Файл: Уяснить, что форма государственного устройства является составной частью такого сложного общественного явления как Форма государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Одним из важнейших аспектов рассматриваемой проблемы является обеспечение безопасности человека от преступных посягательств (преднамеренных убийств, насилия, посягательств на здоровье и достоинство личности, грабежей и краж личного имущества, материальных ценностей и документов, физического и психологического террора), связанных с угрозами, запугиванием, шантажом, вымогательством и другими формами воздействия на человека, в том числе информационно-психологическими (использование средств массовой коммуникации) и психофизиологическими (гипноз, психотропные и психотронные средства).

В связи с этим определенный интерес представляет концептуальная модель безопасности личности, предложенная В. И. Ярочкиным (рис. 2).[3] Она помогает разобраться в совокупности опасностей, которые противостоят личности в системе «человек – социальная среда». Однако необходимо помнить, что помимо опасностей, угрожающих человеку со стороны социальной среды, он и сам нередко способствует созданию неблагоприятных факторов для своего и без того непростого существования. Эти факторы носят прежде всего психологический характер и проявляются в поведении человека. Они могут быть относительно устойчивыми и длительными по времени и обусловливаться неудовлетворенностью социальным положением и результатами трудовой деятельности, безразличием к окружению. Временные ситуативные факторы возникают из-за личных несообразностей во взаимоотношениях между людьми, неблагоприятных ситуаций в трудовой деятельности и пр. Часто их причины кроются в неготовности к практической деятельности, низком уровне социальной зрелости, пониженной работоспособности, утомлении и пр. Действие таких факторов ведет к конфликтам, поведенческим срывам, возникновению состояния тревоги, страха, испуга, паники и т. д.

 
Рис. 2. Развернутая концептуальная модель безопасности личности

Социальная практика показывает, что человек нарушает правила  безопасного поведения по целому ряду причин:

• из-за нежелания выполнять определенные действия. Подобное поведение может быть относительно постоянным, связанным с недооценкой человеком опасности, склонностью к риску, отрицательным отношением к социальным регламентациям, отсутствием стимулов к безопасному поведению и т. д., и временным, когда человек находится в состоянии депрессии, стресса, наркотического или алкогольного опьянения;


• вследствие незнания объекта воздействия, правил безопасного поведения и способов их выполнения;

• в результате несоответствия физических и психических возможностей человека требованиям социальной практики. Такое несоответствие также может быть постоянным (недостаточная координация, недостаточная концентрация внимания, несоответствие требованиям социального окружения и пр.) и временным (переутомление, ухудшение состояния здоровья, пониженная работоспособность, депрессия, стресс, опьянение и т. д.).

Эти причины влекут за собой  возникновение опасностей и угроз. Профилактические мероприятия в  первом случае могут включать рекламирование (пропаганду) правил безопасности и  воспитание на их основе людей; во втором – обучение и отработку навыков  безопасного поведения; в третьем – социальный контроль, профессиональный отбор, медицинское обследование.

Итак, анализ системы «человек – социальная среда» показывает, что  она представляет собой сложное  взаимодействие человека с различными компонентами его социального окружения. Для обеспечения их взаимной безопасности требуется профилактика опасностей и угроз и подготовка всех элементов  этой системы к действиям в  опасных ситуациях.

Исторический опыт свидетельствует, что защита от социальных опасностей – важнейшая функция государственных  и общественных структур. Она заключается  прежде всего в профилактических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей. Кроме того, необходима соответствующая подготовка человека, позволяющая ему адекватно действовать  в опасных ситуациях: психологическая, информационная, юридическая, силовая и т. д. Причем в процессе обучения нужно осваивать модели поведения, учитывающие конкретные ситуации.


ВЫВОД

Безопасность жизнедеятельности  как научная дисциплина изучает  основные закономерности проявления опасностей и способы защиты от них человека и его сообществ в различных  условиях обитания. Включая в себя все компоненты общей науки о  безопасности, эта дисциплина является научной и методологической основой  для специальных дисциплин, изучающих  различные аспекты безопасности. Безопасность жизнедеятельности имеет  социальную направленность, так как  связана с обеспечением защиты социума  от различных опасностей, в том  числе и исходящих от него самого. Вместе с тем она имеет и  собственно социальный аспект, связанный  с опасностями, получившими широкое  распространение в обществе и  угрожающими жизни и здоровью людей. Эти опасности требуют  глубокого и всестороннего изучения на основе методологических принципов  научного познания проблем безопасности.

Научный анализ системы «человек – социальная среда» свидетельствует  о высокой степени сложности  взаимодействия человека с различными компонентами его социального окружения. Их взаимная безопасность невозможна без профилактики опасностей и угроз, а также готовности всех составляющих этой системы к действиям в  опасных ситуациях. Наиболее значительную роль играет подготовка человека как  объекта и субъекта обеспечения  безопасности, позволяющая ему адекватно  действовать в опасных ситуациях. Эта подготовка должна иметь различную  направленность – информационную, юридическую, психологическую и силовую, а также включать моделирование поведения людей в конкретной опасной ситуации.

Крупнейший итальянский  философ-гуманист XV века Лоренцо Валла писал, что людьми “большие блага… предпочитаются меньшим благам или … меньший ущерб большему. Но … главное условие большего блага заключается в отсутствии несчастий, опасностей, беспокойств, тягот…”1. В современных условиях решение этих проблем и обеспечение безопасности общенациональных и общегосударственных интересов любой страны и всего мирового сообщества, всех сфер и институтов общественной жизнедеятельности какого бы то ни было государства, а также прав и свобод каждого отдельного человека неразрывно связано с их защитой от чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного, природного и военного характера. На сегодняшний день мировым сообществом, в том числе и Российской Федерацией, эта защита определена в качестве приоритетного направления государственной политики2. 

 
В Российской Федерации ее правовую основу составляют положения Конституции (1993 г.)3, согласно которым каждый гражданин имеет право на жизнь, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями, а также вследствие незаконных действий (или бездействия) органов государственной власти или их должностных лиц. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством. 
 
Эти права человека и гражданина, отнесенные Конституцией Российской Федерации к разряду неотчуждаемых и принадлежащих ему от рождения, подлежат государственной защите в обязательном порядке. Необходимость таких гарантий и их императивность, учитывая, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, видятся в следующем. Во-первых, масштабы и объемы антропогенной деятельности человека охватили практически всю биосферу, включая космическое пространство. Во-вторых, естественноисторические противоречия между производительными возможностями биосферы и ростом общественных потребностей приобрели ныне архиопасную остроту. Вовлекая в производственный оборот огромные массы животных, растительных, минеральных и водных ресурсов, общество обогащает себя новыми, более сложными технологиями и улучшает условия для своего последующего развития. Но одновременно этот рост стимулирует увеличение числа производственных структур и их концентрацию в определенных регионах, приводит к недопустимо высокому загрязнению окружающей природной среды и снижает возможности биосферы к воспроизводству естественных ресурсов, порождает изменение климата и погоды, угрожает стабильности исторически сложившихся мировых природно-климатических систем, способствует увеличению риска возникновения техногенных аварий и стихийных бедствий и ущерба от них (сопоставимого с последствиями военных конфликтов), создает угрозу жизни и здоровью людей. Эти угрозы в последнее время приобрели масштабы глобальной проблемы, и редко случается, чтобы в течение недели в средствах массовой информации не появилось сообщение об очередной крупной ЧС, унесшей человеческие жизни, которая, зачастую в считанные часы и даже минуты, уничтожает результаты многолетнего труда. При этом многие ценные ресурсы оказываются выброшенными на ветер. Тенденция в настоящее время такова, что совокупные масштабы прямых и косвенных потерь (людских, экономических, интеллектуальных и других) от поражающих факторов ЧС природного и техногенного характера с каждым годом возрастают на 10—30% и приближаются к критической отметке4. При ее достижении самостоятельно ни одно государство мира, включая Российскую Федерацию, будет не в состоянии их восполнить за счет собственных ресурсов без утраты своего поступательного социально-экономического развития потому, что программы восстановления и реконструкции экономики и инфраструктуры потребуют значительно больше материальных и финансовых средств, чем любые другие программы. Для разрешения этих противоречий требуется целенаправленная ориентация и использование все более значительной части научно-технического и производственно-хозяйственного потенциала всего мирового сообщества. По оценкам экспертов, расходы на эти цели в каждой стране должны составлять не менее 2% расходной части ее бюджета5. К этому следует добавить, что развитие средств ведения вооруженной борьбы и их огромные поражающие свойства, увеличение количества военных конфликтов, несмотря на усиление тенденций к формированию многополярного мира и создание предпосылок для демилитаризации международных отношений, привели к значительному росту масштабов поражения населенных пунктов, мирных жителей, объектов экономики и среды обитания. 

 
Исходя из этого можно сказать, что без решения задач по предупреждению ЧС природного, техногенного и военного характера и ликвидации негативных последствий (в том числе отдаленных) от их поражающих факторов практически невозможно обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, реализовать курс ее устойчивого развития и на этой основе достичь основных национальных целей: социально-экономического и научно-технического прогресса; повышения уровня жизни народа; сохранения и приумножения национального достояния и национальных ценностей; защиты национальных интересов страны во всех сферах и усиления ее позиций на международной арене. 
 
При этом, как показывает опыт ликвидации последствий радиационных аварий на Чернобыльской АЭС, а также производственном объединении “Маяк”, землетрясений в Армении и на Сахалине, взрывов железнодорожных составов с промышленными взрывчатыми веществами на станциях Арзамас-I и Свердловск-Сортировочный, железнодорожной катастрофы в Башкирии, ставшей следствием взрыва газовоздушной смеси, образовавшейся в результате аварии на проходящем рядом продуктопроводе, и ряде других крупных аварий, стихийных и иных бедствий, решение задач по предупреждению и ликвидации ЧС требует консолидации всех слоев общества, привлечения значительных людских, финансовых, материальных, интеллектуальных и других ресурсов, выполнения научно обоснованного комплекса мероприятий. 
 
В настоящее время деятельность по защите населения от ЧС различного характера, отнесенная к числу важнейших в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации6, представляет собой систему (комплекс) взаимоувязанных по времени, месту и ресурсам общегосударственных политических, организационно-управленческих, социально-экономических и правовых мер, направленных на предупреждение и ликвидацию ЧС природного, техногенного и военного характера и осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления, специально созданными органами управления и силами, предприятиями и учреждениями (независимо от организационно-правовых форм и вида собственности), общественными объединениями и гражданами как заблаговременно, так и при угрозе или возникновении экстремальных ситуаций. Причем эффективность этой защиты находится в прямой зависимости от состояния нормативно-правовой базы, регулирующей общественные правоотношения в данной сфере и обеспечивающей: