Файл: Конспекты лекций Дисциплина Общественное здоровье и здравоохранение Авторы разработчики доц. И. В. Новокрещенов, асс. Н. А. Жихарева.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 289
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского
(ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Росздрава)
«Утверждаю»
Зав. кафедрой экономики и управления здравоохранением и фармацией, доцент, д.м.н.
________________________
И.Г. Новокрещенова
«____»__________ 2009 г.
Конспекты лекций
Дисциплина Общественное здоровье и здравоохранение
Авторы разработчики: доц. И.В. Новокрещенов, асс. Н.А. Жихарева
1
ЛЕКЦИЯ 1
ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КАК НАУКА И ПРЕДМЕТ
ПРЕПОДАВАНИЯ
Цель: знакомство с дисциплиной «Общественное здоровье и здравоохранение», предметом и методами ее изучения, получение представления о ее месте в структуре общих медико-социальных знаний.
Основные вопросы лекции.
1.
Определение предмета.
2.
Основные понятия дисциплины.
3.
Место общественного здоровья и здравоохранения в медицинской науке. Методо- логия общественного здоровья и здравоохранения.
4.
Этапы развития общественного здоровья и здравоохранения.
5.
Современное состояние общественного здоровья и здравоохранения.
Содержание
1. Определение предмета.
Общественное здоровье и здравоохранение – наука о закономерностях обществен- ного здоровья и способах его охраны и улучшения, о воздействии социальных условий и факторов образа жизни на здоровье населения, о социальных аспектах профилактики, лече- ния, диагностики, реабилитации.
Предмет изучения – закономерности общественного здоровья и здравоохранения: изучение оздоравливающего, а также неблагоприятного влияния социальных факторов и условий на здоровье населения и его групп и выработка научно-обоснованных рекомендаций по устранению и предупреждению вредного для здоровья людей влияния социальных усло- вий и факторов в интересах охраны и повышения уровня общественного здоровья.
Общественное здоровье (Public Health as a resource) – медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности, обусловле- но комплексным воздействием социальных, поведенческих и биологических факторов; его улучшение способствует увеличению продолжительности и качества жизни, благополучия людей, гармоничному развитию личности и общества.
Общественное здоровье выявляет закономерности развития народонаселения, иссле- дует демографические процессы, прогнозирует перспективу, разрабатывает рекомендации по государственному регулированию численности населения, изучает воздействие социальных условий и факторов внешней среды на здоровье населения с целью разработки профилакти- ческих мер по оздоровлению населения.
Общественное здравоохранение (Public Health as a system) – система научных и практических мер и обеспечивающих структур медицинского и немедицинского характера, деятельность которых направлена на охрану и укрепление здоровья населения, профилакти- ку заболеваний и травм, увеличение продолжительности активной жизни и трудоспособно- сти и предусматривает объединение усилий общества по созданию условий, способствую- щих улучшению здоровья населения.
2. Основные понятия дисциплины.
Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополу- чия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (Всемирная организация здра- воохранения (ВОЗ), 1958).
Общественное здоровье – характеристика одного из важных свойств, качеств, аспек- тов общества как социального организма, общественное богатство (богатство общества), фактор без которого не может создаваться вся совокупность материальных и духовных цен- ностей.
Общественное здоровье – такое состояние, такое качество общества, которое обеспе- чивает условия для образа жизни людей, не обремененных заболеваниями, физическими и психическими расстройствами, такое состояние, когда обеспечивается формирование здоро- вого образа жизни.
2
Здравоохранение – система общенациональных (общегосударственных) социально- экономических и медицинских мероприятий, имеющих цель сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом, общественная, социальная функция медицины и всего общества, государства, деятельность общества, учреждений и организаций (в том числе медицинских) по охране здоровья.
Медицина – система научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека.
3. Место общественного здоровья и здравоохранения в медицинской науке. Ме- тодология общественного здоровья и здравоохранения.
Общественное здоровье и здравоохранение изучает здоровье и болезни человека, т.е. относится к медико-биологическим как теоретическим, так и клиническим дисциплинам, и выполняет функции моста между медициной и общественными дисциплинами.
Общественное здоровье и здравоохранение использует следующие методы и методи- ки в социально-гигиенических исследованиях:
- исторический подход (метод), исследование прошлого, его сопоставление с на- стоящим и перспективами на будущее, состояние изучаемой проблемы на разных историче- ских этапах развития;
- методы математической статистики, особенно моделирование, применение вы- числительной техники, считается, что статистический метод основа нашей науки, позволя- ет объективно определить уровень состояния здоровья населения, эффективность и качество работы ЛПУ;
- экономический метод позволяет установить влияние экономики на здравоохране- ние и здравоохранения на экономику государства, определить наиболее оптимальные пути использования государственных средств для эффективной охраны здоровья населения. Во- просы планирования финансовой деятельности органов здравоохранения и медицинских учреждений, наиболее рациональное расходование денежных средств, оценка эффективно- сти действий здравоохранения по оздоровлению населения и влияние этих действий на эко- номику; один из таких методов получил название бюджетный метод (метод бюджетных оценок) и нашел широкое применение в исследованиях;
- методом экспертных оценок широко пользуются при исследованиях качества и ре- зультативности медицинской помощи, ее планирования;
- социологические методы, основываются в основном на анкетировании и интер- вьюировании;
- экспериментальный метод включает в себя постановку различных экспериментов по изысканию новых, наиболее рациональных форм и методов работы медицинских учреж- дений, отдельных служб здравоохранения.
В большинстве исследований преимущественно используется комплексная методика с применением большинства указанных методов. Широко используется системный подход и анализ при исследовании общественных систем.
4. Этапы развития общественного здоровья и здравоохранения.
Интерес к социальным проблемам медицины зародился в глубокой древности: ими занимались многие выдающиеся ученые древности - Гиппократ, Аристотель, Авиценна и другие.
Глубокий след в зарождении научного мировоззрения в России, в том числе социаль- но-гигиенического, заложил М.В.Ломоносов в известном письме к графу И.И.Шувалову «О размножении и сохранении российского народа» (1761г.) в котором продемонстрировал со- циально-гигиенический подход к проблемам общественного здоровья и народонаселения.
М.В.Ломоносовым в своем письме были показаны не только тяжелые санитарные условия жизни народа. Он высказывался за специальное изучение народонаселения и народного здравоохранения, а также предложил меры по снижению заболеваемости и смертности насе-
3
ления, повышению рождаемости, улучшению медицинской помощи и санитарного просве- щения.
Начало социально-гигиенического мировоззрения в медицине положили во второй половине 18 века ученые-клиницисты медицинского факультета Московского университета, позднее преобразованного в самостоятельное высшее медицинское учебное заведение (сей- час Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова). Наибольшее значение в этом отношении представляет первый русский профессор медицинского факультета университета
С.Г. Зыбелин, один из наиболее выдающихся родоначальников замечательной российской традиции сочетания клинической деятельности с общественно-гигиенической. Профессор
С.Г. Зыбелин первым в России поднял вопрос о влиянии социальных факторов на заболевае- мость, рождаемость и смертность населения, им впервые предложены прогрессивные для того времени меры гигиенического и общественного характера по борьбе с заболеваемостью.
Первым российским профессором, положившим начало систематическому препода- ванию “медицинской полиции”, был Ф.Ф. Керестури, выступивший с яркой актовой речью “
О “медицинской полиции” и ее использовании в России”. Термин “медицинская полиция” впервые был введен в 1784 г. Немецким ученым В.Т.Рау, который включал в компетенцию
«медицинской полиции» организацию лечения больных, наблюдение за здоровьем населе- ния, регулирование медицинского образования, надзор за госпиталями и аптеками, преду- преждение эпидемий, борьбу со знахарством, просвещение населения. Ф.Ф. Керестури неод- нократно говорил о пользе основательного знания и изучения здоровья населения и меди- цинской помощи. С учреждением земской и фабрично-заводской медицины на первый план выступили требования по организации специальных исследований общественного здоровья и его охраны, открытия специальных научных и учебных учреждений.
В своих исследования Ф.Ф. Эрисман, Е.А. Осипов, В.А. Левицкий, А.В. Погожев,
А.И. Шенгарев, П.И. Тезяков, П.И. Куркин, А. Фишев и другие деятели земской медицины и санитарной статистики заложили основы научного анализа проблем общественного здоровья и здравоохранения. Более того, в конце 19-начале 20 века в ряде учебных заведений читались курсы лекций по общественному здравоохранению и здоровью. Однако вплоть до начала 20 века не существовало специальных курсов, кафедр, институтов именно по социальной гигие- не, не было специальных периодических изданий.
5. Современное состояние общественного здоровья и здравоохранения.
Становление и расцвет социальной гигиены (так она называлась до 1941 года) в пери- од советской власти связаны с именами крупных деятелей советского здравоохранения Н.А.
Семашко и З.П. Соловьева.
Первая кафедра социальной гигиены в нашей стране была организована по инициати- ве Н.А. Семашко в 1922 г. при медицинском факультете первого Московского университета
(первая в истории кафедра социальной гигиены открыта в 1920 году в Берлинском универси- тете Альфредом Гротьяном, основателем первого журнала по социальной гигиене (1903) и научного общества по социальной гигиене и медицинской статистике (1905). Это была еди- ная, объединенная кафедра, сотрудники которой преподавали социальную гигиену во всех московских медицинских высших учебных заведениях, кафедрой Н.А. Семашко руководил до конца своей жизни, до 1949 г. В 1923 г. под руководством З.П. Соловьева создается ка- федра во втором Московском университете.
Среди первых отечественных учебников и руководств по социальной гигиене появи- лись учебники Т.Я.Ткачева (1924) и З.Г.Френкеля (1923, 1926). В 1922-1930 г.г. издавался специальный журнал “Социальная гигиена”, который освещал актуальные проблемы совет- ского здравоохранения, научных исследований и преподавания социальной гигиены.
В 1923г. был организован Институт социальной гигиены Наркомздрава РСФСР, кото- рый стал научно-организационной базой для кафедр социальной гигиены, здоровья и здра- воохранения.
Важным для развития социальной гигиены было открытие в 1924г. в г. Москве первой клиники социальных и профессиональных заболеваний, где клиницисты совместно со спе-
4
циалистами в области социальной гигиены изучали важнейшие проблемы социальной этио- логии, роли профессиональных, производственных факторов в возникновении заболеваний, разрабатывали методы диагностики, лечения и профилактики социальных и профессиональ- ных болезней.
В 1935г. впервые была создана самостоятельная кафедра статистики, руководителем которой был известный ученый проф. П.А. Кувшинников.
В 1936г. был издан учебник Г.А. Баткиса “Социальная гигиена”, который много раз переиздавался и сыграл большую положительную роль в подготовке врачей в области соци- альной гигиены и организации здравоохранения.
В 1941г., накануне Великой Отечественной войны, кафедры социальной гигиены бы- ли переименованы в кафедры “организации здравоохранения”. Все внимание кафедр в эти годы было сосредоточено на вопросах медико-санитарного обеспечения фронта и организа- ции медицинской помощи в тылу, предупреждения вспышек инфекционных заболеваний.
Большой вклад в развитие науки и преподавания в эти годы внесли: З.Г. Френкель, Б.Я. Сму- левич, С.В. Курашов, Н.А. Виноградов, А.Ф. Серенко и др.
В годы послевоенных пятилеток (1946-1960г.г.) в научной и педагогической деятель- ности кафедр организации здравоохранения нашли отражение задачи, связанные с послево- енным развитием хозяйства и здравоохранения в стране. Крупным комплексным исследова- нием были работы, посвященные санитарным последствиям войны. В 1946г. в Москве был создан Институт организации здравоохранения. Большое влияние на научно- исследовательскую деятельность кафедр оказали научные сессии института и издаваемые к ним различные материалы. Усилился взаимный контакт между кафедрами и органами управления здравоохранения.
28.02.1966г. приказом министра СССР №132 кафедры организации здравоохранения были реорганизованы в кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения с из- менением содержания программ преподавания. В социальной гигиене и организации здраво- охранения получили применение и развитие системный анализ, методы организационного эксперимента, экспертные оценки, методы социологических исследований, математического и логического моделирования, методы планирования и экономических исследований.
В марте 1991г. на Всесоюзном совещании по вопросам преподавания социальной ги- гиены и организации здравоохранения было рекомендовано переименовать дисциплину в социальную медицину и организацию здравоохранения. Название кафедр должно было от- ражать более широкое понимание предмета обучения, включающего разнообразный спектр проблем по охране здоровья населения и управлению демонополизированной и децентрали- зованной системы здравоохранения в условиях перехода к рыночной экономике.
В соответствие с решениями Коллегии Министерства здравоохранения РФ «О роли кафедр социальной гигиены, организации, управления и экономики здравоохранения в под- готовке и повышения квалификации специалистов в отрасли» (апрель 1999г.), Всероссий- ской конференции заведующих кафедрами социальной медицины и организации здраво- охранения (г. Москва, декабрь 1997г.) и Всероссийской научно-практической конференции
«Актуальные вопросы преподавания социальной медицины. Работа кафедр с органами здра- воохранения» (г. Анапа, октябрь 1999г.) и на основании приказа Министерства здравоохра- нения РФ от 01.03.2000г. № 83 «О совершенствовании преподавания в медицинских и фар- мацевтических вузах проблем общественного здоровья и здравоохранения» дисциплина по- лучила новое название – «общественное здоровье и здравоохранение», как наиболее отве- чающее условиям реформирования здравоохранения и приоритету проблем здоровья населе- ния в условиях радикальных социально-экономических преобразований в России.
С учетом отечественного и зарубежного опыта структура дисциплины выглядит сле- дующим образом.
1). Теоретические основы дисциплины “Общественное здоровье и здравоохранение”.
Политика в области охраны здоровья.
2). Основы медицинской статистики и организация статистического исследования.
5
Статистический анализ.
3). Общественное здоровье и факторы его определяющие.
4). Охрана здоровья населения. Организация медицинской помощи населению.
5). Укрепление здоровья населения. Современные проблемы профилактики.
6). Важнейшие неинфекционные и инфекционные заболевания как медико- социальная проблема: эпидемиология, организация медико-социальной помощи, профилак- тика.
7). Основы планирования, маркетинга, управления, экономики и финансирования здравоохранения.
8). Здравоохранение в зарубежных странах. Деятельность ВОЗ и других международ- ных медицинских организаций.
Эти разделы с различными модификациями и дополнениями составляют основное со- держание учебных программ, планов и программ научных исследований.
Цель дисциплины “Общественное здоровье и здравоохранение” – получение знаний и умений, необходимые будущему врачу для работы в сфере здравоохранения. По завершении изучения данной дисциплины студенты должны знать:
1). Методику исследования здоровья населения с целью его сохранения, укрепления и восстановления:
• методики сбора, статистической обработки и анализа информации о здоровье населе- ния и его отдельных групп;
• методики, позволяющие выявить влияние различных факторов на здоровье населения.
2). Вопросы организации медицинской и медико-профилактической помощи населе- нию:
• системы охраны, укрепления и восстановления здоровья населения (национальную систему здравоохранения, медицинское страхование, принципы построения зарубежных сис- тем здравоохранения и др.);
• методики анализа деятельности (организации, качества и эффективности медицин- ской помощи) лечебно-профилактических учреждений;
• вопросы организации медицинской экспертизы (экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности).
3). Основы экономики, маркетинга, планирования и финансирования здравоохране- ния, менеджмента, инновационных процессов в здравоохранении, правовых и этических ас- пектов медицинской деятельности.
Умения, формируемые при изучении данной дисциплины:
1). Применение методики анализа деятельности лечебно-профилактических учрежде- ний для разработки предложений по улучшению организации медицинской помощи.
2). Использование гигиенического обучения и воспитания населения в интересах формирования здорового образа жизни, сохранения, укрепления здоровья и профилактики заболеваний.
3). Использование информации о здоровье населения и деятельности лечебно- профилактических учреждений для предложения мероприятий по повышению качества и эффективности медицинской и медико-профилактической помощи.