Файл: Значение и роль личностей Екатерины ii и Елизаветы Петровны в истории России.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
Итоговый проект по предмету «история»
На тему: «Значение и роль личностей Екатерины II и Елизаветы Петровны в истории России»
Выполнила: ученица 11А класса
Фоман Ева Алексеевна
Руководитель проекта:
Паценко Татьяна Александровна
Учитель географии и моей Карелии МОУ «Средняя школа №12»
Петрозаводск
2023
Содержание
Введение………………………………………………………..........……..……….……………3
Глава 1. Теоретическая часть 1.1 Происхождение и путь к трону……………………………………………………….........…………..................…………5
1.2 Внутренняя политика..…………………………………………................................………………...………6
1.3 Внешняя политика………………………………………………......…...……...….………………………7
1.4 Общее состояние страны в конце правления………………………………………………………………………………………...9
Глава 2 Практическая часть проекта………………..................................……………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………………………...14
Список литературы……………………………………….……………………………………………..15
Приложение №1:…………………………………………………………………………………………….. 16
Приложение №2:…………………………………………………………………………………………….. 17
Введение
Роль личности в истории, особенно в судьбоносные периоды человечества, неизбежно вызывает большой интерес. Тем более что будущее имеет много альтернатив и может изменяться в результате деятельности великих политических и государственных деятелей. Как показывает жизнь, личности, оказавшиеся волей случая у руля государства, могут повлиять на ход исторических событий и процессов. Об этом свидетельствует история, в том числе и России.
Данной теме посвящены многочисленные исследования, поскольку она остается актуальной для каждого поколения. В условиях же глобализации интерес к ней значительно возрастает, поскольку усиливается влияние отдельных личностей на мировые события и процессы.
Династия Романовых – символ и гордость нашей страны. Династия правила целых 305 лет, начиная с 1613 года, и в период правления сформировалась русская народность, четко оформилась русская государственность и вышла на мировую арену русская культура.
Жизни и деятельность императриц Елизаветы и Екатерины II во все времена привлекали внимание общественности. В период подготовки и проведения крупных реформ преобразования, проведённые императрицами, становятся объектом повышенного интереса. Огромен интерес к этим личностям и в нынешнее время.
Меня заинтересовала данная тема после поездки с классом в Петергоф, где мы увидели потрясающие залы Екатерины Великой и Елизаветы Петровны, именно тогда мне и пришла идея получше ознакомиться с периодами правления двух великих императриц. Помимо этого, изучая на уроках истории династию Романовых, меня тоже очень заинтересовали вопросы, связанные с жизнью и деятельностью Екатерины 2 и Елизаветы Петровны..
Актуальность данной темы: мы как граждане нашей страны должны изучать деятельность исторических личностей для более глубокого осмысления прошлого нашего Отечества.
Цель работы: определение значимости и роли личностей Екатерины 2 и Елизаветы Петровны в развитии истории нашей страны.
Гипотеза: правления и достижения Елизаветы Петровны и Екатерины II оказали значительное влияние на ход истории как отечественной, так и мировой.
Задачи:
1. Собрать информацию по данной теме
2. Проанализировать деятельность и направления внешней и внутренней политики Екатерины 2 и Елизаветы Петровны
3. Провести анкетирование учащихся 9 класса с целью выяснить, насколько хорошо учащиеся знают данные эпохи правления и считают ли они, что периоды правления и достижения императриц оказали огромное влияние на ход истории
4. Сравнить деятельность Екатерины 2 и Елизаветы Петровны
5. Написать реферат по выбранной теме
6. Сделать вывол на основе собранного материала
Методы исследования:
1. Анализ литературы
2. Сравнение, сопоставление
3. Анкетирование
Предмет исследования: политика Екатерины 2 и императрицы Елизаветы, проводимые императрицами реформы.
Объект исследования: периоды правления Екатерины 2 и Елизаветы.
Практическая значимость:
-
Изучение исторического прошлого нашей страны -
Анкетирование учащихся 9 класса для того, чтобы выяснить, насколько хорошо учащиеся знают эпохи правления Екатерины 2 и Елизаветы Петровны и считают ли они, что периоды правления и достижения императриц оказали огромное влияние на ход отечественной и мировой истории.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Происхождение и путь к трону
Елизавета Петровна с детства необыкновенно красивая, она проводила отрочество и юность в балах и развлечениях. Росла в Москве, а летом уезжала в Покровское, Преображенское, Измайловское или Александровскую слободу. Отца в детстве она видела редко, воспитанием будущей императрицы занималась его сестра, царевна Наталья Алексеевна, или семья А.Д.Меншикова.
После брака родителей стала носить титул цесаревны. Завещание Екатерины I 1727 года предусматривало права цесаревны и её потомства на престол после Петра I и Анны Петровны. В последний год правления Екатерины I при дворе часто говорили о возможности брака между Елизаветой Петровной и ее племянником Петром II, который был влюблен в нее беззаветно. После внезапной смерти юного императора от черной оспы в январе 1730 г. она, несмотря на завещание Екатерины I, являясь все-таки фактически незаконнорожденной, не рассматривалась в высшем свете как одна из претенденток на престол, который заняла её кузина Анна Иоанновна. В её правление (1730—1740 гг.) цесаревна находилась в опале, но недовольные Анной Иоанновной и Бироном возлагали большие надежды на нее.
Пользуясь падением авторитета и влияния власти в период регентства Анны Леопольдовны, в ночь на 25 ноября 1741 года 32-летняя цесаревна Елизавета Петровна в сопровождении графа М.И.Воронцова, лейб-медика Лестока и учителя музыки Шварца со словами «Ребята! Вы знаете, чья я дочь, ступайте за мною! Как вы служили отцу моему, так и мне послужите верностью вашей!» подняла за собой гренадерскую роту Преображенского полка. Таким образом осуществился государственный переворот в ходе которого свергли Ивана VI, его мать, правительницу-регентшу Анну Леопольдовну.
На ход государственных дел во время всего правления влияли ее фавориты — братья Разумовские, Шуваловы, Воронцовы, А.П. Бестужев-Рюмин.
Первым подписанным будущей императрицей документом стал манифест, в котором доказывалось, что после смерти предыдущего императора лишь она – единственная законная наследница престола. Также она пожелала устроить коронационные торжества в Успенском соборе Кремля и 25 апреля 1742 г. сама возложила на себя корону.
Екатерина II — императрица, которая правила в России 34 года (1762-1796). Происходила из мелкого северогерманского княжеского рода. Получила домашнее образование. Умная и честолюбивая, она воспитывалась в строгости, и природная ее гордость всячески подавлялась.
В 1744 Екатерина II приехала в Россию по приглашению Елизаветы Петровны. Приняв православие и получив имя Екатерины Алексеевны, в 1745 вступила в брак с великим князем Петром Федоровичем, впоследствии Петром III.
Придворные развлечения скоро наскучили молодой женщине, муж стал равнодушным. Однажды она забрела в дворцовую библиотеку, поразилась количеству книг и начала постигать мир. Чтение книг так увлекло Екатерину, что это стало для нее ежедневной потребностью до конца жизни. Она начала с любовных романов, потом читала труды французских просветителей. Екатерина стала прекрасно разбираться во многих вопросах государственной власти. Она подмечала все ошибки и промахи, совершаемые императрицей Елизаветой Петровной, просчитывала ситуации и предполагала, как бы она поступила в том или ином случае. Екатерина делала все, чтобы нравиться придворным своей набожностью, щедростью, умом и добротой. Слухи о ее добродетели распространились далеко за пределы дворца.
В 1754 Екатерина II родила сына, будущего императора Павла I. Болезнь Елизаветы Петровны и нелюбовь мужа делали возможной высылку Екатерины II из России или заточение в монастырь. После воцарения Петра III, относившегося к ней все более враждебно, ее положение стало шатким. Опираясь на гвардейские полки, 28 июня 1762 Екатерина II совершила бескровный переворот и стала самодержавной императрицей, так как около 12 лет формировала основу своей власти, искала сторонников среди гвардейских офицеров, придворных, духовенства, и простого народа. Петербург ликовал, когда узнал о свершившемся перевороте. Екатерине присягнули, как императрице. Ей оставалось только доказать, что она достойна короны и той огромной страны, за жизнь которой она теперь была в ответе. Её муж — Петр 3 был Российским государем всего 186 дней.
1.2 Внутренняя политика
Основными принципами внутренней и внешней политики Елизавета провозгласила возвращение к петровским преобразованиям. Она упразднила возникшие после смерти отца государственные институты (Кабинет министров и др.), восстановила роль Сената, коллегий, Главного магистрата.
В 1741 г. императрица приняла Указ, по которому признавалось существование «ламайской веры», буддизм был официально принят государственной религией в Российской империи. В 1744-1747гг. проведена 2-ая перепись податного населения. В 1754 г. ликвидированы внутригосударственные таможни, что привело к значительному оживлению торговых связей между регионами. Были основаны 1-е русские банки — Дворянский (Заёмный), Купеческий и Медный (Государственный). Осуществлена реформа налогообложения, которая позволила улучшить финансовое положение страны.
В социальной политике продолжилась линия расширения прав дворянства. В 1746 году за дворянами было закреплено право владеть землей и крестьянами. В 1760 году помещиками получено право ссылать крестьян в Сибирь с зачетом их вместо рекрутов. А крестьянам было запрещено вести денежные операции без разрешения помещиков. Была отменена смертная казнь (1756 год), остановлена массовая практика изощренных пыток. При Елизавете Петровне были реорганизованы военно-учебные заведения. В 1744 году вышел указ о расширении сети начальных школ. Открыты 1-ые гимназии: в Москве (1755 г.) и Казани (1758 г.). В 1755 г. по инициативе ее фаворита И.И. Шувалова основан Московский университет, а в 1760 году — Академия художеств. Созданы выдающиеся знаменитые памятники культуры (царскосельский Екатерининский дворец и др.). Оказывалась поддержка М. В. Ломоносову и другим представителям русской культуры и науки. В 1755 г. стала выходить газета «Московские ведомости», а с 1760 г. первый московский журнал «Полезное увеселение».
В целом внутренняя политика императрицы отличалась стабильностью и нацеленностью на рост авторитета и мощи государственной власти. Таким образом, курс Елизаветы Петровны был первым шагом к политике просвещенного абсолютизма.
Екатерина в новых условиях решала задачу укрепления власть дворянства на местах, ее целью было предотвращение новых выступлений. Страх перед восставшими был так велик, что Екатерина II приказала переименовать реку Яик в Урал, Яицкое казачество – в Уральское. Более чем вдвое увеличилось число чиновников на местах.