Файл: Значение и роль личностей Екатерины ii и Елизаветы Петровны в истории России.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проницательный взгляд Екатерины был одинаково внимателен к явлениям жизни как в России, так и за границей. Узнав через два месяца после своего вступления на престол, что знаменитая Французская энциклопедия осуждена Парижским парламентом за безбожие и продолжение ее запрещено, Екатерина предложила Вольтеру и Дидро издать энциклопедию в Риге. Одно это предложение привлекло на сторону императрицы лучшие умы, которые затем дали направление общественному мнению всей Европы.
Екатерина отличалась показным благочестием, считала себя главой и защитницей Русской Православной Церкви, умело использовала религию в своих политических интересах. В духе времени она проповедовала терпимость. При ней прекратились гонения на старообрядцев, строились католические и протестантские церкви и мечети, но все же переход из православия в другую веру сурово карался.
Екатерина была убежденной противницей крепостного права, считая его бесчеловечным и противоречащим самой природе человека. В ее работах много резких высказываний по этому вопросу, а также рассуждений о различных вариантах ликвидации крепостного права. Однако она не решалась делать ничего конкретного в этой области из-за вполне обоснованного страха перед дворянским бунтом и очередным переворотом. В то же время Екатерина была убеждена в духовной отсталости русских крестьян и потому в опасности предоставления им свободы, считая, что жизнь крестьян среди заботливых помещиков была вполне благополучной.
Одаренная литературным талантом, Екатерина принимала активное участие в литературе своего времени. Литературное движение, которое она возбудила, было посвящено развитию идей Просвещения XVIII века.
Мысли о воспитании, кратко изложенные в одной из глав "приказа", были впоследствии подробно развиты императрицей в аллегорических сказках и главным образом в "наставлении князю Н. Салтыкову", данном при назначении его воспитателем князьям Александру и Константину Павловичам (1784). В своих трудах Екатерина ставила нравственный элемент на первое место в воспитании-укоренение в душе человечности, справедливости, уважения к законам, снисходительности к людям. В то же время она требовала, чтобы умственные и физические аспекты образования получили надлежащее развитие. Лично руководя воспитанием внуков до семилетнего возраста, она составила для них целую учебную библиотеку.
В чисто вымышленных произведениях, к которым относятся журнальные статьи и драматические произведения, Екатерина гораздо оригинальнее. Указывая на действительные противоречия идеалов, бытия в обществе, ее комедии и сатирические статьи должны были внести значительный вклад в развитие общественного сознания, сделав более ясным значение и целесообразность проводимых ею реформ.
Сама Екатерина не придавала никакого значения своей литературной деятельности. "Я смотрю на свои сочинения, - писала она Гримму, - как на безделушки. Я люблю экспериментировать во всех видах, но мне кажется, что все, что я написал, довольно посредственно, поэтому, кроме развлечения, я не придавал этому никакого значения."
-
Вывод о роли и значении Екатерины II в истории России
Будучи человеком целеустремленным, императрица сумела доказать, что достойна занять российский престол. Из всех женщин, царствовавших в России в XVIII веке, только Екатерина II правила самостоятельно, вникая во все вопросы внутренней и внешней политики. Она видела свои главные задачи в укреплении самодержавия, в реорганизации государственного аппарата с целью его укрепления, в укреплении международных позиций России. Во многом ей это удалось, и время ее правления-одна из самых блестящих страниц русской истории.
Екатерина II объявила себя преемницей Петра I. Уже в начале царствования она сосредоточила в своих руках всю законодательную и административную власть. Екатерина считала, что для внутренней силы многонациональная империя должна управляться по тем же принципам. Императрица, в отличие от своих предшественников, сформулировала четкую политическую программу. В своей работе Екатерина опиралась на дворянство, анализируя при этом настроения всех слоев общества. Несмотря на многие качества, полезные для главы государства, Екатерина боялась потерять престол, что неудивительно, учитывая исторический опыт России в этом вопросе после смерти Петра I. Именно поэтому она не решалась ничего предпринять в области ликвидации крепостного права.
Царствование Екатерины II характеризовалось экстенсивным развитием экономики и торговли при сохранении "патриархальной" промышленности и сельского хозяйства. Россия при Екатерине укрепила свои международные позиции.
7. Биография Елизаветы Петровны
На престоле оказалась та, которую ждал народ. Россияне давно полюбили дочь сурового и умного царя Петра Великого, истинно русскую натуру, законную наследницу русского престола. И в войсках, и в народе возрастала озлобленность на засилие немцев и на то, как Елизавету Петровну раз за разом отодвигали от трона курляндско – брауншвейгские наследники, которым мало было дела, как до России, так и до национальной гордости ее подданных. То, что строил и создавал Петр I, после его смерти разорялось и разваливалось при их владычестве.
Личность Елизаветы Петровны – дочери Петра Великого выглядит менее значительно по сравнению с великим отцом, так и по сравнению с ее последовательницей – Екатериной II. Нужно отдать должное царице, которая с настойчивостью воплощала в жизнь петровские идеи и сделала много для процветания и прославления России.
Помня и преклоняясь перед делами Петра Великого, она продолжала преобразования, начатые им, готовила почву и явилась предшественницей Екатерины II. С самого начала своего правления Елизавета показала пример гуманности и великодушия.
В правление Елизаветы Петровны были предприняты меры, направленные на развитие экономики страны.
Особое внимание Елизавета уделяла внешней и внутренней политике, лично занимаясь решением вопросов этой сферы.
Царствование Елизаветы Петровны было благоприятно для развития культуры.
Императрица Елизавета Петровна родилась около Москвы в селе Коломенском 18 декабря 1709 году. В этот день Петр I возвращался в Москву после Полтавской победы.
От второй жены Екатерины I у Петра до совершеннолетия выжили две дочери Анна и Елизавета. Девочки появились на свет раньше официального бракосочетания родителей, поэтому многие придворные считали их незаконнорожденными, не имеющие прав на престол.
Еще девочкой Елизавета удивляла современников боевым характером и открытостью натуры. Все окружающие отмечали редкую красоту принцессы Елизаветы. От матери Елизавете передалось хорошее здоровье, бодрость и жизнерадостный характер.
Петр Великий стремился укреплять международный авторитет России с помощью династических браков своих дочерей. Елизавету он намеревался выдать замуж за французского короля Людовика XV. Поэтому в воспитании дочерей Петр I много уделял изучению иностранных языков и европейскому придворному этикету. Елизавета Петровна превосходно знала французский
, итальянский, немецкий язык. Она прекрасно танцевала, отличалась веселым нравом, была подвижна, эмоциональна и проста в общении. Очень любила принимать гостей. Екатерина щедро одаривала бедных, с радостью участвовала в свадьбах, крестинах, праздниках. Народу нравилась ее открытая, истинно русская душа, гвардейцы были на ее стороне.
19 января 1730 года умер ее отец Петр Великий. У нее была возможность заявить о своем праве на престол, но в ту пору ее мало привлекало желание царствовать. Для Анны Ивановны это был подарок судьбы. За все годы правления она боялась Елизаветы. За внешней любезностью она скрывала ненависть к цесаревне. И даже на смертном одре Анну Ивановну не посетила мысль отдать престол Елизавете. Императором, по ее воле стал младенец Иван VI Антонович, правнук царя Ивана V, права которого на трон были весьма сомнительны. Последующие назначения на престол Бирона и Анны Леопольдовны – принесли новые унижения и россиянам, и Елизавете Петровне. Волна массовых недовольств привела к заговору против императора Ивана VI и его матери, Анны Леопольдовны. Инициатором заговора был врач Лесток, перед которым стояла задача привести к престолу Елизавету Петровну и с ее помощью положить конец немецкому засилью в России.
В ночь с 25 на 26 ноября 1741 года успешный дворцовый переворот привел на престол Елизавету Петровну.
Сенат, Синод и генералитет в полном составе собрались в ту же ночь во дворце Елизаветы и принесли ей присягу.
Надев на себя орден Андрея Первозванного, Елизавета вышла на балкон дворца и приняла присягу от гвардейцев и военных.
Заступив на трон, Елизавета Петровна щедро наградила тех, кто привел ее к власти, а своих противников Остерман и Миних, подвергла следствию и суду. Суд приговорил: Остермана – колесовать, а Миниха – четвертовать, прочих казнить или сослать в Сибирь. В последний момент, Елизавета заменила осужденным смертную казнь на ссылку и заточение. Остерман был сослан в Березов, где и умер в 1747году.
А Миних был сослан в Пелым, в тот самый отдаленный городок, куда по его совету, Анна Леопольдовна сослала ненавистного ей Бирона. Направляющийся в Пелым Миних встретился на одной из станций с Бироном, возвращающимся, из отдаленной ссылки Елизавета Петровна смягчила его участь и разрешила проживать в Ярославле. За то, что Бирон не раз спасал ее от монастыря во времена Анны Ивановны. Миних прожил в тяжелом заточении двадцать лет и был возвращен ко двору уже при преемнике Елизаветы, Петре III.
Государыня вернула из ссылки и оставшихся в живых князей Долгоруких, и тех, кто пострадал от жестокости Анны Ивановны.
8. Начало правления Елизаветы Петровны
Короновалась новая императрица 25 апреля 1742 года в Москве. В начале своего правления Елизавета Петровна объявила, что будет всем следовать по стопам своего великого отца. Она восстановила Сенат и часто посещала его, стремясь самой вершить государственные дела. Веселая и безмятежная, красивая и жизнерадостная Екатерина стала уставать от сложности государственных дел, адресуя их людям своего окружения.
В первые годы правления огромное влияние на государыню имел ее личный врач Лесток, при поддержке которого она пришла к власти. Благодаря врачу Лестоку Елизавета Петровна освободила от власти всех немцев – сановников и сменила их русскими людьми. Такая угроза не коснулась немцев – специалистов, которых государыня, как и ее отец, Петр Великий, продолжала приглашать в страну вместе с другими иностранцами.
Так рядом со старыми слугами Елизаветы – Разумовскими, Воронцовыми, Шуваловыми стали у дел и люди старого правительства – Бестужев-Рюмин, Черкасский и Трубецкой. В рядах дипломатов даже остались немцы: Кейзерлинг – посланник в Вене и Варшаве, Корф – в Копенгагене, Гросс – в Гааге.
9. Событий во внутренней политике Елизаветы Петровны
На престол Елизавета вступила 32-летней женщиной. Высокая, стройная, красивая, с роскошными темными волосами, с лучистыми голубыми глазами, она была хороша собой.
Характер ее сформировался окончательно, вкусы и взгляды определились, по образованию и характеру Елизавета не могла стать во главе государства активным его правителем. Неподготовленность к делам заставляла ее управлять с помощью доверенных лиц. Елизавета сложные решения принимала с осторожностью и сдержанностью. Она искала наилучший исход при разноречивых советах и всевозможных влияниях. Когда ее решение было продуманно, императрица быстро выполняла свои дела и давала указания.
Самым близким к императрице был Алексей Григорьевич Разумовский. Придание гласит, что он был негласно обвенчан с Елизаветой Петровной. Привязанность Елизаветы к Разумовскому была очень крепка, она продолжалась до ее смерти, и Разумовский неизменно оставался одним из самых влиятельных людей России. Он стал кавалером всех русских орденов и генералом-фельдмаршалом и был возведен в графы Римской империи. Разумовский был очень властен, но отличаясь честным, порядочным, благодушным и ленивым характером, мало влиял на государственное управления, уклоняясь от правительственных дел, делал много добра в Малороссии и России.