа по картине «Дети в парке кормят птиц» 2.Рассказывание по картине «Птичья столовая» 3.Чтение стихотворения А.Яшина «Покормите птиц зимой» с использованием мнемотаблицы. |
Художественно-эстетическое развитие | 1.«Снегири на ветках» аппликация 2. «Покормите птиц зимой!» рисование 3. «Птички прилетели, на кормушку сели!» лепка 4. «Птичий теремок» игра-инсценировка |
Физическое развитие | 1.«В гости к зимующим птицам» спортивно-познавательное развлечение 2.Подвижные игры на тему «Зимующие птицы» |
Взаимодействие с родителями (законными представителями) | 1.«Покормите птиц зимой» консультация 2. «Птицам надо помогать!» буклет 3. «Чем можно кормить птиц?» памятки 4. «Кормушки для птиц своими руками» консультация |
Ожидаемые результаты:
-
Создание необходимых условий в группе по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц; -
Умение узнавать и различать птиц (воробья, синицу, ворону, сороку, снегиря); -
Умение использовать в речи слова: птица, воробей, синица, голубь, ворона, хвост, лапки, перья, крыло); -
Формирование заботливого отношения к птицам; -
Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой). -
Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений. -
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. -
Активное участие родителей в реализации проекта.
Приложение 1
Конспект НОД «Трудно птичкам зимовать, надо птахам помогать»
Цель: Познакомить детей с зимующими птицами, их условиями жизни зимой.
Задачи:
-
Учить детей различать и называть зимующих птиц. -
Дать детям представление о видах питания птиц. -
Развивать познавательную активность, интерес к миру птиц. -
Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, устной речи, кругозора детей. -
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Словарная работа: зимующие, птаха, кормушка, корм, полны горсти.
Материал и оборудование: ноутбук, презентация, корм для птиц (хлебные крошки, ягоды- рябины, калины, сало, гречка, пшено, семечки, кормушка, аудиозапись голосов птиц, картинки - вырубки зимующих птиц, мольберт.
Ход занятия.
Организационный момент. Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Воспитатель: Читает загадку:
«Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Каркать, петь и ворковать.
Нас зимою подкормите…
Дети, кто мы? Назовите!» (птицы)
-Как вы думаете, про что или про кого мы сегодня будем говорить?
(Ответы детей) (Включается запись «голоса птиц»)
Воспитатель: Дети, послушайте, чьи голоса вы слышите?
Дети: Птички поют. (стук в дверь)
Бабушка Загадушка: Здравствуйте, ребята! Услышала я, как вы хорошо на вопросы отвечаете, и подумала: «Такие умные дети наверное и загадки умеют отгадывать о птицах? Я вам загадаю загадки, а вы угадайте, о какой птичке я говорю. Если вы правильно отгадаете птицу, то её изображение появится на экране. Да ещё отгадку (картинку) на столе найдёт тот, кого я назову, остальные проверяют правильность ответа.
(Ребёнок выходит, находит картинку, воспитатель вешает её на мольберт).
(Компьютерная презентация «Зимующие птицы нашего края», картинки)
Загадки:
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти (Свиристели)
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут! (снегирь)
Целый день без перерыва -
Кар-кар-кар,
- кричит сварливо… (ворона).
Прыгает мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает… (Воробей)
Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет… (Голубь.)
Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор… (Дятел)
Непоседа - невеличка
Жёлтогрудая птичка
Ем я сало и пшеничку
А зовут меня?. (синичка)
Физкультминутка (А. Барто)
Скачет шустрая синица,
(Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится,
(Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок,
(Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок.
(Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку,
(Присели.)
Почесала клювом грудку,
(Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень,
(Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири,
(Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень!
(Прыжки на месте на двух ногах.)
Бабушка Загадушка: Вот ещё одну загадку я вам загадаю…
В тёплом гнёздышке уютном
Вывелись зимой птенцы,
Им мороз не страшен лютый,
Вот какие молодцы. (Клёст)
Воспитатель: Дети, клёст - зимующая птица, но она отличается от других зимовщиков. А чем, вы сейчас узнаете, прослушав разговор клеста и синички.
Синичка: Ты, Клёст, чего визжишь, обидели тебя, что ли?
Клёст: Да нет, Синичка, это я радуюсь.
Синичка: Нашёл время радоваться.
Клёст: Как раз самое время, как раз. У меня в гнезде птички вывелись до чего милые, до чего хорошие.
Синичка: В такой-то мороз? Да они живыми не останутся.
Клёст: Ещё как будут жить - поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать Клестиха греет их вроде печки. И тепло им и сытно, и от моей песенки весело.
Воспитатель: Чем же отличается клёст от других зимующих птиц? (Выводит зимой птенцов)
Бабушка Загадушка: - Молодцы, все загадки мои отгадали! Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи?
А вот что общего в строении у всех птиц? (круглая головка, овальное туловище, покрытое перьями,2 крыла, 2 лапки, хвост, клюв)
Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга? (Размером, окраской, оперением)
Дидактическое упражнение «Для чего?»
- Для чего птице клюв? (есть, пить)
- Для чего птице крылья? (летать)
- Для чего птице лапки? (передвигаться по земле, цепляться за ветки)
- Для чего птице пёрышки?
- Для чего птице хвост?
Бабушка Загадушка: А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Какой птички не стало? Я буду убирать одну картинку птицы на мольберте, а вы её назовёте, закройте глазки. Какой птички не стало?
Бабушка Загадушка: Молодцы, хорошо поиграли…. Вижу птиц, вы знаете хорошо. А знаете ли вы, как они поют? Сейчас мы это проверим.
Игра “Птичий концерт” (дети издают пение птиц)
Воробьи – чирик – чирик
Синицы – синь – синь
Ворона – кар – кар
Дятел – тррр – тррр
Клёст – цок – цок – цок
Свиристель – тюр –тюр – тюр
Снегирь – дю – дю – дю.
Воспитатель: Ну прямо настоящий птичий концерт!
Бабушка Загадушка: Почему в зимнее время птицы приближаются к человеческому жилью, как вы думаете? (Чтобы люди им помогли, подкормили.)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма!
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна – И не страшна
Будет им зима.
Воспитатель: О чем это стихотворение?
Дети: О птицах, их надо кормить.
Воспитатель: Какой же корм им нужен? (Ответы детей.)
Пальчиковая гимнастика"Птички зимой"
Прилетайте, птички!
(«Зовущие» движения пальцами обеих рук)
Сала дам синичке.
(«Режущие движения» одной ладони по другой)
Покрашу немножко,
(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)
Хлебные крошки.
(Тереть подушечки пальцев друг о друга)
Эти крошки – голубям,
(Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям.
(Вытянуть левую руку с раскрытой ладонью)
Галки да вороны
Ешьте макароны
(Тереть ладонь о ладонь)
Бабушка Загадушка: А у вас есть кормушки на прогулочном участке? (Ответы детей.) Я принесла корм для птиц, предлагаю вам на прогулке подкармливать птиц, им будет легче переноси холод. Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями. До свидания, до новых встреч!
Рефлексия. Ребята, кто сегодня был у нас в гостях? О каких птицах мы говорили? Как сказать, одним словом? Как нужно помогать птицам зимой? Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать. Я рада, что вы такие добрые, заботливые, отзывчивые, готовые прийти на помощь.
Приложение 2
Конспект НОД «Какой корм любят зимующие птицы?»
Цель:
-
Расширять представления воспитанников о зимующих птицах, роли человека в жизни птиц. -
Развивать коммуникативные способности. -
Воспитывать чувство сопереживания, желание и готовность помочь в трудные минуты.
Ход:
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Ответы детей: Сейчас зима. Наступила зима.
Воспитатель: Что зима принесла с собой?
Ответы детей: Стало очень холодно. Выпал снег. Снег закрыл землю.
Воспитатель: Подумайте, всем ли нравится то, чем гордится Зимушка-зима?
Ответы детей: Зимой очень холодно, а я не люблю холод. Наверное животным холодно. Птицам тоже холодно.
Воспитатель: У зимы бывает разное настроение: то она радостная, то сварливая и даже злая.
Чтение отрывка из рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы».
«Разозлилась старуха зима, задумала всякое дыхание со света сжить. Прежде всего, она стала до птиц добираться: надоели они ей своим криком и писком. Подула зима холодом, сорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться, стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны…»
Есть птицы перелетные - это те птицы, которые улетают от нас на зимовку в южные страны. И зимующие - эти птицы смелые, они не улетают от нас зимой.
Отгадайте загадки:
Непоседа-невеличка,
Желтогруденькая птичка.
Ем я сало и пшеничку,
А зовут меня… (синичка)
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей
Я бывалый … (воробей)
Я в берете ярко-красном,
В серой курточке атласной,
Я деревьям всем приятель,
А зовут меня все … (дятел)
Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.(снегирь)
Воспитатель: Каких зимующих птиц вы еще знаете?
Ответы детей: Я видел зимой ворону. К нам прилетала сорока. Я видела на дереве около окна снегиря. Ещё не улетают голуби, синички, воробьи.
Воспитатель: Птицам трудно приходится зимой, им не только холодно, но и голодно. Нет ни букашек, ни жучков, ни ягодок, ни травки. Тяжело зимой птицам отыскать еду. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден. Особенно страдают синицы.
Как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму?
Ответы детей: Мы можем повесить кормушки. Надо каждый день насыпать в кормушки корм.
Воспитатель: Нужно делать кормушки. Одна кормушка может спасти от смерти много синиц за зиму. А синицы спасают от вредителей деревья.
Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим. Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек.
Хорошо, если вы сможете разместить кормушку для птиц так, чтобы вам было удобно наблюдать за ними.
Но что делать, если папа или дедушка не может вам помочь смастерить кормушку из фанеры, а кормушку хочется сделать прямо сейчас? Воспользуйтесь подручными средствами – пакетами из-под молока, кефира, сока, возьмите пластиковую бутыль. Попросите старших сестру или брата, прорежьте отверстия с двух сторон, оставив бортик снизу, а сверху проденьте веревочку или проволочку, чтобы подвесить кормушку.
Но сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Корм для птиц можно сыпать не только в кормушку, но и просто на снег там, где он утоптан. Кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное. Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
- во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
- подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы будут сами прилетать к этому времени;
- кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
- корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
А чем можно кормить птиц?
Ответы детей: Синички любят сало. Воробьи клюют всякий корм.
Воспитатель: Можно давать только белый измельченный черствый хлеб. Свежий хлеб на холоде замерзает, и птицы не смогут с ним ничего сделать.
У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо. Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек.
Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнуха, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель. Пшено клюют только воробьи. Красавцы снегири любят ягоды рябины, бузины.
Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».
Послушайте стихотворение Александра Яшина.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов.
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Ребята, оказывается, не только мы помогаем нашим «пернатым» друзьям, но и они приносят нам пользу! Все птицы считаются полезными, так как они истребляют насекомых, в первую очередь различных массовых вредителей культурных растений.
Подскажите, чем ещё полезны птицы?
Ответы детей: Птицы радуют нас песнями. Птицы украшают природу.
Поэтому так важно охранять птиц и привлекать их на поля, огороды и сады, а в зимний период помогать, подкармливать их