Файл: Бухгалтерский учёт это сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение всех хозяйственных операции, совершаемый на предприятии, на основании документов в различных измерителях.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию, ведут, на счете 01«Основные средства» по первоначальной стоимости. Счет активный, сальдовый, инвентарный.
Сальдо дебетовое отражает сумму первоначальной стоимости действующих и находящихся в запасе и на консервации собственных основных средств предприятия.
Оборот по дебету отражает поступление, оборот по кредиту — выбытие объектов по разным причинам.
К синтетическому счету 01 могут быть открыты 2 субсчета:
01-1 — «Собственные основные средства»;
01-2 — «Арендованные основные средства».
Поступление основных средств на предприятие может происходить различными путями:
-
созданы на самом предприятии при осуществлении долгосрочных инвестиций; -
приобретены за плату у других организаций; -
получены безвозмездно; -
получены от учредителей в виде вклада в уставный капитал; -
поступили для осуществления совместной деятельности.
-
Синтетический учет ведется в журнале – ордере № 13(приложение), аналитический – в инвентарных карточках.
Для учета капитальных вложений на предприятии предусмотрено 2 счета:
-
счет 07 «Оборудование к установке» -
счет 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые в последствие будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.
Сальдо по счету отражает сумму фактических затрат по незаконченному строительству и приобретениям, т.е. объектам не сданным в эксплуатацию.
По Дт счета 08 отражаются фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств, по Кт списание этих затрат.
При продаже, передаче безвозмездно и др. вложений, учитываемых на счете 08, их стоимость списывается в Дт счета 91 «Прочие доходы и расходы»
По Дт счета 07 отражается сумма фактических затрат на оборудование требующее монтажа, а по Кт – списание этих затрат. Основанием для записей по этому счету служат акты на поступление оборудования, накладные на передачу оборудования в монтаж.
Типовые проводки счетов
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Дт | Кт |
1 | На стоимость поступившего оборудования от поставщиков | 07 | 60 |
2 | На стоимость поступившего оборудования от учредителей | 07 | 75 |
3 | На стоимость оборудования, сданного в монтаж | 08 | 07 |
4 | Зачислено оборудование в состав основных средств из монтажа; фактическая себестоимость объекта, зачисленного в состав ОС; объект ОС введен в эксплуатацию; первоначальная стоимость объекта. | 01 | 08 |
5 | На сумму предъявленного счета за выполненные строительные и монтажные работы | 08 | 60 |
6 | Безвозмездно получен объект ОС | 08 | 98/2 |
7 | Поступление основных средств от учредителей | 08 | 75 |
8 | Отражена сумма затрат по реконструкции | 08 | 23 |
9 | Списана первоначальная стоимость объекта ОС | 01 | 01 |
10 | Списана начисленная сумма амортизации по объекту ОС | 02 | 01 |
11 | Списывается на операционные расходы остаточная стоимость ОС | 91 | 01 |
12 | Отражен финансовый результат от реализации объекта ОС | 91 | 99 |
Организация списывает с бухгалтерского учета объекты основных средств при их выбытии по различным причинам:
-
при продаже; -
безвозмездной передаче; -
передаче по договору мены; -
списании с баланса в случае морального и физического износа; -
ликвидации в результате аварий, стихийных бедствий иных чрезвычайных ситуаций; -
передаче объектов в виде вклада в уставный капитал других организаций.
Для обобщения информации о выбытии основных средств и определения финансового результата от данных операций предприятие использует счет 91 «Прочие доходы и расходы».
В бухгалтерском учете основные средства списываются на основании первичного документа — акта на списание основного средства, в котором отражаются причины списания.
При продаже основных средств доходы и расходы согласно ПБУ 9/99 отражаются также на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Доходом признаются поступления от продажи или дебиторская задолженность покупателя в сумме, предусмотренной договором, а расходами — остаточная стоимость реализации и расходы на продажу. При безвозмездной передаче доходы отсутствуют, но так как в соответствии с действующим законодательством передача объекта основных средств на безвозмездной основе признается реализацией, поэтому полежит обложению НДС.
Счет 91 активно-пассивный, сальдо не имеет, в балансе не отражается и в конце месяца закрывается по экономическому содержанию, операционно-результативный.
Финансовый результат — прибыль или убыток, полученные от списания основных средств. Определяют его путем сопоставления оборотов на сч. 91. Превышение оборота по кредиту составляет прибыль, которая списывается на счет 99 «Прибыли и убытки» проводкой Дт 91-9 Кт 99.
Превышение, оборота по дебету на счете 91 составляет убыток, и он списывается со счета 91 проводкой Дт 99 Кт 91-9.
При любой причине выбытия списание объекта с баланса отражается проводками:
-
На сумму начисленной амортизации: Дт 02 Кт 01. -
На сумму остаточной стоимости: Дт 91-2 Кт 01.
При длительном (по времени) процессе ликвидации объектов основных средств бухгалтерия используется отдельный субсчет 01/5 «Выбытие основных средств».
В этом случае составляются следующие бухгалтерские записи:
-
списывается первоначальная стоимость объекта: Дт 01/5 Кт 01; -
списывается сумма амортизации, начисленная за весь период его эксплуатации: Дт 02/1 Кт 01/5; -
списывается остаточная стоимость выбывшего объекта: Дт 91-2 Кт 01/5.
Учет амортизации основных средств в данной организации.
Амортизация — включение в затраты производства изношенной части основных средств.
Амортизация не начисляется на:
-
объекты жилищного фонда (жилые дома, общежития), кроме объектов, сданных в аренду; -
земельные участки и объекты природопользования; -
библиотечные фонды; -
объекты основных средств некоммерческих организаций.
По указанным объектам основных средств производится начисление износа в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений.
Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на забалансовом счете 010 «Износ основных средств».
Учет амортизации основных средств ведётся на счете 02 «Амортизация основных средств». Счет пассивный, сальдовый, регулирующий.
Сальдо кредитовое отражает сумму начисленной амортизации всех объектов основных средств предприятия и одновременно сумму их возмещенной стоимости через амортизационные отчисления.
Оборот по кредиту — суммы начисленной амортизации за отчетный период.
Оборот по дебету — суммы амортизации по выбывшим основным средствам.
Суммы начисленной амортизации основных средств ежемесячно включаются в издержки производства и обращения в корреспонденции: Дт 20, 25, 26, 44 Кт 02.
Списание суммы начисленной амортизации при выбытии основных средств отражают проводкой:
Дт 02 Кт 01.
Счет 02 имеет два субсчета:
02-1 «Амортизация собственных основных средств»;
02-2 «Амортизация имущества, сданного в лизинг».
Сумма начисленной амортизации на счете 02 является источником капитальных вложений в основные средства, их реконструкцию, техническое перевооружение.
Начисление амортизационных отчислений приостанавливается на период восстановления объектов основных средств, продолжительность которого превышает 12 мес.
Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо списания его с бухгалтерского учета.
Начисление амортизации по объекту прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или его списания с бухгалтерского учета.
Начисление амортизации основных средств производится с учетом следующих факторов: первоначальной стоимости, срока полезного использования каждого вида основных средств и способа начисления амортизации.
Срок полезного использования объектов основных средств определяется при их постановке на учет на основании:
-
технических условий их эксплуатации; -
решений государственных органов (нормативный срок службы основных средств).
В случае отсутствия данных оснований срок устанавливается организацией, самостоятельно исходя из:
-
срока ожидаемого использования объекта с учетом производительности и мощности применения; -
ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количество смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, а также системы планово-предупредительных (всех видов) ремонтов; -
нормативно-правовых и других ограничений срока использования объекта (например, использование объекта по договору аренды).
В случае приобретения объектов основных средств, бывших в употреблении, затраты погашаются путем начисления амортизации исходя из оставшегося срока их службы, т. е. норма амортизационных отчислений рассчитывается исходя из сроков фактической эксплуатации и предполагаемых сроков полезного использования у нового собственника основных средств.
Поэтому при приобретении объектов основных средств, ранее бывших в эксплуатации, покупателю следует получить от продавца документы, подтверждающего срок фактической эксплуатации. Это может быть копия инвентарной карточки объекта (ОС-6).
Малоценные основные средства стоимостью до 40 000 руб. включительно могут отражаться в качестве материально-производственных запасов на счете 10 «Материалы».
Это должно быть отражено в учетной политике.
По мере отпуска в эксплуатацию таких объектов их стоимость списывают с кредита 10 счета в дебет производственных счетов.
Начисление амортизации объектов основных средств в бухгалтерском учете производится одним из следующих способов:
-
линейным; -
уменьшаемого остатка; -
списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования (кумулятивный способ); -
списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования.
В Михайловском ДРСУ филиал ОАО «Рязаньавтодор» начисление амортизации осуществляется линейным способом.
Линейный способ.
Линейный способ состоит в равномерном начислении амортизации в течение срока полезного использования объекта. При этом способе амортизацию начисляют исходя из первоначальной или восстановительной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. В организациях с сезонным характером работ амортизация основных средств начисляется с использованием данного способа, но только в течение месяцев фактической работы сезонной организации в текущем году. Годовая сумма амортизации определяется путем умножения первоначальной стоимости на норму амортизации.
Сумма амортизации = Первонач. стоимость *НА,% (1), где
НА – норма амортизации
НА = 1/п*100 (2), где
где п – срок полезного использования
Месячный размер суммы износа, начисленный в прошлом месяце иногда корректируют с учетом поступивших, выбывших основных средств. Износ за каждый отчетный месяц начисляется следующим образом:
Учет затрат на восстановление основных средств на предприятии
Восстановление основных средств может осуществляться посредством ремонта модернизации и реконструкции. При этом если восстановление объекта превышает срок 12 месяцев, то начисление амортизационных отчислений приостанавливается.
Восстановление основных средств необходимо для их поддержания в рабочем состоянии. Своевременно произведенный ремонт обеспечивает ритмичность работы организации, сокращает простои, увеличивает срок службы основных средств.
По объему и характеру ремонтных работ различают два вида ремонта: текущий и капитальный.
Источники затрат для них едины: или за счет издержек производства, когда сумма фактических затрат включается в себестоимость продукции, работ, услуг в момент производства работ, или за счет специально создаваемого резерва на ремонт.
На каждый ремонтируемый объект составляют ведомость дефектов, в которой указывают работы, подлежащие выполнению, и сметную стоимость ремонта.
Ремонт основных средств может осуществляться хозяйственным способом и подрядным.
Возможны 3 источника финансирования ремонта:
-
Расходы на все виды ремонта включаются в себестоимость продукции. Этот метод удобен, когда затраты равномерны в течение года, а именно, когда ремонт основных средств выполняют хозяйственным способом. В этом случае затраты на ремонт предварительно относят в дебет счета 23 «Вспомогательное производство» с кредита счетов 10, 70, 69, а по окончании ремонта списывают на счет 96 проводкой:
Дт 20 Кт 23.
-
Для равномерного включения в издержки производства затрат на ремонт основных средств организацией создаётся резерв на ремонт.
Сумма резерва ежемесячно включается в себестоимость в размере норматива, установленного организацией самостоятельно. Сумма ежемесячных отчислений в резерв на ремонт основных средств определяется путем деления сметной стоимости ремонта на количество месяцев с начала отчетного года до месяца, в котором запланировано его проведение.
Для учета наличия и движения сумм резерва используется счет 96 «Резервы предстоящих расходов» по статье «Резерв предстоящих затрат по ремонту основных средств». Счет 96 пассивный, сальдо по данной статье отражает сумму неиспользованного резерва на указанные работы, т. е. по целевому назначению. Оборот по дебету — использование резерва на оплату работ и услуг, связанных с осуществлением ремонтных работ; оборот по кредиту — суммы ежемесячно создаваемого резерва за счет включения их в себестоимость, затраты организации: Дт 25, 26 Кт 96,