Файл: Значение и роль личностей Екатерины ii и Елизаветы Петровны в истории России.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рост экономического развития страны отражает и увеличившийся экспорт товаров. Если в 1760 г. общая сумма экспорта составляла 13886 тыс. руб., то в 1790 г. – 39 643 тыс. Одних лишь промышленных изделий за те же годы было вывезено на 2183 и 5708 тыс. руб. соответственно. Блестящие перспективы сулило открытие постоянной торговли через российские порты Черного моря. Одним из главных экспортных товаров здесь стала пшеница твердых сортов.
Заслуги императрицы в развитии экономики России и просвещении трудно переоценить. Она же свою роль в стремлении достижения «истинного блага» оценивала скромно: «Что бы я ни сделала для России, — это будет только капля в море». Но вот мнение ее современника – мемуариста А.И. Рибопьера: Екатерина «как женщина и как монархиня… вполне достойна удивления». Славу прекрасного ее царствования не мог затмить ни один из новейших монархов. В своих мемуарах все объективно оценивающие Екатерину современники единодушно восхищались ее умом, обаянием и талантами.
Многие писали, что в ней дивно соединились качества, редко встречаемые в одном лице. С.М. Соловьев вовсе не абсолютизировал личные качества императрицы, когда давал обобщенную характеристику: «…необыкновенная живость ее счастливой природы, чуткость ко всем вопросам, царственная общительность, стремление изучить каждого человека, исчерпать его умственное содержание, его отношения к известному вопросу, общение с живыми людьми, а не с бумагами, не с официальными докладами только –эти драгоценные качества Екатерины поддерживали ее деятельность, не давали ей ни на минуту упасть духом, и эта-то возможность ни на минуту сойти нравственно с высоты занятого ею положения и упрочила ее власть; затруднения всегда заставали Екатерину на ее месте, в царственном положении и достойною этого положения, поэтому затруднения и преодолевались». Глубина и проницательность мысли, необычайное трудолюбие, постоянное стремление к самосовершенствованию – все эти качества, столь важные для политического и государственного деятеля, были присущи Екатерине II».
Современники подчеркивают, что в основе устремлений и действий императрицы была забота о благе государства, путь к которому, в ее представлении, лежал через торжество разумных законов, просвещение общества, воспитание добрых нравов и законопослушание. Главное же средство и надежная гарантия успеха реформаторских начинаний виделись Екатерине в неограниченной самодержавной власти монарха, который всегда, повсюду и во всем направляет общество на верный путь.
Глава 2. Практическая часть проекта
Я начала свою работу с того, что изучила литературу, с помощью которой мне удалось ознакомиться с историей России и в частности с эпохами правления Екатерины Великой и Елизаветы Петровны.
Следующим моим шагом был анализ деятельности и направлений внешней и внутренней политики императриц, их реформ.
В холе своей работы я провела анкетирование в 9 классе, целью которого было выяснить, насколько хорошо учащиеся знают данные эпохи и считают ли они, что периоды правления и достижения императриц оказали огромное влияние на ход истории (приложение №1).
В ходе анкетирования были заданы следующие вопросы:
-
Как звали Екатерину II до приезда в Россию? -
Как звали мужа Екатерины II? -
Век правления императриц. -
Сколько лет правила Екатерина II? -
Сколько лет на престоле находилась Елизавета Петровна? -
Главная цель внешней политики Екатерины II. -
Главная цель внутренней политики Екатерины II. -
Главная цель внешней политики Елизаветы Петровны. -
Главная цель внутренней политики Елизаветы Петровны. -
Чью политику была нацелена продолжить императрица Елизавета? -
Какое влияние оказало правления Екатерины Великой и Елизаветы Петровны на ход отечественной и мировой истории?
Проведенное мной исследование позволило сделать выводы, что среди опрошенных эпохи правления знают не на очень высоком уровне, но некоторые учащиеся восхищаются императрицами как сильными личностями.
В 9Б классе знают историю правления императриц – 60%
Далее я перешла к составлению сравнительной таблицы, в которой выделила 7 критериев сравнения (приложение №2)
Затем я перешла к написанию реферата (приложение №2) , который в целом можно использовать как пособие по подготовке к экзамену или для проведения урока по данной теме, а затем сделала выводы на основе собранного материала.
Мой исследовательский проект может представлять интерес для учащихся, которые в будущем будут изучать правление этих императриц, которые интересуются историей и особенно Золотым веком русской истории (XVIII век), на классных часах и различных квестах.
Заключение
В заключение хотелось бы сказать, что мой продукт – сравнительная таблица и реферат по исследованной работе меня удовлетворяет. Я считаю, что цель моей работы достигнута, поставленные задачи выполнены.
В ходе работы мне удалось получше изучить историю нашей страны, а именно – XVIII век..
Благодаря этому проекту, я углубилась и еще больше заинтересовалась историей России и поняла, что в дальнейшем мне бы хотелось связать свою жизнь с историей
Этот проект полезен не только для меня, но и для других людей, поскольку продукт моей исследовательской работы можно использовать в качестве пособия по подготовке к экзаменам, материала урока.
Самым сложным и долгим в ходе работы было изучение литературы, поскольку я старалась по максимуму проникнуться этой темой, прочитать и изучить как можно больше полезной литературы. Наиболее лёгким и увлекательным в моей работе стало проведение анкетирования для учащихся, потому что мне было интересно, насколько хорошо они знают данный материал.
Гипотеза о том, что правления и достижения Елизаветы Петровны и Екатерины II оказали значительное влияние на ход истории как отечественной, так и мировой полностью подтвердилась.
Историческое значение и роль деятельности императриц определяется на основании того, что было сказано в работе об отдельных сторонах екатерининской и елизаветинской политики. Историческое значение этих эпох чрезвычайно велико именно потому, что в этот период были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, раньше развивавшиеся. В особенности способность Екатерины доводить до конца те вопросы, какие ей ставила история, заставляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля, что видно в решении основных задач, в закреплении достижений Петра Великого в Прибалтике, воссоединении земель населенных родственными русскому народу белорусами и украинцами, в завоевании решающего голоса в общеевропейских делах.
С кончиной великих императриц закончилась целая эпоха русской истории. Сами императрицы и их сподвижники сумели, опираясь на народные силы, достичь блестящих успехов как во внешней политике, так и во внутренней, в культурных начинаниях.
Полученные мной знания позволят мне серьезно подойти к изучению истории.
Список литературы
-
Императрица Екатерина Вторая Великая/П.К.Борзаковский/1991, Москва, Издательство Панорама, 48 страниц. -
История России. Конец XVII-XIX век/В.И. Буганов. П.Н. Зырянов/ 2006, Москва, Просвещение, 352 страницы. -
История России с древнейших времен до конца XVII века/А.Н. Сахаров, В.И. Буганов / 1995, Москва, Просвещение, 304 страницы. -
Курс русской истории/ В.О. Ключевский/ 2019, Москва, Издательство АЛЬФА КНИГА, Серия Полное издание в одном томе, 1197 страниц. -
Императрица. Царствование Екатерины II/ О.Г Чайковская/2019, Москва, Эксмо, 374 страницы -
Биография Екатерины II. [Электронный ресурс] //URL <
http://www.biografii.ru/biogr_dop/ekaterina_velikaya/ekaterina_velikaya.php > Дата обращения: (18.03.2022, 25.04.2022, 13.05.2022, 10.09.2022)
-
Биография Елизаветы Петровны. [Электронный ресурс] //URL <
https://24smi.org/celebrity/1565-elizaveta-petrovna.html > Дата обращения:
(28.03.2022, 29.04.2022, 20.10.2022, 11.01.2023)
Приложение №1
Результаты анкетирования представлены в диаграмме
:
Приложение №2
Реферат «Значение и роль личностей Екатерины 2 и Елизаветы Петровны в истории России»
Содержание реферата:
1. Введение
2. Просвещенный абсолютизм Екатерины II
3. Исторические обстоятельства, при которых деятельность Екатерины II состоялась
4. Проблемы, которые Екатерина II решала, пути их решения
5. Личные качества Екатерины II
6. Вывод о роли и месте Екатерины II в истории России
7. Биография Елизаветы Петровны
8. Начало правления Елизаветы Петровны
9. События во внутренней политике Елизаветы Петровны
10. Внешняя политика Елизаветы Петровны
11. Вывод о значении и роли Елизаветы Петровны в истории России
1. Введение
Екатерина II -является одной из самых значительных фигур в истории России. Реформы, проведенные Екатериной II, имели огромное значение в развитии России, а сильная внешняя политика и огромные военные успехи укрепили российскую империю как великую державу. Неудивительно, что ее называли Екатериной Великой.
В наше время достаточно трудно выбрать правильный путь развития, ответ на вопрос о правильном пути в нашей истории, который, как известно, повторяется, а именно в деятельности Екатерины II скрыто руководство действиями будущих правителей.