Файл: Дайте развернутые ответы на следующие вопросы в чем заключается особенность циклических движений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:

  1. В чем заключается особенность циклических движений?

  2. Какие общие черты имеет циклическая двигательная деятельность?

  3. Какие зоны являются общими для всех физических упражнений циклического характера? Охарактеризуйте каждую зону.

1. В чем заключается особенность циклических движений?

Особенностью циклических движений являются стереотипно повторяющиеся одни и те же двигательные действия, одинаковые по структуре. Они, как правило, характеризуются последовательным чередованием и взаимосвязью отдельных фаз целостного движения (цикла) и самих циклов. Так, например, при ходьбе можно выделить цикл, состоящий из трех фаз: опоры, переноса тяжести тела на другую ногу, двойной опоры. Эти фазы составляют единый цикл, повторяющийся многократно.

2. Какие общие черты имеет циклическая двигательная деятельность?

Циклическая двигательная деятельность имеет следующие общие черты:

1. Каждый цикл представляет собой целостную систему;

2. Все фазы движения, составляющие один цикл, имеются во всех остальных. Если, например, условно разбить полный цикл движения на фазы: а, б, в, г, то в любом последующем цикле должны присутствовать те же фазы;

3. В каждом цикле имеется не только одна и та же определенная сумма фаз, но они следуют друг за другом всегда в одном и том же закономерном порядке, т.е. в каждом цикле это последовательный порядок а - б - в - г, а не б - в - г - а и т.д. При перестановке фаз возникает совершенно иное движение. Так, при гребле, выполняется замах веслом, опускание его
в воду, гребок, завершение гребка и вынос весла вперед. Порядок этих движений строго определен. Выпадение хотя бы одной фазы приведет к нарушению всего цикла.4

4. Каждый цикл движений связан с предыдущим и последующим. Эта связь носит рефлекторный характер, подобно цепному рефлексу: один рефлекс, завершаясь, вызывает следующий. Как и в пределах одного цикла, составляющие его фазы находятся

в неразрывной и последовательной связи, так и каждый последующий цикл неразрывно связан с предыдущим. Ни один из циклов, кроме самого первого, не имеет начала, и ни один, кроме самого последнего, не имеет конца. Так, в вышеприведенном примере с греблей, целостный цикл включает четыре отдельные фазы. Последнее движение предыдущего цикла определяет начало последующего.

5. Циклические движения, как правило, представляют собой локомоции, при выполнении которых прослеживается инерция движущегося тела. Это характерно для легкоатлетического бега, велогонок, гребли и других видов спорта. При обучении основным локомоциям учителю необходимо учитывать явления инерции. Нельзя резко остановить ученика, выполняющего бег на лыжах или на коньках на максимальной скорости, так как школьник не сможет выполнить распоряжение учителя при всем желании. Кроме того, резкая остановка может привести к негативным последствиям (сбой дыхания, нарушение кровообращения).

6. Характерной особенностью циклических движений является возможность
их автоматизировать, то есть выполнять отдельные фазы и циклы движения без активного участия сознания. Например, после старта и стартового разгона, длина шагов
в легкоатлетическом беге постепенно укорачивается, становится одинаковой, и спортсмен выполняет их автоматически, выключая активное сознание. Как известно, в осуществлении циклических движений участвуют наиболее низко расположенные отделы центральной нервной системы, так называемая экстрапирамидная система.

Мощность и длительность работы в циклических движениях взаимосвязаны
и обусловливают друг друга. Относительным выразителем мощности работы является скорость.

Между мощностью работы (скоростью бега, плавания и т.п.) и предельной
ее длительностью существует обратная зависимость. Если спортсмен развил максимальную скорость бега, то длительность такой работы не может быть продолжительной.
В циклических видах спорта существуют спринтерские дистанции (преодолеваемые
с максимальной мощностью). При прохождении дистанции с меньшей скоростью человек может выполнять бег более длительное время (стайерские дистанции).

Мощность (N) характеризуется величиной работы (А), производимой в единицу времени (t), т.е.

N=A÷t (1)

При перемещениях тела в пространстве работа является произведением силы (F)


на пройденный путь (S):

A=F×S (2)

отсюда N = A÷t= F×S÷t= F÷V, т.к. V=S÷t (3)

Таким образом, мощность характеризуется произведением силы на скорость. Чем больше развиваемая сила и чем больше скорость движения, тем больше интенсивность работы.
Ее мощность зависит от интенсивности физиологических процессов, лежащих в основе.

У разных лиц предельные мощности работы могут значительно отличаться друг от друга: максимальная мощность для одного человека может соответствовать лишь умеренной для другого.5

В качестве примера рассмотрим зависимость между скоростью бега и его продолжительностью. С увеличением дистанции, то есть продолжительности работы, скорость передвижения закономерно снижается. Однако, если изобразить эти данные в виде графика в логарифмической системе координат (Рисунок 2), то будет отчетливо видно, что уменьшение средней скорости по мере увеличения дистанции оказывается неодинаковым на разных ее отрезках. Указанная зависимость изображается в виде ломаной линии, а места перелома прямых линий приходятся на определенные участки времени. Первый перелом наблюдается в интервале 20-30 сек, второй - 3-5 мин, третий 20-30 мин. В диапазоне коротких дистанций (100-200 м) средняя скорость почти не меняется, в диапазоне средних дистанций (400-1500 м) она стремительно падает. В области длинных дистанций
(2000-10000 м) падение скорости замедляется. Наконец, на сверхдлинных дистанциях (20000-42195 м) падение опять ускоряется.
3. Какие зоны являются общими для всех физических упражнений циклического характера? Охарактеризуйте каждую зону.

Выделенные 4 отрезка представляют четыре зоны мощности, каждая из которых имеет свою физиологическую характеристику. Эти зоны являются общими для всех физических упражнений циклического характера.6

1 - зона максимальной мощности или работа максимальной интенсивности, имеет место при прохождении коротких дистанций.

2 - зона субмаксимальной мощности или работа субмаксимальной интенсивности - при прохождении средних дистанций.

3 - зона большой мощности или работа большой интенсивности - при прохождении длинных дистанции.

4 - зона умеренной мощности или работа умеренной интенсивности - при прохождении сверхдлинных дистанций.

ЗОНА МАКСИМАЛЬНОЙ МОЩНОСТИ

Нагрузка максимальной мощности длится 20-30 сек, в зависимости от возраста

и подготовленности занимающихся. Это имеет место в таких видах упражнений школьной программы, как бег на 60, 100,200 метров, в беге на коньках 200-300 метров, в плавании 25, 50 метров. Учителю физической культуры необходимо хорошо знать зоны мощности с тем, чтобы правильно регулировать физическую нагрузку, в соответствии с физиологическими возможностями растущего организма. При выполнении упражнений максимальной мощности уже через 10-15 секунд развивается утомление, что свидетельствует о защитной реакции организма.

Основная характерная черта работы такой интенсивности заключается в том, что она выполняется в анаэробных условиях. Это не значит, что здесь нет окислительных процессов. Спринтерские дистанции отличаются наиболее интенсивным расходом энергии, а именно фосфогенной системы (креатинфосфатный и аденозинфосфатные механизмы).

Количество кислорода, которое необходимо организму, чтобы полностью удовлетворить энергетические потребности за счет анаэробных процессов, называется кислородным запросом работы.

При интенсивной работе реальное потребление кислорода (кислородный приход) составляет только часть кислородного запроса.

Разница между потребностью организма в кислороде во время периода врабатывания и его реальным поступлением называется кислородным дефицитом. При нетяжелых нагрузках дефицит кислорода покрывается в самой тренировке.

На дистанции 100 метров суммарный кислородный запрос равен 10-12 л. В то же время, даже у высокотренированного спортсмена при полном развертывании функций дыхания
и кровообращения потребление кислорода составляет не более 5-6 л в минуту.

Однако, в первые 10-20 секунд нагрузки потребление кислорода находится в пределах 1-2 л в 1 мин. Следовательно, работа максимальной мощности идет почти в анаэробных условиях: кислородный долг достигает 90 % и более от суммарного кислородного запроса, т.е. кислородный запрос почти равен кислородному долгу (Рисунок 3).

Кислородный долг – количественный показатель, отражающий возможный объем аэробных процессов.9

На протяжении 10-20 секунд, в течение которых спортсмен преодолевает дистанцию,
он делает лишь несколько поверхностных дыхательных движений, так как его максимальные усилия приводят к напряжению мышц туловища, что затрудняет глубокое дыхание.

Поэтому, после финиша, несмотря на прекращение нагрузки, требуется время

для восполнения кислородного долга и дыхание еще долго не приходит в норму.

На финише спринтерских дистанций частота пульса достигает, как правило, 160-190 ударов в минуту. Это увеличение вызвано в большей мере, эмоциональным состоянием спортсмена. Систолическое давление крови после нагрузки составляет 150-185 мм рт. ст.

Вследствие короткой продолжительности работы, существенных изменений в крови
не происходит. Продукты обмена, накапливающиеся в мышцах, не диффундируют в кровь, которая не успевает совершить полный кругооборот. После работы концентрация молочной кислоты в крови увеличивается до 100-150 мг %. Существенных изменений
в морфологическом составе крови не наблюдается.

Скорость спринтера в конце дистанции снижается, особенно при беге на 200 м. Однако, причина не только в кислородном долге. Под влиянием мощного потока афферентных импульсов от работающих мышц и сухожилий работоспособность нервных центров уменьшается. В синапсах накапливается медиатор, развивается стойкая деполяризация, снижается возбудимость и лабильность клеток. Все это ведет к понижению работоспособности и развитию утомления.

Физиологические резервы в этой зоне интенсивности не в энергетических ресурсах (80 ккал это 20 г глюкозы) и не в работе дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Они не функционируют на полную мощность при этой работе, хотя увеличение их значительно. Основные резервы связаны:

-с возможностью максимальной мобилизации кислорода; -способностью актино-миозинового комплекса активно сокращаться в измененной среде;

-с медиаторным обменом, что определяет предельную скорость и адекватность передачи информации от мышц к мышце;

-скоростью ресинтеза АТФ и КФ.

Иными словами, физиологические резервы следует видеть в особенностях нервно-мышечной физиологии, в способности клеток работать в условиях гипоксии. Поэтому на тренировках должны сочетаться двигательные задания максимальной мощности
с упражнениями на расслабление, внимание, осанку.

При резком прекращении работы максимальной интенсивности иногда (недостаточная физическая подготовленность, недовосстановление после перенесенного заболевания) может возникнуть обморочное состояние - гравитационный шок - как следствие неграмотного построения тренировочного занятия. Для предупреждения возможности гравитационного шока рекомендуется после финиша некоторое время продолжать бег, постепенно уменьшая скорость.