Файл: Рабочая программа учебной дисциплины уд. 12 История родного края.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.4.Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 216 часов, в том числе:
-
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 144 час; -
самостоятельная работа обучающегося 72 часа.
2. Содержание учебной дисциплины и тематическое планирование
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 216 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 144 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические работы | 108 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 72 |
в том числе: | |
написание доклада написание реферата подготовка устного сообщения подготовка кроссворда | 34 10 24 4 |
Итоговая аттестация в форме: дифференцированного зачёта | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История родного края»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Количество часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Предмет и задачи краеведения. Наш край – Самарская область. | Содержание учебного материала: Введение в краеведение. Источники и методы изучения родного края. | 4 2 | 1 |
Лабораторные работы | Не предусмотрены | | |
Практические занятия № 1.Археологические памятники древности на территории Самарского края. | 2 | | |
Контрольные работы | Не предусмотрены | | |
Самостоятельная работа обучающихся № 1. Подготовить реферат на тему: «Краеведение – источник изучения родного края». | 2 | | |
Тема 2. Исследователи Самарского края | Содержание учебного материала | 6 | |
Историки и литераторы – исследователи Самарского Поволжья. | 2 | 2 | |
Лабораторные работы | Не предусмотрены | | |
Практические занятия № 2.Первое упоминание о поселении на берегу рек Волга и Самара. №3.Первое упоминание о поселении на берегу реки Большой Иргиз. | 4 2 2 | | |
Контрольные работы | Не предусмотрены | | |
Самостоятельная работа обучающихся № 3-4.Подготовить доклад об историках, археологах и литераторах, которые исследовали и прославляли древний Самарский край. № 5. Подготовить доклад: «Святой Алексий – духовный покровитель Самары». № 6. Подготовить доклад о первых поселенцах на берегу реки Б-Иргиз Пестравской слободы. | 4 2 1 1 | | |
Тема 3. География Самарского края, Пестравского района. | Содержание учебного материала | 5 | |
Природные условия и ресурсы края. | 2 | | |
Лабораторные работы | Не предусмотрены | | |
Практические занятия № 4.Географические названия. Легенды. Предсказания. | 3 | | |
Контрольные работы | Не предусмотрены | | |
Самостоятельная работа обучающихся № 7-8.Сделать подборку материалов о географии Самарского края. | 1 2 | | |
Тема 4. Этнография Самарского края, Пестравского района | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
Возрождение культурных традиций народов Самарской области. Легенды и были Жигулей. | 2 1 | | |
Лабораторные работы | Не предусмотрены | | |
Практические занятия № 5.Из истории русского костюма. Одежда и культура края. № 6.Религии Самарского края. | 3 2 | | |
Контрольные работы | Не предусмотрены | | |
Самостоятельная работа обучающихся № 9-10.Подготовить кроссворд на тему «Этнография Среднего Поволжья». № 11-12. Подготовить доклад на тему: «Мировые религии на территории Среднего Поволжья». | 2 2 | | |
Тема 5.Самарский край в древности и Средневековье. | Содержание учебного материала | 3 | |
Древности Самарского края. | 1 | | |
Лабораторные работы | Не предусмотрены | | |
Практические занятия № 7.Самарское Поволжье в период Золотой Орды. Битва на реке Кондурча. Хан Тамерлан и темник Мамай. | 2 | | |
Контрольные работы | Не предусмотрены | | |
Самостоятельная работа обучающихся. № 13-14.Подготовить реферат на тему: «Золотоордынский период истории Самарского края». | 2 | | |
Тема 6. Самарский край в 16-17 веках. | Содержание учебного материала | 11 | 2 |
Основание крепости. Самара. Основание и заселение с.Пестравка. | 2 1 | | |
Лабораторные работы | Не предусмотрены | | |
Практические занятия № 8.Основание крепости Самара. № 9. Георгий Засекин. № 10. Основание и заселение с.Пестравка. № 11. Степан Разин в Самарском крае. | 8 2 2 2 2 | | |
Контрольные работы | Не предусмотрены | | |
Самостоятельная работа обучающихся. № 15-16.Подготовить сообщение на тему: «Основные промыслы Самарского края в 17 веке». № 17. Подготовить сообщение на тему: «Григорий Засекин». № 18. Подготовить доклад на тему: «Волжская вольница. Степан Разин в Самаре». | 4 2 1 1 | | |
Тема 7. Самарский край в 18 веке. | Содержание учебного материала | 9 | |
Освоение Самарского Поволжья в 18 веке. | 2 | | |
Лабораторные работы | Не предусмотрены | | |
Практические занятия № 12.Е.Пугачев в Самарском Поволжье. № 13. Е.Пугачев и Пестравская слобода. № 14. Территориально- административное деление, застройка и фортификация Самарского края в 18 веке. № 15. В.Н.Татищев и Самарский край. № 16. Основание и фортификация крепости Ставрополь. | 7 2 1 2 1 1 | | |
Контрольные работы | Не предусмотрены | | |
Самостоятельная работа обучающихся № 19. Подготовить доклад на тему: «Пугачевцы в Самарском крае». № 20-21 Подготовить доклад на тему: «Экономическое развитие Самарского края в 18 веке». № 22.Подготовить доклад на тему: «Деятельность В.Н. Татищева в Самаре». | 4 1 2 1 | | |
Тема 8. Самарский край в первой половине 19 века. | Содержание учебного материала | 6 | |
Общественно-политическое и экономическое развитие края. Образование и культура в Самарском крае в конце 18 начале 19 века. Декабристы и Самарский край. | 1 1 | | |
Лабораторные работы | Не предусмотрены | | |
Практические занятия № 17.Участие самарцев в Отечественной войне 1812 года. № 18. Участие самарцев в Крымской войне 1853-1856 года. | 4 2 2 | | |
Контрольная работа | Не предусмотрены | | |
Самостоятельная работа обучающихся. №23.Подготовить доклад на тему: «Деятельность И.А.Второва в Самарском крае». № 24. Подготовить доклад на тему: «Деятельность П.В.Алабина в Самаре». № 25-26. Подготовить кроссворд на тему: «Участие самарцев в Отечественной войне 1812 года и русско-турецкой 1877-1878г.г.» | 4 1 1 2 | | |
Тема 9.Самарский край во второй половине 19 века. | Содержание учебного материала | 16 | |
Общественно-политическая жизнь края в эпоху великих реформ. Образование Самарской губернии. | 1 1 | | |
Лабораторные работы | Не предусмотрены | | |
Практические занятия. № 19. Рождение Самарской губернии. Первые губернаторы. № 20.Участие самарцев в русско-турецкой 1877-1878 г.г. войне. № 21. Исторический центр Самары 19 века. № 22.Буржуазные реформы 1860-1870 годов и наш край. № 23.Экономическое развитие Самарской губернии во 2-ой половине 19 века. № 24.Выдающиеся личности и революционеры Самарского края в конце 19 века. | 14 2 2 2 2 3 | | |
Контрольные работы. | Не предусмотрены | | |
Самостоятельная работа обучающихся № 27-28-29.Подготовить доклад на тему: «Образование Самарской губернии. Первые губернаторы». № 30-31-32. Подготовить доклад на тему: «Экономическое развитие Самарского края в 19 веке». № 33-34. Подготовить доклад на тему: «Экскурсии по историческим местам Самары 19 века». № 35-36-37. Подготовить доклад на тему: «Выдающиеся личности и революционеры Самарского края в конце 19 века» | 11 3 3 2 3 | | |
Тема 10. Просвещение и культура Самарского края 19 века. | Содержание учебного материала | 8 | |
Развитие образования в крае. Развитие культуры в крае. | 1 1 | | |
Лабораторные работы | Не предусмотрены | | |
Практические занятия № 25.Особенности культуры края в 19 веке. № 26.Народное образование, здравоохранение края в 19 веке. № 27.Народное образование, здравоохранение и культура с.Пестравки в 19 веке. | 6 2 2 2 | | |
Контрольные работы | Не предусмотрены | | |
Самостоятельная работа обучающихся № 38.Подготовить доклад на тему: «Архитектор А.А.Щербачев и создание архитектурного облика Самары». № 39.Подготовить доклад на тему: «Культурно-просветительская деятельность К.П.Головкина». № 40-41. Подготовить доклад на тему: «Писатели и поэты связанные с Самарской губернией 19 века». № 42-43. Подготовить доклад на тему: «Просвещение и культура Самарского края в конце 19-20 века». | 6 1 1 2 2 | | |
Тема 11. В эпоху войн и революций (1901- 1917г.г.) | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
Наш край в начале 20 века. Социально-экономическое и политическое развитие. | 1 1 | | |
Лабораторные работы | Не предусмотрены | | |
Практические занятия № 28.Наш край в эпоху войн и революций начала 20 века. | 6 | | |
Контрольные работы | Не предусмотрены | | |
Самостоятельная работа обучающихся № 44.Подготовить реферат на тему: «Самарское купечество и его роль в развитии края». № 45-46-47. Подготовить сообщение на тему: «Общественные и революционные события в Самарской губернии в начале 20 века» | 4 1 3 | | |
Тема 12.В период гражданского противостояния (октябрь 1917-1920г.г.) | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
Установление советской власти в Самарской губернии. | 1 | | |
Лабораторные работы | Не предусмотрены | | |
Практические занятия № 29.Советская власть и гражданское противостояние в Самарской губернии. | 3 3 | | |
Контрольные работы | Не предусмотрены | | |
Самостоятельная работа обучающихся № 48.Подготовить доклад на тему: «Роль В.В.Куйбышева в событиях октября 1917 года в Самаре» | 1 1 | | |
Тема 13. Самарский край в 20-30е годы 20 века. | Содержание учебного материала | 17 | 2 |
Экономика края в 20 годы 20 века. Строительство и архитектура. Образование в Самарском крае. | 1 1 | | |
Лабораторные работы | Не предусмотрены | | |
Практические занятия № 30.Голод и разруха в Среднем Поволжье. № 31.Индустриализация и коллективизация в Самарском крае. № 32. Политические репрессии 1930-х годов. № 33. Развитие образования и культуры в Куйбышевской области в 30-е годы 20 века. № 34.Интеллектуальная жизнь Самарского края в 30-годы 20 века. № 35. Образование Пестравского района. | 15 3 2 2 2 2 4 | | |
Контрольные работы | Не предусмотрены | | |
Самостоятельная работа обучающихся № 49.Подготовить сообщение на тему: «Борьба с неграмотностью в Самарской губернии». № 50-51-52. Подготовить доклад на тему: «НЭП, индустриализация и коллективизация в Самарской губернии». № 53-54. Подготовить доклад на тему: «Развитие образования и культуры в Куйбышевской области 30-е годы 20 века». № 55-56-57. Подготовить сообщение на тему: «Главные люди Пестравского района». | 9 1 3 2 3 | | |
Тема 14. Самарский край в годы Великой Отечественной войны (1941-1945г.г.) | Содержание учебного материала | 10 | 2 |
Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны. | 2 | | |
Лабораторные работы | Не предусмотрены | | |
Практические занятия №36. Ратный подвиг куйбышевцев в годы Великой Отечественной войны. № 37.Куйбышев – запасная столица. Сталь и хлеб. № 38. Ратный подвиг пестравчан в годы Великой Отечественной войны. | 8 3 2 3 | | |
Контрольная работа | Не предусмотрены | | |
Самостоятельная работа обучающихся № 58-59-60. Подготовить сообщение на тему: «Ратный подвиг куйбышевцев 1941-1945 годах». № 61-62-63. Подготовить сообщение на тему: «Они ковали победу в тылу». № 64-65. Подготовить сообщение на тему: «Фронтовики Пестравского района». | 8 3 3 2 | | |
Тема 15. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие Куйбышевской области и Пестравского района во 2-ой половине 20 века. | Содержание учебного материала | 10 | 2 |
Куйбышевская область в послевоенные годы. Социально-экономическая, политическая и культурная жизнь области в 50-80 годы. Пестравский район в послевоенные годы. Жизнь района в 50-80 годы. | 2 2 | | |
Лабораторные работы | Не предусмотрены | | |
Практические занятия № 39. Куйбышевская область в послевоенные годы. Социально-экономическая, политическая и культурная жизнь области в 50-80 годы. № 40. Пестравский район в послевоенные годы. Жизнь района в 50-80 годы. | 6 4 2 | | |
Контрольные работы | Не предусмотрены | | |
Самостоятельная работа обучающихся № 66. Подготовить сообщение на тему: «Советские труженики Пестравского района». | 1 | | |
Тема 16. Самарская губерния и Пестравский район в конце 20, начале 21 века. От перестройки к рыночным отношениям. | Содержание учебного материала | 7 | 2 |
Экономическая и социально-политическая жизнь Самарской области. Культурная жизнь Самарского края. | 1 1 | | |
Лабораторные работы | Не предусмотрены | | |
Практические занятия № 41. Экономическая и социально-политическая жизнь Самарской области. № 42. Культурная жизнь и образование Самарского края. № 43. Пестравский район от перестройки к рыночным отношениям. | 5 2 1 2 | | |
Контрольные работы | Не предусмотрены | | |
Самостоятельная работа обучающихся № 67-68. Подготовить сообщение на тему: «Новая Самара» №69-70. Подготовить сообщение на тему: «Храмы, культурные учреждения, промышленные предприятия, земледелие Пестравского района». | 4 2 2 | | |
Тема 17. Местное самоуправление | Содержание учебного материала | 5 | |
Многопартийная система на территории области. Символика Самарского края. | 1 | | |
Лабораторные работы | | | |
Практические занятия № 44. Становление многопартийности в Самарской области. № 45. Символика Самарского края. № 46. Становление многопартийности в Пестравском районе. № 47. Символика Пестравского района. | 4 1 1 1 1 | | |
Контрольные работы | | | |
Самостоятельная работа обучающихся № 71-72. Подготовить сообщение на тему: «Почетные люди Пестравского района» | 2 2 | | |
Тема 18. Роль и место Самарской области в современной России. | Содержание учебного материала | 7 | |
| | | |
Лабораторные работы | | | |
Практические занятия № 48. Современная Самарская область. № 49. Пестравский район в 21 веке. № 50. Дифференцированный зачет. | 7 3 2 2 | | |
| Всего: 144 | 216 | |
3. Условия реализации учебной дисциплины.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Освоение программы учебной дисциплины «История родного края» происходит в кабинете История. Помещение кабинета удовлетворяет требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Оборудование кабинета и технические средства обучения:
-
рабочее место преподавателя; -
рабочие места по числу обучающихся; -
классная доска; -
мультимедийное оборудование (мобильное).
Наглядные пособия:
комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др);
Экранно-звуковые пособия:
Учебно-методическое обеспечение:
-
учебные пособия; -
методические указания для студентов; -
раздаточные материалы; -
карта России; -
карта Самарской губернии; -
карта Самарской области.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
ОИ1. Завальный А.Н., Кабытов П.С., Рыбалко Ю.Е. Самарская губерния: день за днем: 1891-1895 годы. Хроника событий.- Самара: Издательство «Универс-групп»,2014.
ОИ2. Классика Самарского краеведения: Антология.-Самара,2012.
ОИ3. Самарское Поволжье с древности до конца 19 века: Сборник документов и материалов.-Самара,2012.
ОИ4. Л.В.Храмков. Введение в Самарское краеведение.-Самара, 2010.-428с.
Дополнительные источники:
ДИ1. Бронзовый век. Эпоха героев (по материалам погребальных памятников Самарской области).Самара,2012.
ДИ2. Военно-промышленный комплекс Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945г.г.): Сборник документов.-Самара,2005.
ДИ3. Годы и события. Хроника (к 150-летию Самарской губернии): в 2-х т.самара,2000.
ДИ4. Гурьянов Е.Ф. Древние вехи Самары.-Куйбышев,1986.
ДИ5. Дубман Э.Л. Князь Григорий Засекин – строитель волжских городов.-Самара,2002.
ДИ6. Дубман Э.Л. Сказание о первых самарцах.-Самара,1991.
ДИ7. Здесь тыл был фронтом (1941-1945): Сборник документов и материалов.-Самара,2000.
ДИ8. Казарин В.Н. Возрожденные имена.-Самара,2004.
ДИ9. Наш край.- Хрестоматия для преподавателей отечественной истории и учащихся средней школы.-Самара,2010.
ДИ10.Самарская область: от индустриальной к постиндустриальной экономике/ Под. науч. ред. А.В.Полетаева .-М:ТЕИС, 2006г.-464с.
ДИ11.Алексушин Г.В.Самарские губернаторы.- Самара:Самарский Дом печати,1996.-320 с., ил.
ДИ12.Степняки: к 70 летию Пестравского района/Под ред.Садовского В.Д.-Самара,2005,110с.
Интернет-ресурсы
И-Р1 www.history.tom.ru (История России от князей до Президента).
И-Р2 www.statehistory.ru (История государства).
И-Р3 www.raremaps.ru (Коллекция старинных карт Российской империи).
И-Р4 www.old-maps.narod.ru (Коллекция старинных карт территорий и городов России).
И-Р5 www.temples.ru (Проект «Храмы России»).
И-Р6 www.radzivil.chat.ru (Радзивилловская летопись с иллюстрациями).
И-Р7 www.borodulincollection.com\index.html (Раритеты фотохроники СССР: 1917-1991г.г. – коллекция Льва Бородулина).
И-Р8 www.rusrevolution.info (Революция и Гражданская война: интернет-проект).
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
| Экспертная оценка:
|
Планирование учебных занятий с использованием активных и интерактивных и интерактивных форм и методов обучения
№ | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Активные и интерактивные формы и методы обучения |
1 | Введение. Наш край – Самарская область. Исследователи Самарского края | 5 | Лекция-установка. Лекция-проблема. Работа с информационными ресурсами. |
2 | География и этнография Самарского края и Пестравского района. | 4 | Лекция-проблема. Работа с информационными ресурсами. Практическое занятие. |
3 | Самарский край в древности и средневековье. | 2 | Лекция-установка. Лекция проблема. Практическое занятие. Семинар-обсуждение. |
4 | Самарский край с 16 по 18 век. | 6 | Лекция-установка. Лекция-проблема. Практическое занятие. Работа с информационными ресурсами. |
5 | Самарский край в 18-19 веках. | 5 | Лекция-установка. Лекция-проблема. Практическое занятие. Проблемный семинар. Лекция. Семинар-обсуждение. |
6 | Самарский край в 19 веке. | 4 | Лекция-установка. Лекция-проблема. Практическое занятие. Проблемный семинар. Лекция. Семинар-обсуждение |
7 | Самарский край в эпоху войн, революций и гражданского противостояния (1905-1920) | 5 | Лекция-установка. Лекция-проблема. Практическое занятие. Проблемный семинар. Лекция. Семинар-обсуждение. Работа с информационными ресурсами. |
8 | Самарский край в первой половине 20 века. Годы Великой Отечественной войны (1941-1945). | 8 | Лекция-установка. Лекция-проблема. Практическое занятие. Проблемный семинар. Лекция. Семинар- обсуждение. Работа с информационными ресурсами. Дискуссия. |
9. | Экономическое и социальное развитие Самарского края во второй половине 20-начале 21 века | 6 | Лекция-установка. Практическое занятие. |