Файл: Общественный и государственный строй Древней Спарты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Семинар № 1

Тема: Общественный и государственный строй Древней Спарты

  1. «Община равных» у спартиатов.

Сословие спартиатов называли гомеями (равными), а все спартиаты составляли так называемую общину равных. То есть равенство в имущественном положении, гражданское равноправие, единое общественное воспитание, более или менее одинаковый быт и систему духовных ценностей.

С того же времени гражданином Спарты считался только тот человек, который происходил от родителей граждан, имел клер с илотами, прошел школу спартанского военного обучения, полностью подчинялся законам спартанского государства и представителям государственной власти (реформы Ликурга).

Аристократическая «община равных», не участвовавшая в производстве материальных ценностей, представляла класс эксплуататоров, пользовавшихся продуктами труда илотов и периэков. Основная цель «равных» - завоевание новых земель и удержание в повиновении уже завоеванных масс населения.

Как член «общины равных» спартиат имел всю полноту гражданских прав и все привелегии, связанные с ними. Как член Народного собрания и как воин ополчения он принимал участие во всех делах государственного управления. Фундаментальной особенностью спартанского менталитета было доверие к избранным властям, которым каждый спартиат делегировал свои политические права История Древней Греции.

Государство заботилось об обеспечении сограждан всем необходимым, но в то же время контролировало размер взимаемой с илотов продукции, не давая возможности разбогатеть кому-либо из спартиатов, лишив их права продажи земли, илотов и осуществляя время от времени передел клеров.

После Пелопонесской войны в Спарте произошли серьезные изменения в основных классах общества, началось расслоение «общины равных», чему способствовали принятые законы о возможности отчуждения земли - клера (в IV в до н.э. эфор Эпитадей узаконил свободную передачу клеров, хотя только по завещанию и только среди спартиатов), а также обогащение некоторых спартиатов после Пелопонесской войны, что позволило им клеры скупать.

Все это привело к обогащению одних спартанских родов и обнищанию других, к резкому сокращению численности полноправного гражданского населения Спарты. Только владение землей обеспечивало гражданину возможность получить соответственное воспитание и участвовать в общественных обедах, сисситиях. Потеря клера - земельного участка, автоматически исключала спартанского гражданина из сословия «равных» и означала резкое понижение его статуса.


Цель и методы спартанской системы воспитания

В VIII - IV веке до н.э., в Спарте была выработана абсолютно новая система воспитания, о которой говорит Аристотель в одном из своих трудов: «в Лакедемоне ... почти все воспитание граждан и почти вся законодательная система имеют в виду военные цели». Совершенно очевидно, что государство в качестве основной и единственной цели воспитания видело создание абсолютной военной нации и все свои силы направило на развитие нового поколения, физически сильного и способного к выживанию в условиях воинственной политики, проводимой Спартой.

В связи с этим, в полисе был установлен строгий государственный контроль за процессом воспитания и образования. В программу обучения вошли только те предметы, которые способствовали развитию физических навыков и моральную выдержку, и стойкость, совершенно вытеснив прочие науки, связанные с развитием эстетической стороны души человека.

Рассмотрим теперь этапы и методы воспитания спартиатов.

Воспитание в семье.

Плутарх об этом говорит так: «Ликург решил, что дети принадлежат не родителям, а всему государству», поэтому именно государство решало, кому из новорожденных жить, а кому умереть, поэтому «Согласно законам Ликурга, все новорожденные подвергались специальному осмотру старейшин.

Если они находили ребенка крепким и здоровым, то его отдавали родителям для выкармливания. Если же ребенок имел какой-либо недостаток, который мешал бы ему стать в дальнейшем полноценным воином, его убивали, посчитав, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого начала отказано в здоровье и силе». Самые главные качества, которые должны были отличать спартанца от представителей других народов были сила, выносливость и максимальная готовность к жизненным трудностям.

Прививание и развитие подобных качеств начиналось с первых дней жизни ребенка: в младенческом возрасте его никогда не пеленали и не укрывали, оставляя на солнце, ветре или дожде. Когда ребенок подрастал, его отучали от страха перед темнотой и одиночеством, запирая в темные помещения на целые сутки, а также отучали от капризов и нытья, наказывая палкой. Так уже с младенческого возраста спартанских детей приучали к суровому воинскому укладу жизни. Именно в семье закладывались основы главных качеств будущего защитника государства: пренебрежение болью и страхом.



Существовавшая в Спарте система образования была очень четко спланирована и рассчитана на граждан в возрасте от 7 до 30 лет, и подразделялась на три этапа: от 7 до 15, от 15 до 20 и от 20 до 30 лет.

Основной задачей в первый период было развитие способности самостоятельно преодолевать жизненные трудности, а также воспитание основных моральных качеств настоящего воина: храбрости, самообладания, выдержки, хладнокровия перед смертью. С семи до одиннадцати лет мальчики жили дома и посещали классы для игр и физических занятий; их объединяли в агелы (небольшие отряды), воспитывали сообща, приучая к суровой, военной дисциплине. Воспитывали и обучали детей педономы - государственные воспитатели, избранные из числа наиболее достойных спартиатов, который прославился мужеством на поле боя и с которого дети могли бы брать пример. Основной задачей этих людей было воспитание храбрости будущих воинов. Наиболее часто для этой цели использовался прием «натравливания» одного отряда на другой: когда любой малейший повод, искусно преподнесенный учителем, служил для того, чтобы поссорить детей. Мужчины следили за развязавшимися драками с тем, чтобы по окончании похвалить наиболее храбрых и отличившихся и наказать палками тех, кто особо не проявил себя в бою.

Помощниками педономов были мальчики старших возрастных групп, отличавшиеся рассудительностью, сообразительностью и храбростью в драках. Дети должны были во всем равняться на них, исполнять их приказы, молча повиноваться и молча терпеть наказания. Порка была неумолимым наказанием даже за мелкие провинности - незначительные проступки. Система воспитания не включала никаких выговоров или иных мер осуждения, за исключением презрительных насмешек со стороны старших и спартанских девиц. Жалобы родителям лишь служили поводом для новой порки, потому что твердость, а не справедливость, считалась более существенным в воспитании: Если ребенок, говорит отцу, что его выпорол другой отец, то это позор, если его родной отец не выпорет снова за это своего сына.

Воспитание подрастающей молодежи рассматривались как общее дело всех спартиатов. Аристотель писал: «Так как государство в его целом имеет в виду одну конечную цель, то ясно, что для всех нужно единое и одинаковое воспитание, и забота об этом воспитании должна быть общим, а не частным делом. Что имеет общий интерес, тем и заниматься следует совместно.», поэтому, на состязания, проводимые среди детей, приглашали взрослых спартиатов «ибо всякий считает себя до некоторой степени отцом, воспитателем и руководителем любого из подростков». На этом основании каждый спартиат мог поощрить или наказать любого из детей. И это считалось не только его правом, но и обязанностью. Кроме того, на мужские соревнования нередко в качестве зрителей приглашали и девочек, которые своим присутствием стимулировали к достижению больших успехов.


По мере того, как мальчики подрастали, их воспитывали во все более суровых условиях. С двенадцати до пятнадцати лет их забирали из домов, и они жили в спартанских школах-интернатах, по сути дела, представляющие собой казармы, где условия жизни были вполне сравнимы с военными, где весь распорядок был основан на военной дисциплине. «Ребятишек коротко стригли, они бегали босиком, приучались играть нагими.

В двенадцать лет они уже расхаживали без хитона, получая раз в год по гиматию, грязные, запущенные; бани и умащения были им незнакомы — за весь год лишь несколько дней они пользовались этим благом. Спали они вместе, на подстилках, которые сами себе приготовляли, ломая голыми руками метелки тростника на берегу Эврота».

Кроме того, юных спартиатов кормили плохо и для того, чтобы прокормить себя они должны были воровать, проявляя наибольшую осторожность и хитрость. Попадавших наказывали поркой. Поэтому дети различными способами стремились скрывать свои преступления. Широко известна история об одном мальчике, который украл лисенка и спрятал его под плащом. По дороге домой юноша встретил воинов, которые завязали с ним разговор, а в это время зверек распорол ему зубами живот. Не желая себя выдать, мальчик продолжал беседу, не реагируя на страшную боль ни словом, ни жестом, пока не упал замертво.

Такие жесткие методы воспитания не только приучали детей бороться с лишениями, но также и закаляли в них смелость, самообладание и выдержку - качества столь необходимые для будущего воина, напротив спартанцы «самыми же величайшими пороками спартанцы считали глупость, слабость и нерадение, а также самолюбование». Процесс интеллектуального развитии детей занимал крайне мало времени, в программу обучения входили занятия грамматикой, арифметикой и музыкой.: «Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись», чтобы умели прочитать приказ и подписать свое имя. Спартиатов учили говорить немногословно и метко («лаконизм»). Лаконизм - изложение мыслей с использованием наименьшего количества слов. Такая способность прививалась детям с самого раннего возраста. Воспитатель задавал детям вопросы, требующие размышления и сообразительности, ответ должен быть краток и содержателен одновременно. В их словах «едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространные размышления». Поскольку арифметика отдавала коммерцией, то ее спартанцы изучали лишь в той степени, чтобы уметь подсчитать количество врагов и число собственных солдат.


Большое внимание спартанские власти уделяли хоровому пению. Музыка сплачивала людей, создавала настроение единства и силы. Все песни носили военный характер и были либо хвалебными, прославлявшие павших за Спарту, либо порицавшие трусов и призывающие к подвигу.

По исполнении 15 лет мальчикам нужно было сдать несколько экзаменов для того, чтобы перейти в следующую возрастную группу. Одно из них - показательное сражение спартанской молодежи, на котором в качестве зрителей были обязаны присутствовать все спартиаты.

Показательное испытание продолжалось два дня: в первый день юные воины приносили жертву богу войны, на второй день начиналось сражение, по сути дела массовая драка между отрядами. Никаких правил не было (кроме неприменения оружия). Мальчики дрались ногами, руками, грызлись зубами, выцарапывали друг другу глаза, нападали по одиночке или отрядами, стараясь столкнуть противников в глубокий ров, окружавший площадку для боя. Очень многие юноши погибали или оставались калеками во время таких сражений, остальные же переходили к следующему экзамену - сечение у алтаря на празднике Артемиды Орфии. Это было публичным испытанием терпения, выносливости, силы воли. Бичевание было суровым, и молодой спартанец должен был его выдержать без единого стона. Если он не выдерживал порки, то позорил и себя и своих родных.

В возрасте 15 лет юноши вступали в так называемый «испытательный год», завершающий первый этап обучения и воспитания. Начиная с этого возраста, подростки получали право ношения оружия, которым они награждались по окончании праздника в честь Артемиды Орфии. Из юных спартиатов формировали отряды и рассылали их во все части страны для несения полицейской и военной службы. В процессе службы подростки участвовали в криптиях - мероприятия, целью которых было «умерщвление илотов, каких захватывали по дорогам. Нередко они обходили поля, убивая самых крепких и сильных илотов». Цель таких тайных убийств - подавление возможного сопротивления илотов и насаждении всеобщего страха среди илотов. Надо учесть, что многочисленные физические упражнения, умение владеть копьем и мечом - все это формировало не только физически сильных воинов, но и вырабатывало у детей чувство превосходства над более слабыми. Таким образом итог первого периода обучения заключался в получении первого в жизни опыта узаконенного убийства.