Файл: Саморегулирование аудиторской деятельности по учебной дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Аккредитация профессиональных аудиторских объединений подразумевает их официальное признание и регистрацию в уполномоченном федеральном органе государственного регулирования аудиторской деятельности. Право получить статус аккредитованного имеет профессиональное аудиторское объединение, членами которого являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций. В дальнейшем планируется, что такой статус смогут получить те объединения, членами которых на момент аккредитации будут являться не менее 3000 аудиторов или не менее 1500 аудиторских организаций. Зарубежный опыт показывает, что укрупнение и укрепление аудиторских объединений положительно повлияет на развитие аудиторской профессии. При большом количестве саморегулируемых аудиторских объединений (САО), по мнению ряда авторов, существует вероятность того, что они из-за опасения потерять старых членов и стремления привлечь новых будут предлагать более удобные условия членства, ослабляя контроль за качеством Потапова Е., Мамедова Л. «Родственные души»//Новые системы финансового учета. - 2006. - № 1. - С. 10.. Укрупнение САО, несомненно, позволит монополизировать саморегулирование аудиторской деятельности. Количественные ограничения, установленные в законопроекте, могут существенно изменить ситуацию, сложившуюся на рынке аудита, так Минфину России будет легче осуществлять контроль за ограниченным числом САО Руднев В. «Новые стандарты аудита»//Аудит и налогообложение. - 2002. - № 12. - С. 18.. Например, А.Ю. Тотьева указывает, что ограниченное количество САО на рынке аудиторских услуг может создать ситуацию, когда аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, выполняя требования законопроекта, будут вынуждены соглашаться и на не выгодные для себя условия членства, поскольку у них не будет возможности выбирать САО в силу небольшого количества последних на рынке аудиторских услуг Тотьева А.Ю. «Правовой статус саморегулируемых аудиторских объединений»//Налоги. - 2006. - № 1. - С.11..

Помимо количественного состава аудиторское объединение должно выполнять и другие требования, в частности иметь соответствующие рабочие органы, разработать обязательные для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, кодекс профессиональной этики, а также систему контроля за соблюдением установленных правил и качеством проводимого аудита.


Необходимо отметить, что существуют две позиции в части определения статуса саморегулируемых организаций:

- саморегулируемые организации как продолжение государственного регулирования аудиторской деятельности и его замена;

- саморегулируемые организации как инструмент обеспечения саморегулирования участников гражданских правоотношений с основной задачей способствовать самоорганизации этих отношений.

Роль САО на нынешнем этапе развития аудиторской деятельности рассматривается с точки зрения эффективности их работы по повышению качества аудита бухгалтерской отчетности, проводимого членами этих объединений, результативности принимаемых мер по развитию профессии, организации взаимодействия с предприятиями и организациями - потребителями аудиторских услуг Соколов Б.Н. «Профобъединения аудиторов сегодня»//Аудит и налогообложение. - 2004. - № 11. - С. 12.. Профессиональные объединения разрабатывают стандарты и правила для своих членов, следят только за их соблюдением и не могут наделяться государственно-властными полномочиями, пишет Д.О. Грачев Грачев Д.О. «Саморегулируемые организации: проблемы определения правового статуса»//Журнал российского права. - 2004. - № 1. - С. 8.. Существует и другое мнение. Например, Л.И. Булгакова указывает, что "развитие саморегулируемых профессиональных объединений аудиторов - одно из направлений развития аудиторской деятельности" Булгаков Л.И. Аудит в России: механизм правового регулирования. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - С. 122.. Автор считает, что передача САО ряда функций, относившихся к государственному регулированию, позволит обеспечить единые условия и требования к своим членам, повысить качество аудиторской деятельности. В то же время совсем отказаться от участия государства в регулировании аудиторской деятельности нельзя, тому свидетельство - последние скандалы, связанные с проведением аудита крупных зарубежных компаний (Enron, Worldcom, Swissair).

К настоящему времени сложились все условия для укрепления роли в регулировании аудиторской деятельности профессиональных объединений. Такие задачи, как подготовка аудиторов, разработка правил (стандартов) аудиторской деятельности, осуществление большей части контроля за качеством работы аудиторов, в полной мере могут решаться ими. Учитывая грядущую отмену лицензирования аудиторских организаций, а также проекты поправок в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", можно отметить, что такой вопрос рассматривается. Федеральным законом от 02.07.2005 № 80-ФЗ были внесены дополнения в ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которым с 01.01.2006 предполагалось отменить лицензирование аудиторской деятельности.



Объектом аудиторской деятельности выступает информация о финансово-хозяйственной деятельности субъекта и прежде всего бухгалтерский учет и финансовая (бухгалтерская) отчетность. Правовая регламентация и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, в том числе бухгалтерской отчетности, закрепляются в законодательстве о бухгалтерском учете.

аудит бухгалтерский учет

Заключение

Аудит составляет неотъемлемую часть инфраструктуры рыночной экономики государства. Как экономическая деятельность, аудит представляет собой общественные отношения по осуществлению аудиторских услуг, направленных на удовлетворение потребностей в информации о финансово-хозяйственной деятельности участников рынка, и тем самым способствует его нормальному функционированию. В связи с этим важную юридическую роль приобретают понятия "аудит", "аудиторская деятельность".

В Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность (аудит) определяется как предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

В России выбрана модель с сильным государственным регулированием. Законодательно определены все важнейшие элементы системы регулирования: сущность и цели аудита, субъекты аудита, их права, обязанности и ответственность; сформулированы критерии обязательного аудита и др. Аттестация аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности, утверждение правил (стандартов) в соответствии с законом отнесены к компетенции государственных органов.

В целом можно отметить позитивные тенденции развития аудиторской деятельности в России, имеющие место в российском законодательстве. В то же время сохраняется ряд сложных, спорных моментов. Их преодоление - важный шаг к становлению нового института финансового права - аудита, без надлежащей правовой регламентации которого такая форма независимого контроля существовать не сможет.

Таким образом, принятая в России модель государственного регулирования включает все элементы обобщенной модели и может быть трансформирована в саморегулируемую модель. К тому же вопрос о сокращении сферы и функций государства в регулировании аудиторской деятельности достаточно актуален для России. Однако многие аспекты этой проблемы воспринимаются аудиторским сообществом неоднозначно.

Список использованной литературы:


  1. Арабян, К. К. Аудит. Теория, организация, методика и практика : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит» / К. К. Арабян. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 479 с.

  2. Аудит : учебник для бакалавров / А. Е. Суглобов, Б. Т. Жарылгасова, В. Ю. Савин [и др.] ; под ред. д. э. н., проф. А. Е. Суглобова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 373 с.

  3. Аудит : учебник для вузов / Н. А. Казакова [и др.] ; под общей редакцией Н. А. Казаковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 409 с.

  4. Аудит в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / под редакцией М. А. Штефан. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 238 с.

  5. Аудит в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / под редакцией М. А. Штефан. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 411 с.

  6. Аудит: проблемы оценки качества : монография / Е.И. Ерохина [и др.].. – Москва : Научный консультант, 2020. – 248 c.

  7. Белозерцева И.Б. Учет и аудит в организациях различных видов экономической деятельности : учебное пособие / Белозерцева И.Б.. – Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2021. – 319 c.

  8. Булыга, Р. П. Аудит бизнеса : учебник для студентов магистратуры, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика», «Финансы и кредит», «Государственный аудит», «Менеджмент» / Р. П. Булыга. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2021. – 343 с.

  9. Воронина, Л. И. Международные стандарты аудита: теория и практика : учебник / Л.И. Воронина. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 456 с.

  10. Зотиков Н.З. Налоговый аудит : учебное пособие для СПО / Зотиков Н.З., Арланова О.И.. – Саратов : Профобразование, 2021. – 182 c.

  11. Казимагомедов, А. А. Основы банковского аудита : учебник / А.А. Казимагомедов. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 183 с.

  12. Кочинев, Ю. Ю. Аудит в соответствии с международными стандартами : учебник / Ю.Ю. Кочинев. – Москва : ИНФРА-М, 2022. – 413 с.

  13. Кучеренко С.А. Аудит с использованием информационных технологий: практика применения : учебное пособие / Кучеренко С.А., Попов В.П.. – Саратов : Вузовское образование, 2020. – 111 c.

  14. Малинина, Л. Ю. Договор оказания аудиторских услуг: гражданско-правовые и экономические аспекты : монография / Л.Ю. Малинина. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 103 с.

  15. Международные стандарты аудита : учебное пособие для магистратуры / Л.Л. Арзуманова, Н.Ю. Орлова, О.С. Соболь, Ю.К. Цареградская ; отв. ред. Л.Л. Арзуманова, Ю.К. Цареградская. – Москва : Норма : ИНФРА-М, 2021. – 152 с.