Файл: Рабочая программа учебной дисциплины уд. 12 История родного края.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.4.Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 216 часов, в том числе:

  • обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 144 час;

  • самостоятельная работа обучающегося 72 часа.


2. Содержание учебной дисциплины и тематическое планирование
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

216

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

144

в том числе:




лабораторные работы

-

практические работы

108

контрольные работы




Самостоятельная работа обучающегося (всего)

72

в том числе:




написание доклада

написание реферата

подготовка устного сообщения

подготовка кроссворда


34

10

24

4


Итоговая аттестация в форме: дифференцированного зачёта

2



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История родного края»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Количество часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1. Предмет и задачи краеведения. Наш край – Самарская область.



Содержание учебного материала:

Введение в краеведение. Источники и методы изучения родного края.

4

2



1

Лабораторные работы

Не предусмотрены




Практические занятия

№ 1.Археологические памятники древности на территории Самарского края.


2




Контрольные работы

Не предусмотрены




Самостоятельная работа обучающихся

№ 1. Подготовить реферат на тему: «Краеведение – источник изучения родного края».

2




Тема 2. Исследователи Самарского края

Содержание учебного материала

6




Историки и литераторы – исследователи Самарского Поволжья.

2

2

Лабораторные работы

Не предусмотрены




Практические занятия

№ 2.Первое упоминание о поселении на берегу рек Волга и Самара.

№3.Первое упоминание о поселении на берегу реки Большой Иргиз.

4

2

2




Контрольные работы

Не предусмотрены




Самостоятельная работа обучающихся

№ 3-4.Подготовить доклад об историках, археологах и литераторах, которые исследовали и прославляли древний Самарский край.

№ 5. Подготовить доклад: «Святой Алексий – духовный покровитель Самары».

№ 6. Подготовить доклад о первых поселенцах на берегу реки Б-Иргиз Пестравской слободы.

4

2

1

1




Тема 3. География Самарского края, Пестравского района.

Содержание учебного материала

5




Природные условия и ресурсы края.

2




Лабораторные работы

Не предусмотрены




Практические занятия

№ 4.Географические названия. Легенды. Предсказания.

3




Контрольные работы

Не предусмотрены




Самостоятельная работа обучающихся

№ 7-8.Сделать подборку материалов о географии Самарского края.

1

2




Тема 4. Этнография Самарского края, Пестравского района

Содержание учебного материала

8

2

Возрождение культурных традиций народов Самарской области.

Легенды и были Жигулей.

2

1




Лабораторные работы

Не предусмотрены




Практические занятия

№ 5.Из истории русского костюма. Одежда и культура края.

№ 6.Религии Самарского края.

3
2




Контрольные работы

Не предусмотрены




Самостоятельная работа обучающихся

№ 9-10.Подготовить кроссворд на тему «Этнография Среднего Поволжья».

№ 11-12. Подготовить доклад на тему: «Мировые религии на территории Среднего Поволжья».


2

2




Тема 5.Самарский край в древности и Средневековье.

Содержание учебного материала

3




Древности Самарского края.

1




Лабораторные работы

Не предусмотрены




Практические занятия

№ 7.Самарское Поволжье в период Золотой Орды. Битва на реке Кондурча. Хан Тамерлан и темник Мамай.


2




Контрольные работы



Не предусмотрены




Самостоятельная работа обучающихся.

№ 13-14.Подготовить реферат на тему: «Золотоордынский период истории Самарского края».

2




Тема 6. Самарский край в 16-17 веках.

Содержание учебного материала

11

2

Основание крепости. Самара.

Основание и заселение с.Пестравка.

2

1




Лабораторные работы

Не предусмотрены




Практические занятия

№ 8.Основание крепости Самара.

№ 9. Георгий Засекин.

№ 10. Основание и заселение с.Пестравка.

№ 11. Степан Разин в Самарском крае.

8

2

2

2

2




Контрольные работы

Не предусмотрены




Самостоятельная работа обучающихся.

№ 15-16.Подготовить сообщение на тему: «Основные промыслы Самарского края в 17 веке».

№ 17. Подготовить сообщение на тему: «Григорий Засекин».

№ 18. Подготовить доклад на тему: «Волжская вольница. Степан Разин в Самаре».

4

2

1

1




Тема 7. Самарский край в 18 веке.

Содержание учебного материала

9




Освоение Самарского Поволжья в 18 веке.

2




Лабораторные работы

Не предусмотрены




Практические занятия

№ 12.Е.Пугачев в Самарском Поволжье.

№ 13. Е.Пугачев и Пестравская слобода.

№ 14. Территориально- административное деление, застройка и фортификация Самарского края в 18 веке.

№ 15. В.Н.Татищев и Самарский край.

№ 16. Основание и фортификация крепости Ставрополь.

7

2

1

2

1

1




Контрольные работы

Не предусмотрены




Самостоятельная работа обучающихся

№ 19. Подготовить доклад на тему: «Пугачевцы в Самарском крае».

№ 20-21 Подготовить доклад на тему: «Экономическое развитие Самарского края в 18 веке».

№ 22.Подготовить доклад на тему: «Деятельность В.Н. Татищева в Самаре».

4

1

2

1




Тема 8. Самарский край в первой половине 19 века.

Содержание учебного материала

6




Общественно-политическое и экономическое развитие края.

Образование и культура в Самарском крае в конце 18 начале 19 века. Декабристы и Самарский край.

1

1




Лабораторные работы

Не предусмотрены




Практические занятия

№ 17.Участие самарцев в Отечественной войне 1812 года.

№ 18. Участие самарцев в Крымской войне 1853-1856 года.

4

2

2




Контрольная работа

Не предусмотрены




Самостоятельная работа обучающихся.

№23.Подготовить доклад на тему: «Деятельность И.А.Второва в Самарском крае».

№ 24. Подготовить доклад на тему: «Деятельность П.В.Алабина в Самаре».

№ 25-26. Подготовить кроссворд на тему: «Участие самарцев в Отечественной войне 1812 года и русско-турецкой 1877-1878г.г.»

4

1

1

2




Тема 9.Самарский край во второй половине 19 века.

Содержание учебного материала

16




Общественно-политическая жизнь края в эпоху великих реформ.

Образование Самарской губернии.

1

1




Лабораторные работы

Не предусмотрены




Практические занятия.

№ 19. Рождение Самарской губернии. Первые губернаторы.

№ 20.Участие самарцев в русско-турецкой 1877-1878 г.г. войне.

№ 21. Исторический центр Самары 19 века.

№ 22.Буржуазные реформы 1860-1870 годов и наш край.

№ 23.Экономическое развитие Самарской губернии во 2-ой половине 19 века.

№ 24.Выдающиеся личности и революционеры Самарского края в конце 19 века.

14

2

2

2

2

3




Контрольные работы.

Не предусмотрены




Самостоятельная работа обучающихся

№ 27-28-29.Подготовить доклад на тему: «Образование Самарской губернии. Первые губернаторы».

№ 30-31-32. Подготовить доклад на тему: «Экономическое развитие Самарского края в 19 веке».

№ 33-34. Подготовить доклад на тему: «Экскурсии по историческим местам Самары 19 века».

№ 35-36-37. Подготовить доклад на тему: «Выдающиеся личности и революционеры Самарского края в конце 19 века»

11

3

3

2

3




Тема 10. Просвещение и культура Самарского края 19 века.

Содержание учебного материала

8




Развитие образования в крае.

Развитие культуры в крае.

1

1




Лабораторные работы

Не предусмотрены




Практические занятия

№ 25.Особенности культуры края в 19 веке.

№ 26.Народное образование, здравоохранение края в 19 веке.

№ 27.Народное образование, здравоохранение и культура с.Пестравки в 19 веке.

6

2

2

2




Контрольные работы

Не предусмотрены




Самостоятельная работа обучающихся

№ 38.Подготовить доклад на тему: «Архитектор А.А.Щербачев и создание архитектурного облика Самары».

№ 39.Подготовить доклад на тему: «Культурно-просветительская деятельность К.П.Головкина».

№ 40-41. Подготовить доклад на тему: «Писатели и поэты связанные с Самарской губернией 19 века».

№ 42-43. Подготовить доклад на тему: «Просвещение и культура Самарского края в конце 19-20 века».

6

1
1

2

2




Тема 11. В эпоху войн и революций (1901- 1917г.г.)

Содержание учебного материала

8

2

Наш край в начале 20 века.

Социально-экономическое и политическое развитие.

1

1




Лабораторные работы

Не предусмотрены




Практические занятия

№ 28.Наш край в эпоху войн и революций начала 20 века.


6




Контрольные работы

Не предусмотрены




Самостоятельная работа обучающихся

№ 44.Подготовить реферат на тему: «Самарское купечество и его роль в развитии края».

№ 45-46-47. Подготовить сообщение на тему: «Общественные и революционные события в Самарской губернии в начале 20 века»

4

1

3




Тема 12.В период гражданского противостояния (октябрь 1917-1920г.г.)

Содержание учебного материала

4

2

Установление советской власти в Самарской губернии.

1




Лабораторные работы

Не предусмотрены




Практические занятия

№ 29.Советская власть и гражданское противостояние в Самарской губернии.

3

3




Контрольные работы

Не предусмотрены




Самостоятельная работа обучающихся

№ 48.Подготовить доклад на тему: «Роль В.В.Куйбышева в событиях октября 1917 года в Самаре»

1

1




Тема 13. Самарский край в 20-30е годы 20 века.

Содержание учебного материала

17

2

Экономика края в 20 годы 20 века.

Строительство и архитектура. Образование в Самарском крае.


1

1




Лабораторные работы

Не предусмотрены




Практические занятия

№ 30.Голод и разруха в Среднем Поволжье.

№ 31.Индустриализация и коллективизация в Самарском крае.

№ 32. Политические репрессии 1930-х годов.

№ 33. Развитие образования и культуры в Куйбышевской области в 30-е годы 20 века.

№ 34.Интеллектуальная жизнь Самарского края в 30-годы 20 века.

№ 35. Образование Пестравского района.

15

3

2

2

2

2

4




Контрольные работы

Не предусмотрены




Самостоятельная работа обучающихся

№ 49.Подготовить сообщение на тему: «Борьба с неграмотностью в Самарской губернии».

№ 50-51-52. Подготовить доклад на тему: «НЭП, индустриализация и коллективизация в Самарской губернии».

№ 53-54. Подготовить доклад на тему: «Развитие образования и культуры в Куйбышевской области 30-е годы 20 века».

№ 55-56-57. Подготовить сообщение на тему: «Главные люди Пестравского района».

9

1
3

2

3




Тема 14. Самарский край в годы Великой Отечественной войны (1941-1945г.г.)

Содержание учебного материала

10

2

Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны.

2




Лабораторные работы

Не предусмотрены




Практические занятия

№36. Ратный подвиг куйбышевцев в годы Великой Отечественной войны.

№ 37.Куйбышев – запасная столица. Сталь и хлеб.

№ 38. Ратный подвиг пестравчан в годы Великой Отечественной войны.

8

3

2

3




Контрольная работа

Не предусмотрены




Самостоятельная работа обучающихся

№ 58-59-60. Подготовить сообщение на тему: «Ратный подвиг куйбышевцев 1941-1945 годах».

№ 61-62-63. Подготовить сообщение на тему: «Они ковали победу в тылу».

№ 64-65. Подготовить сообщение на тему: «Фронтовики Пестравского района».

8

3

3

2




Тема 15. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие Куйбышевской области и Пестравского района во 2-ой половине 20 века.

Содержание учебного материала

10

2

Куйбышевская область в послевоенные годы. Социально-экономическая, политическая и культурная жизнь области в 50-80 годы.

Пестравский район в послевоенные годы. Жизнь района в 50-80 годы.

2
2




Лабораторные работы

Не предусмотрены




Практические занятия

№ 39. Куйбышевская область в послевоенные годы. Социально-экономическая, политическая и культурная жизнь области в 50-80 годы.

№ 40. Пестравский район в послевоенные годы. Жизнь района в 50-80 годы.

6

4
2




Контрольные работы

Не предусмотрены




Самостоятельная работа обучающихся

№ 66. Подготовить сообщение на тему: «Советские труженики Пестравского района».


1




Тема 16. Самарская губерния и Пестравский район в конце 20, начале 21 века. От перестройки к рыночным отношениям.

Содержание учебного материала

7

2

Экономическая и социально-политическая жизнь Самарской области.

Культурная жизнь Самарского края.

1

1




Лабораторные работы

Не предусмотрены




Практические занятия

№ 41. Экономическая и социально-политическая жизнь Самарской области.

№ 42. Культурная жизнь и образование Самарского края.

№ 43. Пестравский район от перестройки к рыночным отношениям.

5

2

1

2




Контрольные работы

Не предусмотрены




Самостоятельная работа обучающихся

№ 67-68. Подготовить сообщение на тему: «Новая Самара»

№69-70. Подготовить сообщение на тему: «Храмы, культурные учреждения, промышленные предприятия, земледелие Пестравского района».

4

2
2




Тема 17. Местное самоуправление

Содержание учебного материала

5




Многопартийная система на территории области. Символика Самарского края.

1




Лабораторные работы







Практические занятия

№ 44. Становление многопартийности в Самарской области.

№ 45. Символика Самарского края.

№ 46. Становление многопартийности в Пестравском районе.

№ 47. Символика Пестравского района.

4

1

1

1

1




Контрольные работы







Самостоятельная работа обучающихся

№ 71-72. Подготовить сообщение на тему: «Почетные люди Пестравского района»

2

2




Тема 18. Роль и место Самарской области в современной России.

Содержание учебного материала

7













Лабораторные работы







Практические занятия

№ 48. Современная Самарская область.

№ 49. Пестравский район в 21 веке.

50. Дифференцированный зачет.

7

3

2

2







Всего: 144

216






3. Условия реализации учебной дисциплины.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Освоение программы учебной дисциплины «История родного края» происходит в кабинете История. Помещение кабинета удовлетворяет требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Оборудование кабинета и технические средства обучения:

  • рабочее место преподавателя;

  • рабочие места по числу обучающихся;

  • классная доска;

  • мультимедийное оборудование (мобильное).

Наглядные пособия:

комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др);

Экранно-звуковые пособия:

Учебно-методическое обеспечение:

  • учебные пособия;

  • методические указания для студентов;

  • раздаточные материалы;

  • карта России;

  • карта Самарской губернии;

  • карта Самарской области.


3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:

ОИ1. Завальный А.Н., Кабытов П.С., Рыбалко Ю.Е. Самарская губерния: день за днем: 1891-1895 годы. Хроника событий.- Самара: Издательство «Универс-групп»,2014.

ОИ2. Классика Самарского краеведения: Антология.-Самара,2012.

ОИ3. Самарское Поволжье с древности до конца 19 века: Сборник документов и материалов.-Самара,2012.

ОИ4. Л.В.Храмков. Введение в Самарское краеведение.-Самара, 2010.-428с.

Дополнительные источники:

ДИ1. Бронзовый век. Эпоха героев (по материалам погребальных памятников Самарской области).Самара,2012.

ДИ2. Военно-промышленный комплекс Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945г.г.): Сборник документов.-Самара,2005.

ДИ3. Годы и события. Хроника (к 150-летию Самарской губернии): в 2-х т.самара,2000.

ДИ4. Гурьянов Е.Ф. Древние вехи Самары.-Куйбышев,1986.

ДИ5. Дубман Э.Л. Князь Григорий Засекин – строитель волжских городов.-Самара,2002.

ДИ6. Дубман Э.Л. Сказание о первых самарцах.-Самара,1991.

ДИ7. Здесь тыл был фронтом (1941-1945): Сборник документов и материалов.-Самара,2000.


ДИ8. Казарин В.Н. Возрожденные имена.-Самара,2004.

ДИ9. Наш край.- Хрестоматия для преподавателей отечественной истории и учащихся средней школы.-Самара,2010.

ДИ10.Самарская область: от индустриальной к постиндустриальной экономике/ Под. науч. ред. А.В.Полетаева .-М:ТЕИС, 2006г.-464с.

ДИ11.Алексушин Г.В.Самарские губернаторы.- Самара:Самарский Дом печати,1996.-320 с., ил.

ДИ12.Степняки: к 70 летию Пестравского района/Под ред.Садовского В.Д.-Самара,2005,110с.

Интернет-ресурсы

И-Р1 www.history.tom.ru (История России от князей до Президента).

И-Р2 www.statehistory.ru (История государства).

И-Р3 www.raremaps.ru (Коллекция старинных карт Российской империи).

И-Р4 www.old-maps.narod.ru (Коллекция старинных карт территорий и городов России).

И-Р5 www.temples.ru (Проект «Храмы России»).

И-Р6 www.radzivil.chat.ru (Радзивилловская летопись с иллюстрациями).

И-Р7 www.borodulincollection.com\index.html (Раритеты фотохроники СССР: 1917-1991г.г. – коллекция Льва Бородулина).

И-Р8 www.rusrevolution.info (Революция и Гражданская война: интернет-проект).

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:




  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения.

Экспертная оценка:

  • результатов выполнения домашних заданий;

  • индивидуальных проектных заданий;

  • устных опросов;

  • итоговый зачет.



Планирование учебных занятий с использованием активных и интерактивных и интерактивных форм и методов обучения




Тема учебного занятия

Кол-во часов

Активные и интерактивные формы и методы обучения

1

Введение. Наш край – Самарская область. Исследователи Самарского края

5

Лекция-установка. Лекция-проблема. Работа с информационными ресурсами.

2

География и этнография Самарского края и Пестравского района.

4

Лекция-проблема. Работа с информационными ресурсами. Практическое занятие.

3

Самарский край в древности и средневековье.

2

Лекция-установка. Лекция проблема.

Практическое занятие. Семинар-обсуждение.

4

Самарский край с 16 по 18 век.

6

Лекция-установка. Лекция-проблема.

Практическое занятие. Работа с информационными ресурсами.

5

Самарский край в 18-19 веках.

5

Лекция-установка. Лекция-проблема.

Практическое занятие. Проблемный семинар. Лекция. Семинар-обсуждение.

6

Самарский край в 19 веке.

4



Лекция-установка. Лекция-проблема.

Практическое занятие. Проблемный семинар. Лекция. Семинар-обсуждение

7

Самарский край в эпоху войн, революций и гражданского противостояния (1905-1920)



5

Лекция-установка. Лекция-проблема.

Практическое занятие. Проблемный семинар. Лекция. Семинар-обсуждение. Работа с информационными ресурсами.

8

Самарский край в первой половине 20 века. Годы Великой Отечественной войны (1941-1945).

8

Лекция-установка. Лекция-проблема.

Практическое занятие. Проблемный семинар. Лекция. Семинар- обсуждение. Работа с информационными ресурсами. Дискуссия.

9.

Экономическое и социальное развитие Самарского края во второй половине 20-начале 21 века

6

Лекция-установка. Практическое занятие.