Файл: кубанский государственный аграрный университет имени и. Т. Трубилина.doc
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 2605
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социальное положение в современной РФ можно охарактеризовать как сложное. Для большей части населения, размер выплачиваемых пенсий низок, заработная плата ниже прожиточного минимума. Обострились проблемы совершенствования социально - экономической стратегии понижения уровня безработицы, увеличения занятости людей, получения достойной заработной платы, улучшения качества медицинского обслуживания, обеспечения и поддержки пенсионеров, семьи, материнства, детей, инвалидов на всех уровнях работы государственной власти. Переход к рыночной экономике испытывает необходимость в построении в стране соответствующей системы социальной защиты населения, с учётом меняющихся внешних и внутренних условий.
К основным недостаткам существующей системы социальной защиты населения, тормозящим ее развитие, относят:
-
недоработки в правовой области: законодательство, регулирующее социальную область, отличается сложностью и непрозрачностью, сформированное не в зависимости от социальных рисков и оснований выплат, а в большей степени по типам пособий; -
несправедливость и низкая мотивация добровольного участия в самостраховании: отсутствие преференций работникам реального сектора экономики, исполняющим налоговые обязательства, перед непроизводящими отчисления, при получении социальных пособий; -
неполная прозрачность учета: отслеживание процессов распределения и получения пособий затруднено из - за отсутствия индивидуальной идентификации или базы данных социальных ведомств, их электронные базы не объединены.
Сохранение существующей системы без изменений может привести к ухудшению показателей деятельности и снижению возможностей в решении задач социальной защиты населения[17].
Особой целью, в области совершенствования данной системы, выступает установление упорядоченных и устойчивых связей между всеми уровнями и учреждениями социальной инфраструктуры, которые обеспечивают ее функционирование. Многие слои населения все еще экономически и социально уязвимы, находясь в экономической маргинализации. Факторами, которые усугубляют ситуацию, часто оказываются пространственная локализация производственной деятельности, гендерная или этническая принадлежность, инвалидность.
Негативные социальные стороны в сфере социальной защиты невозможно устранить за малые сроки. Для того, чтобы усовершенствовать инструменты социальной защиты населения необходимы время, ресурсы (правовые, организационные, материально-технические и пр.), квалифицированные специалисты (социальные работники, медики, юристы, ортопеды, архитекторы, инженеры, протезисты, психологи, педагоги и иные), активная поддержка общественных организаций и всего населения.
При действующем состоянии федерального и территориального бюджетов в РФ невозможно поставить задачу полного преодоления бедности, которая фактически подразумевается в законах «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и «О государственной социальной помощи». Об этом свидетельствуют расчеты показателя глубины бедности, базирующиеся на данных бюджетных обследований домохозяйств. Под глубиной бедности, в данном случае, понимают совокупный объем адресных социальных выплат, который потребовался бы ежемесячно для доведения уровня потребления во всех бедных домохозяйствах до уровня официального прожиточного минимума.
Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, которая способна улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, а также предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.
К числу основных задач, которые решаются в области социальной защиты относятся:
-
реформа жилищного сектора; -
упорядочение существующей системы компенсаций и льгот, увеличением обоснованности их предоставления; -
точное разграничение ответственности и полномочий в решении социальных вопросов; -
пересмотр всех принципов функционирования страховых институтов и пенсионной системы; -
увеличение эффективности расходования бюджетных средств в социальной области на базе совершенствования соответствующих секторов на пути развития управляемой конкуренции между организациями, которые предоставляют социальные услуги гражданам, и расширения прав потребителей услуг в принятии финансовых решений.
Пути совершенствования в области социальной защиты населения будут базироваться на нескольких общих принципах и проводиться по следующим направлениям:
-
перевод социальных пособий в адресную форму, для направления их преимущественно семьям с доходами ниже уровня бедности; -
сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, постепенная замена субсидий на адресные выплаты нуждающимся категориям населения; -
предоставление любых видов социальной помощи с учетом совокупного материального положения семьи, а не только отдельных ее членов; -
перевод системы социальной защиты семей, не относящихся к категориям бедных, на страховую основу с сохранением принципов солидарности и обязательности.
Осуществление вышеуказанных принципов поможет получить одновременное усиление социальной поддержки малоимущих, увеличения эффективности социальной защиты населения и качества социальных услуг, предоставляемых семьям, которые не относятся к категории бедных, а также приведения социальных расходов в соответствие с настоящими финансовыми возможностями государства.
При развитии системы социальной защиты следует обратить большее внимание и на кадровое обеспечение. Эффективную социальную защиту на всех уровнях управления невозможно обеспечить без достаточного количества высококвалифицированных специалистов в различных областях социальной защиты.
К основным направлениям совершенствования исследуемой системы относится и информационное обеспечение. Речь идет о повышении эффективности методик и методологии получения социальной статистики, комплексном подходе к отображению и анализу социальной сферы. Должна быть поставлена и реализована задача получения не средних показателей, которые характеризуют отдельные стороны жизнедеятельности людей, изолированные факты и явления, а отражение целостной картины социальных явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимозависимости.
Необходимо разработать и внедрить единую комплексную систему мониторинга социально - экономического положения населения и развития социальных процессов, включающих: мониторинг эффективности принимаемых управленческих решений, в том числе в области уровня жизни и социальной защиты населения, важнейшие социальные индикаторы в области условий жизни и трудовой деятельности, занятости, доходов и расходов населения, потребления и потребительского рынка, социальной защиты и социального развития населения, жилья, миграции, экологии, образования, культуры, медицинского обслуживания и т.д.
Все меры по социальной защите должны быть сбалансированы по интересам различных социальных групп населения и политических сил, ресурсам и финансовым средствам, увязаны по срокам, ориентированы на одну цель - повышение благосостояния населения государства.
Сохранение существующей системы социальных выплат и льгот без изменений означает поддержание системы социальной защиты, при функционировании которой, при нехватке средств для финансирования наиболее значимых социальных пособий и оказания социальной помощи социально уязвимым категориям населения, только четверть средств направляется малообеспеченным слоям населения, а остальные средства идут на социальную поддержку обеспеченных семей, увеличивая социальную дифференциацию. Такая ситуация представляется не только неэффективной, но и противоречащей Конституции РФ, которая провозглашает Россию социальным государством.
Реализация вышеперечисленных мер по совершенствованию инструментов социальной защиты населения позволит:
-
реализовать системный подход к решению вопросов бедности в рамках социальной защиты населения; -
повысить эффективность социального обеспечения, перенеся основную финансовую нагрузку на страховую составляющую; -
избежать социального отторжения бедных, при условии увеличения прожиточного минимума как счет его социальной составляющей; -
предотвратить дальнейшее усиления социальной напряженности в обществе вследствие поляризации населения по уровню доходов.
В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств утраты способности самообеспечения, потери источников средств существования. Преодолеть их самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека. Но они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности, создавая систему социального обеспечения, приемлемую на данном этапе развития общества.
3.2 Характеристика социальных программ РФ
Правительством на регулярной основе рассматриваются и принимаются различные социальные программы. Каждая из них основывается на законодательных актах. Эти программы направлены на поддержание нуждающихся граждан и улучшение их жизненного уровня. Сферы деятельности, которые охватывает подобная социальная поддержка, могут быть различными: здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, образование и прочее.
Понятие социальной программы - это совокупность мероприятий, направленных на поднятие жизненного статуса определенной части населения. Как правило, в мерах социальной поддержки нуждаются пенсионеры, семьи, имеющие статус многодетных, инвалиды, участники ВОВ.
Осуществляется данная государственная помощь за счет федерального бюджета. По своей направленности социальные программы могут осуществляться как на федеральном, так и на региональном уровне. Воплощение любой социальной программы в жизни требует прохождения нескольких стадий:
-
определение цели; -
конкретизация всех задач; -
выявление целесообразности программы на экономическом уровне; -
составление подробного списка планируемых мероприятий; -
определение круга лиц, которые будут ответственны за проведение программы; -
разработка финансовых затрат, распределение бюджета; -
указание последствий, которые ожидаются после внедрения конкретно социальной программы.
В последнее время Правительство РФ принимает всё больше мер для поддержания различных слоев населения. Государство стремится охватить как можно больше сфер деятельности. Однако цели таких преобразований зачастую схожи: поддержание нормального образа жизни нестабильной части общества, наиболее уязвимых категорий граждан, целенаправленное распределение федерального бюджета, контролирование процесса оказания конкретных услуг населению, оказание помощи людям, попавшим в трудную ситуацию.
Социальные программы могут быть реализованы в виде денежных компенсаций, предоставление субсидий, а также назначения всевозможных льгот.
В зависимости от типа поддержки, разрабатывается конкретная социальная программа. Предоставление материальных благ - внедрение системы субсидий, предоставление льгот, поддержка государства в части погашения ипотечных займов. Также предоставление жилого помещения. Образование услуги - предоставление льготных мест в образовательных учреждениях, переквалификация в профессиональной среде, организация различных курсов. Помощь в развитии - поддержка бизнесменов небольших предприятий, содействие в развитии села, контролирование сегмента безработных.
В зависимости от целей, а также направленности на определенную группу населения, социальные программы делятся на следующие виды: жилищные, образовательные, в сфере здравоохранения, пенсионные, развитие села.
В поддержке государства нуждаются те категории граждан, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить себя должным образом. Приоритетными для социальной поддержки являются следующие группы населения: многодетные семьи, малоимущие семьи, ветераны войны, ветераны труда, инвалиды, сироты, пенсионеры. Могут быть внедрены социальные программы, направленные на конкретную часть лиц. Существующая программа на субсидирование жилья «Молодая семья» подразумевает помощь лицам, чей возраст не превышает 35 лет.
Реализация социальных программ в России происходит за счет бюджета государства, а также бюджета местных властей. Существуют также программы, которые обеспечиваются средствами и государственного бюджета, и местной казны.
Обеспечение только за счёт государства имеют социальные программы, поддерживающие группу федеральных льготных лиц. Программа по обеспечению жильем вынужденных переселенцев с Крайнего севера и приравненных к нему территорий, молодых ученых, ликвидаторов аварий в местах радиации, а также военных в запасе. Военные по условиям данной программы получают жильё, оформив при этом договор социального найма помещения. Остальные категории указанных граждан получают единовременное пособие, которое позволяет приобрести жильё или начать собственное строительство.