Файл: Разработка информационной системы государственной службы социальной поддержки безработных.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 464

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Создание программ по социальному страхованию безработицы.

Государство гарантирует безработным:

- выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

- выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности.

  1. Создание программ, направленных на подготовку и переподготовку рабочей силы.

Государство развивает современную систему образования, предлагает различные методы повышения квалификации. Наиболее популярными считаются прохождение семинаров, вебинаров, курсов и т. д. С экономической точки зрения подготовка квалифицированных кадров может привести к повышению экономического уровня страны, модернизации производительности труда, увеличению занятости населения.

  1. Создание программ, содействующих найму рабочей силы.

Эффективность службы занятости России зависит в заблаговременном получении сведений о свободных местах, количествах высвобожденной рабочей силы и необходимых характеристиках безработных, важных для их трудоустройства. Служба занятости должна информировать граждан о наличии свободных рабочих мест для того, чтобы привлечь безработных к трудоустройству и повысить уровень занятости.

Государственная политика в области регулирования рынка труда в 2019 – 2022 годах будет направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости населения.

Основными задачами государственной политики в области регулирования рынка труда являются:

  1. содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;
  2. обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы;
  3. обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда;
  4. содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.

Решение задач по содействию занятости населения и обеспечению экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами предусматривается обеспечить путем повышения эффективности функционирования рынка труда при соблюдении трудовых прав и гарантий для граждан Российской Федерации.


С этой целью предполагается проведение модернизации механизмов реализации государственной политики на рынке труда и внедрение инновационных методов государственного регулирования в области содействия занятости населения.

Приоритетными направлениями государственной политики в области регулирования рынка труда являются:

- совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения;

- совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда;

- обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу;

- развитие региональных рынков труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы;

- развитие кадрового потенциала;

- оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;

- стимулирование экономической активности населения;

- повышение качества рабочих мест.

Совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения должно отвечать современным тенденциям в социально-трудовой сфере в связи с углублением различий в содержании труда и формах его организации в различных секторах экономики, обусловленных диверсификацией производства, проведением структурных реформ, а также созданием высокотехнологичных производств и объектов инфраструктуры.

Расширение гибких форм организации труда, способствующее спросу на рабочую силу и сокращению неформального сектора экономики, предусматривается одновременно подкреплять мерами по обеспечению соблюдения законодательных норм.

Совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:

- гармонизация законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения с международными нормами;

- совершенствование законодательства Российской Федерации в целях повышения гибкости российского рынка труда, включая законодательное регулирование возникающих новых форм трудовых отношений;

- совершенствование разграничения полномочий в сфере регулирования рынка труда между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- совершенствование механизма реализации государственных гарантий по трудоустройству безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве, включая инвалидов и женщин, имеющих малолетних детей;


- нормативно-правовое обеспечение внедрения профессиональных стандартов;

- реформирование системы государственной социальной поддержки безработных граждан с целью стимулирования их к активному поиску работы.

2.2 Анализ безработицы, основные проблемы рынка труда

В докладе МОТ говорится, что число безработных в России уменьшится с нынешних 3,9 млн человек до 3,8 млн в 2018 году и 3,6 млн — в 2019 году. Всего в мире, по данным МОТ, число безработных в этом году достигнет более 192 млн человек, а в 2019 году вырастет на 1,3 млн.

Оценка уровня безработицы по годам позволяет сказать, что в период с 2012 по 2019 год показатель приобретал различные положения. Так, на начало 2012 года этот уровень закрепился на значении 5,5%. В 2014 году в мае произошло историческое снижение безработицы, некоторые экономисты связывают это с влиянием сезонного фактора, другие же с увеличением производства и ростом экспорта и импорта. А в 2015 году уровень безработицы имел тенденцию к росту из-за массового сокращения персонала и началом новой кризисной ситуации в стране.

В 2019 году уровень безработицы показал незначительный спад. В конце ноября 2019 года на регистрационном учете в органах службы занятости состояло 664 тыс. безработных граждан. Уровень регистрируемой безработицы в среднем по Российской Федерации, по оперативным данным, составил 0,9 % от численности рабочей силы в возрасте 15-72 лет, как и в ноябре 2018 года.

Выделим проблемы, которые существуют на рынке труда.

    1. Высокое пополнение численности безработных трудовыми мигрантами.

В большинстве случаев у данной категории населения требования к заработной плате и условиям труда гораздо скромнее, чем у граждан государства, поэтому работодателям предпочтительно нанимать именно их на работу.

    1. Сокращение численности занятого населения в ряде отраслей, приоритетных с точки зрения развития инновационной экономики (нанотехнологии и авиационно-космические области).
    2. Низкий уровень трудовой мобильности (реакция на изменения экономических условий). В РФ она связана с различными причинами: высокие цены на жилье, повышенная конкуренция, различные языковые, культурные и психологические барьеры.
    3. Несогласованность функционирования системы образования и спроса экономики на рабочую силу определенных профессий, что сказывается, в первую очередь, на низком уровне занятости среди молодежи.
    4. Неэффективное использование трудоустроенной рабочей силы (она не используется в данном производстве, но и не высвобождается в другие сферы).
    5. Существенное расхождение между общей и официально регистрируемой безработицей.

Все выше перечисленные проблемы только усугубляют ситуацию на рынке труда и влияют на повышение безработицы, вследствие чего мы можем наблюдать постепенное ухудшение экономического потенциала страны.

    1. Перспективные направления политики в сфере занятости

Правильные меры, исходящие от государства, оказывают существенное влияние на стабилизацию рынка труда. Для нашей страны реальную опасность представляет деградация структуры рабочих мест и человеческого потенциала в результате сокращения занятости в отраслях, требующих труда высокого качества и роста занятости в рамках неформального сектора. Изучая сущность данной проблемы, создаются некоторые перспективы развития политики в сфере занятости населения.

Во-первых, это существенная необходимость в создании рационального распределения рабочей силы по отраслям производства. Это возможно путем содействия в поисках работы выпускающимся специалистам не только из ВУЗов, но и из учреждений среднего профессионального образования. При трудоустройстве молодым специалистам приходится конкурировать с более опытными работниками, а в ситуации переизбытка должностей такая конкуренция не даем им шанса на успешное трудоустройство. Поэтому необходимо упростить взаимосвязь между потенциальным работником и работодателем, а также стремиться к увеличению рабочих мест на производстве. Существуют идеи о создании единой информационной базы вакантных рабочих мест, где работодатели будут предоставлять данные о увольнениях и новых открытых вакансиях.

Во-вторых, это предотвращение уменьшения численности населения в трудоспособном возрасте и «старение» рабочей силы. С данными проблемами справиться сложнее, ведь демографический процесс сложнее всего поддается корректировке. Но государство может справиться с ними за счет стимулирования к экономической активности таких групп, где она относительно низка: молодежь, женщины трудоспособного возраста с детьми, пенсионеры.

В-третьих, перспективной политикой будут считаться государственные вложения в создание новых рабочих мест.

Также повышению занятости населения могут способствовать заключения договоров с фирмами, которые трудоустраивают молодежь в своих зарубежных филиалах.

В целом, факторами успешного преодоления кризисных явлений российского рынка труда в современных экономических условиях является не только эффективная политика в сфере занятости, но и стабилизация экономического положения страны, модернизационные процессы в промышленности и сельском хозяйстве, повышение темпов экономического роста.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Безработица – это ситуация, возникающая, когда люди, ищут работу, но не могут найти. Она оказывает огромное влияние на все стороны жизни страны. Изначально политика в отношении трудового законодательства в нашей стране была направлена на улучшение условий для трудящихся и социальную защиту. Однако, те упущения, которые были допущены относительно защиты именно от безработицы, дали свои и негативные плоды. Ученые и экономисты, занимающиеся изучением данной темы, выявили семь видов безработицы. Чаще встречающиеся виды это фрикционная, структурная и сезонная.

Одна из причин возникновения безработицы, по мнению неоклассиков, является государство и функционирование профсоюзов, но основные причины все же является нарушение равновесного состояния на рынке трудовых ресурсов. Последствия высокого уровня безработицы является уменьшением государственного бюджета из-за сокращения налоговых отчислений позже страна теряет свои производственные мощности всё это ведёт к негативным последствиям для страны. Настоящее время ситуация на рынке труда ухудшает в связи с политической ситуацией. Снижение уровня занятости, уменьшение рабочих мест, основная масса занятого населения работает на частных предприятиях, и немалая часть является самозанятыми все это является последствиями безработицы.

Разработка мероприятий по регулированию занятости населения и безработицы на региональном рынке труда является одной из первых ступеней к решению проблемы увеличения занятости и снижения безработицы в стране. Российский рынок труда отличается от иностранных в первую очередь тем, что обладает недостаточно эффективным законодательством по его регулированию. Перспективы отечественного рынка труда будут в решающей степени зависеть от того, сможет ли Россия воспользоваться новой волной мирового экономического роста, использовать потенциал глобализации в своих интересах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Арзамасцева, Л.П., Колесникова, О.А., Федченко А.А. Посткризисные тенденции и факторы развития рынка труда. Вестник Воронежского государственного уни- верситета, - 2015. - № 10. - С.207-216.
  2. Балашов, А.И. Экономическая теория: Учебник. / А.И. Балашов и др. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 527 c.
  3. Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С Основы экономической теории. Курс лекций. 2000г.
  4. Бексултанова А. И. Проблема безработицы в России и пути ее решения // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 317-319.
  5. Беркович, М.И., Папина, А.Л., Сущикова, С.Э. Безработица в современных усло- виях: региональные особенности и формы поддержки. Сборник научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством», 2015. - № 15. - С.107-111.
  6. Блауг, М. Оукен, Артур // 100 великих экономистов после Кейнса. — СПб.: Эко- номикус, 2017. — 384 с.
  7. Валиева, С.Г., Рахматуллина, Л.И. Безработица и занятость в России // Студенче- ская наука XXI века : материалы X Междунар. студ. науч.-практ. конф. (Чебок- сары, 30 июня 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Ин- терактив плюс» — 2016. — № 3 (10). — С. 180–182.
  8. Гневашева, В.А. Управление занятостью: Учебное пособие для вузов. – Москва: КноРус, 2015. – 166 с.
  9. Давыдова, Е.Ю., Безяева О.И. Проблема безработицы в современной России//Тер- ритория науки. – 2014. - №1. – С.75 – 79.
  10. Даниленко, Л.Н. Экономическая теория: курс лекций по микро- и макроэкономике: Учебник / Л.Н. Даниленко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 576 c.
  11. Зубкова, Ю.В. Безработица и ее виды. Безработица в России // В сборнике: Актуальные вопросы развития современного общества сборник статей 4-ой Международной научно-практической конференции: в 4-х томах. 2014. - С. 202–206.
  12. Исраилова, З.Р., Магомедова, Х.А. Безработица и занятость: экономическая сущность // Инновационная наука. —2016. —№11-1. —С. 71 – 75.
  13. Ленькина, О.Б. Эволюция подходов к регулированию занятости населения в раз- витых странах // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - № 3. - С. 20–36.
  14. Мубаракшина, Л. С. Проблема занятости и безработицы Российской Федерации // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 373-376.
  15. Никитина, А.В., Епраносян, А.А. Безработица как социально-экономическое явле- ние в современной России // Общество: политика, экономика, право. 2015. № 4. - С.102-105.
  16. Порохнова, Н.Н., Авдонина, А.А., Бельдиева, Е.А. Проблема безработицы. пути преодоления безработицы в Российской Федерации // В сборнике: Экономическое развитие России: тенденции, перспективы сборник статей по материалам I Меж- дународной научно-практической студенческой конференции: в 4 томах. 2016. - С. 130–133.