Файл: Уяснить, что форма государственного устройства является составной частью такого сложного общественного явления как Форма государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет





ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Эссе

«Формы государственного устройства  и   безопасность   жизнедеятельности»

(тема эссе)

ФИО студента

Эшонкулов Фирдавс Тохир угли

Направление подготовки

Государственное и муниципальное
управление

Группа

 ФУ-ГМУ-Б-01-В-2022-А


Москва 2022


ВВЕДЕНИЕ

При рассмотрении данного вопроса прежде всего необходимо

уяснить, что форма государственного устройства является составной частью такого сложного общественного явления как Форма государства.

Форма государственного устройства - это административно- территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства. Из всех известных форм государственного устройства выделяют:

- унитарные государства ;

- федерации ;

- конфедерации .

Однако, конфедерацию нельзя отнести однозначно к формам государственного устройства, так как конфедерация - есть союз нескольких государств, суверенных, которые объединились на время для решения какой- нибудь общей проблемы.

Потребность в обеспечении  безопасности относится к числу  основных мотивов деятельности человека. В древности люди с этой целью  объединялись в сообщества, по мере развития цивилизации эту функцию  в значительной степени взяло  на себя государство. На заре истории  человечества основные угрозы исходили главным образом извне (землетрясения, наводнения, засухи и пр.). Однако с  течением времени появились опасности, вызванные действиями самого человека, а также взаимоотношениями людей  в обществе, т. е. опасности, имеющие социальную направленность. Именно они являются сегодня доминирующими.


В XX в. в разных странах формировались собственные системы безопасности, которые включают силовые структуры, службы спасения от стихийных бедствий и опасных действий людей. В конечном счете человечество осознало необходимость создания международных организаций, призванных обеспечить его безопасность. Первой подобной организацией стала ООН.

Общественная практика свидетельствует, что слабость системы безопасности оборачивается огромными бедами, ведущими к человеческим жертвам, значительным материальным и нравственным издержкам, что государство, общество, конкретный человек, не заботящиеся о своей  безопасности, обречены на гибель. Для  казахстанского общества проблема безопасности социума приобретает особое значение. Возрастание риска техногенных катастроф, ухудшение экологической ситуации, изменение парадигмы общественного развития от социалистического уклада к рыночным отношениям – все это поставило большинство граждан на грань выживания и потребовало пересмотреть отношение к проблемам безопасности личности, общества и государства. В связи с этим сейчас особенно необходимо, чтобы люди с должным вниманием относились к этим проблемам, чтобы у них сформировалось соответствующее мышление и поведение, иными словами, выработалась идеология безопасности. Важнейшая роль здесь принадлежит образованию. По мнению многих исследователей проблем безопасности, безопасность жизнедеятельности (БЖ) является фундаментом общего образования специалистов в этой области.

Исследование проблем  безопасности жизнедеятельности развертывается в нескольких направлениях: во-первых, как профессиональной деятельности, во-вторых, как научной теории, в-третьих, как учебной дисциплины. В настоящее  время возникла насущная потребность  в разработке целостной системы  обеспечения БЖ – «практика –  теория – образование». В рамках этой системы и должно осуществляться комплексное изучение данной сферы  человеческой деятельности и ее дальнейшее развитие.

Как научная дисциплина безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, его сообществам (государству, общественным и иным организациям) и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

О социальных аспектах безопасности жизнедеятельности можно говорить в широком и узком смысле. В широком значении – это все направления обеспечения безопасности, связанные с природой, техникой, экологией и человеком. С этой точки зрения безопасность жизнедеятельности можно назвать социальной (общественной) безопасностью. Вместе с тем особо выделяются социальные аспекты БЖ в узком значении, т. е. речь идет о защите личности, семьи, общества и государства.



Следует также отметить, что в рамках данной дисциплины не рассматриваются конкретные проблемы таких видов безопасности, как  радиационная, пожарная, дорожная, трудовая и пр. Она является научно-методической базой для специальных дисциплин, занимающихся их изучением, и содержит лишь общие положения обеспечения  безопасности жизнедеятельности в  различных областях.

Обеспечение БЖ предполагает:

• идентификацию (распознавание) опасностей, т. е. выяснение их вида, вероятности, пространственных и временных координат, масштаба возможного ущерба и пр.;

• профилактику (предупреждение) идентифицированной опасности;

• действия в условиях чрезвычайных ситуаций.

Как научная и учебная  дисциплина безопасность жизнедеятельности  включает в себя следующие основные положения, которые необходимо усвоить  специалисту в сфере безопасности, и прежде всего будущему учителю:

1. Человек живет и действует в условиях перманентных, постоянно изменяющихся потенциальных опасностей, из чего следует, что любая деятельность человека потенциально опасна.

2. Реализуясь в пространстве и во времени, опасности угрожают и человеку, и обществу, и государству, поэтому профилактика опасностей и защита от них – актуальнейшая гуманитарная и социальная проблема, в решении которой должно быть заинтересовано и государство, и общество, и каждый человек.

3. Безопасность – это приемлемый риск, так как абсолютной безопасности не бывает, поскольку всегда существует некоторый остаточный риск. Исходя из этого под безопасностью понимают такой уровень опасности, с которым можно смириться.

4. Данная дисциплина рассматривает все опасности, с какими может столкнуться человек в процессе своей жизнедеятельности и которые можно разделить по происхождению на природные, антропогенные, биологические, техногенные, экологические и социальные.

Ключевое понятие безопасности жизнедеятельности – опасность. Оно охватывает явления, процессы, объекты, свойства предметов, угрожающие человеку и способные в определенных условиях причинить ущерб его жизни и здоровью.

В социальной сфере опасные ситуации – это возможные или реальные явления, события и процессы, способные принести вред человеку, социальной группе, народу, обществу, государству, человеческому сообществу и Земле как месту обитания человека или даже уничтожить их; нанести ущерб их благополучию, разрушить природные, материальные и духовные ценности.


Опасность может выступать  в различных формах. В частности, в виде намерений, планов подготовки действий и самих действий, направленных на уничтожение, подчинение, ослабление и т. д. объектов безопасности.

Одной из форм опасности  выступает риск – возможная опасность неудачи предпринимаемых действий или сами действия, связанные с такой опасностью. Люди нередко, надеясь на счастливый случай, рискуют и тем самым создают возможность нанесения ущерба себе и окружающим. В государственных делах – политике, экономике, обороне – чаще всего имеет место осознанный риск, когда тщательно рассчитываются ожидаемый успех, выгода, допустимая цена, последствия и пр.

Родственным понятию «опасность»  выступает понятие «угроза». Угроза – это опасность на стадии перехода от возможности к действительности, высказанное намерение или демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим. В социальном контексте под угрозой безопасности понимается «совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, обществу и государству».[1]

Угрозы и опасности  всегда указывают на взаимодействие двух сторон: субъекта, который является источником и носителем опасности, и объекта, на который направлена угроза или опасность. В методологическом плане важно подчеркнуть, что человек, социальная группа, государство и другие компоненты социума одновременно выступают субъектом и объектом социальных опасностей и угроз.

Как любая научная дисциплина, безопасность жизнедеятельности имеет  свою методологию, т. е. совокупность методологических принципов и методов изучения. Основополагающим методологическим принципом исследования проблем безопасности жизнедеятельности является принцип системности. В соответствии с ним каждое явление в сфере безопасности изучается как целое, относительно самостоятельное, включающее ряд явлений меньшего масштаба, и в то же время как часть большего явления, которая испытывает его влияние и сама воздействует на него.

В плане исследований в сфере  безопасности жизнедеятельности под  целым понимается система «субъект – объект – система безопасности»  для любых объектов, уровней и  масштабов. Субъектом в данном случае являются источники угроз, а в  качестве объекта может выступать  любая система, в том числе  планета, страна, личность, технические  средства, сооружения, элементы природной  среды, т. е. все, что необходимо для обеспечения безопасности человека в самом широком смысле слова и что может подвергаться негативному воздействию различного характера.


Соотношение части и целого изучается общенаучными методами анализа  и синтеза. Рассмотрим их более подробно.

Анализ – это процесс  расчленения исследуемого события, явления на составные части, элементы, признаки, противоположности и изучение их с целью раскрытия сущности. Анализ безопасности может осуществляться априорно или апостериорное, е. до или  после нежелательного события.

Априорный анализ заключается в том, что исследователь выбирает нежелательные события, потенциально возможные для данной системы, и пытается составить набор различных ситуаций, которые могут привести к их появлению. Апостериорный анализвыполняется после того, как нежелательное событие уже произошло. Цель такого анализа – разработка рекомендаций на будущее. Оба вида анализа дополняют друг друга, и каждый может быть прямым и обратным.

Прямой метод  анализа состоит в изучении причин, с тем чтобы предвидеть последствия той или иной угрозы безопасности. При обратном методе анализируются последствия для того, чтобы определить причины реализованной опасности, т. е. анализ начинается со свершившегося события. Конечная цель всегда одна – предотвращение нежелательных событий.

Синтез – это процесс  установления связей между выделенными  элементами, признаками, противоположностями, соединение их и воспроизведение  используемого события. Анализ и  синтез – противоположно направленные (первый – от целого к части, второй – от частей к целому) и вместе с тем неразрывно связанные способы  познания.

Другим методологическим принципом изучения проблем безопасности является принцип взаимосвязи и взаимозависимости. Суть его заключается в том, что мир, в котором живет человек, представляет собой единое целое: все его части неразрывно связаны между собой – ни в природе, ни в общественной жизни нет абсолютно изолированных предметов, явлений и процессов.

В исследовании проблем безопасности жизнедеятельности широко применяется  ипринцип определяющих факторов. Следование ему предполагает выделение связей и отношений, оказывающих решающее влияние на состояние безопасности. Тем самым отслеживаются второстепенные воздействия, которые не влияют существенным образом на функционирование тех или иных исследуемых систем.

Помимо указанных методологических принципов и методов исследования проблем безопасности можно использовать и другие методы – как общетеоретические  и частнонаучные, так и специальные (в зависимости от условий, целей и задач исследования). Главное при этом обеспечить корректность, чистоту и объективность результатов, адекватно отражающих явления и процессы, происходящие в сфере безопасности.