Файл: Разработка информационной системы государственной службы социальной поддержки безработных.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 466
Скачиваний: 10
Оба этих вида безработицы постоянно существует в экономике. Избежать или уничтожить их невозможно. Люди будут искать другую работу для того, чтобы улучшить свое благосостояние, а предприятия – более квалификационных работников, для максимизации своей прибыли. То есть в рыночной экономике постоянно будут происходить процессы колебания спроса и предложения на рынке труда. Это явление экономисты часто называют естественной безработицей.
Естественный уровень безработицы – это такой ее уровень, который соответствует полной занятости населения, он обусловлен естественными причинами (миграция, высокие социальные выплаты, демографические причины) и не связан с динамикой экономического роста.
Естественная безработица представляет такую ситуацию в рыночной экономике, при которой количество ищущего работу населения равно числу свободных рабочих мест.
Циклическая безработица возникает в условиях циклического экономического спада, когда экономика не достигает границы производственных возможностей и факторы производства не задействованы по максимуму. Циклическую форму безработицы уже вполне можно отнести к категории «вынужденной». Циклическая безработица, вызванная экономическим кризисом, может быть проявлена в открытой и скрытой форме. Открытая форма выражается в увольнении и полной потере работы, скрытая - проявляется в сокращении рабочей недели или рабочего дня, принудительных отпусках, уменьшении заработанной платы.
Институциональная безработица, проявляющаяся из-за действия общественных институтов (деятельность профсоюзов, выплата больших пособий государством и др.).
Сезонная безработица, образующаяся в отраслях с сезонными колебаниями производственных объемов (например, обслуживание летних курортов). Сезонная безработица связанна с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми отраслями в различные периоды времени. Здесь имеет значение, какое время года в данный момент, позволяет ли климат местности выполнять какие - либо специальные работы. Данная безработица характерна для сфер туристического бизнеса, строительства и сельскохозяйственных работ. Ее существенным отличием от всех остальных видов безработицы является то, что сезонную безработицу можно спрогнозировать.
Частичная безработица, возникающая на предприятиях, в которых появля-ется необходимость перехода на неполный рабочий день (при сокращении рабочей недели). Скрытая безработица, включающая в себя граждан, формально работающих, но фактически занимающих лишние рабочие места (например, работу может выполнять один работник, а выполняют два или три человека).
На основе всего выше сказанного мы делаем вывод, что бывает 7 видов безработицы и некоторые из них между собой похожи.
Причины безработицы и основные показатели её измерения
В рыночной экономике причинами появления безработицы могут быть: высокая стоимость рабочей силы, которая требуется продавцом или профсоюзом, научно-технический прогресс, низкая стоимость рабочей силы, устанавливаемая покупателем, т.е. работодателем.
В данном случае наемный рабочий отказывается от продажи за бесценок своей рабочей силы и занимается поиском нового работодателя. В течение некоторого периода времени он считается безработным. Отсутствие стоимости рабочей силы. Существует категория граждан, которые не имеют должной рабочей силы, и покупатель не хочет ее приобретать, тем самым данные люди попадают в число застойных безработных.
Анализ литературы позволяет выделить ряд причин, которые обозначены исследователями. К основной причине возникновения безработицы относят нарушение равновесного состояния на рынке трудовых ресурсов. Данное неравновесие усиливается при экономических спадах, войнах, стихийных
бедствиях и т.д.
Среди конкретных причин, обусловливающих сокращение занятости трудоспособного населения в России, можно отметить пять основных причин. Первая причина коренится в том, что характерной чертой советской эко-номики являлась чрезмерная численность производственного персонала (в том числе вспомогательного и управленческого) предприятий.
Второй причиной является переход к рыночным критериям оценки хо-зяйствования предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Итог несостоятельности таких предприятий – банкротство и обретение новых хозяев, а новые собственники в первую очередь производят сокращение персонала.
Третьей причиной экономисты называют либерализацию цен как возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зарплату). На первых порах это широко удавалось. Однако такое положение не может сохраняться долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих, и в конечном счете — кризисом неплатежей по всем технологическим цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия, продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис — еще один фактор, питающий безработицу.
Четвертой причиной можно назвать глубокую структурную перестройку. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику, но и макроэкономику: ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом.
Пятая причина наряду с приведенными выше факторами массовой безра-ботицы в наших условиях действуют и репродуцирующие безработицу специфические факторы. Имеются в виду разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР, а также между Россией и странами Восточной Европы. А это ухудшило положение военных и оборонных предприятий, и как следствие увеличение уровня безработицы в регионах с концентрацией таких предприятий.
Существует множество методов, по которым международные организации статистики анализируют безработицу. Важнейшим показателем служит уровень безработицы, который отражает соотношение числа всех работающих граждан и неработающих.
Вычисляется по формуле:
Ur=Uw/Tlf (1.1)
где Ur – это уровень циклической безработицы;
Uw – это число безработных, чел.;
Tlf – число экономически активного населения, чел.
В России занятое население учитывается несколькими способами.
Первый способ основан на обращениях безработных в службы занятости и по данным Министерства труда и соцзащиты РФ. Так как значительная часть населения в большинстве случаев не регистрирует свой статус безработного, подобная сводная информация является некорректной.
Второй, по данным, полученным при обследовании населения по вопросам занятости. Такие данные публикуются Росстатом. Сочетание этих двух способов позволяет определить цифры, максимально приближенные к реальным, а также понять тенденции увеличения и снижения уровня безработицы в различных экономических секторах.
Третий считается по методологии Международной организации труда, безработными считаются студенты, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, которые искали работу или готовились приступить к ней. Чтобы охарактеризовать рынок труда используются показатели уровня занятости (отношение численности безработных к численности экономически активных) и уровня безработицы (отношение численности занятых к численности экономически активных).
Уровень занятости представляет собой степень использования трудоспо-собного населения в общественно полезном труде. Величина данного показателя показывает текущую экономическую ситуацию в стране, находящуюся в зависимости от становления в обществе научно-технического прогресса, сил
производительности, степени обеспеченности населения.
Основными показателями, применяемыми при анализе безработицы, являются общий уровень безработицы и уровень зарегистрированной безработицы. Общий уровень безработицы – это отношение общего количества безработных лиц к сумме безработных и занятых:
ОУБ= (Бз/ (Зан. +Бз)) *100% (1.2)
где: ОУБ – общий уровень безработицы;
Бз – количество безработных, чел;
Зан. – количество занятых, чел.
Данный показатель применяют при анализе общего уровня безработицы в экономике за определенный период времени.
Уровень зарегистрированной безработицы – это отношение количества безработных, которые стоят на учете в органах службы занятости населения к объему экономически активного населения:
УЗбз=(Кбз/Оэан) *100% (1.3)
где: УЗбз – уровень зарегистрированной безработицы;
Кбз – количество безработных, чел.;
Оэан – объем экономически активного населения, чел.
Данный показатель применяют при анализе работы административного ресурса службы занятости.
Показатель длительности безработицы – отражает период нахождения различных категорий населения в статусе безработных. Определение длительности безработицы позволяет ранжировать безработицу на безопасную, опасную и «застойную». По результатам анализа безработицы принимают решения о мерах политики по увеличению занятости населения.
Различают фактический уровень безработицы, который рассчитан по методологии МОТ на базе выборочных исследований, и официально зареги- стрированный в государственных службах занятости.
Существует три категории граждан, обратившихся в организации занятости населения за помощью в трудоустройстве: осуществляющие трудовую деятельность, но стремящиеся сменить место работы или выполнять работу по совместительству; учащиеся и студенты, которые изъявили желание работать в свободное время от учебы; свободные на момент поиска рабочего места.
Таким образом, ключевой проблемой развития рыночной экономики любого государства является проблема занятости и безработицы. В каждой стране существует определенный уровень безработицы. Безработица – это социально- экономическое явление, при котором часть экономически активного и трудоспособного населения не находит себе применения в производстве. Если показатель безработицы высокий, то это может привести к разрушению экономики. Начнет падать уровень жизни населения, повысится преступность, увеличится миграция экономически активного населения в другие страны.
- Современное состояние рынка труда в Российской Федерации
Государственное регулирование занятости и безработицы
Проблема безработицы во всех странах мира привлекает повышенное внимание, именно этот показатель, отражая проблемы экономики страны, всегда подвижен. В целях ее смягчения государства проводят специальную политику, направленную на регулирование занятости и безработицы.
В современных условиях одной из основных проблем, стоящих перед
Россией, является повышение социально-экономической стабильности, поиск и выявление ресурсов и факторов ускорения экономического развития. В этом процессе должны быть задействованы все сферы и сектора современной экономики. Экономическое развитие России вплоть до недавнего времени характеризовалось тенденцией роста, сопровождающегося увеличением количества трудовых ресурсов и повышением занятости во всех секторах экономики и видах экономической деятельности. Однако возникший в мировой экономике финансовый кризис привел к росту безработицы, снижению реальных доходов занятого населения, развитию скрытой занятости и многим другим негативным последствиям.
Особенности безработицы Российской Федерации определяются структурным спадом производства при разрушении рынков экономического пространства, их медленном формировании и регулированием рыночных механизмов, а также саморегулированием экономики. Вследствие данных явлений наша страна вынуждена проводить различные реформы для минимизации безработицы и максимизации занятости населения.
Государственное регулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального развития России, а также его органы на местах – центры и службы занятости (биржи труда). Можно выделить следующие направления государственного регулирования рынка труда в РФ.
-
- Создание программ по стимулированию роста занятости населения.
Государственная программа РФ «Содействие занятости населения». Подпрограммы: «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан»; «Развитие институтов рынка труда»; «Безопасный труд». Срок реализации: 2013 – 2024 гг.
Основной задачей программы является повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов и обеспечение защиты трудовых прав граждан. Ее целью является создание правовых, экономических и институционных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.