Файл: кубанский государственный аграрный университет имени и. Т. Трубилина.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 2606

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Для предотвращения этих проблем практически все развитые страны постоянно осуществляют меры по сокращению такого неравенства.

Под социальным неравенствами, как правило, понимают неравенство отдельных людей или их групп в доступе к материальным благам и услугам. Получение доходов – это лишь инструмент доступа к ним. [11].

2.3 Оценка распределения и перераспределения доходов населения
Известно, что рынок не дает гарантии права на труд, на доход, на образование, не обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения. В итоге возникает необходимость государственного вмешательства в сферу распределения и перераспределения доходов.

Проблема распределения и перераспределения доходов населения была и остается наиболее актуальной. Она обсуждалась во все времена человеческой истории и продолжает дискутироваться в наши дни.

Распределение доходов населения – один из важнейших показателей, который характеризует не только уровень благосостояния людей, но и ситуацию с социальной справедливостью в данном государстве.

Выделяют функциональное и персональное распределение доходов.

Функциональное распределение дохода – это распределение дохода населения между факторами производства (труд, капитал, земля). В результате распределения дохода формируются первичные доходы (заработная плата, процент, рента, предпринимательская прибыль).

Персональное распределение доходов – это распределение доходов между семьями, располагающие в зависимости от размера получаемого дохода. В рыночном обществе отдельные лица и семьи могут владеть разными производственными факторами и получать доходы из нескольких источников.

В разных странах и в разные периоды существуют различные системы формирования доходов населения. Чаще всего выделяют 4 принципа распределения доходов населения:

1) уравнительное распределение – получение равных доходов всех членов общества;

В литературе можно встретить и другое, книжное название этого принципа – эгалитарное распределение.

2) рыночное распределение – получение различного дохода каждого из владельцев того или иного фактора производства;

3) распределение по накопленному имуществу – получение дополнительных доходов тех, кто накапливает и передает по наследству какую-либо собственность;

4) привилегированное распределение – льготное распределение для определенного круга лиц.


На практике распределение доходов возникает на основании различных подходов и теорий. Например, теория предельной производительности: чем больше человек производит, тем выше доход, который возникает у него как вознаграждение за произведенное.

Однако применение такого подхода не всегда оправдано.

Происходит это потому, что:

– несовершенная конкуренция не всегда адекватно отражает величину затраченного труда на производство того или иного вида товаров;

– неравенство в распределении и перераспределении доходов является объективным фактором развития общества;

– в каждом обществе количество формирующих доходы всегда меньше тех, кто становится их обладателем, поэтому применение принципов справедливости носит крайне относительный и ограниченный характер.

В начале XX века во всех странах получила развитие политика перераспределения доходов, которая направлена на более справедливое распределение национального дохода. Эта политика является составляющей социальной политики государства.

Перераспределение доходов населения – использование налогообложения, государственных расходов и контроля для изменения распределения реальных доходов.

Персональное распределение доходов населения осуществляет государственная власть. Главным инструментом перераспределения доходов населения в стране является государственный бюджет, который предполагает наличие механизма социального обеспечения населения.

Государственная политика перераспределения доходов населения направлена на решение двух главных задач:

– оказание помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения;

– нейтрализация инфляционного обесценения доходов и сбережений населения.

Перераспределение доходов реализовывается в виде передачи денег богатыми бедным – это вертикальное перераспределение доходов населения.

Перераспределение доходов через государственный бюджет в рамках отдельных социальных групп показывает, что эти группы сами платят за социальные выгоды, которые они получают во всей их совокупности. Такое перераспределение получило название горизонтальное перераспределение доходов населения.

Вмешательство государства в процесс перераспределения доходов экономисты оценивают по-разному. Так, Б. де Жувенель выдвинул тезис в «Этика перераспределения», согласно которому перераспределение является не столько передачей доходов богатых бедным, сколько передачей власти от индивида государству, и что перераспределение есть инструмент усиления власти.



Государственная политика доходов – это достаточно сложный механизм государственного регулирования перераспределения доходов с помощью налоговых, бюджетных, кредитных, ценовых и других рычагов.

Она включает меры и нормы законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленные на обеспечение роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания и справедливого распределения.

Рыночное распределение доходов на основе конкурентного механизма спроса и предложения на факторы производства приводит к тому, что вознаграждение каждого фактора происходит в соответствии с его предельным продуктом. Естественно, указанный механизм не гарантирует равенства в распределении доходов, и в настоящее время наблюдается значительное неравенство в их распределении. Но современной рыночной экономике соответствует и определенный социальный критерий

– наделение каждого домохозяйства доходом, обеспечивающим достойную жизнь, независимо от результатов хозяйственной деятельности. Именно этот, хотя и весьма абстрактный критерий, определяет масштабы вмешательства государства в перераспределение дохода [19].

3. Основные направления развития социальной политики РФ
3.1 Проблемы социальной политики РФ и пути их решения
Социальная политика – это совокупность принципов, норм и методов государственного воздействия, направленных на регулирование и обеспечение условий жизни общества и отношений между социальными группами. Объект социальной политики – это положение человека, классов и социальных групп в обществе и все аспекты народного благосостояния.

Субъект социальной политики – это государственные ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры, профессиональные работники, а также отдельные граждане.

Необходимое формирование социальной политики определяется тем, рыночный механизм гарантирует высокий уровень жизни лишь людям, которые более способны, образованы, физически крепки и так далее. Все же в обществе существуют люди, которые по объективным причинам не могут обеспечить себе даже минимальный уровень благосостояния.

В современной России система социального обеспечения, как и само общество, переживает переходный период. Концепция социального обеспечения, как и социальной защиты населения в целом, применительно к новым политическим и экономическим условиям постоянно находится в процессе видоизменения и совершенствования. По многим ее положениям среди специалистов отсутствует единство мнений. Новая система формировалась на базе утверждаемых государством концепций и программ. Однако экономический кризис не позволяет реализовать их в полном объеме, поэтому преобразования проводятся по частям в зависимости от их приоритетности для будущего функционирования системы в целом. На рисунке 3 представлены основные направления социальной политики государства.




Рисунок 3 – Основные направления социальной политики государства
Современный этап характеризуется активным правовым регулированием отношений по социальному обеспечению, направленным на поэтапное преобразование системы социального обеспечения в целях ее органичного включения в структуру новых экономических отношений и смягчения процесса адаптации к ним социально слабых категорий населения[2].

Как показывает зарубежный опыт, одно из наиболее перспективных направлений в решении проблем социального обеспечения в нынешних условиях России - это достижение сбалансированности экономических возможностей государства и содержания социального обеспечения граждан. Во многом оно определяется сегодняшним состоянием экономической системы страны и социальным содержанием проводимых реформ. Из этого вытекает обязанность государства защищать социальные права человека, помогать тем, кто не может самостоятельно обеспечить свое существование в обществе. Эта помощь должна идти от тех членов общества, которые оказались наиболее подготовленными к жизни в этом обществе.

Низкая доля участия государства в перераспределении созданного валового продукта привела к заработной плате, которая многократно ниже оплаты труда многих европейских стран. Как видно, основные индикаторы социального качества в российской действительности подчеркивают нерешенность важнейших условий социального обеспечения человека. Как результат - явное противоречие между социальной сущностью государства и конституционными обязанностями[10]. В таких условиях государству сложно реализовать сбалансированность экономических возможностей и объемы гарантированных социальных благ.

Стремление сбалансировать рыночные начала и государственную систему социального обеспечения всегда являлось центральной политикой практически всех европейских стран, особенно тех стран, которые придерживаются концепции «государство благосостояния». Данная концепция, по мнению ученых, постоянно видоизменялась в поисках приемлемой модели экономического развития и новых сущностных черт природы социального государства, выдвигаемых реальной практикой. Е.А. Лукашева справедливо отмечает: «... социальное государство не является статичным. Находясь в постоянном движении, в непрерывно меняющихся условиях, концепция социального государства нуждается в постоянных пересмотрах и адаптациях».


В российском обществе проблема сбалансирования экономического развития и государственной социальной поддержки касается аспекта обеспечения синхронности базовых направлений реформ: экономической, социальной, культурной[10]. Не решив эту проблему, невозможно обеспечить баланс экономического развития и государственной социальной поддержки.

В современном глобализирующемся мире зреющие социальные тенденции Россия в состоянии преодолеть только путем повышения удельного веса государственных средств производства и ответственности государства за создание регулирующих механизмов, вводящих рыночные отношения в цивилизованные рамки[12]. Поскольку государство предназначено для выражения общенациональных интересов, общество не может обходиться без государственного регулирования развития сфер экономики. «Даже во времена высшего расцвета экономической свободы, - пишет Г. Пайпс, - правительство повсюду так или иначе вмешивалось в экономические и социальные дела: бездеятельное государство - понятие столь же мифическое, как и первобытный коммунизм». Регулирующая роль государства будет решающим фактором укрепления материальных устоев общества и на этой основе - создания эффективной системы социального обеспечения.

В этих условиях усиливается потребность в поисках оптимального баланса свободы предпринимательства, частной инициативы и социальной справедливости, социальных обязательств государства перед человеком. Отдельные авторы основную причину неэффективности системы социального обеспечения видят в несправедливом распределении собственности, созданной всем народом, оказавшейся в руках небольшого круга людей. Ввиду того что по своей экономической природе отношения по социальному обеспечению являются отношениями по перераспределению созданного материального богатства в пользу людей социального риска, то и выделяемые государством для этих целей материальные средства должны определяться исходя из экономических возможностей государства. При этом следует отметить, что государство, даже экономически развитое, не в состоянии удовлетворить в полном объеме разнообразные потребности людей. Исходя из этого «... объем социальных благ, предоставляемых через систему социального обеспечения, жестко нормируется путем законодательного закрепления круга обеспечиваемых, видов обеспечения, условий их предоставления и размеров». Такое нормирование считается важным механизмом, с помощью которого вся система работает для достижения цели повышения благосостоянии населения. Эффективность функционирования системы зависит от того, насколько она научно обоснована и социально